Использование медиатехнологии при формировании коммуникативных навыков на уроке английского языка
статья по теме

Вираг Ирина Анатольевна

На современном этапе развития общества госудрству нужны специальсты, владеющие иностранным языком не на пассивном уровне (умеющем читать и переводить), а способные общаться с представителями других государств

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnyh_navykov.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков с использованием медиатехнологий на занятиях по английскому языку

Сущность опыта заключается в использовании медиатехнологий в формировании профессиональных компетенций выпускника колледжа по специальности 050303 «Иностранный язык», в частности формирование коммуникативных компетенций на занятиях по дисциплине «Практический курс иностранного языка».

В систему работы педагога входит использование медиатехнологий на уроках, во внеклассной и исследовательской деятельности студентов для повышения профессиональной компетентности выпускника колледжа.

В основу педагогического опыта положены коммуникативного обучения Е.И. Пассова, проблемного обучения Дж. Дьюи, Т.А. Ильиной, В. Оконя, Н.С. Якиманской, идеи использования информационных технологий и метода проектов (В.В. Гузеев, Г.А. Русских). (Е.С. Полат, О.И. Барменкова), концепция деятельностного подхода к проблеме усвоения знаний (ВыготскийЛ.С., Зимняя И.А., Леонтьев А.Н., Леонтьев А.А.)

Новизна опыта состоит в комплексном использовании технологий коммуникативного обучения иноязычной культуре, информационных технологий, технологии проблемного обучения,  метода проектов и медиатехнологий.

Доступность. Опыт может быть использован в системе работы среднего специального и общего образования при наличии соответствующей материальной базы.

Результативность.

Система работы способствует

  1. повышению профессиональной компетентности выпускника колледжа,
  2. развитию коммуникативных способностей студентов, реализации творческого потенциала студентов,
  3. увеличению числа студентов, желающих продолжить свое обучение по избранной специальности в ВУЗе, на факультете иностранных языков.
  4. высокий уровень коммуникативных навыков имеет подтверждение на олимпиадах, экзаменах, защите курсовых и выпускных квалификационных работ.

Проблема качественного обучения всегда была и будет актуальной. Сегодня на рынке труда востребованы интеллектуально развитые, коммуникабельные, конкурентноспособные специалисты, умеющие добывать необходимые знания. Необходим высокий уровень профессиональной квалификации выпускников средней профессиональной школы.

              Это условие потребовало от преподавателей поиска и использования в учебно-воспитательном процессе современных обучающих технологий.

              Наиболее эффективной формой обучения, на мой взгляд, является такая форма, когда процесс обучения тесно связан с активной деятельностью самого студента. Использование медиатехнологий на уроках иностранного языка – один из видов такой организации учебного процесса.

Необходимость широкого внедрения технических средств в обучении иностранным языкам обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного из важнейших дидактических принципов — принципа наглядности. Современные методы преподавания иностранных языков требуют внедрения в учебный процесс звуко- и видеозаписей, фильмов, учебных компьютерных программ. «Медиа» в переводе с латыни – «средство». Под медиатехнологиями в образовании в настоящее время понимают любые технологии, связанные с использованием массовой коммуникации.

Известно, что первая в мире учебная программа по медиаобразованию была разработана знаменитым канадским ученым Маршалом Маклюэном (M.McLuhan) в 1959 году для учащихся 11 класса школ города Торонто. До этого времени не существовало целостной концепции и системы медиаобразования (или медиаграмотности): до конца 50-х годов XX века образование на материале киноискусства, прессы, телевидения, радио и т.д. существовало в виде автономных направлений и программ.

Как известно, США с давних пор является мировым лидером в области медиакультуры. Американская пресса, радио, звукозапись и особенно кинематограф, телевидение и Интернет практически доминируют в информационном поле большинства регионов планеты. Влияние средств массовой информации и коммуникации США на формирование сознания подрастающего поколения всего мира трудно переоценить. Система американского медиаобразования с помощью Интернет-сайтов, публикаций, конференций оказывает влияние и на другие страны. Но уже сегодня медиаобразование является составной частью школьных учебных планов в 48 американских штатах из 50.

Бесспорно, эффективность медиаобразования целиком и полностью зависит от уровня соответствующей подготовки педагогов. Поэтому важнейшим аспектом является медиаобразование учителей.

