Программа под проекта Многофункциональный Этнокультурный Центр "УНТ"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« Устное народное творчество коренных малочисленных народов Ямала»
(название)
Программа рассчитана на детей от 7 до 15 лет
(возрастная группа, класс)
Автор программы: Вылко Ирина Васильевна
Воспитатель интерната семейного типа
Аксарка 2009
ПОЯСНИТИЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип программы: Авторский
Направление: Культурологическое
В Ямало-Ненецком округе проживает более 80 народов, в том числе коренные малочисленные народы Севера: ненцы, ханты, селькупы, коми.
Взаимоотношение личности и коллектива в интернате семейного типа в процессе организации воспитательной работы целесообразно выстраивать с использованием этнокультурных традиций и фольклора.
Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они несут в себе определенную воспитательную задачу. Именно пословицы, поговорки, загадки и наставления учат подрастающее поколение, готовят их к жизни, прививают им высокие моральные качества.
Программа направлена на духовное развитие личности ребенка, приобщение воспитанников к духовным, нравственным ценностям.
Актуальность и целесообразность программы обусловлена тем, что:
- в семье, где проживают дети зачастую, не сохраняются традиции по передачи устного народного творчества;
- каждый народ должен сохранять свою первоначальную самобытность;
- отсутствие обобщенного опыта работы в семьях интерната по устному народному творчеству народов Ямала.
Программа ориентирована на разновозрастный коллектив детей одной семьи для усиления этнокультурного эффекта воспитательного процесса в интернате семейного типа. Духовное наследие прошлых поколений – в частности жанры устного народного творчества малочисленных народов Севера должны превратиться в богатейший источник решения важнейших проблем воспитания подрастающего поколения.
Программа построена с учетом принципов доступности, преемственности.
Реализация программы, интегрированной в воспитательный процесс интерната семейного типа может принести неоценимую пользу в становлении молодого поколения.
Цель. Воспитание чувства любви к своему краю, к своему народу, привитие чувства национальной гордости, уважения к другим малочисленным народам Севера, населяющие наш округ посредством ознакомления воспитанников с основами родной культуры.
Задачи:
- Посредством фольклора углубить знания детей через увлекательный мир культур малочисленных народов Севера (ханты, ненцы).
- Развивать у детей чувство уважения, понимание смысла поведения и культурных особенностей малочисленных народов Севера на примерах героев сказок, легенд, мифов.
- Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в поведении и поступках людей.
Программа рассчитана на три года и реализуется в форме коллективных творческих дел – «Час семьи», (обобщающее мероприятие).
Общий объем программы – 107 часов. Час семьи проводится один раз в месяц (с сентября по май включительно). Хотя подготовка к данному воспитательному мероприятию занимает значительно больше времени (порядка 3 часов).
Коллективное творческое дело (час семьи) должно способствовать эстетическому воспитанию детей интерната. Знакомство с устным народным творчеством малочисленных народов Ямала поможет видеть и чувствовать красоту родного края.
Дети научатся отмечать
краткость, меткость изречений, опыт и мудрость народа, художественное своеобразие - в малых фольклорных жанрах, загадках, пословицах, поговорках, запретах, приметах, считалках;
Программа имеет этическое содержание, которое прослеживается в сказках, легендах, мифах. Вера народов в победу доброго начала над злым.
Учитывая воспитательное значение устного народного творчества, выделяем положение – связь с жизнью. Воспитывать детей в народно-этическом духе. Создание дружелюбных отношений между людьми и взрослыми. Жанры устного народного творчества помогают воспитывать ответственность, силу воли, способность саморегуляции.
Формы проведения часов семьи:
- беседы;
- конкурсы знатоков;
- диспуты по прочитанным произведениям;
- инсценирование сказок, легенд;
- составление сборников:
- - пословиц;
- поговорок;
- загадок;
- считалок.
Примерные требования к знаниям воспитанников распределены по годам реализации программы.
В результате освоения программы
1 год
учащиеся должны
- иметь представление о содержании малых фольклорных жанров;
- знать основы фольклора малочисленных народов Ямала (ханты, ненцы);
- уметь находить мудрость народа в малых жанрах устного народного творчества;
- уметь играть в народные игры.
