Программа экологического воспитания "Это наша с тобою Земля"
рабочая программа

Макаревич Любовь Викторовна

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

   Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_v_nach.shkole_dlya_dogovora.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 290 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Рассмотрено

Председатель Совета Молодёжи при администрации Красносельского района Санкт-Петербурга

                 Давыдова А. М.

« ___ » _______ 2019г.                          

Утверждено

Директор ГБОУ СОШ №290 Красносельского района Санкт-Петербурга:

_____________М.В. Гуцалова

Приказ от «     » __________ 2019г

Согласовано

Начальник Отдела образования администрации Красносельского района Санкт-Петербурга

_____________Нестеренкова О. С.

Приказ от «     » ___________2019г

.

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«ЭТО НАША С ТОБОЮ ЗЕМЛЯ!»

в 1-11-х классах

Автор-составитель:

учитель начальных классов,

педагог отделения дополнительного образования

Макаревич Л. В.

2019-2020 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................2-3

1.1. Актуальность и принципы........................................................................3-4

1.2. Цели и задачи программы............................................................................4

1.3 Участники программы.........................................................................4

1.4 Сроки реализации программы............................................................5

1.5 Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы............................................................................................................5

1.6 Содержание программы……………………………………..…….6-7

1.6 Ожидаемые результаты……………………………………………...8

2.  2.1 Методическое обеспечение.....................................................................9

2.2 Техническое обеспечение………………………………………………….9

2.3 Интернет ресурсы………………………………………………………..9-15

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная идея:

“Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы обеспечить свое будущее, мы должны знать этот дом и уметь его обустраивать. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам возможность жить в этом доме”

Н. Н. Моисеев   

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

  1.      Актуальность и принципы

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

   Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.

В новом Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования подчеркнуто, что механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно- деятельностная парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.

В основе программы заложены принципы:

- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, Отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;

- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни)

- единство сознания, переживания, действия – отражает глубокую взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности в процессе становления развития ответственного отношения личности к окружающей среде;

- принцип прогностичности – предполагает повседневную заботу каждого о сохранении среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений;

междисциплинарный подход;

- принцип гуманизации – отражение в содержании нравственных и правовых нормативов;

- принцип научности – решение экологических проблем, опираясь на знания о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы;

- целостности – взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии;

- интеграции – обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащихся;

- непрерывности – организация образования по вопросам окружающей среды на всех этапах образования, в их преемственной связи и развитии.

1.2. Цели и задачи программы

            Цель данной программы - воспитание у школьников экологически целесообразного поведения как показателя экологического мышления и экологической культуры.

             Задачи воспитания:

  1. Формирование мировоззренческих компетенций, нравственной экологической позиции личности ученика.
  2. Формирование когнитивных компетенций у школьника через изучение богатств природного наследия.
  3. Модификация традиционных, и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей, креативных компетенций личности.
  4. Формирование коммуникативных компетенций, включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность.
  5. Формирование оргдеятельностных компетенций, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями.

1.3 Участники программы

Программа предлагается для учащихся 1—11-х классов общеобразовательной школы. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, Совет Молодёжи при администрации Красносельского района.

Участники проекта

Участники

Должность в проекте

Основные обязанности по проекту

1.

Макаревич Л. В. –учитель начальных классов, школьный Совет Экологов

руководитель проекта

общее руководство и координация работы структур, диагностика и анализ развития, взаимодействие с социальными партнерами, организатор работы с Интернет-технологиями

2.

руководитель Молодёжного Совета Красносельского района

координатор проекта

взаимодействие с социальными партнерами

3.

Классный руководитель, коллектив класса, родители учащихся

организаторы мероприятий

разработка и реализация мероприятий проекта, организация работы по повышению инициатив учащихся

4.

Классный руководитель

организаторы деятельности

организация работы по повышению инициатив учащихся

5.

отряд “Эколэнд”

организаторы и участники мероприятий

организаторы акций, мероприятий, конкурсов

6.

объединение «Юный эколог»

организаторы и участники мероприятий

организаторы акций, мероприятий, конкурсов

7.

Родительский комитет

организаторы мероприятий

организаторы акций, мероприятий

1.4 Сроки реализации программы

        Программа не ограничена сроками выполнения и по своей сути является бессрочной.

