Методическая разработка урока учебной практики 01.04 по ПМ.01 по профессии"Мастер жилищно- коммунального хозяйства"
методическая разработка на тему
Обобщающий урок учебной практики 01.04 по ПМ.01"Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно- коммунального хозяйства".Раздел 3.Эксплуатация конструктивных элементов элементов здания из различных видов материалов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПО ПРОФЕССИИ
08.01.10 «МАСТЕР ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»
Разработал:
Мастер производственного обучения:
Семенюк Ирина Юрьевна.
2015
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2.Деятельностная карта планирования урока, реализующего компетентностный подход в рамках реализации ФГОС СПО
3.Список литературы
4.Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики по ПМ.01 « Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства» , УП01.04 «Эксплуатация конструктивных элементов здания из различных видов материалов » по профессии: «Мастер ЖКХ».
Урок разработан с элементами педагогической технологии – формирования профессиональных и общих компетенций.
Урок – это часть учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени, с четко выраженной целью, проводимая с группой студентов. Для него характерны: определенность решаемых на уроке учебно-воспитательных задач, оптимальное сочетание коллективной и индивидуальной работы студентов , целесообразное построение занятия, обеспечивающее сознательность обучения и высокую активность студентов, организованную четкость.
Цель урока учебной практики заключается в том, чтобы студенты на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимых для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ. Студентам недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал: они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания.
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором умело, используются все возможности для развития личности студента, активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования профессиональных и общих компетенций.
Деятельностная карта планирования урока, реализующего компетентностный подход в рамках реализации ФГОС СПО
ПЛАН УРОКА- Учебной практики
Курс: первый
Группа: МЖКХ 15-3
Тема программы: Проверка знаний, умений и навыков по УП.01.03 «Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций»
Тема урока учебной практики: Обобщающий урок по УП.01.03 «Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций»
Тип урока: практическое занятие
Вид урока: Урок-практикум.
Принципы обучения:
-доступность,
-наглядность,
-сознательность и творческая активность,
-развивающий и воспитывающий характер обучения,
-последовательность и систематичность.
Методы обучения: словесные, практические, информационные технологии, ролевая игра, самостоятельная работа студентов.
Место проведения: лаборатория №5
Междисциплинарные связи: Материаловедение, МДК.01.01 «Технология эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения здания»,МДК.01.02 «Технология эксплуатации системы отопления здания», МДК01.03 «Технология эксплуатации конструктивных элементов здания из различных видов материалов»
Используемое оборудование и инструмент: компьютеры, мультимедийный проектор для показа информационного материала к теме учебной практики, презентация, ручные инструменты.
Дидактический материал: карточки-задания, тесты, программа «Строительство зданий и сооружений» (сетевая версия)
Общий вид деятельностной карты урока, реализующего компетентностный подход в рамках реализации ФГОС СПО
Целевой компонент
Цели урока учебной практики | Содержание цели учебной практики | Соответствие цели ОК и ПК ФГОС |
Обучающая | Формирование профессиональных компетенций соответствующих основным видам профессиональной деятельности: Закрепить знания по междисциплинарному курсу 01.03. Научить студентов самостоятельному определению признаков неисправности при эксплуатации зданий, сооружений, конструкций; проведению планового осмотра зданий, сооружений, конструкций; выполнению профилактических работ | ПК 1.3. Обеспечивать эксплуатацию конструктивных элементов здания из различных видов материалов (лестничные пролеты, окна, двери, крыша и др.) |
Развивающая | Формирование общих компетенций: Развивать умения рационально организовывать труд; находить пути совершенствования своего труда и повышение его эффективности; оперативно мыслить и анализировать выполненные работы. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы ОК.4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Воспитательная | Формирование общих и профессиональных компетенций: Воспитывать чувство уверенности в себе, культуры труда, творческого подхода к выполнению задания, интереса и стремления к познанию профессии. | ОК.4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
Прогнозируемый результат | Овладение общими и профессиональными компетенциями: Студенты должны уметь: 1.Определять виды зданий и сооружений и их конструктивные элементы. 2. Читать рабочие чертежи планов этажей, разрезов, фасадов зданий. 3.Определять признаки неисправности при эксплуатации зданий, сооружений, конструкций. 4.Проводить плановый осмотр зданий, сооружений, конструкций. 5.Выполнять профилактические работы. | ПК 1.3. Обеспечивать эксплуатацию конструктивных элементов здания из различных видов материалов (лестничные пролеты, окна, двери, крыша и др.) |
Деятельностная карта урока
Список литературы
1.Николаевская И.А,Горлопанова Л.А, Морозова Н.Ю. Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок, М., «Академия», 2012.