В нашем колледже медиасредства используются широко и интенсивно. К примеру, преподаватели помещают план курса, программы, списки литературы и заданий в сеть Интернет.

        Кабинет иностранного языка имеет доступ к ресурсам сети Интернет с 8.00. до 17.00 ежедневно, кроме воскресенья. Поэтому студенты имеют возможность работать в сети во время урока и после него. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг включает в себя:

  1. электронную почту (e-mail);
  2. телеконференции (usenet);
  3. видеоконференции;
  4. возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
  5. доступ к информационным ресурсам:
  6. справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);
  7. поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);
  8. разговор в сети (Chat).

Эти ресурсы активно используются на уроке английского языка.

Написание личного, делового письма осуществляется непосредственно по e-mail. Все студенты заводят свой электронный ящик. Теле-и видеоконференции осуществляются через программу Skype. По заказу и под руководством преподавателя студенты создали сайт любителей иностранного языка. www.foreignteacher.ucoz.ru., где преподаватели и студенты выкладываю статьи, методические рекомендации, разработки мероприятий и уроков, таким образом, происходит обмен информацией, пополняется собственная «методическая копилка». Через Интернет студенты нашего колледжа активно участвуют в дистанционных эвристических олимпиадах Эйдос, задания которых проверяют знание языка в творческой.

Наиболее положительным в использовании ресурсов сети Интернет является его информативность, а также повышение мотивации обучения. Для данных занятий характерны самостоятельность студентов в выборе материала, их активность и заинтересованность. Используя Интернет, можно использовать любые банки данных и разные энциклопедии, непосредственно общаться на любых расстояниях с носителями языка.

Регулярное использование Интернета на занятиях делает процесс обучения языку более привлекательным для студентов, так как они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам. Благодаря электронной почте и Chat (англ. – «разговор») они могут общаться со своими сверстниками в любых странах. Студенты расширяют свой словарный запас, в первую очередь, бытовую лексику, улучшается их орфография.

Если в традиционном учебнике материал статичен, то в компьютере он подаётся с помощью аудио, видео и анимации, причем все тексты  аутентичные.

        Город Омутнинск является городом-побратимом с американским городом Делавер, штат Огайо. Осенью 2005 года мы выступили с инициативой приглашения в наш колледж студентов университета Уэслиен, г. Делавер, штат Огайо, США. С сентября по май велась переписка студентов, обучающихся на специальности 050303 «Иностранный язык», и преподавателей иностранного языка колледжа. Мы заочно знакомились друг с другом. В июне студенты и преподаватели  нашего колледжа получили прекрасную возможность попрактиковаться в говорении, чтении, аудировании, письменной речи, находясь в тесной коммуникации с носителями языка. Были внеклассная деятельность и занятия по «Практическому курсу иностранного языка», где в роли преподавателей выступили американкие студенты и профессор теологии Блэйк Майкл. В настоящее время студенты и преподаватели продолжают общаться, переписываясь  друг с другом.

Обучаясь на своей родине и не имея достаточных контактов с носителями языка, студент, как правило, не обладает необходимыми фоновыми знаниями (знания об окружающем мире применительно к стране изучаемого языка), поэтому он интерпретирует речевое и неречевое поведение говорящего-носителя языка с позиции своей культуры и своих норм поведения в определенных ситуациях общения. Это может привести к неправильному пониманию воспринимаемой информации и нарушению контакта.

Чтобы преодолеть эту трудность, язык, являясь феноменом определенной цивилизации, должен изучаться в контексте этой цивилизации. Данное положение находит отражение в социолингвистическом и социокультурном компонентах коммуникативной компетенции.

Для приобретения фоновых знаний и формирования на этой основе социолингвистической и социокультурной компетенций обучающийся должен получать необходимую информацию о стране изучаемого языка и ее народе. Источником могут служить фильмы к зарубежным учебникам, а также художественные фильмы, в том числе и сериалы, если действие в них происходит в стране изучаемого языка, учебные телефильмы.

Бесспорно, наилучший результат может быть достигнут за счет использования аудиовизуальных источников, и, в первую очередь, учебных фильмов к зарубежным курсам иностранного языка. Чтобы уяснить специфику поведения носителей языка, нужно видеть их, а также и обстановку, в которой происходит акт общения (магазин, метро, аэропорт, учебная аудитория, театр и пр.). Дело в том, что специфика обстановки оказывает существенное влияние на поведение общающихся. Кроме того, фильм позволяет познакомиться с характерными особенностями страны и жизни людей в ней. Поэтому следует использовать все возможные применения аудиовизуальных источников.

