Формирование и развитие самостоятельности студентов на занятиях учебной практики
методическая разработка по теме
Методические рекомендации мастеру, проводящему профилактическую работу социально-опасных явлений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие самостоятельности студентов на занятиях учебной практики.
Изменение социально- экономических ориентиров общества, формирование рыночных отношений, появление незанятого населения, создается социальная напряжённость в обществе определяют новые условия, в которых придётся работать молодому рабочему - выпускнику колледжа. Изменились и отношения между базовыми предприятиями и учебными заведениями. В связи с таким положением перед нами встаёт проблема подготовки не просто квалифицированных специалистов, но конкурентоспособных на рынке труда молодых рабочих. Следовательно, выпускники учебных заведений должны обладать достаточно высоким уровнем званий, умений и навыков, позволяющих вступить в конкуренцию не только со своими сверстниками, но и с рабочими, имеющими производственный и жизненный опыт.
Поэтому сегодня в условиях рыночных отношений наиболее актуальным в системе начального профессионального образования является развитые в участии личности, становящейся в процессе самостоятельной деятельности неповторимы, самобытны, активно и творчески проявляющий себя.
Профессиональная самостоятельность всегда вызывала и вызывает, особенно у студентов первых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие первокурсники испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе.
Проблема развития самостоятельности является достаточно актуальной в настоящее время. Мы предложили один из путей ее решения, понимая необходимость других направлений. В результате изучения психолого-педагогической, методической, учебной литературы, наблюдения и анализа за ходом производственного обучения и деятельностью студентов на них было сделано следующее:
1.Разработана модель развития самостоятельности студентов на учебной практике и предложена на ее основе методика их проведения.
2.Разработаны учебные элементы.
3.Подготовлено методическое описание к практическим работам, в которое вошли:
а) теоретический материал;
б) задания, выполнение которых способствует более глубокому пониманию темы;
в) описание заданий;
г) список вопросов, предназначенных для самоконтроля студентов;
д) список дополнительной литературы.
4.Были выделены условия, при которых процесс развития самостоятельности студентов протекает наиболее эффективно и дает оптимальный результат.
Наличие организующего внешнего стимула в задании, который намечает цель предстоящей деятельности, ставит новые вопросы, подлежащие исследованию, определяет приемы самоконтроля.
Использование накопленных общих и профессиональных компетенций студентов, обеспечивающих возможность осуществления действий, адекватных содержанию задания и способствующих его успешному осуществлению.
Мотивированность задания (для чего, чему способствует).
Знание студентам алгоритма, метода выполнения работы.
Методические указания, инструктаж, консультации.
Знание студентами критериев оценки, видов и форм контроля и ориентация на самостоятельные поиски решения поставленных задач.
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода.
Уровень профессионального мастерства квалифицированного рабочего в значительной степени характеризует его профессиональная самостоятельность. Формирование этого качества у студентов является одной из важнейших задач производственного обучения. Целенаправленное формирование профессиональной самостоятельности влияет на повышение эффективности производственного обучения, органично вливается на работу колледжа по формированию современной модели специалиста, в частности профессиональной компетентности, основной составной частью которой является профессиональная самостоятельность.
Практическая значимость в разработке методических рекомендаций по формированию профессиональной самостоятельности в том, что они могут быть использованы педагогами-практиками других специальностей, студентами колледжа.
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональной образовательной организации
«Магнитогорский технологический колледж им. В.П.Омельченко»
Работа мастера по реализации программы профилактики социально-опасных явлений в молодежной среде.
Методические рекомендации
Магнитогорск, 2017
Методические рекомендации предназначены для работы мастера производственного обучения по реализации программы профилактики социально-опасных явлений в молодежной среде.
Разработка программы предназначена для преподавателей общепрофессионального и профессионального цикла и мастеров производственного обучения.
Разработчик:
Е.Н.Титаренко – мастер производственного обучения ГБОУ ПОО МТК.
Методист-консультант:
Е.А. Шевцова – методист ГБОУ ПОО МТК
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение …………….………………………………………………….…4
2. Глава 1. Основные понятия профилактики социально-опасных явлений в молодежной среде………….………………………………….….5
3. Глава 2. Методические рекомендации мастеру, проводящему профилактическую работу социально-опасных явлений ………………..
4. Заключение…………………………………………………………….….. 8
5. Список литературы………………………………………………………...8
6.Приложение ….……………………………………………………………12
Введение
Важнейшей проблемой сегодняшнего дня являются социально-опасные явления в молодежной среде. Курение, алкоголь, наркотики стали спутниками молодежи (в нашей стране 2 млн наркоманов в возрасте 14 до — 22 лет). Конечно, помочь подросткам, попавшим в зависимость от алкоголя и наркотиков, могут лишь специалисты — психологи и медицинские работники, а педагоги играют решающую роль в профилактической работе.
Профилактика в среде студентов является одним из значимых и основных направлений социально-педагогической деятельности. Студенческие годы в колледже – это период ранней юности - очень важный период в развитии и самоопределении. Именно в этом возрасте личность сталкивается с необходимостью самостоятельно осуществить выбор своего собственного будущего, выбора дальнейшего жизненного пути.
