Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»
проект по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 670.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАВОЛЖСКИЙ АВТОМОТОРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»
Составитель:
Преподаватель
Мухина М.Ю.
.
Заволжье
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация………………………………………………………………..3
- Обоснование необходимости проекта……………………………….....4
- Цели и задачи проекта…………………………………………………...6
- Основное содержание проекта…………………………………………..7
- Ресурсное обеспечение проекта………………………………………...18
- Ожидаемые результаты и социальный эффект проекта……………....19
- Заключение……………………………………………………………….20
- Литература……………………………………………………………….22
- Приложения……………………………………………………………...23
Аннотация
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иное поведение, иной педагогический менталитет.
В выполненном педагогическом проекте раскрыт теоретический аспект вопроса об активных и интерактивных методах обучения. То есть на основе анализа учебной литературы дается определение и рассматривается классификация активных методов обучения. Практическая часть проекта посвящена апробация отдельных видов указанных методов при формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. В работе указаны используемые ресурсы, целевая аудитория проекта и ожидаемые от него результаты. В заключении делаются выводы о том, подтвердилась ли сформулированная гипотеза, и вырабатываются рекомендации о применении рассматриваемых методов в учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Обоснование необходимости проекта
«Ребенок - не кувшин, который нужно наполнить,
а лампада, которую нужно зажечь».
Средневековые гуманисты.
Профессиональное образование сегодня – это процесс формирования и развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией. Молодые люди получают профессиональное образование в процессе профессионального обучения, воспитания и развития.
Наиболее ёмкие понятия, отражающие единство обучения, воспитания и развития - это понятия «компетентность» и «компетенция», формирование которых сегодня является стратегической целью профессионального образования. Действующие федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) основаны на формировании общих и профессиональных компетенций, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.
Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.
Общие компетенции (ОК) – это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Общая компетенция понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.
Ориентация на новые цели образования – компетенции - требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов организации образовательного процесса, активизации деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поиска путей возникающих проблем.
Результаты проведенного исследования, а также анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме позволили сделать вывод, что объективные потребности общества делают актуальным широкое внедрение личностно ориентированных развивающих технологий. При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность, ответственность за принятие решений, познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность обучающихся. Именно они определяют поведенческие качества компетентного работника на рынке труда и способствуют социализации личности.
В условиях профессионального обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого обучающегося в процессе формирования ОК и ПК, так как они формируются главным образом в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [Бухгалтерский учет: деловые игры: Учеб. пособие / Под ред. Н. А. Каморджановой. – М.: Эксмо, 2010., с.144].
Общество и государство поставило перед учреждениями СПО серьезную задачу подготовки выпускников, которые не только могут ориентироваться в профессиональной деятельности, но и преобразовывать, совершенствовать ее. Таким образом, проект «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций» разработан для выполнения социального заказа общества в развитии творческих, интеллектуальных способностей обучающихся и, в конечном итоге, для удовлетворения потребностей современного рынка труда в профессионально компетентных выпускниках.
В основе проекта лежат проведенные психологами исследования мотивации обучающихся. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает - никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Немалая роль в этом отводится так называемым нестандартным или нетрадиционным урокам.
Гипотеза: применение активных и интерактивных методов обучения обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций как отстающих, так и одаренных обучающихся.
Цели проекта:
• развить познавательную активность обучающихся
• существенно повысить интерес и мотивацию обучающихся к учебной и внеучебной деятельности
• способствовать более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков обучающихся
• использовать дифференцированный подход к обучающимся с учетом их личностных, деловых и профессиональных качеств
• формировать и оценивать общие и профессиональные компетенции обучающихся
Задачи проекта:
• собрать и проанализировать материал по вопросу «активные и интерактивные методы обучения»
• применить указанные методы в процессе учебной и внеучебной деятельности обучающихся
• подтвердить или опровергнуть заявленную гипотезу о роли активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций
• выработать рекомендации по выбору и применению активных и интерактивных методов обучения в рамках среднего профессионального образования
Основное содержание проекта- Понятие методов активного и интерактивного обучения
Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. Отличительными особенностями АМО являются:
- целенаправленная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания;
- достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Существенный вклад в развитие теории и практики АМО внесли: М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеевский, Р. Ф. Жуков, И. Г. Абрамова, Ю. С. Арутюнов, Б. Н. Герасимов, В. Ф. Комаров, А. Л. Лифшиц, А. П. Панфилова, В. Я. Платов, Ю. М. Порховник, В. И. Рыбальский, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, А. В. Хуторской и др.