2 год
учащиеся должны
- знать несколько мифов (по выбору воспитателя);
- уметь рассказывать о добрых и злых, положительных и отрицательных героях мифов и легенд, анализировать поступки и понимать, чему учат положительные герои.
3 год
учащиеся должны
- знать особенности быта, одежды народов ханты и ненцы;
- уметь давать характеристики и сопоставлять героев сказок на положительных примерах;
- инсценировать сказки (по выбору воспитателя).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Образовательный продукт | |
Теоретические | Практические | ||||
1 | Малые фольклорные жанры | 35 | 10 | 25 | |
1.1 | Загадки | 4 | 1 | 3 | Сборник загадок |
1.2 | Считалки, скороговорки | 4 | 1 | 3 | Сборник считалок и скороговорок |
1.3 | Пословицы, поговорки | 4 | 1 | 3 | Сборник пословиц и поговорок |
1.4 | Запреты | 4 | 1 | 3 | Сборник запретов |
1.5 | Приметы | 4 | 1 | 3 | Сборник примет |
1.6 | Песни | 4 | 1 | 3 | Сборник песен |
1.7 | Заговоры, заклинания и обереги | 4 | 1 | 3 | Сборник заговоров, заклинаний |
1.8 | Игра в культуре народа | 4 | 1 | 3 | Сборник игр |
1.9 | Конкурсы знатоков | 3 | 2 | 1 | Сценарий конкурсов |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | |||
1.1 | Загадки | 4 | 1 | 3 |
1.2 | Считалки, скороговорки | 4 | 1 | 3 |
1.3 | Пословицы, поговорки | 4 | 1 | 3 |
1.4 | Запреты | 4 | 1 | 3 |
1.5 | Приметы | 4 | 1 | 3 |
1.6 | Песни | 4 | 1 | 3 |
1.7 | Заговоры, заклинания и обереги | 4 | 1 | 3 |
1.8 | Игра в культуре народа | 4 | 1 | 3 |
1.9 | Конкурсы знатоков | 3 | 2 | 1 |
Малые фольклорные жанры | 35 | 10 | 25 |
Второй год
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Образовательный продукт | |
Теоретические | Практические | ||||
2 | Мифы и легенды о сотворении мира и его обитателей | 36 | 9 | 27 | |
2.1 | Ненецкие мифы о сотворении мира | 4 | 1 | 3 | Сценарий мифа о сотворении мира |
2.2 | Легенда «Сюнян ёхан» Р. Ругин | 4 | 1 | 3 | Сценарий легенды«Сюнян ёхан» |
2.3 | Легенда «Олень и солнце» » Р. Ругин | 4 | 1 | 3 | Сценарий Легенды «Олень и солнце» |
2.4 | Миф «За семью слоями мерзлоты» (ненецкий миф) | 4 | 1 | 3 | Сценарий мифа «За семью слоями мерзлоты» |
2.5 | Миф «О людях Солнца и Месяца» (хантыйский миф ) | 4 | 1 | 3 | Сценарий мифа«О людях Солнца иМесяца» |
2.6 | Легенда «Как землю выловили» Р. Ругин | 4 | 1 | 3 | Сценарий Легенды «Как землю выловили» |
2.7 | Миф «Как человек стал смертным» (хантыйский миф ) | 4 | 1 | 3 | Сценарий мифа «Как человек стал смертным» |
2.8 | Предания о богах и духах . | 4 | 1 | 3 | Сценарий Предания о богах и духах . |
2.9 | Предания о богатырях. Миф «Битва богатырей» (хантыйский миф ) | 4 | 1 | 3 | Сценарий мифа «Битва богатырей» |
Третий год
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Образовательный продукт | |
Теоретические | Практические | ||||
3 | Сказки бытовые, о животных, великанах. | 36 | 11 | 25 | |
3.1 | Сказка «Как сын слепого царя искал живую воду» Записал и литературно обработал Р.Ругин. | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки «Как сын слепого царя искал живую воду» |
3.2 | Ненецкая сказка «Девушка гора». | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки «Девушка гора» |
3.3 | Сказка «Война зверей и птиц» Записал и литературно обработал Р.Ругин . | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки «Война зверей и птиц» |
3.4 | Сказка «Шаман и заяц» Записал и литературно обработал Р.Ругин . | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки «Шаман и заяц» |
3.5 | Ненецкая сказка «Как ворон лису перехитрил» . | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки «Как ворон лису перехитрил» |
3.6 | Сказка « Заяц и медведь» Записал и литературно обработал Р.Ругин . | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки «Заяц и медведь»
|
3.7 | Р.Ругин «Залив Священной Собаки». | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки «Залив Священной Собаки». |
3.8 | Хантыйская сказка « Сорока». | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки « Сорока». |
3.9 | КВН «Сказки моего народа». | 4 | 3 | 1 | Сценарий КВН |
СОДЕРЖАНИЕ
Первый год
1. Малые фольклорные жанры (10/25)
Знать:
- основы фольклора малочисленных народов Ямала ( ханты, ненцы);
-содержание малых фольклорных жанрах.
