Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»
методическая разработка на тему
«Природа, как бесценный дар, и человек-это единое целое.
Только в общении с природой человек может
достигнуть нравственного совершенства».
В.И. Вернадский
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др.
Формирование экологического сознания – одна из воспитательных задач Кинельского государственного техникума. Процесс формирования экологического сознания должен охватить все курсы обучающихся.
Поэтому, данная программа предусматривает вовлечение в деятельность студентов 1-3 курсов.Также программа позволяет осуществить основные требования, предъявляющиеся к организации деятельности студентов, проживающих в общежитии, а именно:
1. вовлечение всех обучающихся, проживающих в общежитии с учётом их интересов; и способностей;
2. общественно-полезная направленность, увлекательность мероприятий;
3. повышение роли самих обучающихся, органов самоуправления;
4. взаимодействие с иными учреждениями и общественными организациями;
5. развитие познавательных интересов обучающихся, их творческих способностей;
6. проводить профессиональную ориентацию.
Считаю, что окружающая среда является важнейшим педагогическим средством воспитания личности, а формирование у обучающихся экологической культуры – одним из путей их развития.
Условием эффективности экологической культуры служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, понимание диалектики взаимодействия общества и биосферы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности, и реальный вклад в это дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekologii_attestaciya.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кинельский государственный техникум»
Программа экологического воспитания
«В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»
Автор программы:
Мишина Татьяна Николаевна,
воспитатель ГБОУ СПО КГТ
Принято на Методическом совете ГБОУ СПО КГТ.
Протокол № 1 от 30 января 2012 года
г. Кинель, 2012
«Природа, как бесценный дар, и человек-это единое целое.Только в общении с природой человек может
достигнуть нравственного совершенства».
В.И. Вернадский
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др.
Формирование экологического сознания – одна из воспитательных задач Кинельского государственного техникума. Процесс формирования экологического сознания должен охватить все курсы обучающихся.
Поэтому, данная программа предусматривает вовлечение в деятельность студентов 1-3 курсов.Также программа позволяет осуществить основные требования, предъявляющиеся к организации деятельности студентов, проживающих в общежитии, а именно:
вовлечение всех обучающихся, проживающих в общежитии с учётом их интересов; и способностей;
общественно-полезная направленность, увлекательность мероприятий;
повышение роли самих обучающихся, органов самоуправления;
взаимодействие с иными учреждениями и общественными организациями;
развитие познавательных интересов обучающихся, их творческих способностей;
проводить профессиональную ориентацию.
Считаю, что окружающая среда является важнейшим педагогическим средством воспитания личности, а формирование у обучающихся экологической культуры – одним из путей их развития.
Условием эффективности экологической культуры служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, понимание диалектики взаимодействия общества и биосферы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности, и реальный вклад в это дело.
ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ:
- Конституция РФ;
- Закон «Об образовании РФ»;
-Федеральный закон об охране окружающей среды (от 2002г.)
- Конвенция о правах ребенка;
- Методические рекомендации Министерства образования РФ о взаимодействии образовательного учреждения с семьей
- Экологическое воспитание строится на основе рекомендаций, разработанных Международным Конгрессом по образованию и воспитанию в области окружающей среды, который проходил под эгидой международных организаций ЮНЕСКО И ЮНЕП. "http://www.edudic.ru/eco/153/-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЦЕЛЬ:
формирование экологической культуры обучающихся
ЗАДАЧИ:
формировать у обучающихся научное экологическое мировоззрение;
воспитывать созидательное отношение к окружающей среде;
прививать необходимые практические навыки и умения поведения на природе;
вырабатывать умение предвидеть возможные последствия своей деятельности;
формировать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
развивать интерес к экологии как к науке;
формировать потребность в здоровом образе жизни.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
интерес к природе;
знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
чувства эстетические и нравственные;
позитивная деятельность и поведение в природе;
мотивы деятельности в природе (познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические и др.)
