ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА "РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА СПО"
материал на тему
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуализация проблемы формирования этнокультурной компетенции студентов СПО
??? ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ??? Формулировка понятия: Крысько В.Г. Степень проявления человеком знаний, навыков и умений, разрешающих ему адекватно оценивать особенность и условия взаимодействия, взаимоотношений с людьми разнообразных этнических общностей, находить правильные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия Формулировка понятия: Поштарева Т.В . Свойство личности, которое выражается в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализуется через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, которое формируется в ходе полиэтнического образования в контексте поликультурной образовательной среды Значимость: для общей культуры развития личности Значимость : для профессиональной самореализации
Модель личностного развития Научное мировоззрение Высокая нравственная культура Коммуникативная грамотность Профессиональная компетентность Организаторские и коммуникативные качества Креативный менталитет , стремление к развитию Здоровый образ жизни Этнокультурная компетентность Модель личностного развития выпускника системы СПО
Структура формирования этнокультурной компетентности студента СПО должна состоять из:
Система формирования этнокультурной компетентности должна состоять из следующих компонентов:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТОВ СПО
Буторова Анна Иннокентьевна
ГБОУ СПО «Байкальский колледж туризма и сервиса»,
Заведующий отделением УПР
Тарбагатайского филиала
E-mail:butorovaa@mail.ru
За последние десятилетия, на фоне интенсивного развития инфраструктуры туризма в нашей Республике, назрела актуальная проблема подготовки специалистов сферы обслуживания, понимающих задачи интеграционного развития современного общества и способных достойно представлять традиции и культуру своего народа. Вследствие этого появилась реальная потребность в повышении этнокультурной компетентности будущих специалистов в сферах туризма и сервиса.
В настоящее время, под этнокультурной компетентностью понимается свойство личности, которое выражается в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализуется через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, которое формируется в ходе полиэтнического образования в контексте поликультурной образовательной среды [3, стр. 39];
С точки зрения реализации общих и профессиональных компетенций будущего специалиста в сфере туризма и сервиса, более уместно использовать трактовку, данную Крысько В.Г. Этнокультурная компетентность, по его мнению, - степень проявления человеком знаний, навыков и умений, разрешающих ему адекватно оценивать особенность и условия взаимодействия, взаимоотношений с людьми разнообразных этнических общностей, находить правильные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия [2, стр. 305].
Данные условия определяют место формирования данной компетенции в учебно-воспитательном процессе, а так же и особенности ее реализации в организациях СПО.
В данном понимании она представляет систему из следующих компонентов:
- понимание и принятие этнокультурных особенностей различных народов, этносов, этнических образований, этнических общностей и т.д.;
- активизация межэтнического общения, толерантности, воспитание уважения к этнокультурным особенностям представителей других народов;
- расширение кругозора, приобретение знаний об обычаях, традициях, культуре поведения, образе жизни различных национальностей, особенно тех, кто проживает в Бурятии;
- развитие коммуникативных способов взаимодействия с существующими в Республике Бурятия этническими формами.
В идеале, с психолого-педагогической точки зрения, структура формирования этнокультурной компетентности студента СПО должна состоять из: когнитивного, поведенческого и аффективного компонента. [1, стр. 80]
Когнитивный компонент формируется через знания и суждения, личный опыт освоения этнокультуры, национально-психологических особенностях представителей этносов;
Поведенческий компонент формируется через способы поведения, стратегии, умения, содействующие результативному взаимодействию с иноэтническим окружением.
Аффективный компонент определяется через положительное отношение человека к этнической среде и этническим формам в частности, толерантное отношение к иному образу жизни и мыслей
Способами формирования компонентов и инструментами служат специальным образом спланированные аудиторные и внеаудиторные занятия учебного и воспитательного характера. В частности это реализация вариативной части ФГОС, организация углубленного изучения дисциплин, изучение языков, организация студенческих сообществ и организаций, поисковая и краеведческая работа и т.д.
В практике работы нашего Тарбагатайского филиала ГБОУ СПО «БКТиС» мы это реализуем через углубление и расширении этнокультурного компонента в содержании традиционных предметов, введя новые факультативные курсы, такие как «История семейских», «Традиционная культура народов Забайкалья», а так же через взаимодействие аудиторной и внеаудиторной деятельности. Примером расширения содержания традиционных дисциплин, за счет этнокультурного компонента является, введение дополнительных тем к изучению, например в содержание профессиональных модулей подготовки по профессии «Повар, кондитер», представляющих собой практический и теоретический материал по традиционной кулинарии и выпечки семейских. В учебный план по специальности «Туризм», введен междисцилинарный курс «Туризм и отдых в Бурятии», реализуется дисциплина «Краеведение». Данные учебные элементы практически отрабатываются на учебной практике. Многие аспекты духовной, социальной, культурной, материальной жизни староверов Бурятии мы используем, привлекая к образовательному процессу специалистов сферы культуры нашего района, священнослужителей и т.д., проводим встречи с интересными людьми, концерты, выездные экскурсии в музеи района.
На материале, собранном в нашем районе мы подготовили ряд учебно-методических пособий для студентов, например электронное пособие «Традиционные напитки семейских Забайкалья».
Студенты специальности «Туризм», в рамках деятельности студенческой турфирмы «ФлешСтудТур» активно ведут работу по разработке и апробации туристических маршрутов, например поломнический тур «Священные места Тарбагатайского района», тур выходного дня «Путешествие в Хайласы», познавательный тур «Потомки Аввакума».
Так же мы стараемся обучать студентов практическим навыкам изготовления сувенирной продукции, которая пользуется спросом у туристов.
В воспитательном плане, все это имеет значительный положительный эффект.
Проводя эксперимент по внедрению в практику обучения и воспитания обучающихся этнокультурного компонента мы получили результаты, которые говорят о том, что личность, воспитываемая на этнокультурных традициях гораздо в большей мере отличается стойкой гражданской позицией и социальной ответственностью, имеет ярко выраженное чувство Родины.
Поддерживая связь между обучающимися и представителями старого поколения, которые являются истинными носителями культуры, мы бережно сохраняем не только мудрость наших предков, но и их практические жизненные навыки.
Список литературы:
- Дугарова Т.Ц., Сагалакова Л.П. Теоретико-методологические аспекты формирования этнокультурной компетентности у студентов педагогического колледжа// Казанский педагогический журнал. 2015 г. №6
- Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.: МПСИ, 1999г.
- Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности / Т.В. Поштарева // Педагогика, 2005 г., № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт применения активных методов обучения в формировании компетентности студентов при изучении дисциплин «Управленческая психология», «Управление персоналом»
Данная статья - это опыт применения деловых игр на учебных занятиях по дисциплинам "Управленческая психология" и "Управление персоналом"...
К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов медицинских образовательных учреждений ср...
Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа
Во второй половине прошлого столетия произошли грандиозные качественные изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...
Условия формирования коммуникативной компетентности студентов на учебных занятиях
Статья содержит описание условий, необходимых для создания безопасной и стимулирующей атмосферы занятия, в условиях которой будут развиваться коммуникативные умения студентов с разными типами темперам...
Формирование психологической компетентности студентов педагогического колледжа на занятиях психологии
В статье рассматриваются условия формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии...
Самостоятельная работа студентов по физике. От компетентного преподавателя к компетентному студенту.
Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высок...
Формирование ИКТ компетентностей студента в рамках ФГОС, как одна из составляющих саморазвития личности студента
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет развитие личности обучающегося как цель и основной результат образования. Одним из условий ФГОС является создание в ОУ ИКТ-насыще...