Статья "Рефлексия на уроках физической культуры, приемы и методы организации деятельности обучающихся"
статья

Статья "Рефлексия на уроках физической культуры, приемы и методы организации деятельности обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_refleksiya.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Шауб Антон Александрович - учитель физической культуры

ГБОУ СОШ № 187 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Рефлексия на уроках физической культуры, приемы и методы организации деятельности обучающихся

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС.

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".

В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

В чём сущность рефлексии

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими приемами и методами.

Цели урока-рефлексии

По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.

Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

• целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения и т.п.

- рефлексия деятельности;

• дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки выполненной работы.

- рефлексия содержания учебного материала.

• используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Интересный вопрос – рефлексия на физкультуре. Как она вообще может быть и как создать ситуацию рефлексии?

В первую очередь, это обязательный набор некоторого информационного поля о себе и набор неких связей. И только потом на основе этого – рефлексия.

Речь идет о том, что происходит с человеческим организмом, с его эмоциями во время работы над собой. Это и есть исходный материал того, что можно анализировать, что можно как-то исправить, но набирается материал постепенно, и поэтому ситуация для собственной рефлексии создается медленно.

Для создания ситуации рефлексии нужно поставить задачи:

  • Организовать и провести ряд работ, в процессе которых ребенок -может исследовать себя по каким-то тестам, понять, что на данном этапе времени представляют собой его физические и двигательные особенности и категории тела: вес, рост, формы, пульс, работа сердца, работа дыхания, быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д. Это, безусловно, разные параметры, но все они являются частью физической культуры человека.
  • Выстраивая эти причинно-следственные связи в подсчете пульса, в составлении графика пульса, выяснении изменения пульса в зависимости от настроения, нагрузки, ребенок имеет возможность отследить в разных, казалось бы, плоскостях именно тот момент, когда можно понять, что и от чего с ним происходит.
  • А затем ответить на вопрос: хочет ли он, чтобы это с ним происходило, или хочет чего-то другого, тогда будет возможность понять, как можно эту ситуацию изменить.

Прием незаконченного предложения

рефлексия с использованием оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…)

Прием анализа субъективного опыта

• который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

• Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Приём высказывания

• Где учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (или письменно):

• сегодня я узнал…

• было интересно…

• было трудно… и т.д.

Упражнение «Плюс-минус-интересно» (Эдвард де Боно )

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Приём «анкетирование»

И для примера

Заключительный этап урока - рефлексия – тема урока «Осанка»

Где учитель задаёт вопросы, ученики отвечают, формулируют понятие «Осанка», Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают своё мнение об итогах работы на уроке

Вывод

Таким образом, обучение навыкам рефлексии на уроках физической культуры – процесс трудный и многоплановый, ему нельзя научить за один урок, за один день, и в то же время – это процесс многоуровневый, постоянно усложняющийся. Обучение рефлексии на уроках физической культуры позволяет расширить спектр учебных занятий, обогатить уроки внепрограммным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода круговой тренировки на уроках физической культуры.

Основная задача использования метода круговой тренировки на занятиях физической культуры - эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного лимита времени. Принцип круговой тренировк...

Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответст...

Презентация на тему: «Методы организации учащихся на уроках физической культуры младших школьников»

В данной презентации раскрывается понятие урок физической культуры, его основные части, а так же описываются методы организации  учащихся на уроках физической культуры младших школьников....

Метод проектов на уроках физической культуры

В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном р...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...

Индивидуальный подход на уроках физической культуры с учетом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся.

Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тест...