В своей практике на занятиях я использую DVD-магнитофон для демонстрации видеофильмов. К учебному видеофильму мною созданы практикум по работе с учебным видеофильмом «Conversational English», практикум по работе с аутентичным видеофильмом “Home alone -IV», «Ella Enchanted».

В основе возможности использования средств видео-наглядности при обучении иностранным языкам лежит тот факт, что динамичность является одной из основных характерных черт живой разговорной речи. Динамичность видеофильма придаёт речи наглядность, не достижимую никакими статистическими изображениями.

Одна из основных возможностей видео, не свойственная никаким другим средствам наглядности, - это способность создания речевой среды, которой так недостаёт студентам при обучении иностранному языку.

Таким образом, видео является незаменимым пособием там, где надо показать, как то или иное языковое явление отражает неречевую ситуацию.

Исходя из специфики учебных фильмов по иностранным языкам, можно сделать вывод, что одна из задач в преподавании иностранного языка – это обучение аудированию. Аудирование как вид речевой деятельности играет большую роль в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей и служит эффективным средством обучения иностранному языку.

Использование учебного кино можно рассматривать как высшую форму ситуативной наглядности. Студенты нашего колледжа как будущие учителя получают навыки работы не только с компьютером, магнитофоном, DVD-магнитофоном, но и с цифровой видеокамерой. Они создают свои учебные видеофильма по дисциплине «Практический курс иностранного языка» как средства моделирования необходимых учебно-речевых ситуаций для организаций обучающей речевой практики. Студенты пишут сценарий, выбирают место действия, проводят «кастинг» на исполнение главных ролей в фильме, осуществляют съемку, монтируют, озвучивают, накладывают дополнительную звуковую дорожку, используют спецэффекты.  Фильм «Are you looking for a flat?» был представлен на II Областном конкурсе образовательных видеоматериалов «Начинаем урок» в (2008 г.), и отмечен Дипломом III степени, «We are getting ready for the Olympic Games» был представлен на IV Областном конкурсе образовательных видеоматериалов «Начинаем урок» в (2010г.), и отмечен Дипломом III степени, фильм «Return and do it» был представлен на 5-ом областном молодёжном конкурсе игрового кино «Дебют» и был отмечен Дипломом 1 степени.

 Итак, особенность видеофильмов заключается в том, что они могут изображать коммуникативные ситуации наиболее полно. Кроме того, видео позволяет увидеть, где происходит действие. Материал урока должен соответствовать уровню знаний студентов на данном этапе обучения. При подборе материала учитываются индивидуальные особенности.

Такое ценное качество видео, как сочетание яркой формы кинонаглядности с возможностью многократного предъявления, с каждым годом находит всё большее признание в качестве эффективного обучающего средства при изучении иностранных языков и в нашей стране и за рубежом.

        Наиболее доступным техническим средством является магнитофон.

С помощью магнитофона можно проводить фонетический и словарный диктант. Такая работа способствует развитию слухового восприятия без зрительной опоры.

        Использование магнитофона позволяет преподавателю показать студентам иностранную речь в хорошем исполнении диктора, говорящего безукоризненно правильно и обладающего высоковыразительной речью Главное назначение магнитофона – дать возможность студентам анализировать свою речь в сопоставлении с эталоном.

         Одной из важнейших задач формирования профессиональной компетентности выпускника колледжа является приобщение студентов к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных песен, воспроизведение которых возможно на компьютере, магнитофоне,  DVD-плеере.

        Важно, чтобы содержание песни соответствовало разговорной и (или) грамматической теме. Мною создан и успешно используется  практикум по работе с аутентичным песенным материалом «Sing and learn English». Данный практикум включает в себя песни английских и американских исполнителей 70-90-ых годов 20 века и последние музыкальные новинки. С помощью разработанных заданий в данном практикуме студенты могут усовершенствовать навыки произношения, достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации, углубить знания по английскому языку, обогатить словарный запас, развить навыки и умения чтения и аудирования

        Песни подобраны с учётом интересов студентов. Необходимо не только фонетически верно исполнить песню, но и научить студентов передавать смысл песни через мимику, движения, работать с микрофоном и музыкальным сопровождением. Результаты работы представляются на концертах и других мероприятиях в колледже, например, на областном смотре-конкурсе «Рождественские встречи», «Легко ли быть молодым?» среди студентов ССУЗов Кировской области, которые стали традиционными и проводятся по инициативе предметно-цикловой комиссии преподавателей иностранных языков нашего колледжа. На конкурсе обычно широко используется драматизация, пантомима, танцы, подбирается соответствующее оформление, декорации, что способствует лучшему восприятию материала.