Интерактивный метод («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на доминирование активности обучающихся в процессе познавательной деятельности (см. рис).
а) б)
Рис. Активные (а) и интерактивные (б) методы обучения
В общем, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов. К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.
- Классификация активных и интерактивных методов обучения
На мой взгляд, классификация, изложенная в таблице 1, отличается более четкой терминологией, признаками и целями подразделения АМО, что особенно важно для обмена идеями в профессиональной среде и разработки соответствующего методического обеспечения.
Таблица 1
НЕИМИТАЦИОННЫЕ | ИМИТАЦИОННЫЕ | |
НЕИГРОВЫЕ | ИГРОВЫЕ | |
Проблемные лекции Проблемные семинары Тематические дискуссии Мозговая атака (штурм, эстафета) МАСТАК-технология Групповая консультация Педагогические игровые упражнения Презентации Олимпиада Научно-практическая конференция | Имитационные упражнения Групповой тренинг Индивидуальный тренаж -учебный тренажер -автоматизированные обучающие системы (АОС) Ситуационные методы - кейс-технологии - анализ конкретных ситуаций | Разыгрывание ролей Деловые игры Игровое проектирование Игровое занятие на машинных моделях |
В качестве основного классификационного признака в представленной системе АМО выступает наличие имитируемой деятельности. Характерной чертой занятий, проводимых с использованием неимитационных АМО (в отличие от имитационных), является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между преподавателем и обучающимися. Отличительной чертой занятий, проводимых с использованием имитационных АМО, является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов – их разделение на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучающиеся должны играть определенные роли, относятся к игровым. Они дают наибольший эффект при усвоении материала, так как в этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической профессиональной деятельности при высокой степени мотивации и активности обучающихся.
Охарактеризуем основные активные методы обучения по видам занятий.
Деловая игра (ДИ) – это имитационное моделирование процессов управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Деловая игра имитирует вполне конкретные условия производства, деятельность и отношения работающих (специалистов). Ее участники должны ставить на первый план не игровую цель, а познавательную (точнее, самовоспитательную). Выполнение участниками игровых правил и следование профессиональным нормам – необходимая предпосылка индивидуальных и совместно принимаемых решений в рамках отведенной каждому роли. Наконец, участники создают, разыгрывают и разрешают проблемные ситуации, общаясь друг с другом
Ситуационные методы (case study) - анализ конкретных ситуаций, кейс-технологии. Анализ конкретных ситуаций является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности и предполагает анализ слушателями предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработке практического решения. Этому методу присущи следующие основные признаки:
- наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;
- разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;
- обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т. д.;
- подведение итогов и оценка результатов преподавателем, ведущим занятие.
Различают четыре вида ситуаций по их назначению в учебном процессе: ситуации-проблемы, ситуации-оценки, ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения. Ситуация-проблема (СП) представляет определенное сочетание факторов из реальной жизни. Участники являются действующими лицами, пытающимися найти решение или прийти к выводу о его невозможности. Ситуация-оценка (СО) описывает положение, выход из которого в определенном смысле уже найден. При этом проводится критический анализ ранее принятых решений. Дается мотивированное заключение по поводу происшедшего события. Позиция слушателей – по сути позиция стороннего наблюдателя. Ситуация-иллюстрация (СИ) поясняет какую-либо сложную процедуру или ситуацию, относящуюся к основной теме и заданную преподавателем. Она в меньшей степени стимулирует самостоятельность в рассуждениях. Это примеры, поясняющие излагаемую суть, хотя и по поводу них допустимо сформулировать вопрос или согласие, но тогда СИ уже перейдет в СО. Ситуация-упражнение (СУ) предусматривает применение уже принятых ранее положений и предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем. СУ могут развивать определенные навыки (умения) обучающихся в обработке или обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме. СУ носят в основном тренировочный характер, помогают приобрести опыт.
