Программа под проекта Многофункциональный Этнокультурный Центр "УНТ"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« Устное народное творчество коренных малочисленных народов Ямала»
(название)
Программа рассчитана на детей от 7 до 15 лет
(возрастная группа, класс)
Автор программы: Вылко Ирина Васильевна
Воспитатель интерната семейного типа
Аксарка 2009
ПОЯСНИТИЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип программы: Авторский
Направление: Культурологическое
В Ямало-Ненецком округе проживает более 80 народов, в том числе коренные малочисленные народы Севера: ненцы, ханты, селькупы, коми.
Взаимоотношение личности и коллектива в интернате семейного типа в процессе организации воспитательной работы целесообразно выстраивать с использованием этнокультурных традиций и фольклора.
Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они несут в себе определенную воспитательную задачу. Именно пословицы, поговорки, загадки и наставления учат подрастающее поколение, готовят их к жизни, прививают им высокие моральные качества.
Программа направлена на духовное развитие личности ребенка, приобщение воспитанников к духовным, нравственным ценностям.
Актуальность и целесообразность программы обусловлена тем, что:
- в семье, где проживают дети зачастую, не сохраняются традиции по передачи устного народного творчества;
- каждый народ должен сохранять свою первоначальную самобытность;
- отсутствие обобщенного опыта работы в семьях интерната по устному народному творчеству народов Ямала.
Программа ориентирована на разновозрастный коллектив детей одной семьи для усиления этнокультурного эффекта воспитательного процесса в интернате семейного типа. Духовное наследие прошлых поколений – в частности жанры устного народного творчества малочисленных народов Севера должны превратиться в богатейший источник решения важнейших проблем воспитания подрастающего поколения.
Программа построена с учетом принципов доступности, преемственности.
Реализация программы, интегрированной в воспитательный процесс интерната семейного типа может принести неоценимую пользу в становлении молодого поколения.
Цель. Воспитание чувства любви к своему краю, к своему народу, привитие чувства национальной гордости, уважения к другим малочисленным народам Севера, населяющие наш округ посредством ознакомления воспитанников с основами родной культуры.
Задачи:
- Посредством фольклора углубить знания детей через увлекательный мир культур малочисленных народов Севера (ханты, ненцы).
- Развивать у детей чувство уважения, понимание смысла поведения и культурных особенностей малочисленных народов Севера на примерах героев сказок, легенд, мифов.
- Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в поведении и поступках людей.
Программа рассчитана на три года и реализуется в форме коллективных творческих дел – «Час семьи», (обобщающее мероприятие).
Общий объем программы – 107 часов. Час семьи проводится один раз в месяц (с сентября по май включительно). Хотя подготовка к данному воспитательному мероприятию занимает значительно больше времени (порядка 3 часов).
Коллективное творческое дело (час семьи) должно способствовать эстетическому воспитанию детей интерната. Знакомство с устным народным творчеством малочисленных народов Ямала поможет видеть и чувствовать красоту родного края.
Дети научатся отмечать
краткость, меткость изречений, опыт и мудрость народа, художественное своеобразие - в малых фольклорных жанрах, загадках, пословицах, поговорках, запретах, приметах, считалках;
Программа имеет этическое содержание, которое прослеживается в сказках, легендах, мифах. Вера народов в победу доброго начала над злым.
Учитывая воспитательное значение устного народного творчества, выделяем положение – связь с жизнью. Воспитывать детей в народно-этическом духе. Создание дружелюбных отношений между людьми и взрослыми. Жанры устного народного творчества помогают воспитывать ответственность, силу воли, способность саморегуляции.
Формы проведения часов семьи:
- беседы;
- конкурсы знатоков;
- диспуты по прочитанным произведениям;
- инсценирование сказок, легенд;
- составление сборников:
- - пословиц;
- поговорок;
- загадок;
- считалок.
Примерные требования к знаниям воспитанников распределены по годам реализации программы.
В результате освоения программы
1 год
учащиеся должны
- иметь представление о содержании малых фольклорных жанров;
- знать основы фольклора малочисленных народов Ямала (ханты, ненцы);
- уметь находить мудрость народа в малых жанрах устного народного творчества;
- уметь играть в народные игры.
