Педагогический проект на тему: Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе
проект

Груздева Анна Анатольевна

Цели и задачи проекта.

Цель: создание системы организации образовательного процесса, способствующей формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе.

Участники проекта. Учитель русского языка и литературы, 5 класс МБОУ Спасской средней школы Даниловского района Ярославской области, родители.

Дальнейшее развитие проекта.

Тема данного проекта  актуальна. На основании диагностики, проводимой в течение года (срок реализации проекта), можно спрогнозировать дальнейшую судьбу проекта, внести коррективы, дополнения, изменения. Трудно научить детей грамотно писать, но это одна из важнейших задач, стоящих перед учителем русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_issledovanie.docx47.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

Спасская средняя школа

Даниловского района Ярославской области

Педагогический проект

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе

(методическая тема)

Срок реализации проекта – 1 год

Выполнила: Груздева Анна Анатольевна

2018 г.-2019 г.

План.

  1. Обоснование необходимости проекта.
  2. Цели и задачи проекта.
  3. Участники проекта.
  4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных задач.
  5. Рабочий план реализации проекта.
  6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.
  7. Оценка эффективности реализации проекта.
  8. Оценка рисков.
  9. Дальнейшее развитие проекта.
  10.  Список использованной литературы.


Обоснование необходимости проекта.

Изучение русского языка является одной из важнейших задач системы образования в целом. Овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной  - практическая цель обучения русскому языку. Поэтому формирование орфографической грамотности – составной части общей языковой культуры -  является залогом точности выражения мыслей  и взаимопонимания между людьми. Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько у ученика развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. умения «видеть» орфограммы, обнаруживать их в словах и определять их типы. Учёные, психологи, учителя ищут причины недостаточной орфографической зоркости, чтобы принять действенные меры по улучшению положения.

Например, после изучения правила о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, ученик успешно справляется с заданием по изученному правилу (вставляет в слова пропущенные буквы), но допускает ошибки непосредственно в тексте, с которым работает. Как можно объяснить эту ситуацию? Только отсутствием орфографической зоркости. Чтобы правильно вставить пропущенную букву, ученику необходимо решить уже предложенную орфографическую задачу, а чтобы правильно написать слова в тексте, с которым он работает, необходимо сначала самому поставить эту задачу перед собой, т.е. найти орфограмму.

Именно поэтому умение быстро обнаруживать орфограммы в тексте и определять их типы, т.е. орфографическая зоркость, является важнейшим базовым орфографическим умением, формированию которого нужно уделять большое внимание.

Проблемой формирования грамотности начали интересоваться уже очень давно.

Эту проблему подробно рассматривали в своих трудах многие лингвисты, психологи и методисты (Ф.И.Буслаев, Н.Ф.Бунаков, И.И. Срезневский, В.Л. Шереметевский, Ц.П.Балталон, В.Ф.Флеров, К.Д.Ушинский, Г.М.Дьячко и др.) Из учёных 20 века можно назвать следующих: лингвисты (И.О. Ильинская, М.В.Панов, С.М. Кузьмина и др.), психологи (Д. Н.Богоявленский, С.Ф.Жуйков, Г.Г.Граник, П.С. Жедек, В.В.Репкин и др.), методисты (Н.Н.Алгазина. М.Т. Баранов, М.Р. Львов).

Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, т.е. работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Эта способность должна закладываться в процессе обучения в начальных классах. Однако, за время обучения в 1-4 классах у большинства детей не формируется орфографическая зоркость. Считаю, что проблема формирования орфографической зоркости в 5 классе является актуальной, что и определило выбор темы моего проекта.

  1. Цели и задачи проекта.

Цель: создание системы организации образовательного процесса, способствующей формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе.

Задачи:

  1. Отработка навыка применения правила на практике:

- уметь ставить орфографические задачи, то есть находить орфограммы;

- определять тип орфограммы и относить ее к определенному правилу, то есть выбрать правило;

- применять правило, то есть правильно выполнить алгоритм решения орфографической задачи;

- осуществлять орфографический самоконтроль.

  1. Осуществление ежедневного контроля за качеством подготовки домашнего задания и выполнением работы над ошибками (информационный бюллетень «Как правильно выполнять домашнее задание по русскому языку»); систематическая работа над ошибками, что способствует актуализации цепи правильных знаний и затормаживанию неверных, привлечение родителей к решению данной проблемы.
  2. Пробуждение интереса к проблеме формирования орфографической зоркости с помощью творческих нестандартных заданий. Выполнение достаточного количества упражнений для автоматизации орфографических действий и формирования орфографического навыка.