Перечень приоритетных мероприятий
Методы:
вовлечение в деятельность
стимулирование
увлечение
доверие
сотрудничество
соревнование
метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью, поисковой деятельностью).
экологическое исследование
убеждение
дискуссия
поручение
создание воспитывающей ситуации
поощрение
Формы:
экологическое занятие
викторина
лабораторная работа
практическая работа
общешкольное мероприятие
беседа
лекция
спортивная игра
соревнование
конкурс
КВН
экологическая сказка
экскурсия
Ожидаемые результаты
Участие в выявлении экологических проблем Родного края.
Расширение воспитательного и культурного пространства для самореализации, саморазвития экологической культуры обучающихся студентов.
Умение применять теоретические знания в решении практических задач.
Воспитание чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение
Развитие физических качеств, выработка у обучающихся потребности в здоровом образе жизни;
Достаточное обеспечение необходимой информацией для экологического воспитания обучающихся и педагогов.
Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ» рассчитана на три учебных года 2011 – 2012 учебный год, 2012 – 2013 учебный год , 2013 – 2014 учебный год.
Программа составлена в соответствии с особенностями обучающихся ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум» и воспитательной системой техникума.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В основе экологического воспитания лежат общепедагогические и специфические принципы:
целенаправленность;
взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем
связь с жизнью;
системность в воспитании;
демократизм и гуманизм;
единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению;
приоритет общечеловеческих ценностей: доброты, уважения, ответственности, готовности прийти на помощь, старательности, добросовестности;
принцип успешности.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»
Направ-ление | Задачи | Формы и методы воспитания | Сроки | Ответственные |
« Изучаем природу своего края» | Реализовать познавательные интересы и потребности обучающихся через изучение природы своей малой и большой Родины | Экскурсия «Осень в берёзовой роще. Познай природу, рассматривая дерево» | сентябрь 2011г. | зам. по УВР,воспитатели |
Проект «Мое дерево» | сентябрь 2011г. | зам. по УВР,воспитатели,экологический штаб |
Экология в нашем доме и экомир моей семьи | октябрь 2011г. | зам. по УВР, воспитатели, |
Экология и экономия в собственном | октябрь2011г. | воспитатели |
Праздничное мероприятие «Осенний бал» Дефиле нарядов из природного материала,выставка поделок «Дары природы» | октябрь 2011г. | зам. по УВР, воспитатели, экологический штаб |
Конкурс чтецов «Природа в поэзии» | ноябрь 2011г. | библиотекарь ,воспитатели, экологический штаб |
Игра-соревнование «Кто лучше знает природу родного края» | декабрь 2011г. | воспитатели, экологический штаб |
Выставка «Реклама книг о природе» | январь 2012г. | Библиотекарь,группа продавцов-консультантов |
Литературно-экологическая встреча «Земля - наш родной дом» | февраль 2012г. | зам. директора по УВР,воспитатели библиотекарь |
Практическое занятие «Птицы - наши друзья» (изготовление и развешивание кормушек) | февраль 2012г. | воспитатели, экологический штаб |
Лекция «Изучаем способы охраны природы» | март 2012г. | библиотекарь, воспитатели |
Праздник «День Земли» | март 2012 г. | зам. директора по УВР, экологический штаб общежития |
Экологический десант Уборка прилегающей территории | апрель 2012г. | воспитатели, экологический штаб |
Конкурс рисунков «Наша Природа» | апрель 2012г. | воспитатели, экологический штаб |
Видеолекторий «Край ты мой-земля Кинельская» | май 2012г. | библиотекарь, воспитатели |
Игра «Кто лучше знает природу родного края» | сентябрь 2012г. | экологический штаб |
Проект «Сажаем многолетники» | октябрь 2012г. | экологический штаб |
