Предметные средства - эффективный фактор развития самостоятельности студентов
статья

Бугрова Валентина Ивановна

В представленной статье раскрывается технология развития самостоятельности у студентов на уроках по дисциплине "Практикум по художественной обработке материалов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bugrova_v.i._predmetnye_sredstva.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

      Предметные средства - эффективный фактор развития самостоятельности студентов

В.И. Бугрова, преподаватель Нижегородского Губернского колледжа

г. Нижний Новгород

           Современный социальный заказ обучения ориентирован на развитие творческих способностей студентов, вовлечение их в самостоятельную творческую поисковую деятельность, приобщение к методам научного познания.

Необходимо всеми средствами стимулировать самостоятельную творческую деятельность студентов, т.к. именно средства во многом определяют успех (или неуспех) этого процесса.

Понятие «средство» происходит от слова «среда», родственными ему являются слова «посредник», «посередине».

         Взаимодействие: педагог - студент сводится к схеме:

Педагог-----------------------------студент

                                  средство

Собственно средства и есть среда, условия, которые обеспечивают процесс развития самостоятельности студентов по предмету «Практикум по художественному ручному труду и конструированию».

Система средств включает в себя: рабочую программу, наглядные пособия и дидактические материалы, задания для самостоятельной работы студентов, правила деятельности, алгоритмы деятельности, систему ситуаций, систему контроля знаний и умений, систему критериев качества обучения.

Хочу остановиться на некоторых из них. По предмету разработана система заданий для самостоятельной работы: по темам, видам, с учетом индивидуальных умений и навыков студентов и групп. Эти задания отражают специфику предмета. Какие это виды заданий? Технологические карты изготовления изделий.

На первых этапах обучения используются технологические карты с исчерпывающими данными с описанием последовательности выполнения операций и приемов работы в темах: «Окантовка плоскостных пособий», «Подвижная игрушка».

Использование технологических карт по сокращенным данным побуждает студентов самостоятельно решать некоторые посильные для них задачи: проектировать способы работы. Под руководством педагога они учатся читать схемы, чертежи (тема: «Складывание игрушек из бумаги», «Конструирование из бумаги»).

Работа с технологическими картами, чертежами готовит студентов к более сложной самостоятельной работе - создание изделий по готовым образцам, Т.е. умение самостоятельно разрабатывать технологический процесс изготовления изделия, проектировать способы работы, развивая исследовательские, проектировочные, исполнительские способности.

Разработанные задания являются необходимым условием подготовки к творческой деятельности студентов, которая определяет уровень профессионального становления студентов.

Дифференцированный подход к выбору заданий для творческих работ позволяет учитывать интересы, уровень развития умений студентов и группы.

Используем разные формы организации на выполнение работы. Объединение по микрогруппам, по детским садам дает возможность соучаствовать в едином поисковом процессе. В такой деятельности развиваются личностные качества - ответственность, самостоятельность, создается модель специалиста, умеющего заниматься педагогической деятельностью. Нашу построенную педагогическую деятельность с разными формами обучения могут взять в практику работы наши студенты.

Через репродуктивную и творческую деятельность студенты овладевают культурой художественного труда, осваивают правила, нормы, алгоритмы деятельности.

Алгоритм включает в себя основные этапы деятельности: исследование, проектирование, исполнение, контроль и оценку.

Студенты составляют алгоритм работы сначала под руководством педагога, а потом самостоятельно. Такой подход применяется в освоении студентами разных видов художественных работ и делает этот процесс системным, последовательным, четким.

Правила и алгоритм деятельности помогает студентам выполнить любую работу самостоятельно, культурно, осознанно.

При оценки любой работы учитываются критерии: самостоятельность, алгоритмичность, нормированность (выполнение по правилам).

Студенты решают разные технологические ситуации: разрабатывают план занятия с детьми по теме «Закладка для книг, украшенная орнаментом»; анализируют опыт работы по темам, украшения из бумажной массы для игры, проектируют и выполняют персонажей для разных видов театра и т.д.

         Технологическая ситуация включает в себя целевое, поисковое и рефлексивное пространство.

На этапе организации целевого пространства определяются цели предстоящей деятельности, проектируется образ. Организация поискового пространства дает возможность исследовать средства, способы, составить алгоритм работы и самостоятельно выполнить ее.

         Развиваются личностные качества студентов: целеустремленность, самостоятельность, творчество, старательность, самокритичность и др.

Таким образом, предметные средства являются эффективным фактором развития самостоятельности студентов по предмету «Практикум по художественной обработке материалов».

Литература:

  1. Андреев В.А. Педагогика. Казань. Центр инновационных технологий, 2000 г.
  2. Денсомес Л.П. Технология работы над монокомпозицией. Н.Новгород: ВГИПУ, 2011 г.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у студентов навыков самостоятельной работы на уроках гуманитарных дисциплин

И.Я.Лернер отмечает: «Творчество ученика в учебном процессе рассматривается, как умение самостоятельно решать известные задачи новым для него способом».В первую очередь необходимо достаточно чет...

Формирование и развитие самостоятельности студентов на занятиях учебной практики

Методические рекомендации мастеру, проводящему  профилактическую работу социально-опасных явлений...

Определение стадий развития пролежней, факторов развития пролежней

Выполнение мероприятий, направленных на профилактику пролежней, возникающих у лежачих ослабленных больных...

Самостоятельная работа как фактор развития профессионально-педагогической мобильности педагога профессионального обучения

Актуальность исследования. Высшее образование в России на протяжении последнего десятилетия находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Движущими силами процессов, происходящи...

Статья "Дизайн-технологии как средство самореализации и развития креативности студентов Яковлевского педагогического колледжа"

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса с применением дизайн-технологий. Описаны особенности и проблемы формирования креативности и творческой активности будущего специа...

САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕУраимова Г.У.Научный руководитель: О.В. ШараеваГосударственное бюджетное профессиональное образовательное...