  1. Участники проекта.

Учитель русского языка и литературы, 5 класс МБОУ Спасской средней школы Даниловского района Ярославской области, родители.

  1. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленной цели.

Задача 1.Отработка навыка применения правила на практике:

- уметь ставить орфографические задачи, то есть находить орфограммы;

- определять тип орфограммы и относить ее к определенному правилу, то есть выбрать правило;

- применять правило, то есть правильно выполнить алгоритм решения орфографической задачи;

- осуществлять орфографический самоконтроль.

Процесс решения орфографической задачи проходит несколько ступеней.

Первая ступень - учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму. Ученик ставит перед собой цель, осознает задачу.

Вторая ступень - поиск способа решения орфографической задачи: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.

Третья ступень - составление алгоритма выполнения действия по правилу. Планирование действия по этапам.

Четвертая ступень - выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану - поэтапно.

Пятая ступень - повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму - в изменяющихся условиях и вариантах.

Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.

Одним из условий успешного формирования орфографического навыка является развитие орфографической зоркости - умения обнаруживать в словах, сочетаниях слов, текстах орфограммы. Орфографическая зоркость предполагает также способность обнаруживать ошибки. Орфографическая зоркость развивается в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем. При систематической отработке это умение автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и распознавание орфограмм.

Задача 2.        Осуществление ежедневного контроля за качеством подготовки домашнего задания и выполнением работы над ошибками (информационный бюллетень «Как правильно выполнять домашнее задание по русскому языку»); систематическая работа над ошибками, что способствует актуализации цепи правильных знаний и затормаживанию неверных, привлечение родителей к решению данной проблемы.

Домашнее задание — задание, задаваемое учителемученикудля самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер.

Можно выделить следующие виды домашнего задания:

         1. По способу выполнения

         - устные

         - письменные

         - предметно - практические

2.     По процессам усвоения

- на восприятие нового материала

- на осмысление усвоенного материала

- на укрепление полученного материала

- на применение имеющихся знаний

3.     По учебным действиям

- исполнительные

- творческие

4.     По степени индивидуализации

- общие

- дифференцированные

- индивидуальные

Классификации видов домашних заданий по различным критериям могут быть довольно разнообразными. Главное то, как качественно оно выполнено.

Для выявления трудностей, связанных с подготовкой домашнего задания  проводится среди учащихся анкетирование.

Анкета

1. Сколько времени ты готовишь домашнее задание?

2. Всегда ли ты его выполняешь?

3. Если нет, назови причину:

а) не понимаешь материал;

б) не успеваешь выполнить;

в) лень;

г) неинтересные и однотипные

д) другие причины.

4. На каком этапе урока задается домашнее задание чаще всего?

5. Домашнее задание анализируется или нет? Даются рекомендации по его выполнению?

6. Если ты не понимаешь материал ДЗ, то обращаешься:

а) к учителю;

б) к родителям;

в) к товарищу;

г) не пытаешься разобраться.

После обработки результатов анкеты нужнопонять, в чём трудности у ученика в процессе подготовки домашнего задания. И уже с учётом результатов анкеты нужно выпустить информационный бюллетень «Как правильно выполнять домашнее задание по русскому языку». Результаты анкетирования обязательно довести до сведения родителей, чтобы контроль за выполнением домашнего задания проводился со стороны учителя, и со стороны родителей. Ежедневная проверка тетрадей с домашним заданием и наличие в них работы над ошибками – ещё один важный шаг к повышению грамотности у учащихся.

Задача 3.        Пробуждение интереса к проблеме формирования орфографической зоркости с помощью творческих нестандартных заданий. Выполнение достаточного количества упражнений для автоматизации орфографических действий и формирования орфографического навыка.

На уроках русского языка необходимо использовать приёмы, в наибольшей степени способствующие  развитию орфографической зоркости, которые в то же время являются интересными и увлекательными для пятиклассников.

1.     Списывание.

