Программа экологического воспитания "Это наша с тобою Земля"
рабочая программа
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_v_nach.shkole_dlya_dogovora.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 290 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Рассмотрено Председатель Совета Молодёжи при администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Давыдова А. М. « ___ » _______ 2019г. | Утверждено Директор ГБОУ СОШ №290 Красносельского района Санкт-Петербурга: _____________М.В. Гуцалова Приказ от « » __________ 2019г № | Согласовано Начальник Отдела образования администрации Красносельского района Санкт-Петербурга _____________Нестеренкова О. С. Приказ от « » ___________2019г № |
.
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«ЭТО НАША С ТОБОЮ ЗЕМЛЯ!»
в 1-11-х классах
Автор-составитель:
учитель начальных классов,
педагог отделения дополнительного образования
Макаревич Л. В.
2019-2020 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................2-3
1.1. Актуальность и принципы........................................................................3-4
1.2. Цели и задачи программы............................................................................4
1.3 Участники программы.........................................................................4
1.4 Сроки реализации программы............................................................5
1.5 Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы............................................................................................................5
1.6 Содержание программы……………………………………..…….6-7
1.6 Ожидаемые результаты……………………………………………...8
2. 2.1 Методическое обеспечение.....................................................................9
2.2 Техническое обеспечение………………………………………………….9
2.3 Интернет ресурсы………………………………………………………..9-15
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная идея:
“Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы обеспечить свое будущее, мы должны знать этот дом и уметь его обустраивать. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам возможность жить в этом доме”
Н. Н. Моисеев
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
- Актуальность и принципы
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.
В новом Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования подчеркнуто, что механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно- деятельностная парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.
В основе программы заложены принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, Отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни)
- единство сознания, переживания, действия – отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления развития ответственного отношения личности к окружающей среде;
- принцип прогностичности – предполагает повседневную заботу каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений;
междисциплинарный подход;
- принцип гуманизации – отражение в содержании нравственных и правовых нормативов;
- принцип научности – решение экологических проблем, опираясь на знания о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы;
- целостности – взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии;
- интеграции – обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащихся;
- непрерывности – организация образования по вопросам окружающей среды на всех этапах образования, в их преемственной связи и развитии.
1.2. Цели и задачи программы
Цель данной программы - воспитание у школьников экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры.
Задачи воспитания:
- Формирование мировоззренческих компетенций, нравственной экологической позиции личности ученика.
- Формирование когнитивных компетенций у школьника через изучение богатств природного наследия.
- Модификация традиционных, и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей, креативных компетенций личности.
- Формирование коммуникативных компетенций, включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность.
- Формирование оргдеятельностных компетенций, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями.
1.3 Участники программы
Программа предлагается для учащихся 1—11-х классов общеобразовательной школы. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, Совет Молодёжи при администрации Красносельского района.
Участники проекта
№ | Участники | Должность в проекте | Основные обязанности по проекту |
1. | Макаревич Л. В. –учитель начальных классов, школьный Совет Экологов | руководитель проекта | общее руководство и координация работы структур, диагностика и анализ развития, взаимодействие с социальными партнерами, организатор работы с Интернет-технологиями |
2. | руководитель Молодёжного Совета Красносельского района | координатор проекта | взаимодействие с социальными партнерами |
3. | Классный руководитель, коллектив класса, родители учащихся | организаторы мероприятий | разработка и реализация мероприятий проекта, организация работы по повышению инициатив учащихся |
4. | Классный руководитель | организаторы деятельности | организация работы по повышению инициатив учащихся |
5. | отряд “Эколэнд” | организаторы и участники мероприятий | организаторы акций, мероприятий, конкурсов |
6. | объединение «Юный эколог» | организаторы и участники мероприятий | организаторы акций, мероприятий, конкурсов |
7. | Родительский комитет | организаторы мероприятий | организаторы акций, мероприятий |
1.4 Сроки реализации программы
Программа не ограничена сроками выполнения и по своей сути является бессрочной.
