Метод проектов на уроках физической культуры
статья по теме
В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации этой задачи есть ряд трудностей: лишать студентов необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставило искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_na_urokah_fizicheskoy_kultury_maykova_o.v.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомеханический лицей»
Метод проектов на уроках физической культуры
Руководитель ФВ Майкова О.В.
2016
Метод проектов на уроках физической культуры
В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации этой задачи есть ряд трудностей: лишать студентов необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставило искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:
- развитие личностных компетентностей студентов;
- интегрированность процесса обучения;
- экономия времени на самом уроке.
Технология проектов подходит для интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных студентов. Актуальность проектной технологии обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах. Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе , через целенаправленную деятельность студента, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности студентов в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время.
Виды проектов разнообразны.
Выделяют четыре основные категории: информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проекты инсценировки. Проекты на уроках физической культуры- это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным : студенты самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У студентов при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая студентами для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Студенты, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.
Командно-административными методами привлечь студентов к участию в проекте можно, но должного эффекта это не возымеет, гораздо важнее заинтересовать их, а для этого необходимо реализовать следующую схему:
1. Подготовка к проекту
Приступая к созданию проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого студента;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить идею, обсудить ее .
2. Организация участников проекта
Сначала формируются группы студентов, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности студентов к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.
3. Выполнение проекта
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, постеры, презентации, кинограммы, викторины и др.).
4. Презентация проекта
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одногруппникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. На этом этапе ярко выражается специфика преподавания физической культуры. Защита может быть приурочена к «Дню защиты детей», или «Дню здоровья», либо это может быть рекомендация по организации самостоятельных занятий физической культурой, режима дня.
5. Подведение итогов проектной работы
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у студентов следующие компетенции:
- учебно-познавательные (ставится и решается проблема);
- социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);
- ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение студента к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).
Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и несомненно повышает авторитет преподавателя физической культуры.
Литература:
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
- Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических новвоведений». М., 1995.
- Чуракова О.В,, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии., выпуск1, Самара, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода круговой тренировки на уроках физической культуры.
Основная задача использования метода круговой тренировки на занятиях физической культуры - эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного лимита времени. Принцип круговой тренировк...
Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.
Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответст...
Презентация на тему: «Методы организации учащихся на уроках физической культуры младших школьников»
В данной презентации раскрывается понятие урок физической культуры, его основные части, а так же описываются методы организации учащихся на уроках физической культуры младших школьников....
Статья "Рефлексия на уроках физической культуры, приемы и методы организации деятельности обучающихся"
Статья "Рефлексия на уроках физической культуры, приемы и методы организации деятельности обучающихся"...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...
Совершенствование физических качеств на уроке физической культуры, с использованием метода круговой тренировки
Методическая разработка урока с приминением педагогических технологий....