ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА "РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА СПО"
материал на тему

Буторова Анна Иннокентьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОКЛАД Формирование этнокультурной компетентности студентов СПО Буторова Анна Иннокентьевна,, Тарбагатайский филиал ГБПОУ «БКТиС»

Слайд 2

Актуализация проблемы формирования этнокультурной компетенции студентов СПО

Слайд 3

??? ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ??? Формулировка понятия: Крысько В.Г. Степень проявления человеком знаний, навыков и умений, разрешающих ему адекватно оценивать особенность и условия взаимодействия, взаимоотношений с людьми разнообразных этнических общностей, находить правильные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия Формулировка понятия: Поштарева Т.В . Свойство личности, которое выражается в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализуется через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, которое формируется в ходе полиэтнического образования в контексте поликультурной образовательной среды Значимость: для общей культуры развития личности Значимость : для профессиональной самореализации

Слайд 4

Модель личностного развития Научное мировоззрение Высокая нравственная культура Коммуникативная грамотность Профессиональная компетентность Организаторские и коммуникативные качества Креативный менталитет , стремление к развитию Здоровый образ жизни Этнокультурная компетентность Модель личностного развития выпускника системы СПО

Слайд 5

Структура формирования этнокультурной компетентности студента СПО должна состоять из:

Слайд 6

Система формирования этнокультурной компетентности должна состоять из следующих компонентов:

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

 СТУДЕНТОВ СПО

 Буторова Анна Иннокентьевна

ГБОУ СПО «Байкальский колледж туризма и сервиса»,

Заведующий отделением УПР

 Тарбагатайского филиала

E-mail:butorovaa@mail.ru

 

За последние десятилетия, на фоне интенсивного развития инфраструктуры туризма  в нашей Республике, назрела актуальная проблема подготовки специалистов сферы обслуживания, понимающих задачи интеграционного развития современного общества и способных достойно  представлять традиции и культуру своего народа. Вследствие  этого появилась реальная потребность в повышении этнокультурной компетентности будущих специалистов в сферах туризма и сервиса.  

В настоящее время, под этнокультурной компетентностью понимается свойство личности, которое выражается в  наличии  совокупности  объективных представлений  и  знаний  о  той  или  иной культуре, реализуется через умения, навыки и модели  поведения,  способствующие эффективному  межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, которое формируется  в  ходе  полиэтнического образования  в  контексте  поликультурной образовательной среды [3, стр. 39];

С точки зрения реализации общих и профессиональных компетенций будущего специалиста в сфере туризма  и сервиса, более уместно использовать трактовку, данную Крысько  В.Г. Этнокультурная компетентность, по его мнению, - степень  проявления  человеком  знаний, навыков  и  умений,  разрешающих  ему адекватно  оценивать  особенность  и  условия взаимодействия,  взаимоотношений  с  людьми разнообразных  этнических  общностей, находить правильные формы сотрудничества с ними  с  целью  поддержания  атмосферы согласия и взаимного доверия [2, стр. 305].

Данные условия определяют место формирования данной компетенции в учебно-воспитательном процессе, а так же и особенности ее реализации в организациях СПО.  

В данном понимании она представляет систему из следующих компонентов:

  • понимание и принятие  этнокультурных особенностей  различных народов, этносов, этнических образований, этнических общностей и т.д.;
  • активизация  межэтнического общения, толерантности, воспитание уважения к этнокультурным особенностям представителей других народов;
  • расширение кругозора, приобретение знаний об обычаях, традициях, культуре поведения, образе жизни различных национальностей, особенно  тех, кто проживает в Бурятии;
  • развитие коммуникативных способов взаимодействия с существующими в Республике Бурятия этническими формами.  

В идеале, с психолого-педагогической точки зрения,  структура  формирования этнокультурной компетентности студента СПО должна состоять из:  когнитивного, поведенческого и  аффективного  компонента. [1, стр. 80]

Когнитивный  компонент формируется через  знания и суждения, личный опыт освоения этнокультуры, национально-психологических особенностях представителей этносов;

Поведенческий  компонент формируется через  способы поведения, стратегии, умения, содействующие результативному  взаимодействию  с иноэтническим  окружением.

