МЕТОДИЧЕСКАЯ разработка урока учебной практики на тему: «Монтажно-сборочные работы узлов водопровода» по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства».
методическая разработка
Разработанный урок учебной практики на тему "Монтажно-сборочные работы узлов водопровода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 376.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области «Вольский строительный лицей»
МЕТОДИЧЕСКАЯ
разработка урока учебной практики
на тему: «Монтажно-сборочные работы узлов водопровода»
по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства».
Выполнила преподаватель: спецдисциплин
Нечаева Ольга Михайловна
Вольск – 2017 г.
Содержание
- Аннотация
- План-конспект урока
- Источники информации
- Приложения с дидактическими материалами (инструкционно-технологическая карта, схема подводки горячей и холодной воды к смесителю, параметры сварки полипропиленовых труб, правила по сварке полипропиленовых труб)
Аннотация
Формирование убеждений и потребности в новых знаниях, приобретения нового практического опыта, возможно лишь в условиях активного обучения, которое исключает пассивность, способствует целям, содержанию, условиям профессионального образования, а также росту качества профессиональной подготовки.
Урок из раздела междисциплинарного курса МДК.01.01Технология эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения здания, тема «Монтажно-сборочные работы узлов водопровода». Предварительно был изучен теоретический материал: «Устройство внутренних водохозяйственных систем», «Применяемые трубы и детали», «Виды монтажа систем внутреннего водопровода». На данном уроке формируются профессиональные и общие компетенции, соответствующие ФГОС по профессии СПО 08.01.10 «Мастер жилищно-коммунального хозяйства», входящей в состав укрупненной группы профессий 270000 Архитектура и строительство 270800 Строительство. Соотношение активных методов и приемов обучения способствуют выработки таких качеств у обучающихся, как самостоятельность, организованность, умение работать в команде, аккуратность.
Современному обществу нужны одаренные люди, которые будут двигать вперед не только науку, но и общество к решению новых задач. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от образовательного учреждения. Задача, которого состоит в создании субъектной развивающей среды, способствующей раскрытию способностей ученика, учебный процесс должен опираться на зону актуального развития учащегося (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей); учебный процесс должен вызывать у обучающихся, желание познать новое (мотивация учебной работы); развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность.
Для проведения учебной практики одаренные дети в помощь преподавателю подготавливают сообщения, доклады, разрабатывают презентации с использованием Интернет-ресурсов, литературы и справочников.
ГБПОУ СО «ВОЛЬСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»
План – конспект урока учебной практики
Тема учебного занятия: Монтажно-сборочные работы узлов водопровода.
Курс: первый Группа: МЖ-11
Организационная форма проведения учебного занятия: учебная практика (форма проведения – групповая).
Цели учебного занятия:
1. Обучающая: формирование первоначальных навыков и умений по пайке полипропиленовых труб..
2. Развивающая: развитие технологического мышления находить пути повышения эффективности своего труда, снижения материальных и трудовых затрат.
3. Воспитательная: формирование способности умения работать в команде, воспитание трудолюбия, дисциплинированности.
Задачи урока: научить обучающихся производить сварку полипропиленовых труб с соблюдением технологического процесса по работе с полипропиленовыми трубами.
Формируемые компетенции:
ПК 1.1. Обеспечивать эксплуатацию системы водоснабжения и водоотведения здания, ОК1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Тип урока: Урок по изучению приемов и операций.
Методы обучения: словесные (объяснение; инструктаж), контролирующие (текущий контроль за работой групп; контроль качества сварки труб).
Межпредметные связи: ПМ01 Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства, охрана труда, материаловедение.
Внутрипредметные связи: тема «Виды монтажа систем внутреннего водопровода».
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: аппарат для сварки полипропиленовых труб «Утюг», ножницы, трубы диаметром 25 мм и 20 мм, набор фитингов, рулетка, инструкционно-технологические карты.
Ход урока
№№ п\п | Этап урока | Деятельность мастера п\о, ее обоснование | Проектирование деятельности обучающихся |
1. | Организацион ная часть | Приветствие, проверка присутствующих. Осмотр внешнего вида обучающихся на соответствие его эстетики труда и техники безопасности. | Приветствие мастера п/о |
2. 2.1 2.2 | Вводный инструктаж Целевая установка (мотивация учебной деятельности) Актуализация знаний и опыта обучающихся | Сообщение темы и цели урока. Провести с обучающимися беседу: связать тему урока с предыдущим занятием, напомнить теоретический материал темы урока, изучить требования по данной работе. Беседа с проверкой знаний по материалу изученному на теоретических уроках (ПМ 01 Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства).
