ОБЩЕСТВЕННО - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
статья на тему

При переходе на реализацию ФГОС в профессиональном образовании динамика  изменений была  определена  и структурирована по 3 направлениям:

  1. Содержание образования – это компетентностно-ориентированные стандарты образования как основа разработки учебных планов, программ и технологий обучения.
  2. Система финансирования – зависимость объема финансирования и оплаты труда педагога от качественных и количественных показателей результатов образовательной деятельности.
  3. Система управления образованием – обеспечение роста самостоятельности и ответственности учебных заведения за счет расширения их прав, включения в управление общественности, представителей профессиональных сообществ, смещение центра тяжести в системе контроля с оцениванием текущих результатов к оцениванию прироста в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЩЕСТВЕННО - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

 

При переходе на реализацию ФГОС в профессиональном образовании динамика  изменений была  определена  и структурирована по 3 направлениям:

  1. Содержание образования – это компетентностно-ориентированные стандарты образования как основа разработки учебных планов, программ и технологий обучения.
  2. Система финансирования – зависимость объема финансирования и оплаты труда педагога от качественных и количественных показателей результатов образовательной деятельности.
  3. Система управления образованием – обеспечение роста самостоятельности и ответственности учебных заведения за счет расширения их прав, включения в управление общественности, представителей профессиональных сообществ, смещение центра тяжести в системе контроля с оцениванием текущих результатов к оцениванию прироста в развитии.

Изменения в системе контроля отмечены и в проекте Закона об образовании РФ, кроме Государственной аккредитации заявлена общественно-профессиональная аккредитация.   Так статья 99 проекта Закона указывает, что под общественно-профессиональной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающего критериям и требованиям соответствующих российских, иностранных и международных общественных организаций, осуществляющих деятельность в области образования.

Общественно-профессиональная аккредитация профессиональной образовательной программы представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов,  соответствующих требованиям рынка труда к специалистам, рабочим, служащим соответствующего профиля.

На основе результатов общественно-профессиональной аккредитации профессиональных образовательных программ объединениями работодателей (работодателями), профессиональными сообществами и (или) уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность, основанные на достоверных и объективных данных.

Целью общественно-профессиональной аккредитации является повышение качества  образования и формирование культуры качества в образовательных организациях, выявление лучшей практики по непрерывному совершенствованию качества образования и широкое информирование общественности об образовательных организациях, реализующих образовательные программы в соответствии с европейскими стандартами качества гарантии образования.

Основными принципами Аккредитации являются общественно-профессиональный характер экспертизы, добровольность, объективность, периодичность процедур, коллегиальность принятия решений, широкая гласность положительных результатов.

Чем же отличаются цели общественно-профессиональной аккредитации от целей государственной аккредитации в принципе?

Общественно-профессиональная  аккредитация устанавливает значительные достижения образовательного учреждения, а государственная аккредитация устанавливает только соответствие минимальным требованиям государственных образовательных стандартов.

Отсюда возникает необходимость особого подхода к формированию критериев и требований, предъявляемых при проведении общественно-профессиональной аккредитационной экспертизы.

 Калашников Н.П. и Широкобоков С.М. (Некоммерческое партнерство по проведению экспертизы в области промышленности и энергетики «Экспертный клуб») называют в целом семь отличий независимой общественно-профессиональной аккредитации от государственной институциональной аккредитации. Среди названных отличий есть условие прохождения общественно—профессиональной аккредитации только в ОУ, имеющих статус государственной аккредитации, наличие не менее пяти выпусков специалистов по аккредитуемой программе и другие.  Мы предлагаем рассмотреть подробнее три из этих отличий: подразделение критериальных показателей на два вида, наличие действенной и документированной системы управления качеством и обязательность динамического характера показателей аккредитуемой образовательной программы.

При проведении общественно-профессиональной аккредитации, в отличие от работы комиссии Федеральной Службы по надзору в сфере образования и науки, различают два вида критериальных показателей:

  1. метрические показатели:

Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ предполагает, что по аккредитуемой специальности все критериальные показатели превышают установленные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Необходимым условием допуска к независимой общественно-профессиональной аккредитации является превышение критериальных (метрических показателей), определяемых значением, установленным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.  

2) экспертная качественная оценка, которая учитывает участие работодателей в подготовке выпускников по аккредитуемой специальности и предполагает наличие:

- модели специалиста, разработанной с участием работодателей;

- попечительского совета образовательного учреждения с примерами его деятельности по аккредитуемой специальности;

- участия работодателей в постановке заданий и тем курсовых научно-исследовательских работ и выпускных работ студентов;

- конкурса на лучшую студенческую НИР, объявленного с участием и поддержкой работодателей;

- участия работодателей в практической подготовке студентов (ознакомительная, производственная, преддипломная, выполнение выпускной работы в организации работодателя);

- участия  работодателей в модернизации и совершенствовании материально-технической базы аккредитуемой специальности;

- участия  студентов в решении проблем и практических задач, поставленных работодателями, в том числе в команде составленной из представителей различных специальностей;

- количества студентов, обучающихся по индивидуальным планам, согласованным с работодателями;