Алгоритм списывания:

  1. Внимательно прочитай предложение.
  2. Повтори его, не заглядывая в текст.
  3. Подчеркни в предложении все орфограммы.
  4. Прочитай предложение орфографически.
  5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
  6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
  7. Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Чтобы вызвать желание и поддержать заниматься списыванием дома, можно предложить (по желанию) выписать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Детям и родителям можно рекомендовать «устное списывание», заключающееся в следующем: в течение 10-15 минут ребёнок читает текст вслух, затем мама называет любое слово из этого текста, а ребёнок диктует это слово уже орфографически. Ошибки анализируют вместе.

Время для списывания желательно отводить на каждом уроке, иногда оно может сводиться к написанию одного предложения. Списывание может дополняться грамматическими заданиями.

  1. Выборочное списывание.

Выборочное списывание является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам, поэтому данной форме работы необходимо уделить особое внимание.

Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательное предложение, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

3.     Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

Комментированное письмо - это вид упражнения, который включает в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.

4.     Письмо с орфографическим проговариванием.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята заинтересовываются и начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок, целесообразно при выполнении любых упражнений. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому в «памяти» движений остаётся память движений речевого аппарата.

Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.

  1. Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

6. Скоростное письмо.

Ученики 5 класса с интересом относятся к заданиям такого рода. Самым эффективным приёмом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

  1. Совместное чтение текста с учителем хором. (Орфоэпическое).
  2. Самостоятельное чтение хором.
  3. Коллективное объяснение орфограмм.
  4. Подсчёт количества предложений в тексте.
  5. Чтение по предложениям.
  6. Орфографическое чтение.
  7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.)
  8. Подсчитать количество записанных слов, цифру вынести на поля.
  9. Проверка написанного.

7.Письмо по памяти.

Проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами, заполнение которых основано на зрительном восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк (стихотворный или прозаический), объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на ещё не изученные правила. Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.

Письмо по памяти проводится по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

8.     Диктанты.

 Объяснительно – предупредительные диктанты.Применяются с целью закрепления полученных орфографических навыков. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям или предложение. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Затем дети записывают в тетрадь. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчёркиваются. Можно записывать текст на доске одновременно с записью в тетрадях. Ценность этого диктанта в том, что учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные в орфографическом написании слова и решают, как нужно их писать. Этот вид диктанта лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.

Выборочный диктант. Ставит целью отработать правописание слов на изучаемое правило. Этот вид ценен тем, что при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объёму материал. При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определённой орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Диктант можно усложнить дополнительными заданиями.

Свободный диктант. Это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.

Зрительно-слуховые диктанты. Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова.

«Проверяю себя».Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

 Словарный диктант.

9.Орфографические минутки

Оригинальные вопросы и задания, занимательные задачи орфографических минуток не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются существенным условием сохранения материала в памяти. Орфографические минутки занимают до 10 минут урока, однако помогают освежить в памяти необходимый на уроке материал. Орфографическая минутка становится ещё и связующим звеном в уроке, обеспечивая плавный переход от одного этапа урока к другому. Орфографическая минутка проводится в начале урока во время или после каллиграфической минутки, или в конце урока на этапе закрепления изученного материала.

  1. Рабочий план реализации проекта.

Дата

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

подготовительный этап

сентябрь

МБОУ Спасская средняя школа Даниловского района Ярославской области

Изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы.

констатирующий этап

октябрь - декабрь

МБОУ Спасская средняя школа Даниловского района Ярославской области

На основе орфографических упражнений, тестирования, педагогического наблюдения был выявлен общий уровень сформированности орфографической грамотности на начало реализации проекта; были определены задачи и подготовлено методическое обеспечение исследования, разработана комплексная система работы по формированию орфографической зоркости.

формирующий этап

январь - май

МБОУ Спасская средняя школа Даниловского района Ярославской области

Комплексная система работы по формированию орфографической зоркости.

заключительный этап

май

МБОУ Спасская средняя школа Даниловского района Ярославской области

Подведение итогов, обработка результатов диагностирования, выводы по проекту.

  1. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

Краткосрочные результаты:

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости должна дать хорошие результаты. Дети должны усвоить основные орфограммы, должны научиться определять ошибкоопасное место в слове, где возникают орфографические трудности.

Долгосрочные результаты:

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом. Данная работа должна вестись на каждом уроке русского языка в начальной школе, в среднем и старшем звене школы.

  1. Оценка эффективности реализации проекта.

