САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья

САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ

Ураимова Г.У.

Научный руководитель: О.В. Шараева

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6», г. Москва, Россия

 

Прирождённый лидер смотрит в глаза гадалке так, что подчиняется она. Ермолова Е.

Актуальность темы исследования. В общепринятом контексте лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — это лицо, за которым определенное сообщество признает право на принятие ответственных решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса, а лидерство (от англ. leadership) — процесс социального влияния, при котором лидер получает поддержку других членов сообщества для достижения поставленной цели.

В учебных заведениях создаются разнообразные программы для развития лидерских качеств. Студенты учатся волонтерской деятельности, экспериментируют, учатся планировать, получают помощь от других людей и оказывают помощь другим людям. Для формирования лидерских качеств личности необходимо создавать особую развивающую социальную среду. Развивающая социальная среда – это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде формируются межличностные и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ

Ураимова Г.У.

Научный руководитель: О.В. Шараева

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6», г. Москва, Россия

Прирождённый лидер смотрит в глаза гадалке так, что подчиняется она. Ермолова Е.

Актуальность темы исследования. В общепринятом контексте лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — это лицо, за которым определенное сообщество признает право на принятие ответственных решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса, а лидерство (от англ. leadership) — процесс социального влияния, при котором лидер получает поддержку других членов сообщества для достижения поставленной цели.

В учебных заведениях создаются разнообразные программы для развития лидерских качеств. Студенты учатся волонтерской деятельности, экспериментируют, учатся планировать, получают помощь от других людей и оказывают помощь другим людям. Для формирования лидерских качеств личности необходимо создавать особую развивающую социальную среду. Развивающая социальная среда – это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде формируются межличностные и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности.

Молодежное самоуправление - это такая система, которая ориентирована на присвоение лидерского опыта посредством практики реализации своих лидерских в различных структурах. Это структура управления внешкольной деятельностью университета. Студенты играют роль предметов и объектов управления действиями. А сама проблема формирования различных, но очень важных лидерских качеств молодого поколения смогла определить важность формирования органов самоуправления студентов в различных вузах страны. Важно, что система студенческого самоуправления представлена в 90 российских вузах. А сама система самостоятельного управления выражена с помощью имеющегося студенческого совета того или иного университета, различными факультетами, институтами и общежитиями. Каждый студенческий совет состоит из секторов, отвечающих за отдельную сферу работы: образовательную, научную, информационно-аналитическую, культурную, социально-экономическую, спортивную. Интересно, что создана даже вертикальная иерархия, которая отражает подчинение органов самоуправления, которая обеспечивает последовательность всех необходимых действий. Очевидно, что учащиеся, вовлеченные в систему самоуправления, способны самостоятельно развивать в себе навыки планирования, формирования деятельности и анализа итогов. К тому же, они способны привлекать еще и иные, дополнительные силы и различные ресурсы - базовые навыки профессионального менеджера.

Цель исследование: теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику организации студенческого самоуправления в образовательном учреждении как фактора формирования социальной активности студентов.

Объект исследования: группы студентов очной формы обучения 1-4 курсов  «Медицинского колледжа № 6».

Предмет исследования: социальная активность студентов в волонтерской деятельности.

Методы исследования: изучение научной литературы, метод описательной статистики.

Результаты исследования:

Группа исследования была сформирована методом сплошного отбора из 120 человек – студентов  1 и 4 курсов специальности Сестринское  дело и Акушерского дела, по 60 человек с каждого курса.  Для исследования самоуправления  у студентов использовались методика выявления уровня развития самоуправления (по М.И. Рожкову). Её цель - определить уровень развития самоуправления в коллективе.

Методика выявления уровня развития студенческого самоуправления содержала вопросы, соответствующие его функциям и критериям развития.

Процедура проведения требовала:

- каждый обучающийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведённых ниже предложений;

- степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражается в оценках: 3б.- да; 2б. - возможно; 1б. – не знаю; 0б. - нет.

АНКЕТА.