Уметь:
- находить мудрость народа в малых жанрах устного народного творчества;
- играть в народные игры.
Сентябрь
1.1 Загадки о животных, птицах на бытовую тему (1/3)
Направленность темы: Используемый материал дает большие возможности для наблюдений за окружающим миром.
Загадки о животных: о зайце, медведе, олене, лисе, песце; птицах: о сове, вороне, куропатке, гусе; на бытовую тему: о чуме, лодке, капкане, огне, лыжах.
Практикум (подготовка к часу семьи).
- Подобрать загадки об известных животных.
- Сделать иллюстрации к одной их загадок.
- Инсценировать загадку.
- Объединить собранные материалы в сборник.
Октябрь
1.2 Считалки, скороговорки (1/3)
Направленность темы: Их художественное своеобразие.
Тренируют память, внимание. Развивают быстроту, смекалку. Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать считалки, скороговорки.
2. Сделать иллюстрации к одной считалки, скороговорки.
3. Уметь в игре использовать считалки.
4.Объеденить собранные материалы в сборник.
Ноябрь
1.3 Пословицы, поговорки (1/3)
Направленность темы: (краткость, меткость изречений).
Заключают в себе богатство смысла. Учат понимать скрытый смысл.
Пословица- одобрение; пословица- осуждение; пословица- совет;
Поговорка- намёк;
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать пословицы и поговорки
2. Сделать иллюстрации к одной пословицы и поговорки
3.Объеденить собранные материалы в сборник.
Декабрь
1.4 Запреты (1/3)
Направленность темы: Воплощение в обобщенном виде опыта и мудрости народов ханты и ненцев.
Запреты на обращения с огнём, с водой.
Запреты в поведении людей.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать запреты.
2. Сделать иллюстрации к одному запрету.
3.Объеденить собранные материалы в сборник.
Январь
1.5 Приметы (1-3)
Направленность темы: Сам рассуди, где мудрость, а где ложь.
И оцени старинные приметы.
Развитие любознательности.
Приметы в природе, в поведении людей, в повадках животных.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать приметы.
2. Сделать иллюстрации к одной из примет.
3.Объеденить собранные материалы в сборник
Февраль
1.6 Песни (1/3)
(обрядовые, колыбельные, бытовые, дорожные, мужские и женские – многообразие песен).
Направленность темы: Учат свету, радости без принуждения и надрыва.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать песни( обрядовые, колыбельные, бытовые, дорожные, мужские и женские ).
2. Сделать иллюстрации к одной из песен.
3.Объеденить собранные материалы в сборник
Март
1.7 Заговоры, заклинания и обереги (1/3)
Направленность темы: Связь с религиозным культом.
Использование опыта народа добытого в результате практики.
Зимний заговор, заговор рыбака,
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать заговоры.
2.Объеденить собранные материалы в сборник
Апрель
1.8 Игра в культуре народа(1/3)
Направленность темы:
Народные игры – отражение действительности.
Служение игры для снижения психических и физических перегрузок.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать игры.