1.5 Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
- беседы, рассказы;
- слушание;
- решение проблем;
- обсуждение прочитанной литературы;
- исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
- игры;
- съёмки социальных роликов;
- рассказывание истории, сказок;
- импровизированные сценки, спектакли;
- дебаты;
- изготовление газеты;
- моделирование;
- тренинги;
- опросы, анкетирование.
- экологические акции;
- добровольческие акции.
Экскурсии:
- посещение библиотек;
- посещение зоопарка;
- посещение парка.
1.6 Содержание программы
Программа Это наша с тобою Земля – эко-образовательная развивающая программа, направленная на формирование у школьников экологической культуры. В качестве ведущего технологического механизма данного процесса рассматривается развитие экологического мышления, сознания и экологической ответственности учащихся путем проработки жизненно значимого учебного материала, моделирования и осознанного усвоения учащимися образцов экологически целесообразной деятельности. Наличие модели компетентностного подхода позволит обеспечить выполнение социального заказа на экологически культурную личность, подготовка которой в современных условиях высокой социокультурной динамики представляется одним из стратегических направлений российского образования.
Организационно-педагогические и дидактические условия реализации модели экологического образования применительно к различным формам организации учебной деятельности:
- “учиться знать” – формирование когнитивных компетенций – изучение природы всего края (осуществляется через работу с ключевыми понятиями, познавательные, репродуктивные, актуализирующие, контрольные, обобщенные и проблемные вопросы и задания; вопросы на рассуждение и повышенной сложности, прикладного характера, ориентирующие на развитие компетентности “учиться познавать живую природу”);
- “учиться быть” – формирование мировоззренческих компетенций – формирование нравственной экологической позиции личности ученика (осуществляется через задания, предполагающими рефлексию, самопознание (оценка себя как личности), осознание своей самостоятельности, самоутверждения в правильности выбора для дальнейшего жизненного пути);
- “учиться делать” – формирование креативных и оргдеятельностных компетенций – реализации исследовательских и познавательных интересов детей, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями (осуществляется через задания на создание конкретного продукта, разработку проектов, выполнение лабораторно-практических работ, работ творческого, исследовательского и реферативного характера);
- “учиться жить” – формирование коммуникативных компетенций – включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность (осуществляется через задания на взаимодействие с другими людьми, на применение экологических знаний и умений в своей жизни для сохранения здоровья своего и своих близких, для сохранения окружающей среды как среды жизни).
Деятельность в рамках программы:
I этап. Анализ проблемы
- Анализ существующей воспитывающей среды, выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах формирования экологической культуры.
- Определение ключевых направлений в реализации проекта.
- Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации экологической работы в школе.
- Анализ возможностей по формированию и организации деятельности творческих групп педагогов по актуальным направлениям.
- Анализ направлений и возможностей по развитию методической и научно-исследовательской работы в области формирования экологической культуры.
- Анализ возможностей в расширении информационного обеспечения: периодические издания, Internet.
II этап. Реализация программы
- Анализ потребностей в необходимой информации по разделам: диагностические методики, технологии, тематические разработки.
- Обеспечение подготовки педагогических кадров в области экологического воспитания, выпуск научно-методических рекомендаций по формированию экологической культуры.
- Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу школы.
- Развитие системы взаимодействия, в которую включены учащиеся, педагоги и родители.
- Развитие возможностей по применению информационно-коммуникационных технологий (информирование, виртуальные мастерские, интерактивные формы, участие в сетевых проектах).
III этап. Анализ эффективности программы
- Анализ информационной базы данных по обеспечению ключевых направлений педагогического сопровождения экологического воспитания: диагностические методики, технологии, тематические разработки.
- Совершенствование системы стимулирования инновационных процессов в области педагогического сопровождения экологического воспитания.
1.7 Ожидаемые результаты
Долгосрочные результаты:
• повышение уровня экологической культуры;
• сформированность у школьников когнитивных, мировоззренческих, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных компетентностей личности;
• получение хорошей базы для самоопределения и профориентации, учащихся в области экологии.