2 год
учащиеся должны
- знать несколько мифов (по выбору воспитателя);
- уметь рассказывать о добрых и злых, положительных и отрицательных героях мифов и легенд, анализировать поступки и понимать, чему учат положительные герои.
3 год
учащиеся должны
- знать особенности быта, одежды народов ханты и ненцы;
- уметь давать характеристики и сопоставлять героев сказок на положительных примерах;
- инсценировать сказки (по выбору воспитателя).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Образовательный продукт | |
Теоретические | Практические | ||||
1 | Малые фольклорные жанры | 35 | 10 | 25 | |
1.1 | Загадки | 4 | 1 | 3 | Сборник загадок |
1.2 | Считалки, скороговорки | 4 | 1 | 3 | Сборник считалок и скороговорок |
1.3 | Пословицы, поговорки | 4 | 1 | 3 | Сборник пословиц и поговорок |
1.4 | Запреты | 4 | 1 | 3 | Сборник запретов |
1.5 | Приметы | 4 | 1 | 3 | Сборник примет |
1.6 | Песни | 4 | 1 | 3 | Сборник песен |
1.7 | Заговоры, заклинания и обереги | 4 | 1 | 3 | Сборник заговоров, заклинаний |
1.8 | Игра в культуре народа | 4 | 1 | 3 | Сборник игр |
1.9 | Конкурсы знатоков | 3 | 2 | 1 | Сценарий конкурсов |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | |||
1.1 | Загадки | 4 | 1 | 3 |
1.2 | Считалки, скороговорки | 4 | 1 | 3 |
1.3 | Пословицы, поговорки | 4 | 1 | 3 |
1.4 | Запреты | 4 | 1 | 3 |
1.5 | Приметы | 4 | 1 | 3 |
1.6 | Песни | 4 | 1 | 3 |
1.7 | Заговоры, заклинания и обереги | 4 | 1 | 3 |
1.8 | Игра в культуре народа | 4 | 1 | 3 |
1.9 | Конкурсы знатоков | 3 | 2 | 1 |
Малые фольклорные жанры | 35 | 10 | 25 |
Второй год
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Образовательный продукт | |
Теоретические | Практические | ||||
2 | Мифы и легенды о сотворении мира и его обитателей | 36 | 9 | 27 | |
2.1 | Ненецкие мифы о сотворении мира | 4 | 1 | 3 | Сценарий мифа о сотворении мира |
2.2 | Легенда «Сюнян ёхан» Р. Ругин | 4 | 1 | 3 | Сценарий легенды«Сюнян ёхан» |
2.3 | Легенда «Олень и солнце» » Р. Ругин | 4 | 1 | 3 | Сценарий Легенды «Олень и солнце» |
2.4 | Миф «За семью слоями мерзлоты» (ненецкий миф) | 4 | 1 | 3 | Сценарий мифа «За семью слоями мерзлоты» |
2.5 | Миф «О людях Солнца и Месяца» (хантыйский миф ) | 4 | 1 | 3 | Сценарий мифа«О людях Солнца иМесяца» |
2.6 | Легенда «Как землю выловили» Р. Ругин | 4 | 1 | 3 | Сценарий Легенды «Как землю выловили» |
2.7 | Миф «Как человек стал смертным» (хантыйский миф ) | 4 | 1 | 3 | Сценарий мифа «Как человек стал смертным» |
2.8 | Предания о богах и духах . | 4 | 1 | 3 | Сценарий Предания о богах и духах . |
2.9 | Предания о богатырях. Миф «Битва богатырей» (хантыйский миф ) | 4 | 1 | 3 | Сценарий мифа «Битва богатырей» |
Третий год
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Образовательный продукт | |
Теоретические | Практические | ||||
3 | Сказки бытовые, о животных, великанах. | 36 | 11 | 25 | |
3.1 | Сказка «Как сын слепого царя искал живую воду» Записал и литературно обработал Р.Ругин. | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки «Как сын слепого царя искал живую воду» |
3.2 | Ненецкая сказка «Девушка гора». | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки «Девушка гора» |
3.3 | Сказка «Война зверей и птиц» Записал и литературно обработал Р.Ругин . | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки «Война зверей и птиц» |
3.4 | Сказка «Шаман и заяц» Записал и литературно обработал Р.Ругин . | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки «Шаман и заяц» |
3.5 | Ненецкая сказка «Как ворон лису перехитрил» . | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки «Как ворон лису перехитрил» |
3.6 | Сказка « Заяц и медведь» Записал и литературно обработал Р.Ругин . | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки «Заяц и медведь»
|
3.7 | Р.Ругин «Залив Священной Собаки». | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки «Залив Священной Собаки». |
3.8 | Хантыйская сказка « Сорока». | 4 | 1 | 3 | Сценарий для постановки сказки « Сорока». |
3.9 | КВН «Сказки моего народа». | 4 | 3 | 1 | Сценарий КВН |
СОДЕРЖАНИЕ
Первый год
1. Малые фольклорные жанры (10/25)
Знать:
- основы фольклора малочисленных народов Ямала ( ханты, ненцы);
-содержание малых фольклорных жанрах.