2.Мельникова И.А. Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов, М., «Академия»,2012.
3.Зайцев С.А. Контрольно-измерительные приборы и инструменты, учебник, М., «Академия». 2011.
4.Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве, учебник, М., «Академия». 2010.
5. Чичерин И.И. Общестроительные работы, учебник, М., ПрофОбрИздат, 2007.
Интернет-ресурсы
http://www/stroit.ru/ «Информационно- строительный портал»
http://www.know-house.ru/ «Техническая инфотека по строительству»
http://www.edu.ru/ «Российское образование» федеральный портал
http://www.vashdom.ru/ «Ваш Дом.Ру»
http://www.apxu.ru/ «Строительство и архитектура»
http://youhouse.ru/ «Ваш дом.ТСЖ и ЖКХ»
Приложение 1
Этапы выполнения учебно- производственных задач:
1 этап
Представление заранее подготовленных проектов ( подбор стихов, пословиц и фраз о профессии мастер ЖКХ; название, эмблема, рекламная презентация управляющей компании).
2 этап
Актуализация знаний: фронтальный опрос по основным вопросам учебной практики.
3 этап
Практическая работа:
1. Определение основных апхитектурно- конструктивных элементов здания с помощью тренажера( работа на компьютере)
2.Задание на установление соответствия-виды фудамента, формы крыш (работа на компьютере).
3. Тестирование на тему: «Аппаратура, приборы и методы контроля состояния и эксплуатационных свойств материалов и конструкций при обследовании зданий»
4. Подбор контрольно-измерительных средств и приборов.
5.Обследование здания учебного корпуса по конструктивным элементам.
А) Составить характеристику здания по следующим признакам:
- по функциональному назначению
- по этажности
- по материалу стен
- по конструктивным решением
- по срокам службы
- по капитальности
- по конструктивным схемам.
Б) Определить размеры оконных проемов, дверных проемов, простенка, толщину стен.
Б) Составить акт осмотра здания
г.Чита___________ 2015 г.
Эксперт __________________________ ________________., на основании заявления
г-а _____________, произвел осмотр строящегося здания по адресу:
При осмотре объекта присутствовали:
1. _______________ - эксперт _____________________.
2. _______________ - эксперт _____________________.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Осмотр начат в __ час. __ мин., окончен в __ час.__ мин.
ВЕДОМОСТЬ ДЕФЕКТОВ
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОБРАЗЕЦ
АКТ ОСМОТРА
г.Чита09 июня 2015 г.
Эксперт __________________________ ________________., на основании заявления
г-а _____________, произвел осмотр строящегося здания по адресу:
При осмотре объекта присутствовали:
1. _______________ - эксперт _____________________.
2. _______________ - эксперт _____________________.
Перед началом осмотра всем присутствующим лицам было разъяснено право
присутствовать при всех действиях эксперта, а также право делать замечания по
поводу действий эксперта, подлежащие занесению в акт осмотра.
По результатам осмотра был составлен перечень дефектов, список которых
прилагается к настоящему акту.
В ходе осмотра был составлен перечень дефектов, список которых прилагается к
настоящему акту. При проведении оценки выполненных работ специалисты
руководствовались требованиями СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»
и пр.
Вскрытия строительных конструкций не производились.
Осмотр начат в 10 час. 30 мин., окончен в 14 час.30 мин.