2. Сделать иллюстрации к одной из игр.
3.Играть в народные игры.
4.Объеденить собранные материалы в сбор
Май
1.9 Конкурсы знатоков (2/1)
Направленность темы:
Конкурсы на закрепление и повторение малых жанров устного народного творчества малочисленных народов Ямала.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать конкурсы.
2.Разработать.сценарий конкурсов.
Второй год.
2. Мифы и легенды о сотворении мира и его обитателей (9/27)
Знать:
- несколько мифов ;
Уметь:
- рассказывать о добрых и злых ,положительных и отрицательных героях мифов и легенд, анализировать поступки и понимать, чему учат положительные герои.
Сентябрь
2.1 Ненецкие мифы о сотворении мира ( в записи А.А.Попова)
Земля (в записи Г.Д. Вербова) (1/3)
Направленность темы:
Функцией мифа является объяснительная.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать ненецкий миф о сотворении мира (в записи А.А.Попова ).
2. Сделать иллюстрации к данному мифу
3.Рефлексия .
Октябрь
2.2 Легенда «Сюнян ехан». (Счастливая река). Р.Ругин(1/3)
Направленность темы:
Рассказывает об обычаях, традициях, образе жизни предков.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать легенду «Сюнян ехан». (Счастливая река). Р.Ругин
2. Сделать иллюстрации к данной легенде .
3.Рефлексия .
Ноябрь
2.3 Легенда «Олень и солнце» Р.Ругин (1/3)
Направленность темы:
Дети приоткрывают для себя мир чудесного и прекрасного. Учатся его беречь.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать легенду «Олень и солнце» Р.Ругин.
2. Сделать иллюстрации к данной легенде .
3.Рефлексия .
Декабрь
2.4 Миф «За семью слоями мерзлоты» (ненецкий миф) (1/3)
Направленность темы:
Учит чтить своих предков и любить вольные просторы.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать ненецкий миф «За семью слоями мерзлоты»
2. Сделать иллюстрации к данному мифу .
3.Рефлексия .
Январь
2.5 Миф «О людях Солнца и Месяца» (хантыйский миф ) (1/3)
Направленность темы:
Обогащает духовный мир ребенка.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать миф «О людях Солнца и Месяца»
2. Сделать иллюстрации к данному мифу.
3.Рефлексия .
Февраль
2.6 Легенда «Как землю выловили» Р.Ругин (1/3)
Направленность темы:
Объясняется происхождение земли, образование земного рельефа,
гор, рек.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать легенду «Как землю выловили» Р.Ругин.
2. Сделать иллюстрации к данной легенде .
3.Рефлексия .
Март
2.7 Миф «Как человек стал смертным» (хантыйский миф) (1/3)
Направленность темы:
Знакомство с условиями жизни и быта предков. Расширяют кругозор.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать миф «Как человек стал смертным».
2. Сделать иллюстрации к данному миф
3.Рефлексия .
Апрель
2.8 Предания о богах и духах (1/3)
Направленность темы:
Обогащают духовный мир ребенка.
Вызывают интерес к героизму.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать миф «Как человек стал смертным».
2. Сделать иллюстрации к данному мифу .
3.Рефлексия .
Май
2.9 Предания о богатырях.
Миф «Битва богатырей» (хантыйский миф)(1/3)
Направленность темы:
Способствуют развитию положительных черт характера человека.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать миф «Битва богатырей» Предания о богатырях . .
2. Сделать иллюстрации к данному мифу.
3.Рефлексия .
Третий год
3. Сказки бытовые, о животных, великанах (11/25)
Знать:
-особенности быта, одежды народов ханты и ненцы ;
Уметь :
-давать давать характеристики и сопоставлять героев сказок на положительных примерах ;
- инсценировать сказки.
Сентябрь
3.1 Сказка «Как сын слепого царя искал живую воду»(1/3)
Записал и литературно обработал Р.Ругин.
Направленность темы:
Вознаграждение за доброту, отвагу и отзывчивость.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать сказку «Как сын слепого царя искал живую воду»
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3.Рефлексия .