3.От чего зависит глубина сварки? 4. Глубина сварки труб диаметром 20 мм и 25 мм. 5. Время нагрева труб диаметром 20 мм и 25 мм. Инструктаж по технике безопасности. | Обучающиеся внимательно слушают тему и цель урока Деление обучающихся на группы Отвечают на вопросы Демонстрация презентации:«Сварка полипропиленовых труб» Доклад:«Типичные ошибки при сварке враструб» Утюг Муфта, угольник 90° и 45°, тройник, обводное колено От диаметра труб 14 мм и 16 мм 5 и 7 сек. |
2.3 | Формирование ориентировочной основы деятельности | Изложение материала по предварительно подготовленной схеме подводки горячей и холодной воды к смесителю. Работу начинают с проверки исправности инструмента. Необходимые инструменты, приспособления, материалы располагают в непосредственной близости от места работы, но так, что бы они не мешали передвижению. | Внимание на объяснение мастера, изучение инструкционно - технологической карты. Выяснение пробелов и затруднений в освоении материала. |
3. | Текущий инструктаж | Самостоятельная работа обучающихся. Выдача учебных заданий на урок и расстановка обучающихся по рабочим местам. Целевые обходы рабочих мест обучающихся: проверить организацию рабочих мест и соблюдение правил Т.Б; проверить правильность выполнения трудовых приемов; коллективное и текущее инструктирование; проверить правильность ведения самоконтроля; проверить правильность соблюдения технических и технологических условий в работе, прием практической работы, оценивание. Уборка рабочих мест. | Обучающиеся в бригаде выполняют производственные задания: проверяют нагрев утюга; по схеме отмечают маркером необходимую длину трубы диаметром 25 мм, отрезают; трубу разрезают по схеме; подбирают нужный тройник, выполняют нагрев трубы и тройника, когда установленное время плавления истекло, резко убрать трубу и деталь и не меняя их положения, соединить друг с другом; так же соединить другую часть трубы; по схеме отмечают маркером необходимую длину трубы диаметром 20 мм, отрезают; выполняют подводку горячей воды к основной трубе; сварка обводного колена, шарового крана, уголка; подводка к холодной воде по такому же принципу, выполнение сварки обоих труб к настенной планке |
4. | Заключитель ный инструктаж | Провести анализ работы группы, отметить положительные результаты, успехи учащихся и группы в целом, разбор и анализ типовых ошибок, дать оценку качества выполнения работ. Объявить тему следующего урока. Выдать домашнее задание. Повторить пройденный материал. | Самоанализ урока: слушают, анализируют, выполняют поставленные цели занятия. |
Источники информации
1. Варфоломеев Ю.М., Орлов В.А. Санитарно-техническое оборудование зданий. М.:ИНФРА-М, 2016
2. Белицкий Б.Ф. Справочник сантехника. М.: Феникс, 2010 г.
3. Комков В.А, Рощина С.И., Тимахова Н.С. Техническая эксплуатация зданий и сооружений. Учебник для средних профессионально-технических учебных заведений.-М.:ИНФРА-М, 2013
4. Серикова Г.А. Сантехника в доме, установка, ремонт, эксплуатация. Рипол-классик, 2012 г.
5. Симонов Е.А. Сантехнические работы. Видеокурс, 2012 г.
6. http//www.santehnica help.ucoz.ru
7.http//www.santechniki.com
8. http//www.dretun.ru
9.http//www.masterciti.ru
10. nsportal.ru, НПО и СПО «Образование и педагогика»
11. tool-land.ru «Сварка полипропиленовых труб»
Приложение №1
Инструкционно – технологическая карта № 3
Тема: «Монтажно-сборочные работы узлов водопровода».
Содержание
Сварка полипропиленовых труб разного диаметра с помощью фитингов
Сварка шарового крана
Сварка полипропиленовых труб к настенной планке
Назначение и эффективность применения карты
1.Карта предусматривает организацию обучающего трудового процесса в учебных мастерских, при выполнение сварки полипропиленовых труб.
2. Применение приемов труда, рекомендуемых в настоящей карте, способствует более быстрому и качественному их усвоению, снижению трудовых затрат, повышению культуры производства, улучшению качества работ.
3. Умение пользоваться картой дает возможность обучающемуся повысить производительность труда при выполнение ученической нормы или полной рабочей нормы на практике.
4. Помогает вырабатывать трудовую дисциплину.
Подготовка рабочего места является обязательной при любых сварочных работах.
Мастер распределяет между обучающимися обязанности по организации рабочего места:
обучающиеся подносят необходимый инструмент, инвентарь, приспособления;
проверяют исправность ручного и электрифицированного инструмента;
после окончания работ очищают рабочий инструмент от загрязнений в виде расплавленных остатков от полипропиленовых труб, когда аппарат остынет, кладут на определенное для него место.