Первичная профилактика является неспецифической и наиболее массовой. Она охватывает подростков и молодёжь, целью первичной профилактики является формирование активного, адаптивного, высоко функционального жизненного стиля, направленного на продвижение к здоровью. Для более успешной профилактики зависимостей в студенческой среде, важным является выявление контингента лиц, имеющих индивидуальную предрасположенность развития этих расстройств.
Актуальность создания программы по профилактике определяется результатами проведенного исследования (ноябрь 2014 года) среди студентов колледжа, по итогам которого 15 % студентов в образовательном учреждении имеют выраженные признаки склонности к зависимому поведению. Большая часть студентов, склонных к зависимому поведению, приходится на студентов первого курса (8 %). Не менее важным фактором для разработки программы по профилактике социально-опасных явлений в молодежной среде является увеличение числа правонарушений среди студентов колледжа.
Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере личностного развитие воспитание должно обеспечить:
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить: бережное отношение к жизни человека, заботу о продолжении рода; законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок.
Глава 1. Основные понятия профилактики социально-опасных явлений в молодежной среде.
Профилактика негативных явлений в молодежной среде сегодня становится одной из важнейших социальных задач общества. Это осознает сегодня большинство населения: от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан. Наркомания, алкоголизм, курение и другие виды аддикций – явления, характерные не только для каких-то замкнутых общностей, члены которых деградированы в социально-нравственном отношении. Это зло распространилось среди различных общественных слоев, поразило представителей наиболее дееспособной части населения. Особой остротой проблема стоит среди подрастающего поколения. Молодежь, подростки сегодня как никогда нуждаются в защите, в умелом и заботливом предостережении. Давно известно, что только единицам из миллионов наркоманов и алкоголиков удается вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и даже десятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик и алкоголь - сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почти невозможно. Другие виды социально обусловленных заболеваний, таких как курение, ВИЧ/СПИД, ИППП, не менее опасны.
Наиболее продуктивным в борьбе с негативными явлениями является профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже немаловажно). Профилактика – понятие емкое, охватывающее практически все стороны общественной жизни. Она способствует перестройке сознания и психологии людей, повышению их внутренней культуры, улучшению межличностных отношений, оздоровлению обстановки в семье и обществе в целом.
Профилактика, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, представляет собой комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, проводимых государством, общественными организациями, отдельными гражданами с целью предотвращения распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост сопутствующих заболеваний и т. д.).
Всемирная организация здравоохранения в зависимости от целей профилактической работы выделяет первичную, вторичную и третичную формы профилактики.
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению психоактивных веществ, вызывающих болезненную зависимость.
Современная концепция первичного предупреждения употребления психоактивных веществ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и молодого человека и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: образовательная среда, семья, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Ввиду опасности развития зависимости даже после однократного приема психоактивных веществ (особенно у подростков), первичная профилактика имеет приоритетное значение. Согласно современному пониманию механизмов развития патологической зависимости, ―воротами‖ приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и курения, а также предупреждения таких социальных явлений, как педагогическая запущенность с самовольным уходом из дома, безнадзорность и беспризорность. Особое внимание стоит обратить и на пристрастие молодежи к азартным играм, т. к. темпы роста данной зависимости опережают темпы роста алкоголизма и наркомании.
Работу в данном виде профилактики проводят специалисты с любым базовым образованием, которые формируют особое информационно-культурное пространство жизнедеятельности подростков и молодежи.
Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Она влияет, прежде всего, на формирование позитивного отношения к здоровью.
Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ касается лиц, которые уже имели опыт употребления наркотиков, но не обнаруживают признаков наркомании как болезни.
Третичная профилактика злоупотребления психоактивных веществ проводится среди больных наркоманией и токсикоманией и направлена на восстановление личности и ее эффективное функционирование в социальной среде. Второе направление третичной профилактики – снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов к прекращению их употребления. Данный вид профилактики является медицинским и осуществляется специально подготовленным квалифицированным персоналом, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Этот вид профилактики требует индивидуального подхода. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье – обязательное условие проведения третичной профилактики.
Вопрос о путях профилактики асоциальных явлений в юношеском возрасте становится все более актуальным.
И поэтому разработанная программа «Профилактика асоциальных явлений» рассчитана на весь период обучения студентов в колледже.
Цель программы
Создание условий для устойчивой ориентации студентов на правомерное поведение, и здоровый образ жизни.
Задачами реализации программы являются:
- Создание материально технических и информационных условий через оснащение учебных кабинетов, спортзала, актового зала необходимым инвентарем, компьютерной техникой, литературой.
- Обеспечение содержания программы через разработку и постоянное обновление УМК педагога с учетом требований нормативных и локальных актов.
- Использование различных форм, методов и средств передовых педагогических технологий при проведении учебных занятий и внеклассных мероприятий.