Праздничное мероприятие «Королева Осени» Выставка поделок из природного материала «Дары осени» | ноябрь 2012г. | воспитатели, экологический штаб |
Видеолекторий с использованием сюжетов о техногенных катастрофах в природе | декабрь 2012г. | воспитатели |
Эколого-краеведческая олимпиада для обучающихся и преподавателей «Природа родного края» | январь 2013г. | библиотекарь,воспитатели, директор краеведческого музея |
«Сохранить природу – значит сохранить Родину» М.М. Пришвин
Направ-ление | Задачи | Формы и методы воспитания | Сроки | Ответственные |
«Сохраним удивительный мир природы» | Формировать бережное отношение к природе | Конкурс рисунков «Природа будущего» | февраль 2013 г. | воспитатели,библиотекарь |
Видеосюжеты «Изучаем способы охраны природы» | март 2013г. | библиотекарь, воспитатели |
Видеолекторий «Охраняемые животные и растения нашего края» | март 2013г. | воспитатели |
Экологический турнир «Экопланета» | апрель 2013г. | зам. директора по УВР, экологический штаб общежития |
Конкурс стихотворений,рассказов, рефератов «Красная книга природы» | апрель 2013 г. | воспитатели |
Глобальные экопроблемы современности-беседа с просмотром видеосюжетов | апрель 2013 г. | воспитатели, экологический штаб |
Экологический десант «Сделаем планету чище» | май 2013 | воспитатели, экологический штаб |
«Сохранить природу – значит сохранить жизнь» (брифинг) | май 2013г. | преподаватель экологии, воспитатели |
Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема" | май 2013г. | воспитатели, экологический штаб |
«…Для того, чтобы наслаждать сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным».
И.П. Павлов
Направ-ление | Задачи | Формы и методы воспитания | Сроки | Ответственные |
«Сбережём своё здоровье» | Приобщать обучающихся к здоровому образу жизни через взаимодействие с природой. | Диспут «Экология и здоровье» | сентябрь 2013 г. | воспитатели |
Выявление, охрана и разведение лекарственных растений на территории техникума и общежития | сентябрь 2013г. | преподаватель экологии, воспитатели, экологический штаб |
Классный час «7 Докторов природы» (о лекарственных растениях) | октябрь 2013 г. | преподаватель экологии, воспитатели |
Участие в озеленении территории техникума и общежития | ежегодно, апрель-май | зам. директора по УВР,воспитатели |
Экскурсия в краеведческий музей г. Кинеля и г.Самары | октябрь 2013 г. | воспитатели |
Конкурс рефератов по теме: «Ядовитые растения, произрастающие на территории Кинеля и Кинельского района» | ноябрь 2013г. | преподаватель экологии, воспитатели |
Влияние транспорта на окружающую среду Диспут «Есть ли выход из экологического бедствия?» | ноябрь 2013г. | преподаватель экологии, воспитатели |
Участие в работах по уходу за комнатными растениями в кабинетах техникума, в комнатах общежития. Конкурс на лучший зеленый кабинет и комнату. | ноябрь 2013г. | преподаватель экологии, воспитатели |
Чай для здоровья | декабрь 2013г. | воспитатели,библиотекарь |
Определение общего количества примесей в отобранных пробах воды | январь 2014 | воспитатели,библиотекарь |
О роли и пользе воды. Одушевлённая вода-видеосюжет | февраль 2014 | воспитатели,библиотекарь |
Проектная деятельность «Пути выхода из глобального кризиса» | февраль -май 2014 г. | воспитатели,библиотекарь |
Спасение - артезианская вода! Минеральные воды | март 2014г. | преподаватель экологии, воспитатели |
Правила употребления чистой воды | март 2014г. | преподаватель экологии, воспитатели |
День здоровья | апрель 2014г. | руководитель физвоспитания |
Выставка фотографий «Я и Природа» | апрель 2014г. | Зам.по УВР, |
Представление проектов «Пути выхода из глобального кризиса» | май 2014г. | Зам.по УВР,воспитатели,преподаватель экологии |
Природа Самары как отражение мирового экологического кризиса | май 2014г. | преподаватель экологии, воспитатели |
Совместные походы с преподавателями на природу Кинельского района | май2014г. | Зам.по УВР, преподаватель ОБЖ, руководитель физвоспитания |
«Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».