1.5 Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы;
  • слушание;
  • решение проблем;
  • обсуждение прочитанной литературы;
  • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практические занятия:

  • игры;
  • съёмки социальных роликов;
  • рассказывание истории, сказок;
  • импровизированные сценки, спектакли;
  • дебаты;
  • изготовление газеты;
  • моделирование;
  • тренинги;
  • опросы, анкетирование.
  • экологические акции;
  • добровольческие акции.

Экскурсии:

  • посещение библиотек;
  • посещение зоопарка;
  • посещение парка.

   1.6 Содержание программы

Программа Это наша с тобою Земля – эко-образовательная развивающая программа, направленная на формирование у школьников экологической культуры. В качестве ведущего технологического механизма данного процесса рассматривается развитие экологического мышления, сознания и экологической ответственности учащихся путем проработки жизненно значимого учебного материала, моделирования и осознанного усвоения учащимися образцов экологически целесообразной деятельности. Наличие модели компетентностного подхода позволит обеспечить выполнение социального заказа на экологически культурную личность, подготовка которой в современных условиях высокой социокультурной динамики представляется одним из стратегических направлений российского образования.

Организационно-педагогические и дидактические условия реализации модели экологического образования применительно к различным формам организации учебной деятельности:

  • “учиться знать” – формирование когнитивных компетенций – изучение природы всего края (осуществляется через работу с ключевыми понятиями, познавательные, репродуктивные, актуализирующие, контрольные, обобщенные и проблемные вопросы и задания; вопросы на рассуждение и повышенной сложности, прикладного характера, ориентирующие на развитие компетентности “учиться познавать живую природу”);
  • “учиться быть” – формирование мировоззренческих компетенций – формирование нравственной экологической позиции личности ученика (осуществляется через задания, предполагающими рефлексию, самопознание (оценка себя как личности), осознание своей самостоятельности, самоутверждения в правильности выбора для дальнейшего жизненного пути);
  • “учиться делать” – формирование креативных и оргдеятельностных компетенций – реализации исследовательских и познавательных интересов детей, овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями (осуществляется через задания на создание конкретного продукта, разработку проектов, выполнение лабораторно-практических работ, работ творческого, исследовательского и реферативного характера);
  • “учиться жить” – формирование коммуникативных компетенций – включение школьников в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность (осуществляется через задания на взаимодействие с другими людьми, на применение экологических знаний и умений в своей жизни для сохранения здоровья своего и своих близких, для сохранения окружающей среды как среды жизни).

 Деятельность в рамках программы:

I этап. Анализ проблемы

  1. Анализ существующей воспитывающей среды, выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах формирования экологической культуры.
  2. Определение ключевых направлений в реализации проекта.
  3. Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации экологической работы в школе.
  4. Анализ возможностей по формированию и организации деятельности творческих групп педагогов по актуальным направлениям.
  5. Анализ направлений и возможностей по развитию методической и научно-исследовательской работы в области формирования экологической культуры.
  6. Анализ возможностей в расширении информационного обеспечения: периодические издания, Internet.

II этап. Реализация программы

  1. Анализ потребностей в необходимой информации по разделам: диагностические методики, технологии, тематические разработки.
  2. Обеспечение подготовки педагогических кадров в области экологического воспитания, выпуск научно-методических рекомендаций по формированию экологической культуры.
  3. Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу школы.
  4. Развитие системы взаимодействия, в которую включены учащиеся, педагоги и родители.
  5. Развитие возможностей по применению информационно-коммуникационных технологий (информирование, виртуальные мастерские, интерактивные формы, участие в сетевых проектах).

III этап. Анализ эффективности программы

  1. Анализ информационной базы данных по обеспечению ключевых направлений педагогического сопровождения экологического воспитания: диагностические методики, технологии, тематические разработки.
  2. Совершенствование системы стимулирования инновационных процессов в области педагогического сопровождения экологического воспитания.

1.7 Ожидаемые результаты

Долгосрочные результаты:

•        повышение уровня экологической культуры;

•        сформированность у школьников когнитивных, мировоззренческих, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных компетентностей личности;

•        получение хорошей базы для самоопределения и профориентации, учащихся в области экологии.