- Подбор и обучение социальных педагогов, кураторов, мастеров производственного обучения, преподавателей.
- Привлечение активной студенческой молодежи к волонтерской деятельности по реализации программы.
В результате освоения программы студент должен уметь:
- соблюдать Российское законодательство;
- нести ответственность за совершение административных и уголовных правонарушений.
- вести здоровый образ жизни;
В результате освоения программы студент должен знать:
- положения нормативно-правовых актов о защите прав ребенка и несовершеннолетних;
- виды ответственности за совершение правонарушений.
- основы здорового образа жизни;
-основы профилактики вредных привычек: табакокурения, алкоголизма и наркомании;
Внеурочные мероприятия рекомендуются проводить с использованием разнообразных форм и методов, привлечением не только специалистов, но и самих студентов.
Глава 2. Методические рекомендации мастеру, проводящему профилактическую работу социально-опасных явлений
- Выделить из общей массы (группы) именно тех, кому потенциально более всего угрожает судьба наркомана или другого потребителя психоактивных веществ, конечно, трудно. Непросто выявить и начинающего наркомана. Поэтому в профилактической работе следует уделять внимание всем без исключения молодым людям.
- Если Вы решили заняться проблемой профилактики негативных явлений среди подростков и молодежи, Вам необходимо:
- как можно лучше изучить специфику проблемы (социальные, медицинские, психологические, юридические предпосылки);
- необходимо разработать программу профилактики социально-опасных явлений в молодежной среде; (Приложение)
- предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной группы молодежи в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение);
- с учетом возрастных особенностей четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное;
- Если Вы взялись обсуждать проблему распространения одного из социально обусловленных заболеваний, избегайте голых утверждений и констатации и постарайтесь дать эту информацию более доступно и доходчиво или, в противном случае, это может привести к нежелательному эффекту отторжения слушателями всей последующей информации.
- Не скрывайте своего отношения к рассматриваемой проблеме, но делайте это ненавязчиво и к месту. Излишне частое подчеркивание Вашего отношения может породить мнение о предвзятости и отпугнуть слушателей. Откровенно выскажите все, что думаете по данному поводу, но не пытайтесь высмеивать чужую точку зрения. Наоборот, демонстрируйте уважение к мнению других. В то же время, полезно использовать бесспорные факты и логику, объясняющие, почему Вы придерживаетесь именно такой позиции. При этом желательно избегать многочисленных ссылок на авторитеты.
- Постарайтесь, чтобы в основу были Ваших доводов положены два принципа: оригинальность и уместность.
- Известно, что наибольший эффект достигается концентрацией внимания аудитории на запоминании материала с примерами из личной практики или жизни, связанной с регионом проживания.
Заключение
Последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий программы, направленных на разрешение выделенных «ключевых» проблем, сделает работу по профилактике наркомании, токсикомании, курения, и алкоголизма среди молодежи системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции в молодежной среде.
- Создаст оптимальные условия для эффективного функционирования
системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и
подростков.
- Сформирует социально направленное поведение и активные жизненные позиции каждого ребенка.
- Снизит уровень безнадзорности, правонарушений и преступлений среди
несовершеннолетних.
- Разовьет ответственность у родителей за воспитание, обучение детей.
- Обеспечит защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
В заключение следует указать, что в рамках программы необходимо организовывать и проводить на межведомственной основе (совместно с ГУВД, Комитетом по делам семьи и молодежи) регулярный мониторинг распространенности употребления ПАВ для систематического анализа социально-опасных явлений среди студентов колледжа, для выявления негативных тенденций ее развития и принятия упреждающих мер, позволяющих контролировать и активно воздействовать на социально-опасные явления в молодежной среде колледжа. Программа основана на дифференцированном подходе к студентам с точки зрения их возраста и их включенности в наркотическую ситуацию. Данная программа относится к уровню первичной профилактической работы и осуществляются путем проведения внеклассных мероприятий и путем «обучения через предмет»- основы безопасности жизнедеятельности и воспитание ценностей и навыков здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов на занятиях учебной практики.
Доклад на тему: Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов на занятиях учебной практики....
Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер»
В качестве основного механизма, призванного обеспечить подготовку квалифицированных рабочих специалистов среднего звена с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личн...
Формирование активной деятельности обучающихся на занятиях учебной практики по профессии 19.01.17 Повар, кондитер
В статье акцентированы методы и форма активного обучения профессии....
Методическая разработка занятия учебной практики по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» ПМ.05 «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы» Тема 1.4: «Самостоятельная практическая работа»
План урока, технологические карты, видеоролик "Блюда из мяса"....
Формирование положительной мотивации к избранной профессии на занятиях учебной практики.
Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне принят...
Доклад «Формирование умений и навыков на занятиях учебной практики по профессии электрогазосварщик.»
Доклад служит помощью мастеру производственного обучения при ведении методической работы....
ДОКЛАД «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Современная действительность требует от человека как можно более полного понимания и адекватной оценки собственных способностей, умений, навыков и возможностей. Формирование компетенций и саморазвитие...