Уметь:
- находить мудрость народа в малых жанрах устного народного творчества;
- играть в народные игры.
Сентябрь
1.1 Загадки о животных, птицах на бытовую тему (1/3)
Направленность темы: Используемый материал дает большие возможности для наблюдений за окружающим миром.
Загадки о животных: о зайце, медведе, олене, лисе, песце; птицах: о сове, вороне, куропатке, гусе; на бытовую тему: о чуме, лодке, капкане, огне, лыжах.
Практикум (подготовка к часу семьи).
- Подобрать загадки об известных животных.
- Сделать иллюстрации к одной их загадок.
- Инсценировать загадку.
- Объединить собранные материалы в сборник.
Октябрь
1.2 Считалки, скороговорки (1/3)
Направленность темы: Их художественное своеобразие.
Тренируют память, внимание. Развивают быстроту, смекалку. Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать считалки, скороговорки.
2. Сделать иллюстрации к одной считалки, скороговорки.
3. Уметь в игре использовать считалки.
4.Объеденить собранные материалы в сборник.
Ноябрь
1.3 Пословицы, поговорки (1/3)
Направленность темы: (краткость, меткость изречений).
Заключают в себе богатство смысла. Учат понимать скрытый смысл.
Пословица- одобрение; пословица- осуждение; пословица- совет;
Поговорка- намёк;
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать пословицы и поговорки
2. Сделать иллюстрации к одной пословицы и поговорки
3.Объеденить собранные материалы в сборник.
Декабрь
1.4 Запреты (1/3)
Направленность темы: Воплощение в обобщенном виде опыта и мудрости народов ханты и ненцев.
Запреты на обращения с огнём, с водой.
Запреты в поведении людей.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать запреты.
2. Сделать иллюстрации к одному запрету.
3.Объеденить собранные материалы в сборник.
Январь
1.5 Приметы (1-3)
Направленность темы: Сам рассуди, где мудрость, а где ложь.
И оцени старинные приметы.
Развитие любознательности.
Приметы в природе, в поведении людей, в повадках животных.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать приметы.
2. Сделать иллюстрации к одной из примет.
3.Объеденить собранные материалы в сборник
Февраль
1.6 Песни (1/3)
(обрядовые, колыбельные, бытовые, дорожные, мужские и женские – многообразие песен).
Направленность темы: Учат свету, радости без принуждения и надрыва.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать песни( обрядовые, колыбельные, бытовые, дорожные, мужские и женские ).
2. Сделать иллюстрации к одной из песен.
3.Объеденить собранные материалы в сборник
Март
1.7 Заговоры, заклинания и обереги (1/3)
Направленность темы: Связь с религиозным культом.
Использование опыта народа добытого в результате практики.
Зимний заговор, заговор рыбака,
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать заговоры.
2.Объеденить собранные материалы в сборник
Апрель
1.8 Игра в культуре народа(1/3)
Направленность темы:
Народные игры – отражение действительности.
Служение игры для снижения психических и физических перегрузок.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать игры.
2. Сделать иллюстрации к одной из игр.
3.Играть в народные игры.