Краткосрочные результаты:

•        создание высокоэффективной модели экологического образования в школе;

•        повышение активности учащихся и родителей в экологических акциях;

•        увеличение количества проектов экологического направления;

•        создание группы вк эко-образовательного проекта “ЭКОЛЭНД”;

•        разработка экологических образовательных маршрутов;

                                     

2. Методическое обеспечение

  1. К.Фопель. Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- м.,2000
  2. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. М.: Образование и экология, 2011 г.
  3. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. – М.: МИОО, 2009.
  4. Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия. – М.: Новая школа, 1996.
  5. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008.

2.2 Техническое обеспечение

Для реализации программы необходимо наличие:

отдельных помещений (классов с посадочными местами и столами);

лабораторного оборудования для проведения экологических исследований;

компьютерной техники для работы с электронными учебными пособиями, оформления и презентации результатов исследования; применяется персональный компьютер на базе процессора Pentium4), мультимедийный проектор, акустическая система.

                                   

     

2.3 Интернет ресурсы

Интернет — ресурсы государственных природоохранных
органов и учреждений

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
http://www.mnr.gov.ru

Наша природа — Федеральная государственная информационная система
https://priroda-ok.ru/#home:

Федеральное агентство водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
http://voda.mnr.gov.ru

Федеральное агентство лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
http://les.mnr.gov.ru

Федеральное агентство по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
http://www.rosnedra.com

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
http://control.mnr.gov.ru

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
http://www.gosnadzor.ru/

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
www.meteorf.ru

Федеральное агентство по рыболовству
http://www.fish.gov.ru

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
www.fsvps.ru/fsvps

Федеральный детский эколого-биологический центр
Дополнительное образование детей эколого-биологической направленности детей в России

Интернет - ресурсы общественных экологических организаций

 

Комиссия Общественной Палаты Российской Федерации по экологической политике и охране окружающей среды
http://oprf.ru/structure/comissions2008/114

Экология России
На сайте Общественной палаты Российской Федерации. Включает разделы «Экологические новости», «Контроль», «Горячая линия», «Видео», «Документы»
http://oprf.ru/1449/1459/

ЮНЕПКОМ
Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде
http://www.unepcom.ru

Центр экологической политики и культуры
Общероссийская общественная организация
http://www.ecologyandculture.ru/

Ярославский региональный Центр экологической политики и культуры
Региональная общественная организация
http://yaroslavl.ecologyandculture.ru

Центр экологической политики России
Профессиональная общественная экологическая организация
http://www.ecopolicy.ru

Всемирный фонд охраны дикой природы в России (WWF)
Международная общественная благотворительная организация в России
http://www.wwf.ru

Гринпис России
Международная общественная экологическая организация в России
http://www.greenpeace.ru

Фонд имени В.И.Вернадского
Благотворительная организация, поддерживающая экологически ориентированные образовательные проекты
http://www.vernadsky.ru

Национальная экологическая премия
http://www.ecoprize.ru

«Зелёный крест»
Межрегиональная экологическая общественная организация
http://www.green-cross.ru

Центр защиты прав животных ВИТА
Российская общественная организация за права животных
http://www.vita.org.ru/

«Права животных Ru»
Информационно-аналитический портал
http://animalrights.ru/

Коллективное действие
Объединение общественных организаций
Кампания «Экология и права животных»
http://www.ikd.ru/taxonomy/term/38

Российское представительство Международного фонда защиты животных (IFAW)
http://www.ifaw.org/ifaw_russia

Союз охраны птиц России (СОПР)
Общероссийская общественная организация
http://www.rbcu.ru/

Всероссийское общество охраны природы
Общероссийская общественная организация
http://www.runature.ru

Гильдия экологов
Независимая ассоциация экологических компаний и организаций
http://www.ecoguild.ru

Зеленый патруль
Общероссийская общественная организация
http://www.greenpatrol.ru

ЭКА
Межрегиональная экологическая общественная организация
http://www.eca-planet.com

«Зеленая планета»
Общероссийское общественное детское экологическое движение
http://www.greenplaneta.ru

«Мусора. Больше. Нет»
Общественное экологическое движение
http://musora.bolshe.net

«PRO Отходы»
Некоммерческое добровольное общероссийское объединение общественных организаций, хозяйствующих субъектов и иных форм объединения людей, созданное для решения проблемы отходов
http://www.proothody.com