ВЕДОМОСТЬ ДЕФЕКТОВ
Согласно п. 6.78. СНиП II-22-81 «Температурно-усадочные швы в стенах каменных
зданий должны устраиваться в местах возможной концентрации температурных и
усадочных деформаций, которые могут вызвать недопустимые по условиям эксплуатации
разрывы кладки, трещины, перекосы и сдвиги кладки по швам (по концам протяженных
армированных и стальных включений, а также в местах значительного ослабления стен
отверстиями или проемами). Расстояния между температурно-усадочными швами должны
устанавливаться расчетом», Согласно п. 6.80. СНиП II-22-81 «Деформационные швы в
стенах, связанных с железобетонными или стальными конструкциями, должны совпадать
со швами в этих конструкциях. При необходимости в зависимости от конструктивной
схемы зданий в кладке стен следует предусматривать дополнительные температурные
швы без разрезки швами в этих местах железобетонных или стальных конструкций»,
Согласно п. 6.82. СНиП II-22-81 «Деформационные и осадочные швы следует
проектировать со шпунтом или четвертью, заполненными упругими прокладками,
исключающими возможность продувания швов» - в здании по оси «8» устроен
температурно-усадочный шов. Однако в кирпичной кладке наружных стен шов
отсутствует. В период дальнейшей эксплуатации здания возможны появления разрывов
кладки, трещин, перекосов и сдвигов кладки по швам.
Согласно п. 7.6. СНиП 3.03.01-87 «Толщина горизонтальных швов кладки из кирпича
и камней правильной формы должна составлять 12 мм, вертикальных швов - 10 мм» -
толщина вертикальных и горизонтальных швов кладки из кирпича и газосиликатных
камней колеблется в пределах от 5 мм до 60 мм. Отмечено наличие значительных
сколов и трещин в материале кладки из кирпича и газосиликатных камней.
Согласно п. 7.10. СНиП 3.03.01-87 «Установку креплений в местах примыкания
железобетонных конструкций к кладке следует выполнять в соответствии с проектом»,
согласно проекту на здание Л46 п.2 «Гибкие металлические связи для армирования
кладки выполняются из проволоки O4 Вр-I ГОСТ 6727-80. Гибкие связи устанавливаются
через 600 мм по высоте кладки с шагом 800 мм» - выявлено отсутствие гибких
металлических связей, вместо них установлены жесткие металлические анкера из
арматуры АIII.
Согласно п. 7.20. СНиП 3.03.01-87 «Горизонтальные и поперечные вертикальные швы
кирпичной кладки стен, а также швы (горизонтальные, поперечные и продольные
вертикальные) в перемычках, простенках и столбах следует заполнять раствором, за
исключением кладки впустошовку», согласно п. 7.21. СНиП 3.03.01-87 «При кладке
впустошовку глубина не заполненных раствором швов с лицевой стороны не должна
превышать 15 мм в стенах и 10 мм (только вертикальных швов) в столбах» - в
кирпичной кладке фасадов отмечено наличие мест не полного заполнения раствором
швов.
Согласно п. 5.4 СНиП 3.03.01-87 «Защитный слой бетона для рабочей арматуры должен
обеспечивать совместную работу арматуры с бетоном на всех стадиях работы
конструкции, а также защиту арматуры от внешних атмосферных, температурных и тому
подобных воздействий». Согласно п. 2.15. СНиП 3.03.01-87 «В начальный период
твердения бетон необходимо защищать от попадания атмосферных осадков или потерь
влаги, в последующем поддерживать температурно-влажностный режим с созданием
условий, обеспечивающих нарастание его прочности» - монолитный бетон несущих
конструкций (колонн, ригелей, плит перекрытий и др.) имеет на нижней и боковых
поверхностях губчатое строение, раковины, (в отдельных местах оголение рабочей
арматуры), что приводит к неудовлетворительной совместной работе бетона и
арматуры. Также отмечены места с не срубленными краям бетона, выходящими за
поверхность конструкции.