Технические средства обучения применяются в обучении иностранным языкам относительно давно. Первые лингафонные устройства появились в прошлом веке, и их распространение было обусловлено ростом популярности аудиовизуальных приёмов обучения. Хотя эти устройства и назывались лингафонными, большинство из них уже в то время включало как звукотехническую аппаратуру (магнитофоны, электропроигрыватели), так и проекционную: диа- и кинопроекторы, эпидиаскопы. По мере того как возрастало значение экранных пособий в процессе преподавания иностранных языков, менялся характер оборудования, и в начале 60-х годов в обиход прочно вошло понятие «языковая лаборатория». В языковых лабораториях нашли место не только лингафонные устройства, но и развитая система проекционной аппаратуры.

        Кабинет иностранного языка в нашем колледже оснащен мультимедиа-лингафонным комплектом Rinel-Lingo, который  в сочетании с мультимедиа возможностями компьютеров позволяет осуществлять звуковую и видеосвязь преподавателя со всеми студентами или группой студентов, а также речевую и видеосвязь студентов, объединенных в группу между собой. Студенты имеют возможность работать с предложенным материалом самостоятельно, в индивидуальном темпе. Преподаватель контролирует и корректирует работу каждого учащегося по готовой  Lingo-книге, а также  сам разрабатывает страницы Lingo-книги на основе методических материалов. Lingo-книга объединяет учебник, рабочую тетрадь, звуковое пособие, компьютер, то есть представляет собой учебно-методический комплект.

        Интерактивное обучение студентов английскому языку с использованием компьютерных технологий 

  1. расширяет кругозор;
  2.   использует различные коммуникативные каналы;
  3.   повышает мотивацию и познавательную активность;
  4.   способствует формированию коммуникативной компетенции;
  5.   позволяет применить личностно-ориентированную технологию обучения.

                На занятиях по английскому языку успешно используются готовые мультимедийные средства: English Platinum, Professor Higgins, Tell me More, Practical Course of English, Learn to Speak English, Английский: путь к совершенству 1, 2, 3, Лондонский курс английского языка.

        Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студента, воздействуют на эмоциональную сферу студентов.

        Программы отмечают успехи обучаемого, при необходимости подсказывают. Курсы применимы как для самостоятельных занятий, так и для работы с преподавателем. Непосредственно на учебном занятии используется наиболее яркая, эмоционально-окрашенная часть материала для презентации темы, более детальное рассмотрение которой может проходить на индивидуальных занятиях, консультациях и при самостоятельной работе в кабинете иностранного языка или в домашних условиях.

        Традиционно в колледже проводится неделя иностранных языков, целью которой является повышение мотивации к изучению иностранных языков, увеличение активного языкового запаса студентов, стимулирование в целом их интеллектуальной и языковой активности, расширения общего кругозора студентов, повышения их культурного уровня, развития творческих способностей.

        Главным принципом недели иностранных языков является вовлечение студентов всех групп, независимо от уровня их знаний иностранного языка, в события Недели, предлагая им задания и мероприятия посильного уровня.

        Неделя иностранных языков традиционно приурочивается к 14 февраля – Дню Святого Валентина.

        Неделе иностранного языка предшествует большая подготовка. Прежде всего, это оформление кабинетов плакатами, стенгазетами и другими наглядными материалами, созданными студентами по предварительным заданиям преподавателей, которые явились результатами творческих проектов. Тематика разнообразна: страны изучаемого языка, экология, образование, кино, изобретения, увлечения и т. д. В план мероприятий также вошли викторины “English-Speaking Countries”, „Deutschland“,  олимпиады по английскому и немецкому языкам, конкурс стенгазет-“сердец”, посвящённых традициям Дня Святого Валентина, конкурс-выставка стихов собственного сочинения и творческих переводов стихотворений с английского и немецкого языков. Лучшие переводы оформляются в сборник стихов, которые сопровождаются фотографиями и иллюстрациями.

