Педагогический проект "Первый шаг для своей страны"
проект
Данный проект разрабатывался участниками конкурса "Преподаватель года - 2015". цель проекта - организация адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональной образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppa_no2.docx | 43.81 КБ |
gruppa_no2.pptx | 445.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
Организация адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональной образовательной организации
«Первый шаг для своей страны»
Разработчики:
Мацкевич Эльвира Александровна
Косарева Людмила Владимировна
Безрукова Татьяна Георгиевна
Петровалова Надежда Васильевна
Содержание
Рабочий план реализации проекта 6
Список использованных источников 12
Введение
Текущее столетие как перспективную эпоху жизнеутверждения человечества квалифицируют различно: «век скоростей», «век интеграции», «век информации».
Сегодняшняя система образования не удовлетворяет в полной мере требованиям сохранения и развития интеллектуального и нравственного потенциала студентов. В частности, говоря о профессиональном образовании, мы понимаем в первую очередь профессиональную подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Мы отождествляем понятия "образование" и "профессия", в то время как рыночная экономика в современном обществе требует, чтобы каждый человек выступал как субъект с широкими возможностями выбора. Поэтому образованность сегодня - это не многознание и профессиональная компетенция, а высокий уровень теоретической общеобразовательной, общенаучной,общепрофессиональной подготовки.
Мы считаем, что понятие «образованность» тесно связано с понятием «социализация» (от лат . socialis – общественный), которое определяется как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
В современной психологии понятие адаптации рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой.
Актуальность нашей темы проекта состоит в том, что адаптация студентов к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности. Бывшие школьники, поступающие учиться – только на пути к самоопределению. Многие осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков, зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. Вхождение молодых людей в ссузовскую систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу.
Противоречие состоит в том, что процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.
Проблема адаптации студентов является одной из ключевых в современных исследованиях в сфере образования и, несмотря на разницу в целях, формах и содержании работы учебных учреждений, остаётся единой для всех подсистем образования. Процесс адаптации выступает на первый план в условиях существенного, кардинального изменения жизнедеятельности человека, сопровождающегося трансформациями в его социальном окружении и личностном развитии. Начало обучения в ссузе хронологически совпадает с новой стадией психологического развития человека, активным формированием его социальной зрелости, интенсивным нравственным и интеллектуальным развитием, моделированием образовательного и жизненного пути, выработкой оценочного отношения к условиям собственной жизнедеятельности.
Цель проекта - организация процесса адаптации студентов первого курса.
Исходя из цели вытекают следующие задачи:
- Проанализировать понятия адаптации и адаптивности;
- Исследовать особенности адаптации студентов-первокурсников;
- Выявить факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников.
- Определить условия успешной адаптации студента-первокурсника.
Объект - профессиональная образовательная организация как среда адаптации студентов.
Предмет - студент первого курса как субъект процесса адаптации в условиях обучения в профессиональной образовательной организации.
Гипотеза заключается в предположении о том, что адаптация студентов – первокурсников к среде профессиональной образовательной организации будет более успешной, при реализации организованного педагогического сопровождения.
Методы проектной деятельности:
- теоретико-методологический анализ данных литературы;
- эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, анализ документации образовательной организации);
- психологическое тестирование;
- статистические методы.
Социально – педагогическая значимостьрезультата проекта: разработаны практические рекомендации по организации обучения, ориентированного на адаптацию студентов первого курса.
Рабочий план реализации проекта
Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель – создавать для этого условия. Главная задача педагога, особенно в адаптационный период, раскрыть перед студентами широкое поле выбора, которое часто не открывается перед людьми юношеского возраста из-за их ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры.
Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается “активный поиск себя”. Даже отлично окончившие школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности. В связи с такими причинами адаптация первокурсников может вызвать множество трудностей.
Одну из главных обязанностей в процессе адаптации студентов – первокурсников к условиям обучения в профессиональной ОО выполняют тьюторы, координаторы, адаптеры, которые в начале учебного года берут на себя роль наставников для обеспечения процесса адаптации первокурсников.
Для осуществления процесса адаптации подготовлены буклеты с основными направлениями работы ОО.
Исходя из вышесказанного, разработан рабочий план реализации проекта:
Направление работы | Методы и формы работы | Сроки реализации |
1. Психологическая адаптация (мое Я) | ||
1. Помочь студентам раскрыть своеобразие своей личности. | 1. Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры. | Сентябрь |
2. Социальная адаптация | ||
1. Организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в студенческих группах нового набора. | 1. Ознакомление студентов с молодежной политикой ОО. 3. Занятие в школе студенческого актива, включение в деятельность студенческого совета ОО, выборы актива групп. | Сентябрь - октябрь. |
3. Педагогическая адаптация | ||
1. Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения. | 1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др. | Сентябрь - ноябрь |
4. Профессиональная адаптация (Я и моя профессия) | ||
1. Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. | 1. Овладение дисциплиной «Введение в специальность». | В течение года |
Бюджет проекта
Для реализации данного проекта необходимы следующие условия:
| 4,5*100=450 рублей; 40*100=4000 рублей; 5*100=500 рублей. |
| 70*100=7000 рублей |
| 100*100=10000 рублей |
Итого: 21500 рублей
Заключение
Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в ОО является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться "свободой", денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.
Итак, адаптироваться нужно:
Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в школах и ССУЗах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала.
Во-вторых, к новому коллективу. Определить "свое место под солнцем, завоевать авторитет и уважение однокурсников иногда любой ценой":
одеждой (экстравагантной);
неординарным поведением ("взрослым");
смелостью "непослушания" и т.д.
В-третьих, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени.
В-четвертых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.