Байкальская Экологическая Волна
Независимая общественная организация
www.baikalwave.eu.org

«ЭкоДело»
Интернет–ресурс создан с целью популяризации деятельности общественного экологического движения и формирования благоприятной среды для его развития. Он управляется Межрегиональным общественным экологическим фондом «ИСАР-Сибирь».
http://ecodelo.org/info

Эколайн
Общественная организация
http://www.ecoline.ru
Поддерживает информационный сайт по системам экологического менеджмента
http://www.14000.ru

Центр охраны дикой природы
Благотворительный фонд по решению природоохранных проблем на территории России и стран СНГ
http://biodiversity.ru

«Зеленый мир»
Общественная экологическая организация
http://www.greenworld.org.ru

Россия в окружающем мире
Международный независимый эколого-политологический университет
http://www.rus-stat.ru

Экологический центр «Дронт» (г. Нижний Новгород)
Информационный портал экологического центра
www.dront.ru

Экологическое агентство ИНЭкА г. Новокузнецк
Агентство, осуществляющее деятельность в области экологического консалтинга
http://www.ineca.ru

Родной берег
Неформальное экологическое общественное движение г. Сосновый Бор Ленинградской области
http://rodnoj-bereg.ru

Международный социально-экологический союз
Социально - экологический сайт
http://www.seu.ru

Фонд «Социальная экология»
Некоммерческая организация
http://soc-eco.ru

Киевский эколого-культурный центр
Общественная природоохранная организация Украины
http://ecoethics.ru

Санкт-Петербургская общественная организация содействия экологическому образованию "ЭкО" (ОСЭКО-СПб)
«Через образование – к устойчивому будущему и гражданскому обществу»
http://www.aseko.ru/

«Зеленые»
Российское общественное экологическое движение
http://www.greenparty.ru/

Беллона
Некоммерческая общественная организация
http://www.bellona.ru/subjects/o_bellone/aboutusrussection_view

«Кедр»
Конструктивно – экологическое движение России
http://www.dkedr.ru

Сибирский экологический центр
Межрегиональная благотворительная общественная организация
http://www.sibecocenter.ru

Российский сайт ядерного нераспространения
http://nuclearno.ru

Экосфера
Общероссийское общественное движение
http://ecosfera-ood.ru

Центр «Окружающая среда - Риск - Здоровье»
Автономная некоммерческая организация науки
http://erh.ru/index.php

Санкт-Петербургский Экологический союз
Некоммерческая экологическая организация
http://www.ecounion.ru/ru/site.php

Центр по проблемам окружающей среды и устойчивого развития «Эко-Согласие»
http://www.ecoaccord.org

Экологическая группа «ГИД»
Калининградская общественная организация
http://guideinfo.jimdo.com

«Экологическая оборона Московской области»
Неформальное общественное экологическое движение
http://www.ecmo.ru

Русское географическое общество
Всероссийская общественная организация
Раздел «Живая природа»
http://www.rgo.ru/zhivaya-priroda

Подорожник
Общероссийская общественная экологическая организация
http://podoroznik.ru

Друзья Балтики
Межрегиональная общественная молодежная экологическая организация
http://baltfriends.ru

Вернуться к обзо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Формирование экологического сознания - одна из воспитательных   задач  Кинельского государственного техни...

Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»

«Природа, как  бесценный дар, и человек-это единое целое.Только в общении с природой человек может достигнуть нравственного совершенства».В.И. Вернадский АКТУАЛЬНОСТЬПроблема взаимосвя...

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;-использовать в профессиональной деятельности представл...

Программа экологического кружка "Зелёная планета"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 64...

Методическая разработка сценария областной эколого-краеведческой конференции «Это наша с тобою Земля!»

I областная студенческая эколого-краеведческая конференция «Это наша с тобою Земля!» проводится для студентов организаций среднего профессионального образования Московской области....

классный час: "Это наша с тобой земля"

устный журнал с элементами викторины...

экологический проект «Твой след на Земле»

Экологическое образование и воспитание молодежи - настоятельное тре­бование времени. Чем быстрее растет производство, тем больше про­изводится отходов, растет загрязнение воздуха, поверхностны...