Октябрь
3.2 Ненецкая сказка «Девушка гора» (1/3)
Направленность темы:
Народный разум располагает поучительным опытом.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать сказку «Девушка гора».
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3.Рефлексия .
Ноябрь
3/3 Сказка «Война зверей и птиц»(1/3)
Записал и литературно обработал Р.Ругин.
Направленность темы:
Медведь силен и мудр, он руководит всем животным миром.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать сказку «Война зверей и птиц».
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3.Рефлексия .
Декабрь
3.4 Сказка «Шаман и заяц» (1/3)
Записал и литературно обработал Р.Ругин.
Направленность темы:
Вера народа в победу доброго начала над злым.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать сказку «Шаман и заяц» .
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3.Рефлексия .
Январь
3.5 Ненецкая сказка «Как ворон лису перехитрил»(1/3)
Направленность темы:
Народ заботливо учит детей культуре общения.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать ненецкую сказку «Как ворон лису перехитрил».
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3. Рефлексия .
Февраль
3.6 Сказка «Заяц и медведь» (1/3)
Записал и литературно обработал Р.Ругин.
Направленность темы:
Увлекательный мир народной фантазии.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать сказку «Заяц и медведь».
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3.Рефлексия .
Март
3.7 Р.Ругин «Залив Священной Собаки» (1/3)
Направленность темы:
Важную роль играет собака, спасает человека в критической ситуации.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать сказку «Залив Священной Собаки».
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3.Рефлексия .
Апрель
3.8 Хантыйская сказка «Сорока» (1/3)
Направленность темы:
Воспитание благоразумия, честности, трудолюбия.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать хантыйскую сказку «Сорока».
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3.Рефлексия .
Май
3.9 КВН «Сказки моего народа» (1/3)
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Сделать иллюстрацию к одной сказке .
2. Рефлексия.
Методическое обеспечение
Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они несут в себе определенную воспитательную задачу. Именно пословицы, поговорки, загадки и наставления учат подрастающее поколение, готовят их к жизни, прививают им высокие моральные качества.
При организации КТД воспитатель может опираться как на привычные формы и методы работы (беседа, игра, чтение художественной литературы), так и на нетрадиционные все зависит от творческого подхода. Например, при прохождении темы «Хантыйская сказка «Сорока» можно пригласить ребят в «кинозал», для просмотра сказки, предложить создать необычную книжку с рисунками провести это занятие, применяя ТСО.
Для обучения взаимодействию, для раскрытия творческих способностей следует применять игровые ситуации, неформальное общение, реквизит. С интересом дети встречают знакомых персонажей куклу Акань, жителей чума, олененка и др. С интересом дети участвуют в играх, проявляя активность, инициативность, организованность.
Особые чувства и внимание вызывают у детей видеофильмы о родном крае, о народных праздниках, буднях хантыйской семьи.
Большое внимание следует уделить коллективным делам (сбор пословиц и поговорок, песен, оформление сборников), причем детям самим дается возможность выбора задания.
При творческом подходе педагог может добиться значительных результатов в деле приобщения детей к культуре своего народа.
Техническое оснащение: занятия проводятся в классе самоподготовки, с использованием компьютерных презентаций, фильмов этнокультурной направленности, раздаточным материалом. Дидактический и раздаточный материал представлен в приложении к программе.
Литература
для педагога и воспитанников
1.Федорова, Л.В. Ямальский калейдоскоп / Л.В.Федорова. - Тюмень, 2003. – 152 с.
2. Попов, Ю.И. - Мифология, фольклор и литература Ямала / Ю.И.Попов, Н.В.Цымбалистинко. - Тюмень, 2002. – 264 с.
3. Лар, Л.А. Мифы и предания ненцев Ямала / Л.А.Лар. - Тюмень, 2001. – 243 с.
4. Ругин, Р.П. Легенды, мифы, сказки народа ханты / Р.П.Ругин. – М. – 2001. – 118 с.
5. Ругин, Р П. Легенды и мифы народа ханты / Р.П.Ругин. – Екатеринбург, 2002. – 217 с.