Краткосрочные результаты:
• создание высокоэффективной модели экологического образования в школе;
• повышение активности учащихся и родителей в экологических акциях;
• увеличение количества проектов экологического направления;
• создание группы вк эко-образовательного проекта “ЭКОЛЭНД”;
• разработка экологических образовательных маршрутов;
2. Методическое обеспечение
- К.Фопель. Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- м.,2000
- Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. М.: Образование и экология, 2011 г.
- Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. – М.: МИОО, 2009.
- Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия. – М.: Новая школа, 1996.
- Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008.
2.2 Техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо наличие:
отдельных помещений (классов с посадочными местами и столами);
лабораторного оборудования для проведения экологических исследований;
компьютерной техники для работы с электронными учебными пособиями, оформления и презентации результатов исследования; применяется персональный компьютер на базе процессора Pentium4), мультимедийный проектор, акустическая система.
2.3 Интернет ресурсы
Интернет — ресурсы государственных природоохранных
органов и учреждений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
http://www.mnr.gov.ru
Наша природа — Федеральная государственная информационная система
https://priroda-ok.ru/#home:
Федеральное агентство водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
http://voda.mnr.gov.ru
Федеральное агентство лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
http://les.mnr.gov.ru
Федеральное агентство по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
http://www.rosnedra.com
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
http://control.mnr.gov.ru
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
http://www.gosnadzor.ru/
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
www.meteorf.ru
Федеральное агентство по рыболовству
http://www.fish.gov.ru
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
www.fsvps.ru/fsvps
Федеральный детский эколого-биологический центр
Дополнительное образование детей эколого-биологической направленности детей в России
Интернет - ресурсы общественных экологических организаций
Комиссия Общественной Палаты Российской Федерации по экологической политике и охране окружающей среды
http://oprf.ru/structure/comissions2008/114
Экология России
На сайте Общественной палаты Российской Федерации. Включает разделы «Экологические новости», «Контроль», «Горячая линия», «Видео», «Документы»
http://oprf.ru/1449/1459/
ЮНЕПКОМ
Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде
http://www.unepcom.ru
Центр экологической политики и культуры
Общероссийская общественная организация
http://www.ecologyandculture.ru/
Ярославский региональный Центр экологической политики и культуры
Региональная общественная организация
http://yaroslavl.ecologyandculture.ru
Центр экологической политики России
Профессиональная общественная экологическая организация
http://www.ecopolicy.ru
Всемирный фонд охраны дикой природы в России (WWF)
Международная общественная благотворительная организация в России
http://www.wwf.ru
Гринпис России
Международная общественная экологическая организация в России
http://www.greenpeace.ru
Фонд имени В.И.Вернадского
Благотворительная организация, поддерживающая экологически ориентированные образовательные проекты
http://www.vernadsky.ru
Национальная экологическая премия
http://www.ecoprize.ru
«Зелёный крест»
Межрегиональная экологическая общественная организация
http://www.green-cross.ru
Центр защиты прав животных ВИТА
Российская общественная организация за права животных
http://www.vita.org.ru/
«Права животных Ru»
Информационно-аналитический портал
http://animalrights.ru/
Коллективное действие
Объединение общественных организаций
Кампания «Экология и права животных»
http://www.ikd.ru/taxonomy/term/38
Российское представительство Международного фонда защиты животных (IFAW)
http://www.ifaw.org/ifaw_russia
Союз охраны птиц России (СОПР)
Общероссийская общественная организация
http://www.rbcu.ru/
Всероссийское общество охраны природы
Общероссийская общественная организация
http://www.runature.ru
Гильдия экологов
Независимая ассоциация экологических компаний и организаций
http://www.ecoguild.ru
Зеленый патруль
Общероссийская общественная организация
http://www.greenpatrol.ru
ЭКА
Межрегиональная экологическая общественная организация
http://www.eca-planet.com
«Зеленая планета»
Общероссийское общественное детское экологическое движение
http://www.greenplaneta.ru
«Мусора. Больше. Нет»
Общественное экологическое движение
http://musora.bolshe.net
«PRO Отходы»
Некоммерческое добровольное общероссийское объединение общественных организаций, хозяйствующих субъектов и иных форм объединения людей, созданное для решения проблемы отходов
http://www.proothody.com
Байкальская Экологическая Волна
Независимая общественная организация
www.baikalwave.eu.org
«ЭкоДело»
Интернет–ресурс создан с целью популяризации деятельности общественного экологического движения и формирования благоприятной среды для его развития. Он управляется Межрегиональным общественным экологическим фондом «ИСАР-Сибирь».