        Ключевым событием Недели является – гала-концерт, который состоит из спектакля, концертных номеров на иностранном языке, награждения победителей в каждом конкурсе. Хочется отметить, что студенты других специальностей принимают активное участие во всех мероприятиях.

        Самое главное, неделя иностранных языков способствует развитию творчества студентов, создаёт эмоционально положительную атмосферу сотрудничества, направлена на положительное психологическое взаимодействие преподавателя и студента. Студенты – будущие учителя выступают на данном мероприятии не только в роли участников, но и первых помощников преподавателей. Таким образом, они видят прекрасный пример организации подобного мероприятия и в дальнейшей профессиональной деятельности могут применить полученные навыки по организации мероприятия подобного вида.

Студенты нашего колледжа демонстрируют умения пользоваться всеми техническими средствами обучения, что они демонстрируют на практике  пробных уроков и на Государственной практике в качестве учителей иностранного языка, а также при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, которые носят проектный характер. (Создание различных практикумов по работе с видеофильмами, песнями, поэтическим материалом, страниц Lingo-книги, компьютерных тестов.)

Применение технических средств – одна из характерных черт современного развития средней профессиональной школы и педагогики. Технические средства необходимы для повышения качества обучения. Технические средства дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.

Занятие с применением технических средств – это качественно новый тип урока, на котором преподаватель вынужден согласовывать методику своего объяснения учебного материала с той методикой, которая принята в телевизионной передаче, кинофильме, звукозаписи и т. д.

Известно, что лучше усваивается тот учебный материал, который оказывает на студентов эмоциональное воздействие, и прочнее те знания, которые не только усвоены, но и пережиты.

Аудиовещательные пособия, сделанные со вкусом, педагогическим тактом и мягким юмором, вносят свой вклад в создание  доброжелательной атмосферы, которая в свою очередь создаёт тот психологический настрой, без которого невозможна никакая плодотворная работа над овладением иностранным языком.

        С обобщением опыта по использованию медиатехнологий выступаю на заседаниях предметно-цикловой комиссии преподавателей иностранного языка колледжа, методического объединения учителей иностранных языков Омутнинского района, областных семинарах преподавателей иностранного языка ССУЗов Кировской области.

Я являюсь руководителем педагогической практики студентов специальности 050303 «Иностранный язык».

        Результаты педагогической деятельности представлены через:

  1. Повышение мотивации студентов к изучению английского языка.
  2. 87% студентов- выпускников колледжа по специальности 050303 «Иностранный язык» продолжают свое образование в ВУЗах по данной специальности заочно, одновременно работая учителями в школах Омутнинского и Афанасьевского района.
  3. 100%    студентов сдают Государственные экзамены на «4-5».
  4. Создан наглядный материал для использования на уроках в группах по другим специальностям, на практике в школе и в дальнейшей профессиональной деятельности.
  5. выпускник колледжа готов к успешной профессиональной деятельности.

Выпускницы прошлых лет Сюзева Ольга стала победителем окружного конкурса «Учитель года-2008», Паукова Анна преподает на кафедре иностранных языков Вятского Государственного Университета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие аудитивных навыков на уроках английского языка с помощью применения игровых технологий"

Данная статья посвящена такому  важному аспекту речи как аудирование. Развитие аудитивных навыков, является очень сложным процессом при изучении иностранного языка, и более того, требует сил и бо...

«Формирование лексических навыков на уроках английского языка в средней школе»

Доклад на тему "Формирование лексических навыков на уроках английского языка"...

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка через использование групповых форм работы

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка через использование групповых форм работы...

Формирование лексического навыка у младших школьников на уроках английского языка посредством использования упражнений

Рассматривается проблема формирования лексического навыка обучающихся на начальном этапе изучения английского языка, что является одним из важнейших аспектов языковой компетенции, а также необходимым ...

" Приемы формирования читательской грамотности на уроках английского языка".

Чтоо такое чтение и что такое функциональное чтение. Приемы читтельской грамотности на уроках английского языка. Как достичь успеха в чтении и в понимании прочитанного....

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка на примере использования УМК «Forward» под редакцией М.В. Вербицкой.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обуч...

Формирования функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ – технологии

В публикации  представлены методы и приемы ТРИЗ на уроках английского языка, способствующих достижению образовательных результатов. ТРИЗ -  технологию можно считать одним из эффективны...