6. Винокурова, В.В. Сказки народов Севера / В.В.Винокурова, Ю.А.Сем (составители) – Смоленск.: Просвещение, 1990. – 335 с.
7. Прожирова, Т.И. Слово о Ямале: пособие для учителя / Т.И.Прожирова. – Салехард, 2005. – 96 с.
8. Буркова, И.Е. На семи ветрах / И.Е.Буркова. – М.:Детская литература, 1984. – 358 с.
ПОГОВОРКА – НАМЁК
*Кто себя постоянно хвалит – вероятно не есть хороший человек.
- Иметь дочерей – гостей по первому снегу будешь ожидать.
- Имеющий дочерей – с зятьями будет.
- Деньгами если богат – хлебом нас обеспечь.
- Каков мастер ,таково и дело.
- Длинная нитка – ленивая швея.
- Семь раз примерь, один отрежь
- Чай пить не дрова рубить.
- Двое одного не ждут.
ПОСЛОВИЦА - СОВЕТ
*Не следуй плохому примеру – сам в нехорошее дело попадёшь.
*Не дразни кого – либо в семье – в плохую привычку перейдёт.
*За дело берёшься - до конца доводи.
*Добыча ловца не ждёт.
*Где хотенье – там и уменье.
*Не игла шьёт, а руки.
*Откладывай безделье, да не откладывай дела.
*Кто с плохой думай и мыслями живёт, у того и жизнь несчастная.
*НЕ лови рыбу больше, чем тебе необходимо.
*НЕ оставляй мусор на покинутом чумовище.
ПОСЛОВИЦА – ОДОБРЕНИЕ
*Хорошее дело – далеко слышно.
*Живой – везде дойдёт.
*Слово друга – настроение поднимает.
*Доброе дело само себя хвалит.
*Согласного стада и волк не берёт.
ПОСЛОВИЦА –ОСУЖДЕНИЕ
*Задним умом дела не поправишь.
*.Не умеешь работать – сиди.
*Не умеешь – не берись вообще.
*У нежелающего что-либо делать – слов куча.
*Дело. выполненное нехотя, сделано на тяп-ляп.
*Сидение сложа руки – не чего нам не даёт.
*После дела за советам не ходят.
*За двумя зайцами погонишься – и одного не поймаешь.
*Шьют, а нитки наружу выходят.
*Ленивому всегда праздник.
НЕНЕЦКАЯ СКОРОГОВОРКА
У старшего брата
Семеро братьев
С озера тянут
Невод тянут.
Одну рыбку поймают
Тут же съедят.
Домой приходят голодные
Сноха их по углам раскидывает
Брат ей говорит:
«Зачем же ты их кидаешь?»
Может когда-нибудь
С жертвенного места
Кусок мяса могут принести.
Записала Вылко И.В. со слов ненецкой сказительницы Салиндер Надежды Семёновны, ноябрь 2005 год (Байдарацкая тундра)
СКОРОГОВОРКИ
*Гуси белые летели
На лужайку тихо сели,
Походили, поклевали.
К речке быстро побежали.
У медведя дом большой,
А у зайца маленький.
Вот медведь пошёл домой.
А за ним и заинька.
ЗАГОВОРЫ
*Сколько сажи в челе печи,
Мусора под порогом,
Пусть столько добычи принесёт.
(жена- мужу, провожая на промысел)
*Господи, Пётр Павел
Дай рыбаку здоровья,
Да рыбы столько пудов и фунтов,
Сколько чешуи да косточек.
ЗАГОВОР РЫБОКА
Водяной хозяин – старик!
Я склоняю мою бедную голову.
Если бы я только мог поймать рыбы для себя!
Если бы я мог быть здоровым!
ЗИМНИЙ ЗАГОВОР
Мой небесный отец,
В этом году ты меня охранял.
Дай мне опять жить в следующем году!
Пусть мои олешки не подохнут!
ЗАПРЕТЫ – ПРИМЕТЫ
* Каждый знает, что нельзя разорять птичьи гнёзда, может резко испортиться погода.
* Пауков нельзя убивать –в ухо залезут.
* Если кулик начинает петь свою куличью песню – быть дождю.