http://ecodelo.org/info
Эколайн
Общественная организация
http://www.ecoline.ru
Поддерживает информационный сайт по системам экологического менеджмента
http://www.14000.ru
Центр охраны дикой природы
Благотворительный фонд по решению природоохранных проблем на территории России и стран СНГ
http://biodiversity.ru
«Зеленый мир»
Общественная экологическая организация
http://www.greenworld.org.ru
Россия в окружающем мире
Международный независимый эколого-политологический университет
http://www.rus-stat.ru
Экологический центр «Дронт» (г. Нижний Новгород)
Информационный портал экологического центра
www.dront.ru
Экологическое агентство ИНЭкА г. Новокузнецк
Агентство, осуществляющее деятельность в области экологического консалтинга
http://www.ineca.ru
Родной берег
Неформальное экологическое общественное движение г. Сосновый Бор Ленинградской области
http://rodnoj-bereg.ru
Международный социально-экологический союз
Социально - экологический сайт
http://www.seu.ru
Фонд «Социальная экология»
Некоммерческая организация
http://soc-eco.ru
Киевский эколого-культурный центр
Общественная природоохранная организация Украины
http://ecoethics.ru
Санкт-Петербургская общественная организация содействия экологическому образованию "ЭкО" (ОСЭКО-СПб)
«Через образование – к устойчивому будущему и гражданскому обществу»
http://www.aseko.ru/
«Зеленые»
Российское общественное экологическое движение
http://www.greenparty.ru/
Беллона
Некоммерческая общественная организация
http://www.bellona.ru/subjects/o_bellone/aboutusrussection_view
«Кедр»
Конструктивно – экологическое движение России
http://www.dkedr.ru
Сибирский экологический центр
Межрегиональная благотворительная общественная организация
http://www.sibecocenter.ru
Российский сайт ядерного нераспространения
http://nuclearno.ru
Экосфера
Общероссийское общественное движение
http://ecosfera-ood.ru
Центр «Окружающая среда - Риск - Здоровье»
Автономная некоммерческая организация науки
http://erh.ru/index.php
Санкт-Петербургский Экологический союз
Некоммерческая экологическая организация
http://www.ecounion.ru/ru/site.php
Центр по проблемам окружающей среды и устойчивого развития «Эко-Согласие»
http://www.ecoaccord.org
Экологическая группа «ГИД»
Калининградская общественная организация
http://guideinfo.jimdo.com
«Экологическая оборона Московской области»
Неформальное общественное экологическое движение
http://www.ecmo.ru
Русское географическое общество
Всероссийская общественная организация
Раздел «Живая природа»
http://www.rgo.ru/zhivaya-priroda
Подорожник
Общероссийская общественная экологическая организация
http://podoroznik.ru
Друзья Балтики
Межрегиональная общественная молодежная экологическая организация
http://baltfriends.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Формирование экологического сознания - одна из воспитательных задач Кинельского государственного техни...
Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»
«Природа, как бесценный дар, и человек-это единое целое.Только в общении с природой человек может достигнуть нравственного совершенства».В.И. Вернадский АКТУАЛЬНОСТЬПроблема взаимосвя...
Рабочая программа "Экологические основы природопользования"
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;-использовать в профессиональной деятельности представл...
Программа экологического кружка "Зелёная планета"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 64...
Методическая разработка сценария областной эколого-краеведческой конференции «Это наша с тобою Земля!»
I областная студенческая эколого-краеведческая конференция «Это наша с тобою Земля!» проводится для студентов организаций среднего профессионального образования Московской области....
классный час: "Это наша с тобой земля"
устный журнал с элементами викторины...
экологический проект «Твой след на Земле»
Экологическое образование и воспитание молодежи - настоятельное требование времени. Чем быстрее растет производство, тем больше производится отходов, растет загрязнение воздуха, поверхностны...