Инвентарь, инструменты, материалы | Последовательность и технология выполнения приёмов | Образцы выполнения приёмов | |
Аппарат для пайки труб Ножницы Рулетка | 1. Аппарат для пайки труб ставят на прогрев. Рекомендуемая температура для спайки труб 270°С. 2.По схеме подводки горячей и холодной воды к смесителю отмеряют рулеткой необходимую длину трубы диаметром 25 мм, делая риску маркером, отрезают ножницами. 3.Труба обрезается под прямым углом к оси трубы при помощи специального резака иди ножниц. 4.Произвести тщательный осмотр концов, чтобы убрать дефекты на месте среза. 5.Отметить глубину сварки, см. таблицу параметры сварки полипропиленовых труб. | ||
6.Подобрать необходимый тройник, выполнить нагрев трубы и тройника, когда установленное время плавления истекло, убрать трубу и деталь и не меняя их положения, соединить друг с другом. 7.Линия глубины сварки должна быть покрыта образованным наплывом. 8.Так же выполнить сварку другой части трубы. 9.По схеме отметить маркером необходимую длину трубы диаметром 20 мм, отрезать. 10.Выполнить сварку трубы диаметром 20 мм через тройник в трубу диаметром 25 мм для горячей воды. 11.Выполнить сварку шарового крана, уголка, обводного колена. 12.Сварку трубы для холодной воды выполнить по такому же принципу. 13.Сварка обоих труб для горячей и холодной воды к планке настенной. |
Приложение 2
Схема подводки горячей и холодной воды к смесителю.
Условные обозначения:
- Планка настенная;
- Уголок Ø 20х20;
- Тройник Ø 25х20х25;
- Обводное колено;
- Шаровой кран.
Приложение 3
Параметры сварки полипропиленовых труб
Наружный диаметр трубы, мм | Длина сварного участка, мм | Время | ||
нагрева деталей, сек | сопряжения деталей, сек | охлаждения деталей, мин | ||
16 | 13 | 5-6 | 4 | 2 |
20 | 14 | 5-6 | 4 | 2 |
25 | 16 | 7-8 | 4 | 2 |
32 | 16,5 | 8-12 | 6 | 4 |
40 | 18 | 12-18 | 6 | 4 |
50 | 20 | 18-27 | 6 | 4 |
63 | 24 | 24-36 | 8 | 6 |
90 | 29 | 40-60 | 8 | 8 |
110 | 35 | 60-80 | 10 | 10 |
125 | 40 | 80-100 | 14 | 14 |
Приложение 4
Правила по сварке полипропиленовых труб.
- Проверьте нагрев утюга
- Красный означает, что происходит нагрев аппарата, зеленый, что аппарат готов к работе
- Нагрев утюга 270 градусов
- Чтобы облегчить процесс пайки, глубину сварки детали намечают маркером
- Замеры труб выполняем согласно схеме подводки горячей и холодной воды
- Трубу необходимо обрезать под прямым углом к оси
- Произвести тщательный осмотр концов, чтобы убрать возможные дефекты на месте среза
- Линия глубины сварки должна быть покрыта образованным наплывом
- Нагревать детали необходимо согласно параметрам сварки, если недопаяли детали, то труба со временем потечет
10. Деталь нельзя углублять дальше отметки, это может вызвать сужение трубы, что грозит их будущей закупоркой
11.Утюг должен находиться в чистоте, вовремя устраняйте загрязнения в виде расплавленных остатков материала от полипропиленовых труб, протереть сухой тряпкой
12. Стараться детали держать на одной линии, поправлять можно только несколько секунд, потом крутить и двигать нельзя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект для обучающихся профессии: "Мастер жилищно- коммунального хозяйства"
Программа ПМ 01ВЫполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно- коммунального хозяйств...
Методическая разработка урока учебной практики 01.04 по ПМ.01 по профессии"Мастер жилищно- коммунального хозяйства"
Обобщающий урок учебной практики 01.04 по ПМ.01"Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жили...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ профессия «Мастер жилищно – коммунального хозяйства»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока учебной практики Тема: Мука, макаронные изделия: изучение ассортимента, продажа. по профессии «Продавец, контролер – кассир»
Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики по теме «Мука, макаронные изделия: изучение ассортимента, продажа»Дисциплина: «Учебная практи...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ТЕМА: Оштукатуривание поверхности простой штукатуркой
Методическая разработка занятия на тему: «Оштукатуривание поверхностей простой штукатуркой» предназначена для студентов 1 курса по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декор...
Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.01.Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте Тема: «Посадка многолетних растений в грунт, травянистых п
Методическая разработка используется при изучении темы урока «Посадка многолетних растений в грунт» и при выполнении практической работы по вегетативному размножению растения (деление корн...
Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.04.ИНТЕРЬЕРНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ Тема: «Композиция из суккулентов в кашпо. Миниатюры»
Методическая разработка урока учебной практики «Композиция из суккулентов в кашпо. Миниатюры» помогает подобрать правильный комплекс агротехнических мероприятий по поса...