Кейс-метод, как интерактивный метод обучения в профессиональной подготовке парикмахеров
статья
Предварительный просмотр:
Здравствуйте уважаемые члены жюри и коллеги. Я хочу вам представить свой опыт работы по теме:
Кейс-метод, как интерактивный метод обучения в профессиональной подготовке парикмахеров
В настоящее время система профессионального обучения, находится в поиске новых эффективных методов обучения, что обусловлено его ориентацией на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста.
Однако в настоящее время обучение парикмахеров в основном ориентировано на технологический процесс: мастер производственного обучения показывает и рассказывает о стрижке, окраске, прическе своим студентам. Однако, работая в системе салонного бизнеса, я поняла, что сущность самой профессия гораздо шире. Она предполагает взаимодействие парикмахера и клиента, понимание мастером его образа и личности. Поэтому целью своей работы я поставила: поиск эффективных технологий, способствующих развитию профессиональных и общих компетенций. Процесс профессиональной подготовки парикмахеров должен иметь целостный, комплексный подход к работе с клиентом. Но его невозможно реализовывать с помощью только традиционных подходов, где обучающийся играет нередко пассивную роль. Наиболее полно современным задачам подготовки парикмахера - профессионала отвечают активные методы обучения и, прежде всего, — кейс-метод, который очень редко используется в подготовке парикмахеров.
Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах. Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.
Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая мастера п/о.
Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Сегодня я хочу остановиться на использовании элементов кейс –технологии на уроках учебной практики по профессии «Парикмахер».
Так, на уроке учебной практики, по теме «Окрашивание волос красителями 2 группы», я предложила следующую кейс-ситуацию:
Женщина среднего возраста пришла в парикмахерскую «Люкс» на стрижку и окрашивание волос, решено было сделать стрижку «Каскад» и окрашивание в тон под номером 5 (темный шатен). Парикмахер, сделала стрижку и окрашивание, но по окончанию процедуры выяснилось, что клиент не доволен цветом волос, т. к. он получился гораздо светлее (на 2 уровня), и седина не закрасилась.
Клиентка недовольна. Создается конфликтная ситуация.
Обучающимся было дано задание:
- Проанализировать описанную ситуацию.
- Выявить моменты, когда парикмахер показал некомпетентность в своей работе?
- Уточнить, какие факторы повлияли на получение не желаемого цвета волос клиента?
- Предложить выход из данной ситуации.
В следствии этого, мы выходим на тему нашего урока, и студенты учатся выполнять окрашивание волос по инструкционно-технологическим картам. Обучающиеся глубоко вникли в проблему и, с большим интересом, преступили к выполнению работы. Т. е. данный кейс смотивировал их, а так же актуализировал знания по междисциплинарному курсу «Окрашивание волос».
Каждый кейс – это комплект учебно-методических материалов: задачи, разработанные на основе производственных ситуаций, задания к ним, формирующие у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения проблемы, технологические карты, опросники и тесты. Например, такие кейсы-комплекты разработаны по некоторым темам модулей: Выполнение химической завивки, Выполнение окрашивания волос, Оформление причесок.
Результаты выполненной работы «осязаемы». Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
КЕЙС – МЕТОДов достаточно много видов (метод ситуационного анализа, метод инцидента, метод ситуационно-ролевых игр, метод разбора деловой корреспонденции , игровое проектирование, метод дискуссии), однако я использую пока только метод ситуационного анализа и метод дискуссии.
ДЛЯ СОЗДАНИЯ КЕЙСА я использую в качестве материалов:
• Проблемные реальные ситуации, которые возникали в моей профессиональной деятельности (например, клиент кардинально хочет превратиться из брюнетки в холодную блондинку, как это сделать более щадящим способом.)
• Интересные исторические факты (например, факт того, что в Древней Греции гречанки предпочитали носить длинные волосы, поэтому парикмахерам той эпохи приходилось выдумывать всевозможные виды укладок для локонов. На основе этого факта строилась кейс-ситуация по теме «Выполнение укладок»)
ЭТАПЫ РАБОТЫ С КЕЙСОМ
1 этап. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.
2 этап. Выделение основной проблемы.
3 этап. Предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
4 этап. Принятие решения.
5 этап. Презентация решения.
Кейсовая технология (метод) обучения — это обучение действием. Усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, благодаря чему и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Применение в практике кейс-метода имеет ряд преимуществ перед традиционным обучением:
Назову три самых главных:
- Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач.
- Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой.
- Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (softskills), которые связаны с коммуникациями для эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами. Этим навыкам не учат на уроках, но они оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.
Применение интерактивных форм работы и правильное сочетание различных методов обучения дают положительные результаты. Обучающиеся активно принимают участие в районных и областных профессиональных конкурсах.
Так, Борщева Ю. В., Саушкина Э. В., Криворучко О. Е. участвовали в Региональном чемпионате Worldskills Russia, в компетенции «Парикмахерское искусство». Калашникова К. В. приняла участие в Отборочном чемпионате Worldskills Russia, в г. Тюмень. Сама я являюсь экспертом демонстрационного экзамена в компетенции «Парикмахерское искусство», а так же – главным экспертом Регионального Чемпионата Worldskills Russia в компетенции «Эстетическая косметология».
О моей полной качественной и результативной работе, как мастера производственного обучения, можно сказать или сделать вывод после трех, пяти и более лет, когда у выпускников сформируется достаточный жизненный и трудовой опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ»
Методический доклад Журавлевой О.И. на педагогические чтения. декабрь-2014...
Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...
Презентация "Возможности использования каталога свадебных причесок в профессиональной подготовке парикмахеров"
Презентация представляет собой иллюстрационный материал выступления на методическом объединении...
Предложенные материалы могут быть использованы для профессиональной подготовки парикмахеров.
Предложенные материалы могут быть использованы для профессиональной подготовки парикмахеров....
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ программа профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего вид основной программы профессионального образования 7233 Слесарь-ремонтник промышленного оборудования
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов средних образвательных школ по программам профессиональной подготовки "первая рабочая профессия"...
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ программа профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего вид основной программы профессионального обучения 7233 Слесарь-ремонтник промышленного оборудования Для обучающихся общеобра
Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ для получения первой рабочей профессии по спец. 7233 "Слесарь-ремонтник промышленного оборудования...
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ программа профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего вид основной программы профессионального обучения 7233 Слесарь-ремонтник промышленного оборудования
Основная программа профессионального обучения определяет объем, содержание, планируемые результаты и организационно-педагогические условия освоения программы профессиональной подготовки по профессии р...