Аффективный компонент определяется через положительное  отношение  человека  к  этнической  среде  и  этническим формам  в  частности, толерантное  отношение  к  иному  образу  жизни  и  мыслей

Способами формирования компонентов и инструментами служат специальным образом спланированные аудиторные и внеаудиторные занятия учебного и воспитательного характера. В частности это реализация вариативной части ФГОС, организация углубленного изучения дисциплин, изучение языков, организация студенческих сообществ и организаций, поисковая и краеведческая работа и т.д.

В практике работы нашего Тарбагатайского филиала ГБОУ СПО «БКТиС» мы это реализуем через  углубление и расширении этнокультурного компонента в содержании традиционных предметов, введя новые  факультативные курсы, такие как «История семейских», «Традиционная культура народов Забайкалья», а так же через взаимодействие аудиторной и  внеаудиторной деятельности. Примером расширения содержания традиционных дисциплин, за счет этнокультурного компонента  является, введение дополнительных тем к изучению, например в содержание профессиональных модулей подготовки по профессии «Повар, кондитер», представляющих собой практический и теоретический материал по традиционной кулинарии и выпечки семейских. В учебный план по специальности «Туризм», введен  междисцилинарный курс «Туризм и отдых в Бурятии»,  реализуется дисциплина «Краеведение».  Данные учебные элементы практически отрабатываются на учебной практике. Многие аспекты духовной, социальной, культурной, материальной жизни староверов Бурятии мы используем, привлекая  к образовательному процессу  специалистов сферы культуры нашего  района, священнослужителей и т.д., проводим встречи с интересными людьми, концерты, выездные экскурсии в музеи района.

 На материале, собранном в нашем районе мы  подготовили ряд учебно-методических  пособий для студентов, например электронное пособие «Традиционные напитки семейских Забайкалья».

Студенты специальности «Туризм», в рамках деятельности студенческой турфирмы «ФлешСтудТур»  активно ведут работу по разработке и апробации туристических  маршрутов, например  поломнический  тур «Священные места Тарбагатайского района», тур  выходного дня «Путешествие в Хайласы», познавательный тур «Потомки Аввакума».

Так же мы стараемся обучать студентов практическим навыкам изготовления сувенирной продукции, которая пользуется спросом у туристов.

В воспитательном плане, все это имеет значительный  положительный эффект.

Проводя эксперимент по внедрению в практику обучения и воспитания обучающихся этнокультурного компонента  мы получили результаты, которые говорят о том, что личность, воспитываемая на этнокультурных традициях гораздо в большей мере отличается стойкой гражданской позицией и социальной ответственностью, имеет ярко выраженное  чувство Родины. 

Поддерживая связь между обучающимися и  представителями старого поколения, которые являются истинными  носителями культуры, мы бережно сохраняем не только мудрость наших предков, но и их практические жизненные навыки.

Список литературы:

  1. Дугарова Т.Ц., Сагалакова Л.П. Теоретико-методологические аспекты формирования этнокультурной компетентности у студентов педагогического колледжа// Казанский педагогический журнал. 2015 г. №6  
  2. Крысько  В.Г.  Этнопсихологический  словарь. М.: МПСИ, 1999г.
  3. Поштарева  Т.В.  Формирование  этнокультурной  компетентности  /  Т.В.  Поштарева // Педагогика, 2005 г., № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения активных методов обучения в формировании компетентности студентов при изучении дисциплин «Управленческая психология», «Управление персоналом»

Данная статья - это опыт применения деловых игр на учебных занятиях по дисциплинам "Управленческая психология" и "Управление персоналом"...

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа

Во второй половине прошлого столетия  произошли грандиозные качественные  изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...

Условия формирования коммуникативной компетентности студентов на учебных занятиях

Статья содержит описание условий, необходимых для создания безопасной и стимулирующей атмосферы занятия, в условиях которой будут развиваться коммуникативные умения студентов с разными типами темперам...

Формирование психологической компетентности студентов педагогического колледжа на занятиях психологии

В статье рассматриваются условия формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии...

Самостоятельная работа студентов по физике. От компетентного преподавателя к компетентному студенту.

Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высок...

Формирование ИКТ компетентностей студента в рамках ФГОС, как одна из составляющих саморазвития личности студента

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет развитие личности обучающегося как цель и основной результат образования. Одним из условий ФГОС является создание в ОУ ИКТ-насыще...