Согласно т. 11 СНиП 3.03.01-87 «1. Отклонение линий плоскостей пересечения от
вертикали или проектного наклона на всю высоту конструкций для: стен и колонн,
поддерживающих монолитные покрытия и перекрытия – 15 мм» - по результатам
выполненных измерений предельные отклонения местами достигают 18-20 мм.
Согласно т. 11 СНиП 3.03.01-87 «3. Местные неровности поверхности бетона при
проверке двухметровой рейкой, кроме опорных поверхностей – 5 мм » - в отдельных
местах даже визуально (без применения инструмента) заметны неровности поверхности,
превышающие 5 мм.
В)Заполните таблицу «Оценка технического состояния объекта по ступеням физического износа»
Общая характеристика состояния объекта | Состояние объекта | Процент износа |
хорошее | ||
удовлетворительное | ||
неудовлетворительное | ||
ветхое | ||
непригодное |
4 этап
Подведение итогов. Анализ работы студентов на уроке.
Критерии оценок успеваемости студентов по учебной практике
При оценке успеваемости обучающихся по операционным темам основными показателями являются: правильность приемов и способов работы, рациональная организация труда и рабочего места, соблюдение технологических требований к качеству учебно-производственных работ.
Баллом «5» оценивается безошибочное и вполне самостоятельное выполнение всех приемов и способов работ и качественных показателей в пределах установленных требований, правильная организация труда и рабочего места.
Баллом «4» оценивается правильное, самостоятельное выполнение всех приемов и способов работы, в пределах установленных учебно-технических требований при наличии единичных и несущественных недочетов, соблюдение правил организации труда и рабочего места.
Баллом «3» оценивается выполнение операций с несущественными недочетами в приемах и способах работы, единичными случаями невыполнения установленных качественных показателей, не переводящих работу в брак, или недочетами в организации труда.
Баллом «2» оценивается выполнение операций при грубых ошибках в приемах и способах работы или неумение обеспечивать установленные качественные показатели в работе, существенные недочеты в организации труда.
Оценка результатов деятельности.
Этапы аттестации. | 1 бригада | 2 бригада |
Готовность к уроку | ||
Рекламная презентация управляющих компаний | ||
Устный опрос | ||
Определение основных апхитектурно- конструктивных элементов здания с помощью тренажера( работа на компьютере) | ||
Задание на установление соответствия-виды фудамента, формы крыш (работа на компьютере). | ||
Тестирование на тему: «Аппаратура, приборы и методы контроля состояния и эксплуатационных свойств материалов и конструкций при обследовании зданий» | ||
Подбор контрольно-измерительных средств и приборов | ||
Обследование здания учебного корпуса по конструктивным элементам. | ||
Итог |
Приложение 2
Вопросы для самоконтроля
1 бригада.
1.Техника безопасности-это…….(дайте определение)
2.Перечислите основные архитектурно- конструктивные элементы здания.
3.Что должны знать специалисты, занимающиеся эксплуатацией зданий?
4.Как подразделяются стены по способу несения нагрузки?
5.Перечислите инженерное оборудование зданий.
6.Перечислите параметры , характеризующие техническое состояние зданий.
7.Что включает в себя комплекс работ по содержанию и техническому обслуживанию зданий и сооружений?
8. Перечислите характерные дефекты плит цокольного и междуэтажных перекрытий и способы их устранения.
9.Перечислите наиболее уязвимые места в конструкциях.
10.Какие работы необходимо провести в период подготовки жилищного фонда к эксплуатации в зимний период?
2 бригада.
1.Противопожарная безопасность-это………(дайте определение)
2. Перечислите основные элементы стены.
3.Что должны уметь специалисты, занимающиеся эксплуатацией зданий?
4.Перечислите типы фундаментов.
5.Перечислите материалы для зданий и сооружений.
6.Перечислите причины вызывающие повреждение здания.
7.Какие процессы могут привести к преждевременному износу каменных, бетонных и деревянных конструкций?
8. Перечислите характерные дефекты стен и способы их устранения.
9. Перечислите эксплуатационные качества зданий.