Критерии эффективности реализации проекта позволяют выявить:

-  успешность проекта, его значимость для отдельного класса и для общеобразовательного учреждения в целом (массовость проекта, удовлетворённость участников проекта своей деятельностью);

- развитие индивидуальности личности ребёнка (владение предметными компетенциями в соответствии с темой проекта, индивидуальные достижения детей в рамках проекта);

- развитие индивидуальности личности учителя.

Массовость проекта.

Показатели

Способ оценивания

Вовлечённость учащихся в проект

Количество учащихся, принимающих участие в проекте

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми

Количество родителей, принимающих участие в проекте

Удовлетворённость участников проекта своей деятельностью.

Показателями эффективности мероприятий проекта являются позитивные отзывы педагогов, учащихся и родителей. Оценка производится на основе диагностики и мониторинга деятельности учащихся, на основе экспресс – опросов педагогов, ведущих в данном классе и родителей.

Развитие индивидуальности личности ребёнка.

Ребёнок успешно овладеваетпредметными компетенциями в соответствии с темой проекта, что мотивирует его дальнейшее обучение, получает возможность самореализации, проверки своей силы по данному вопросу (теме); ученику нравится видеть свой результат сразу, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, вместе работать над улучшением результата.Формируются навыки взаимовыручки, взаимопомощи, чувство коллективизма, понимание своей значимости в достижениях и результатах работы всего класса или группы. У обучающихся развивается спортивный интерес к достижению лучших результатов.Повышается качество знаний, степень обученности учеников.

Развитие индивидуальности личности ребёнка.

При работе над проектом необходимо изучить методическую литературу, что способствует профессиональному росту учителя. В процессе реализации проекта надо перейти на новые формы работы, предпочтение отдать современным технологиям обучения русскому языку; у учителя должно возникнуть чувство профессиональной удовлетворённости, появиться возможность творческого самовыражения, потребность в обмене опытом.

Оценку эффективности реализации проекта по всем выше изложенным критериям, можно дать лишь по результатам постоянных диагностических работ, мониторинга, опросов.

  1. Оценка рисков.

Помешать успешной реализации проекта может отсутствие мотивации, незаинтересованность учеников.Учитель русского языка и родителидолжны приложить все усилия, чтобы заинтересовать детей. Для этого от учителя требуется предлагать детям творческие задания, а родителям проявлять внимание к процессу обучения ребёнка, совместно разбирать какие-то трудные ситуации.

Участники

Риски

Пути преодоления

руководитель проекта

трудности во взаимодействии с участниками проекта (отсутствие мотивации)

консультирование участников проекта, мотивация

учащиеся

перегрузка

- проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности без увеличения учебной нагрузки ребёнка;

- реализация проекта осуществляется в совместной деятельности и индивидуальной работе с учётом интересов детей;

родители

низкая компетентность родителей в данном вопросе

педагогическое консультирование

  1. Дальнейшее развитие проекта.

Тема данного проекта  актуальна. На основании диагностики, проводимой в течение года (срок реализации проекта), можно спрогнозировать дальнейшую судьбу проекта, внести коррективы, дополнения, изменения. Трудно научить детей грамотно писать, но это одна из важнейших задач, стоящих перед учителем русского языка.

  1. Список  литературы:
  1. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных//Бетенькова Н.М.– М.: Просвещение, 2011. – 320 с.
  2. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся. // Булохов В.Я.– М.: Просвещение, 2012. – 224 с.
  3. Жедек П.СВопросы теории и методики обучении фонетике, орфоэпии, графике и орфографии//–Жедек П.С. - Томск: Пеленг, 2012. – 356 с.
  4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. // Львов М.Р. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
  5. Тоцкий П.С. Орфография без правил.//Тоцкий П.С. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
  6. Шклярова Т.В. Как научить вашего ребенка писать без ошибок. // Шклярова Т.В.– М.: Грамотей, 2012. – 252 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

В данной статье описаны основные направления для формирования профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в рамках ФГОС....

Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".

Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...

Формирование эмоционального интеллекта на уроках русского языка и литературы

В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия - «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили стать...

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка через использование групповых форм работы

Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка через использование групповых форм работы...

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...

«Обозначение орфограмм в письменных работах с целью развития орфографической зоркости на уроках русского языка»

Данная работа создана на основе материалов различных авторов по русскому языку, представленных в конце работы,для учителей начальных классов,  является дополнением к любому «УМК».Орфо...