- доли выпускников, трудоустроившихся по договорам (заявкам) организаций и предприятий (наличие договоров с предприятиями и фирмами);

- целевой контрактной подготовки (доли выпускников, подготовленных по договорам с предприятиями и организациями);

- структурного подразделения образовательного учреждения, занимающегося изучением трудоустройства,  востребованности, карьеры и непрерывного профессионального совершенствования выпускников (план работы и отчет за последние 5 лет);

- базы данных о выпускниках, их производственной, научной деятельности и карьерном росте;

- базы данных реальных и потенциальных инвесторов и работодателей;

- доли работ, выполняемых по согласованию или задания работодателей (приложить оформление); курсовые научно-исследовательские работы студентов;

- результатов анкетирования работодателей об имидже образовательного учреждения и качестве образования (приложить утвержденный на Совете ОУ протокол);

- проведения образовательным учреждением презентации образовательных программ, проведение и участие в ярмарках вакансий рабочих мест;

- доли  выпускников, зарегистрированных на бирже труда;

- рекламаций с мест работы выпускников аккредитуемой специальности;

- сравнения  заработной платы выпускников по аккредитуемой специальности со средней заработной платой по региону.

Качественная экспертная оценка таким образом тесно связана с   наличием системы управления качеством в образовательном учреждении, так как нацелена на анализ отзывов о деятельности организации и качестве «выпущенной продукции». Наличие действенной и хорошо документированной системы управления качеством позволяет  образовательной  организации в соответствии с рекомендациями ENQA  разработать и внедрить стратегию по постоянному повышению качества, а следовательно подготовиться и успешно пройти процедуру профессионально-общественной аккредитации. Стратегия, политика и процедуры должны быть официально зарегистрированы и доступны общественности. Студенты и другие заинтересованные стороны должны также принимать участие в данном процессе.  Система управления качеством обеспечивает:

- наличие четко сформулированных, документированных, утвержденных и опубликованных миссии, целей, задач и стратегии развития образовательной программы;

-  наличие и эффективность методов достижения и корректировки целей образовательной программы;

- участие всех заинтересованных сторон (администрации, преподавателей, студентов и работодателей)  в определении целей и стратегии развития образовательной программы;

-  наличие свидетельств того, что мнения сотрудников, студентов и выпускников по вопросам гарантии качества используются для улучшения преподавания и обучения;

-  учет в деятельности образовательного учреждения региональных и национальных требований по гарантии качества.

Современные подходы к управлению качеством базируются на восьми принципах, которые установлены в ИСО 9004-2000 и являются определяющими для систем менеджмента качества.

Эти принципы менеджмента качества общеизвестны: ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников,  процессный подход, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение, принятие решений, основанное на фактах, взаимовыгодные отношения с поставщиками.

И эти принципы отлично сочетаются с  критериями и процедурой общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ разработанных с целью обеспечения высокого качества подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в различных  областях. Соответствие критериям должно гарантировать качество и способствовать непрерывному совершенствованию образовательных программ образовательных учреждений.

В основу методики самооценки основной профессиональной образовательной программы, предшествующей процедуре  общественно-профессиональной  аккредитации,  так же может быть положена Модель совершенствования деятельности образовательного учреждения. В результате для образовательного учреждения, имеющего в наличии систему управления качеством, не возникнет необходимости изобретать формы документов, готовить множество новых отчетов, чтобы подготовиться к процедуре Аккредитации.

И, наконец, отличие, требующее от экспертов независимой общественно-профессиональной аккредитации  обращать особое внимание на динамический характер показателей аккредитуемой образовательной программы так же соответствует принципам системы менеджмента качества «постоянное улучшение, принятие решений, основанное на фактах».

Эксперты, делая выводы, не ставят точку – «реализация ОПОП в образовательном учреждении соответствует требованиям ГОС».  Они обязаны  проанализировать - «Что было во время предыдущей аккредитации (или 5 лет назад)?» - «Что имеется в настоящий момент?» - «Что будет через 5 лет?» - и принимают положительное или отрицательное решение о прохождении процедуры аккредитации, получив ответы на эти вопросы.

Литература:

1. Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (версия 3.0.3)

  1. Критерии и процедура аккредитации программ первого цикла. Утверждено Правлением АИОР 29 декабря 2011 г. Общероссийская общественная организация Ассоциация инженерного образования России. Аккредитационный Центр.- 2011г.
  2. Критерии и процедура аккредитации программ второго цикла. Общероссийская общественная организация Ассоциация инженерного образования России. Аккредитационный Центр.-  2011г.

  1. ISO 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента качества
  2.  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО серии 9000-2000: методические рекомендации по применению.
  3. http://www.ac-raee.ru/accreditation.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...

Повышение качества образования инвалидов и лиц с ОВЗ на основе внедрения инновационных здоровьесбересберегающих технологий обучения с использованием нетрадиционных методов и приёмов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ обучения для Повышение качества профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ...

Проектно-исследовательская деятельность как одна из технологий повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС

         Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем  и...

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Выдержки из ФГОС8.3Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средс...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...