4.Объеденить собранные материалы в сбор
Май
1.9 Конкурсы знатоков (2/1)
Направленность темы:
Конкурсы на закрепление и повторение малых жанров устного народного творчества малочисленных народов Ямала.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Подобрать конкурсы.
2.Разработать.сценарий конкурсов.
Второй год.
2. Мифы и легенды о сотворении мира и его обитателей (9/27)
Знать:
- несколько мифов ;
Уметь:
- рассказывать о добрых и злых ,положительных и отрицательных героях мифов и легенд, анализировать поступки и понимать, чему учат положительные герои.
Сентябрь
2.1 Ненецкие мифы о сотворении мира ( в записи А.А.Попова)
Земля (в записи Г.Д. Вербова) (1/3)
Направленность темы:
Функцией мифа является объяснительная.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать ненецкий миф о сотворении мира (в записи А.А.Попова ).
2. Сделать иллюстрации к данному мифу
3.Рефлексия .
Октябрь
2.2 Легенда «Сюнян ехан». (Счастливая река). Р.Ругин(1/3)
Направленность темы:
Рассказывает об обычаях, традициях, образе жизни предков.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать легенду «Сюнян ехан». (Счастливая река). Р.Ругин
2. Сделать иллюстрации к данной легенде .
3.Рефлексия .
Ноябрь
2.3 Легенда «Олень и солнце» Р.Ругин (1/3)
Направленность темы:
Дети приоткрывают для себя мир чудесного и прекрасного. Учатся его беречь.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать легенду «Олень и солнце» Р.Ругин.
2. Сделать иллюстрации к данной легенде .
3.Рефлексия .
Декабрь
2.4 Миф «За семью слоями мерзлоты» (ненецкий миф) (1/3)
Направленность темы:
Учит чтить своих предков и любить вольные просторы.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать ненецкий миф «За семью слоями мерзлоты»
2. Сделать иллюстрации к данному мифу .
3.Рефлексия .
Январь
2.5 Миф «О людях Солнца и Месяца» (хантыйский миф ) (1/3)
Направленность темы:
Обогащает духовный мир ребенка.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать миф «О людях Солнца и Месяца»
2. Сделать иллюстрации к данному мифу.
3.Рефлексия .
Февраль
2.6 Легенда «Как землю выловили» Р.Ругин (1/3)
Направленность темы:
Объясняется происхождение земли, образование земного рельефа,
гор, рек.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать легенду «Как землю выловили» Р.Ругин.
2. Сделать иллюстрации к данной легенде .
3.Рефлексия .
Март
2.7 Миф «Как человек стал смертным» (хантыйский миф) (1/3)
Направленность темы:
Знакомство с условиями жизни и быта предков. Расширяют кругозор.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать миф «Как человек стал смертным».
2. Сделать иллюстрации к данному миф
3.Рефлексия .
Апрель
2.8 Предания о богах и духах (1/3)
Направленность темы:
Обогащают духовный мир ребенка.
Вызывают интерес к героизму.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать миф «Как человек стал смертным».
2. Сделать иллюстрации к данному мифу .
3.Рефлексия .
Май
2.9 Предания о богатырях.
Миф «Битва богатырей» (хантыйский миф)(1/3)
Направленность темы:
Способствуют развитию положительных черт характера человека.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать миф «Битва богатырей» Предания о богатырях . .
2. Сделать иллюстрации к данному мифу.
3.Рефлексия .
Третий год
3. Сказки бытовые, о животных, великанах (11/25)
Знать:
-особенности быта, одежды народов ханты и ненцы ;
Уметь :
-давать давать характеристики и сопоставлять героев сказок на положительных примерах ;
- инсценировать сказки.
Сентябрь
3.1 Сказка «Как сын слепого царя искал живую воду»(1/3)
Записал и литературно обработал Р.Ругин.
Направленность темы:
Вознаграждение за доброту, отвагу и отзывчивость.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать сказку «Как сын слепого царя искал живую воду»
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3.Рефлексия .
Октябрь
3.2 Ненецкая сказка «Девушка гора» (1/3)
Направленность темы:
Народный разум располагает поучительным опытом.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать сказку «Девушка гора».