Ф. Жолио – Кюри
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА КИНЕЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИКУМА
(в контексте программы)
Выпускник должен:
Соблюдать правила поведения в окружающей среде.
Заботиться о тех или иных представителях животного и растительного мира.
Самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности.
Быть готовым оказать помощь нуждающимся в ней.
Участвовать в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества.
Уметь правильно вести себя в минуту опасности.
Уметь общаться с взрослыми, сверстниками.
Уметь отвечать за свои поступки.
Уметь жить в гармонии с окружающим миром.
Обладать способностью дарить людям радость.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры обучающихся является единство их экологического сознания и поведения.
Диагностика результатов будет проводиться в конце каждого учебного года путем анкетирования обучающихся, родителей, подведения итогов деятельности в рамках программы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками». – Волгоград, 2009
Фадеева Г.А. «Химия и экология».- Волгоград,2005
Формирование экологической культуры жителей города / Народная школа №5,2004
Экологический турнир / Последний звонок №12, 2002
Урок экологии в тридевятом царстве / Педсовет №5, 2006
Экологическая сценка / Педсовет №9, 2008
День птиц / Педсовет №1, 2005
Свалка по имени Земля / Педсовет №11, 2005
Частушки на экологическую тему / Педсовет №7, 2009
Всемирный день Земли / Педсовет №2, 2010
Экологическая сказка / Педсовет № 6, 2003
Экологические игры / Пед. творчество №9, 2007
Экологические сказки / Педсовет № 11, 2004
Здравствуйте пернатые, Наш дом – планета Земля / Педсовет № 8, 2008
Экология в филологии / Педсовет №11, 2007
Экологическая игра «Лик Земли» / Последний звонок №12, 2007
На крыльях весну принесли / Последний звонок №1, 2005
Война как фактор ухудшения среды обитания, игровые задачи по экологии / Последний звонок №8, 2005
Земля – наш общий дом / Последний звонок №12,2005
Интернет – ресурсы http://ecology.aonb.ru/razrabotka-obrazovatelnyh-programm-i-ciklov-po-ekologii1.html
http://kalitina.okis.ru/programmi.html
http://festival.1september.ru/articles/412705/
Энциклопедия для детей «Биология» - М.: 2002
Энциклопедия для детей «Человек» - М.: 2002
Джинни Джонсон «Животные (млекопитающие, птицы, рыбы). – М.: АСТ, 2001
Перина М./О роли и пользе воды: книга для всей семьи/Марина Перина.-Самара:ООО»Офорт»,2009.-94с.:илл.
Семья
Общественные организации
Техникум
Учебная деятельность в КГТ
Деятельность в общежитии
Кружковая работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Формирование экологического сознания - одна из воспитательных задач Кинельского государственного техни...
ДОКЛАД «Экологическое воспитание на уроках химии. Место человека в системе живой природы»
Рекомендован для преподавателей учреждений среднего профессионального образования с целью формирования у учащихся экологического мышления и развития экологической культуры при изучении химии....
«Методическая разработка экологической игры на территории памятника природы «Комаровский берег»
В статье описана экологическая игра на особо охраняемой природной территории "Комаровский берег".Целью игры является приобщение к экологической культуре, повышению эколого- биологического образования....
Экологическая акция "В гармонии с природой"
Цель акции: формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы своего края....
Программа экологического воспитания "Это наша с тобою Земля"
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что с...
Статья по теме: «Экологическое воспитание в условиях детского дома «Природа – наше богатство»
Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, ныне...
Программа экологического воспитания "Природа и Я - Друзья" для детей разновозрастной группы
Цель программы: сформировать экологическое мировоззрение и культуру поведения воспитанника в окружающей природной среде.расширить объем интереса к природеразвить личностно – значимое ...