1 . Считаю для себя важным добиваться того, чтобы моя группа была самой лучшей.

2 . Вношу предложения по совершенствованию работы группы.

3 . Самостоятельно организую интересные дела со своими сокурсниками в группе.

4 . Участвую в подведении итогов работы группы в деятельности колледжа, в определении ближайших задач.

5 . Считаю, что группа способна к дружным самостоятельным действиям.

6 . У нас в группе обязанности чётко и равномерно распределяются между учащимися.

7 . Выборный актив в нашей группе пользуется авторитетом среди всех членов группы.

8 . Считаю, что актив в нашей группе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

9 . Считаю, что обучащиеся нашей группы добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

10 .Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом группы.

11 . Стремлюсь участвовать в работе группы, помогать ребятам.

12 . Смогу ответить за результаты своей работы и оценить работу своих товарищей.

Обработка результатов:

При обработке результатов 12 предложений разбивают на 3 блока. Данная систематизация позволяет выявить различные аспекты самоуправления:

1 . Включённость студентов в самоуправленческую деятельность (1, 2, 3, 4)

2 . Организованность группы (5, 6, 7, 8)

3 . Ответственность за результаты совместной работы в группе (9, 10, 11, 12)

Результаты получились следующие:

1. Включённость обучающихся в самоуправленческую деятельность - 2.8 балла

2. Организованность коллектива группы - 1.9 балла

3. Ответственность за результаты совместной работы в группе - 2.1 балла

С целью изучения уровня самоуправления в группах было проведено анкетирование, результаты которого показали, что пока самоуправление находится на  уровне выше среднего показателя., что свидетельствует об ответственном отношении большинства обучающихся групп к совместной работе, к целям и задачам, которые ставятся перед ними. Высокий коэффициент включённости обучающихся в самоуправленческую деятельность говорит о стремлении сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое.

Из этого можно сделать вывод, что обучающихся группы можно считать коллективом с уровнем развития самоуправления в пределах средней возрастной нормы.  

Чтобы самоуправление и активность групп  развивалось успешно, нужно, чтобы обучающиеся оказывались в ситуациях выбора и сами определяли пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования самоуправления и активности группы.

Вывод. Таким образом, представленный анализ взглядов на проблему самоуправления обучающейся и студенческой молодежи позволяет определить молодежное самоуправление как процесс совместного формирования организационно-управленческих отношений в учебном заведении, обеспечивающих эффективную реализацию образовательной деятельности и социальной активности молодежи, путем соединения субъекта и объекта управления, стимулирующий исполнение управленческих функций всеми участниками образовательного процесса на основе добровольного делегирования полномочий.

Следовательно, можно сказать, что становление и развитие самоуправления в учебном заведении выступает необходимым условием и фактором перехода образовательного процесса от чисто педагогического воздействия, где четко выражены объект и субъект воздействия к образовательному взаимодействию, к педагогике содружества. В процессе такого взаимодействия объект становится самодостаточным и саморазвивающимся субъектом. Поэтому образовательные системы, где имеет место самоуправление, следует рассматривать как систему социального взаимодействия, где объекты наделяются субъектными функциями. Это позволяет рассматривать самоуправление как фактор развития системы социальных отношений и социальной активности учащейся и студенческой молодежи в учреждениях образования.