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3.Рефлексия .
Ноябрь
3/3 Сказка «Война зверей и птиц»(1/3)
Записал и литературно обработал Р.Ругин.
Направленность темы:
Медведь силен и мудр, он руководит всем животным миром.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать сказку «Война зверей и птиц».
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3.Рефлексия .
Декабрь
3.4 Сказка «Шаман и заяц» (1/3)
Записал и литературно обработал Р.Ругин.
Направленность темы:
Вера народа в победу доброго начала над злым.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать сказку «Шаман и заяц» .
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3.Рефлексия .
Январь
3.5 Ненецкая сказка «Как ворон лису перехитрил»(1/3)
Направленность темы:
Народ заботливо учит детей культуре общения.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать ненецкую сказку «Как ворон лису перехитрил».
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3. Рефлексия .
Февраль
3.6 Сказка «Заяц и медведь» (1/3)
Записал и литературно обработал Р.Ругин.
Направленность темы:
Увлекательный мир народной фантазии.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать сказку «Заяц и медведь».
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3.Рефлексия .
Март
3.7 Р.Ругин «Залив Священной Собаки» (1/3)
Направленность темы:
Важную роль играет собака, спасает человека в критической ситуации.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать сказку «Залив Священной Собаки».
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3.Рефлексия .
Апрель
3.8 Хантыйская сказка «Сорока» (1/3)
Направленность темы:
Воспитание благоразумия, честности, трудолюбия.
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Прочитать хантыйскую сказку «Сорока».
2. Сделать иллюстрации к данной сказке .
3.Рефлексия .
Май
3.9 КВН «Сказки моего народа» (1/3)
Практикум (подготовка к часу семьи).
1.Сделать иллюстрацию к одной сказке .
2. Рефлексия.
Методическое обеспечение
Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они несут в себе определенную воспитательную задачу. Именно пословицы, поговорки, загадки и наставления учат подрастающее поколение, готовят их к жизни, прививают им высокие моральные качества.
При организации КТД воспитатель может опираться как на привычные формы и методы работы (беседа, игра, чтение художественной литературы), так и на нетрадиционные все зависит от творческого подхода. Например, при прохождении темы «Хантыйская сказка «Сорока» можно пригласить ребят в «кинозал», для просмотра сказки, предложить создать необычную книжку с рисунками провести это занятие, применяя ТСО.
Для обучения взаимодействию, для раскрытия творческих способностей следует применять игровые ситуации, неформальное общение, реквизит. С интересом дети встречают знакомых персонажей куклу Акань, жителей чума, олененка и др. С интересом дети участвуют в играх, проявляя активность, инициативность, организованность.
Особые чувства и внимание вызывают у детей видеофильмы о родном крае, о народных праздниках, буднях хантыйской семьи.
Большое внимание следует уделить коллективным делам (сбор пословиц и поговорок, песен, оформление сборников), причем детям самим дается возможность выбора задания.
При творческом подходе педагог может добиться значительных результатов в деле приобщения детей к культуре своего народа.
Техническое оснащение: занятия проводятся в классе самоподготовки, с использованием компьютерных презентаций, фильмов этнокультурной направленности, раздаточным материалом. Дидактический и раздаточный материал представлен в приложении к программе.
Литература
для педагога и воспитанников
1.Федорова, Л.В. Ямальский калейдоскоп / Л.В.Федорова. - Тюмень, 2003. – 152 с.
2. Попов, Ю.И. - Мифология, фольклор и литература Ямала / Ю.И.Попов, Н.В.Цымбалистинко. - Тюмень, 2002. – 264 с.
3. Лар, Л.А. Мифы и предания ненцев Ямала / Л.А.Лар. - Тюмень, 2001. – 243 с.
4. Ругин, Р.П. Легенды, мифы, сказки народа ханты / Р.П.Ругин. – М. – 2001. – 118 с.
5. Ругин, Р П. Легенды и мифы народа ханты / Р.П.Ругин. – Екатеринбург, 2002. – 217 с.
6. Винокурова, В.В. Сказки народов Севера / В.В.Винокурова, Ю.А.Сем (составители) – Смоленск.: Просвещение, 1990. – 335 с.