* Если солнце к вечеру краснеет – к жаре.
* НЕ мучай животных вплоть до последнего насекомого тебя могут постигнуть страшные мучения.
* Не кидай камни, комья земли, снег в реку, озеро – ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь.
* Не стреляй из лука, не имея или не видя мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.
* Не учись сквернословить – плохие слова на твоем языке оставляют зловонные следы.
- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности: боль земли – это боль сердца.
В НАРОДЕ ГОВОРЯТ:
* Гусь стоит на одной ноге – к морозу.
* Гусь под крыло нос прячет – к холоду.
* Гусь в мороз крыльями хлопает и гогочет – к оттепели.
* Гуси дикие высоко летят весной – воды будет много, низко летят – воды будет мало.
* Гусь дикий летит – к дождю.
* Если весной много лебедей, будет теплая весна.
* Осенью птицы летят ниже к земле – быть ранней весне.
* Лебедь летит с севера на юг поздно – осень будет продолжительная и теплая.
* За хвостом гуся снег виднеется.
* С отлетом лебедей – снег, с отлетом гусей – заморозки.
* Лебедь отлетает к снегу, гуси – к дождям.
* Если дикий гусь улетает низко – жди скорого снега.
* Гуси летят – от зимы спешат.
* Гуси летят – зимушку на хвосте тащат.
* Вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
* Сорока даром не трещит.
* Старый ворон мимо не каркнет.
* Докаркалась ворона до заряда.
* Воронье летает - падаль выглядывает.
* Была бы падаль, а воронье налетит.
* Вороны зимой раскаркались всей стаей – к морозу, вьются в воздухе – к снегопаду, на земле сидят – к оттепели.
* Сорока прячется под стреху – к метели.
* Птицы торопливо поглощают пищу – к пурге.
* Ворона – каркает на охотника – пути не будет.
* Вороны на нижних ветвях деревьев расселись – к ветру.
* Если вороны садятся, как попало – день будет безветренный, если головой все в одну сторону – к сильному ветру.
* Вороны купаются ранней весной – к теплу, хохлятся – к дождю.
* Сорока прилетела к дому – весть принесла.
* Вороны каркают к дождю.
* Ворона нахохлилась – близится дождь.
* Ворона купается к ненастью.
Сорока трескотней зверя выдает.
ЗАГАДКИ НАРОДОВ СЕВЕРА:
* Радость пастуха – оленевода.
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет -за мамой побежит (оленёнок)
* На конце холма чёрный уголёк (песец)
* Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят-оленят ищет (волк)
*Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык (заяц)
*Днём спит, ночью летает и прохожих пугает (сова)
*Летом серая, зимой – белая (куропатка)
*Множество людей, взявшись за волосы, стоят (чум)
*Едет, едет. А следа не видно (лодка)
*Сам маленький, а сильнейшего ловит. Даже серого волка остановит (капкан)
*Четыре девушки одним платком накрыты (стол)
*Два похожих брата
Друг друга догоняют
А догнать не могут (лыжи)
*Олень от них убегает,
А они не отстают (нарты)
*Не буквы, а написаны в строчку,
Без языка, а охотнику всё расскажут (следы)
* Дождевой червь с костлявой головой (аркан)
*Через дырявое железо выросла берёза (топор)
Под водой сидит колдунья. у неё сто глаз Сеть)
*Какой полуостров сам говорит о своей величине? (Ямал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Индивидуальный проект" 10,11 класс
Рабочая программа "Индивидуальный проект" 10.11 класс...
Проект "Многофункциональное волонтерство"
В настоящий момент сложная социальная ситуация обнажила все уязвимые стороны общественного устройства, сделав тему многофункционального волонтерства очень актуальной. Под прицелом оказались самые неза...

Приказ " О закреплении разработчиков примерных образовательных программ федерального проекта «Профессионалитет» (ПОП-П) ПOO — участниками образовательно-производственного центра (кластера) строительной отрасли Смоленской области"
В целях координации деятельности по разработке примерных образовательных программ федерального проекта «Профессионалитет» (ПОП-П) педагогическими работниками профессиональных образо...