Стоит отметить, что самоуправление является основной формой социальной активности студентов, что позволяет им самостоятельно контролировать не только учебный процесс, но и осуществлять намеченные цели во внеучебной деятельности. В качестве примера можно рассмотреть позитивную социальную активность. Позитивная социальная активность. О позитивной направленности социальной активности личности можно говорить в том случае, когда цели деятельности личности совпадают с декларируемыми целями сообщества, которое имеет позитивный вектор развития. Например, целью учебной деятельности личности является получение образования, освоение профессии, что соответствует одной из декларируемых целей общества – развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Таким образом, важно подчеркнуть, что суть студенческого самоуправления состоит в добровольной передаче администрацией учебного заведения субъектных, управленческих функций объекту управления, и является формой позитивной социальной активности студентов. То есть это процесс развития социальных отношений, основанный на принципах добровольности и партнерства, так как часть управленческих полномочий делегируется студенчеству. За обсуждаемые, принимаемые и реализуемые задания студенчество должно нести свою долю ответственности. Социальные отношения в вузе в таких условиях будут стимулировать прозрачность и открытость принятия решений. В этом случае цель самоуправления - развитие социальных навыков управления, создание оптимальных условий для творческой самоактуализации и роста профессионального, организаторского мастерства, реализация академических прав студента. В самоуправлении предоставляется возможность проявить инициативу, собственную мысль и независимость суждений. Для достижения цели самоуправления выделяется спектр задач. Таким образом, представленный анализ взглядов на проблему самоуправления позволяет определить самоуправление как совместного формирования управленческих отношений в учебном заведении, обеспечивающих эффективную реализацию образовательной деятельности и социальной активности студентов, путем соединения субъекта и объекта управления, стимулирующий исполнение управленческих функций всеми участниками образовательного процесса на основе добровольного делегирования полномочий.

Однако лидерами не рождаются, ими становятся. Это признание, которое надо заслужить. Это тяжелый и кропотливый труд, который под силу не каждому. Настоящий лидер — это созидатель, человек, действующий на благо своих последователей, руководствующийся нравственно здоровыми ценностями.

Список использованной литературы:

  1. Андрюшина, Е.В. Государственная молодежная политика в российском обществе: Этапы, основные направления, показатели результативности / Е.В. Андрюшина // Государственное управление. Электронный вестник. — 2018. — № 67. — С. 269-281.
  2. Бабочкин, П. И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, мероприятия / П. И. Бабочкин // Соц.-гуманит. знания. — 2019. — № 1 — С. 28.
  3. Козина, М.Н. Молодежь как субъект и объект молодежной политики / М.Н. Козина // Аллея науки. 2020. Т. 3. № 13. С. 218-222.
  4. Лидерство в молодежной среде : учеб. пособие / А. В. Пономарёв, А. О. Ланцев, М. С. Кырчиков ; Мин-во науки и высшего образования РФ. — Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2020 — 216 с.
  5. Мухортова, Д. Д. Студенческое самоуправление / Д. Д. Мухортова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 819-821. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25214/ (дата обращения: 01.02.2022).
  6. Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи. Электронный ресурс http://www.lib.csu.ru/vch/152/013.pdf (дата обращения: 5.11.2016)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические указания по выполнению контрольной работы и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений СПО по дисциплине "Электротехнике и электронике" для заочного отделения

В методических указаниях представлены: примерная программа дисциплины с перечнем рекомендуемой литературы; общие методические указания с примерами решений; варианты контрольной работы; экзаменационные...

«Внеурочная деятельность, как условие развития социально-важных качеств обучающихся в учреждениях профессионального образования».

Предлагаю вашему вниманию статью "Внеурочная деятельность, как условие развития социально-важных качеств обучающихся в учреждениях профессионального образования....

Развитие досуговой деятельности студентов в образовательном учреждении. Проблемы и пути их решения.

Данная статья подготовлена для межрегиональной научно-практической конференции "Апрельские чтения-2019"...

Развитие творческой активности студентов на уроках немецкого языка

В статье представлен материал, в котором предлагается повышать активность студентов на занятиях по иностранному языку для реализации их творческих возможностей....

Влияние педагогических технологий на формирование профессиональных навыков и развитие творческой активности студентов в области изобразительного искусства.

В статье раскрывается эффективность применения различных практических и демонстрационно-наглядных методов обучения, а так же использование современных педагогических технологий на практических занятия...

Развитие познавательной активности студентов медицинского колледжа через творческие задания на занятиях по психологии.

Обучение студентов представляет собой сложный многоплановый процесс, в ходе которого на передний план выходит задача, обуславливающая разностороннее развитие будущего специалиста, осознающего социальн...