7. Прожирова, Т.И. Слово о Ямале: пособие для учителя / Т.И.Прожирова. – Салехард, 2005. – 96 с.
8. Буркова, И.Е. На семи ветрах / И.Е.Буркова. – М.:Детская литература, 1984. – 358 с.
ПОГОВОРКА – НАМЁК
*Кто себя постоянно хвалит – вероятно не есть хороший человек.
- Иметь дочерей – гостей по первому снегу будешь ожидать.
- Имеющий дочерей – с зятьями будет.
- Деньгами если богат – хлебом нас обеспечь.
- Каков мастер ,таково и дело.
- Длинная нитка – ленивая швея.
- Семь раз примерь, один отрежь
- Чай пить не дрова рубить.
- Двое одного не ждут.
ПОСЛОВИЦА - СОВЕТ
*Не следуй плохому примеру – сам в нехорошее дело попадёшь.
*Не дразни кого – либо в семье – в плохую привычку перейдёт.
*За дело берёшься - до конца доводи.
*Добыча ловца не ждёт.
*Где хотенье – там и уменье.
*Не игла шьёт, а руки.
*Откладывай безделье, да не откладывай дела.
*Кто с плохой думай и мыслями живёт, у того и жизнь несчастная.
*НЕ лови рыбу больше, чем тебе необходимо.
*НЕ оставляй мусор на покинутом чумовище.
ПОСЛОВИЦА – ОДОБРЕНИЕ
*Хорошее дело – далеко слышно.
*Живой – везде дойдёт.
*Слово друга – настроение поднимает.
*Доброе дело само себя хвалит.
*Согласного стада и волк не берёт.
ПОСЛОВИЦА –ОСУЖДЕНИЕ
*Задним умом дела не поправишь.
*.Не умеешь работать – сиди.
*Не умеешь – не берись вообще.
*У нежелающего что-либо делать – слов куча.
*Дело. выполненное нехотя, сделано на тяп-ляп.
*Сидение сложа руки – не чего нам не даёт.
*После дела за советам не ходят.
*За двумя зайцами погонишься – и одного не поймаешь.
*Шьют, а нитки наружу выходят.
*Ленивому всегда праздник.
НЕНЕЦКАЯ СКОРОГОВОРКА
У старшего брата
Семеро братьев
С озера тянут
Невод тянут.
Одну рыбку поймают
Тут же съедят.
Домой приходят голодные
Сноха их по углам раскидывает
Брат ей говорит:
«Зачем же ты их кидаешь?»
Может когда-нибудь
С жертвенного места
Кусок мяса могут принести.
Записала Вылко И.В. со слов ненецкой сказительницы Салиндер Надежды Семёновны, ноябрь 2005 год (Байдарацкая тундра)
СКОРОГОВОРКИ
*Гуси белые летели
На лужайку тихо сели,
Походили, поклевали.
К речке быстро побежали.
У медведя дом большой,
А у зайца маленький.
Вот медведь пошёл домой.
А за ним и заинька.
ЗАГОВОРЫ
*Сколько сажи в челе печи,
Мусора под порогом,
Пусть столько добычи принесёт.
(жена- мужу, провожая на промысел)
*Господи, Пётр Павел
Дай рыбаку здоровья,
Да рыбы столько пудов и фунтов,
Сколько чешуи да косточек.
ЗАГОВОР РЫБОКА
Водяной хозяин – старик!
Я склоняю мою бедную голову.
Если бы я только мог поймать рыбы для себя!
Если бы я мог быть здоровым!
ЗИМНИЙ ЗАГОВОР
Мой небесный отец,
В этом году ты меня охранял.
Дай мне опять жить в следующем году!
Пусть мои олешки не подохнут!
ЗАПРЕТЫ – ПРИМЕТЫ
* Каждый знает, что нельзя разорять птичьи гнёзда, может резко испортиться погода.
* Пауков нельзя убивать –в ухо залезут.
* Если кулик начинает петь свою куличью песню – быть дождю.
* Если солнце к вечеру краснеет – к жаре.
* НЕ мучай животных вплоть до последнего насекомого тебя могут постигнуть страшные мучения.