Причины трудностей адаптационного периода:
- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
- неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности, усугубляемое отсутствием привычки ежедневного контроля педагогов;
- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
- отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой;
- слабая база знаний из школьной программы.
Эти трудности различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.
Ожидаемым положительным результатом должно стать: приспособленность студентов к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой, в случае если студент еще до поступления в ОО твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение в ССУЗе будет целенаправленным и продуктивным, то адаптация будет осуществляться без особых затруднений.
Список использованных источников
- Жилина Л. Я. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза, ж. «Концепт», выпуск№ s5 / 2013;
- Варфоломеев В.Ф. Личностно-ориентированный подход в период адаптации первокурсников к новым условиям обучения; http://www.fcoit.ru/internet_conference/
- Попкова О. А.Адаптация студентов первого года обучения.
Приложение 1
План работы сотрудников ОО по организации адаптации первокурсников
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
I. Аналитико-диагностическое направление. | ||
1. Изучение личных дел студентов. | сентябрь | Социальный педагог |
II. Организация учебного процесса. | ||
Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов: | В течение года | Зав. отделениями |
III. Организация воспитательной деятельности. |
|
|
1. Вовлечение студентов в деятельность секций, кружков, клубов, студий | Сентябрь | Руководитель физического воспитания |
IV. Привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации первокурсников. | ||
В течение года | Студенческий совет | |
V. Организация информационного обеспечения студентов нового набора и классных руководителей. | ||
В течение года | Студенческий совет | |
VI. Взаимодействие с родителями. | ||
1. Родительские собрания 2. Индивидуальные консультации. | В течение года | Классные руководители |
VII. Организационные мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии и в частном секторе. | ||
1. Вселение в общежитие. | Сентябрь-октябрь | Классные руководители |
VIII. Социально-психологическое сопровождение студентов, родителей. | ||
| В течение года | Социальный педагог |
IX. Контроль за реализацией программы адаптации первокурсников | ||
| В течение года | Администрация |
Приложение 2
(указано в презентации)
- Календарь
- Блокнот
- Буклет «Путеводитель первокурсника»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам Д. Евгенидис Актуальность нашей темы проекта состоит в том, что адаптация студентов к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности. Противоречие состоит в том, что процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.
Проблема адаптации студентов является одной из ключевых в современных исследованиях в сфере образования и, несмотря на разницу в целях, формах и содержании работы учебных учреждений, остаётся единой для всех подсистем образования.
Цель проекта - организация процесса адаптации студентов первого курса . Задачи: Проанализировать понятия адаптации и адаптивности; Исследовать особенности адаптации студентов-первокурсников; Выявить факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников. Определить условия успешной адаптации студента-первокурсника.
Объект - профессиональная образовательная организация как среда адаптации студентов. Предмет - студент первого курса как субъект процесса адаптации в условиях обучения в профессиональной образовательной организации. Гипотеза заключается в предположении о том, что адаптация студентов – первокурсников к среде профессиональной образовательной организации будет более успешной, при реализации организованного педагогического сопровождения.
Методы проектной деятельности : теоретико-методологический анализ данных литературы; эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, анализ документации образовательной организации); психологическое тестирование; статистические методы.
Социально – педагогическая значимость результата проекта: разработаны практические рекомендации по организации обучения, ориентированного на адаптацию студентов первого курса.
Рабочий план реализации проекта 1. Психологическая адаптация (мое Я) 2. Социальная адаптация · Я и коллектив · Я и социум 3. Педагогическая адаптация · Я и учебное заведение · Я и учеба 4. Профессиональная адаптация (Я и моя профессия)
Бюджет проекта Памятные визитки, блокнот, календарь с изображением ОО 4,5*100=450 рублей; 40*100=4000 рублей; 5*100=500 рублей. Буклеты «Путеводитель первокурсника» 70*100=7000 рублей Разное (оформление, атрибутика и т.д.) 100*100=10000 рублей
Причины трудностей адаптационного периода: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности, усугубляемое отсутствием привычки ежедневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой; слабая база знаний из школьной программы.
Ожидаемым положительным результатом должно стать: приспособленность студентов к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой, в случае если студент еще до поступления в ОО твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение в ССУЗе будет целенаправленным и продуктивным, то адаптация будет осуществляться без особых затруднений
Список использованных источников Жилина Л. Я. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза, ж. « К онцепт », выпуск№ s5 / 2013; Варфоломеев В.Ф. Личностно-ориентированный подход в период адаптации первокурсников к новым условиям обучения; http://www.fcoit.ru/internet_conference/ Попкова О. А. Адаптация студентов первого года обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я патриот своей страны
Актуальность данной статьи состоит в том, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. М...
Методика проведения классного часа «Что значит быть патриотом своей страны?»
Методика проведенияклассного часа«Что значит быть патриотом своей страны?»Разработала преподаватель Хлебникова Г.Н....
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Люби и знай свою страну"
Мероприятие направлено на воспитание у учащихся гражданской позиции, чувств патриотизма и стимулирование познавательного интереса к изучению истории родной страны;проведение мероприятия в форме игры с...
Сценарий урока мужества, посвященного Дню Героев Отечества "Солдат своей страны"
Проведение урока мужества, посвященного Дню Героев Отечества "Солдат своей страны"...
Отчёт по самообразованию тема: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2022 – 2023 учебный год
Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у подростков патриотические чувства к самому дорогому....
Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию «Я - патриот своей страны!»
Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.Задачи:раскрыть лексическое значение понятия «Патриот...
Отчёт по самообразованию тема: «Формирование чувства патриотизма, сохранение гордости за свою страну» за 2023 – 24 учебный год
Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патрио...