10. Какие работы необходимо провести для эксплуатации здания в весенне-летний период?
Приложение 3.
Тестовое задание:
Тема: «Аппаратура, приборы и методы контроля состояния и эксплуатационных свойств материалов и конструкций при обследовании зданий»
Вопросы | Ответы |
1.Для чего служит дефектоскоп? | А) для измерения толщин изделий при одностороннем доступе. Б) для обнаружения дефектов, их местоположения и определения размеров. В) для выявления предельных несущих способностей объектов. |
2.Для чего служит толщиномер? | А) для использования неразрушающих методов. Б) для выявления трещин. В) для измерения толщин изделий при одностороннем доступе. |
3.Какаие свойства определяет структуроскоп? | А) физико- механические свойства. Б) физические свойства В) химические свойства Г) механические свойства |
4.Класс точности-это…… | А) совокупность организационных и технических мероприятий по обслуживанию зданий. Б) обобщенная характеристика, обеспечивающая правильность показаний и устанавливающая оценку точности измерений. В) комплекс технических мероприятий, обеспечивающих безотказную работу всех элементов. |
5.Для чего используют метод течеискания? | А) для сохранения эксплуатационной пригодности рассматриваемого объекта. Б) для подготовки объекта к сезонной эксплуатации. В) для контроля непроницаемости, герметичности стенок или качества сварных соединений конструкций замкнутого типа. |
6.Какие методы будут относиться к методу проникающих средств? | А) метод местных разрушений. Б) ультразвуковой В) метод течеискания Г) капиллярный |
7.Какие методы будут относиться к механическим? | А) метод упругого отскока Б) метод пластических деформаций. В) метод местных разрушений Г) магнитный метод |
8.Какие методы относятся к акустичеким? | А) резонансный Б) ударный В) радиационный Г) ультрозвуковой |
9. На чем основан магнитный метод? | А) на прохождении звука в конструкционных материалах. Б) на регистрации магнитных полей рассеяния, возникающих над дефектами или на определении магнитных изделий. |
10. Какие методы относятся к неразрушающим? | А) метод проникающих сред Б) механический В) акустический Г) магнитный Д) радиационный Е) радиоволновый Ж) электрический З) тепловой |
Эталон ответов
1-Б
2-В
3-А
4-Б
5-В
6-В,Г
7- А,Б,В
8- А,Б,Г
9-Б
10- А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока учебной практики. Профессия "Мастер общестроительных работ"
Открытый урок. Тема: "Однорядная система перевязки швов". Тема урока: " Кладка стен средней сложности (ограничения) толщ. 1,5 кирпича с расшивкой швов"...

Учебно-методический комплект для обучающихся профессии: "Мастер жилищно- коммунального хозяйства"
Программа ПМ 01ВЫполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно- коммунального хозяйств...
Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельностного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов Тема №5 Приготовление борщей
Методическая разработка урока учебной практики с использованием системно-деятельного подхода по профессии 19.01.17. Повар, кондитер П.М. №03 Приготовление супов и соусов, тема №5 Приготовление б...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ профессия «Мастер жилищно – коммунального хозяйства»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования...

МЕТОДИЧЕСКАЯ разработка урока учебной практики на тему: «Монтажно-сборочные работы узлов водопровода» по профессии «Мастер жилищно-коммунального хозяйства».
Разработанный урок учебной практики на тему "Монтажно-сборочные работы узлов водопровода"...
Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.01.Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте Тема: «Посадка многолетних растений в грунт, травянистых п
Методическая разработка используется при изучении темы урока «Посадка многолетних растений в грунт» и при выполнении практической работы по вегетативному размножению растения (деление корн...
Методическая разработка урока учебной практики по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» ПМ.04.ИНТЕРЬЕРНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ Тема: «Композиция из суккулентов в кашпо. Миниатюры»
Методическая разработка урока учебной практики «Композиция из суккулентов в кашпо. Миниатюры» помогает подобрать правильный комплекс агротехнических мероприятий по поса...