* Не кидай камни, комья земли, снег в реку, озеро – ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь.
* Не стреляй из лука, не имея или не видя мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.
* Не учись сквернословить – плохие слова на твоем языке оставляют зловонные следы.
- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности: боль земли – это боль сердца.
В НАРОДЕ ГОВОРЯТ:
* Гусь стоит на одной ноге – к морозу.
* Гусь под крыло нос прячет – к холоду.
* Гусь в мороз крыльями хлопает и гогочет – к оттепели.
* Гуси дикие высоко летят весной – воды будет много, низко летят – воды будет мало.
* Гусь дикий летит – к дождю.
* Если весной много лебедей, будет теплая весна.
* Осенью птицы летят ниже к земле – быть ранней весне.
* Лебедь летит с севера на юг поздно – осень будет продолжительная и теплая.
* За хвостом гуся снег виднеется.
* С отлетом лебедей – снег, с отлетом гусей – заморозки.
* Лебедь отлетает к снегу, гуси – к дождям.
* Если дикий гусь улетает низко – жди скорого снега.
* Гуси летят – от зимы спешат.
* Гуси летят – зимушку на хвосте тащат.
* Вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
* Сорока даром не трещит.
* Старый ворон мимо не каркнет.
* Докаркалась ворона до заряда.
* Воронье летает - падаль выглядывает.
* Была бы падаль, а воронье налетит.
* Вороны зимой раскаркались всей стаей – к морозу, вьются в воздухе – к снегопаду, на земле сидят – к оттепели.
* Сорока прячется под стреху – к метели.
* Птицы торопливо поглощают пищу – к пурге.
* Ворона – каркает на охотника – пути не будет.
* Вороны на нижних ветвях деревьев расселись – к ветру.
* Если вороны садятся, как попало – день будет безветренный, если головой все в одну сторону – к сильному ветру.
* Вороны купаются ранней весной – к теплу, хохлятся – к дождю.
* Сорока прилетела к дому – весть принесла.
* Вороны каркают к дождю.
* Ворона нахохлилась – близится дождь.
* Ворона купается к ненастью.
Сорока трескотней зверя выдает.
ЗАГАДКИ НАРОДОВ СЕВЕРА:
* Радость пастуха – оленевода.
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет -за мамой побежит (оленёнок)
* На конце холма чёрный уголёк (песец)
* Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят-оленят ищет (волк)
*Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык (заяц)
*Днём спит, ночью летает и прохожих пугает (сова)
*Летом серая, зимой – белая (куропатка)
*Множество людей, взявшись за волосы, стоят (чум)
*Едет, едет. А следа не видно (лодка)
*Сам маленький, а сильнейшего ловит. Даже серого волка остановит (капкан)
*Четыре девушки одним платком накрыты (стол)
*Два похожих брата
Друг друга догоняют
А догнать не могут (лыжи)
*Олень от них убегает,
А они не отстают (нарты)
*Не буквы, а написаны в строчку,
Без языка, а охотнику всё расскажут (следы)
* Дождевой червь с костлявой головой (аркан)
*Через дырявое железо выросла берёза (топор)
Под водой сидит колдунья. у неё сто глаз Сеть)
*Какой полуостров сам говорит о своей величине? (Ямал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА "РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА СПО"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ...
Рабочая программа Индивидуальный проект
Рабочая программа Индивидуальный проект...
Рабочая программа "Индивидуальный проект" 10,11 класс
Рабочая программа "Индивидуальный проект" 10.11 класс...
Программа Индивидуальный проект
Подготовлена для специальности Гостиничное дело...
Проект "Многофункциональное волонтерство"
В настоящий момент сложная социальная ситуация обнажила все уязвимые стороны общественного устройства, сделав тему многофункционального волонтерства очень актуальной. Под прицелом оказались самые неза...
Приказ " О закреплении разработчиков примерных образовательных программ федерального проекта «Профессионалитет» (ПОП-П) ПOO — участниками образовательно-производственного центра (кластера) строительной отрасли Смоленской области"
В целях координации деятельности по разработке примерных образовательных программ федерального проекта «Профессионалитет» (ПОП-П) педагогическими работниками профессиональных образо...