Кейс – разновидность производственной или экономической ситуации, специально сформулированной преподавателем для анализа, решения, оценки обучающихся. В понятие кейс-технологии входит порядок рассмотрения, анализ, поиск решения, выработка экспертной оценки, опирающейся на определенные критерии. Ха- рактерной особенностью кейс-технологии является ее ориентация на оценочные характеристики. Кейсы, по сравнению с обычными учебными задачами, обладают определенными особенностями. 1. В основе кейса, как правило, лежит конкретная ситуация – реальная или специально сформулированная преподавателем, материал которой подкреплен результатами специальных исследований, формами статистической отчетности и другой дополнительной информацией. 2. Для кейса не является характерным или примерным наличие четко сформулированных вопросов; при разборе кейса не всегда очевидно, что является главным и требует первоочередного анализа; одним из наиболее важных и трудных этапов в анализе кейса и поиске решения является определение главной проблемы. 3. Кейс может не иметь однозначного решения. Конкретная ситуация, лежащая в основе кейса, может предполагать множество решений, более или менее близких к оптимальному. 4. Когда решение в общепринятом понимании этого слова выработать нельзя, решением можно считать выявление и уяснение проблемы, ее анализ и определение линии поведения в сложившейся обстановке.
Имитационное упражнение характеризуется признаками, сходными с теми, которые присущи ситуационным методам. Спе- цифическая черта имитационного упражнения – наличие заранее известного преподавателю (но не обучающемуся) правильного или наилучшего (оптимального) решения проблемы. Поэтому имитационное упражнение оказывается более простым, чем метод casestudy, а результат в определенном смысле запрограммированным. Чаще всего здесь не требуется каких-либо длительных и глубоких исследований или проектно-конструкторских работ в период подготовки и проведения занятий, а сами занятия сравнительно короткие и легко укладываются в обычное расписание. Пример имитационного упражнения – проверка знания тех или иных законоположений, правил, методов, инструкций – например, действия при наступлении чрезвычайной ситуации, работа с обращениями граждан в органах государственного и муниципального управления, заполнение форм бухгалтерской, статистической отчетности и т. п.
Индивидуальный тренаж проводят с помощью специально сконструированных тренажеров, а также терминальных устройств ПК. Примером может служить использование токарного симулятора для подготовки станочников. Вместо специально сконструированных тренажеров в ряде случаев используются ПК.
Групповой тренинг – групповая форма взаимодействия – особая учебно-экспериментальная обстановка, обеспечивающая участникам группы моменты новизны, которые заставляют обучаемых нестандартно подходить к решению проблем, используя новые техники и тактики поведения, излагаемые преподавателем.
Характерная черта неимитационных методов (в отличие от имитационных) – отсутствие имитационной модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения реализуется здесь в результате использования постоянно действующих прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми. Проблемная лекция активна в том случае, если самостоятельная творческая работа обучаемых реально обеспечивается контрольными вопросами, обсуждением рассматриваемого материала и другими способами. Определяющим признаком проблемной лекции является постановка и разрешение учебных проблем с различной степенью приобщения к этому обучаемых. Методическим обеспечением проблемной лекции целесообразно считать: наличие перечня вопросов и тем для обсуждения (и их временнóго регламента); наличие фактографических данных, наглядно иллюстрирующих рассматриваемый в ходе лекции материал, и пр. Проблемный семинар и тематическая дискуссия являются активными, если гарантируется вовлечение всех обучаемых в качестве докладчиков и выступающих, если весь коллектив обучаемых вовлекается в творческое обсуждение поставленных вопросов. Проблемный семинар предполагает высокую активность участников и используется для совместного обсуждения поставленной проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей. Основное отличие проблемного семинара от проблемной лекции для студента: на семинаре от студента требуется не слушать, а говорить. Задача преподавателя – направлять дискуссию, задавать вопросы, предлагать разнообразные пути решения, способствовать оживленному и открытому обмену мнениями. Цель проблемного семинара – выявить как можно больше точек зрения и расширить горизонт мышления участников. Тематическая дискуссия – это способ обсуждения какого- либо спорного вопроса, проблемы в учебной группе.
Групповая дискуссия как прием позволяет использовать систему логически обоснованных доводов для воздействия на мнения, позицию участников учебной группы в процессе непосредственного общения. Сопоставляя противоположные мнения участников, можно увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции и тем самым уменьшить сопротивление восприятию новой информации, нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции участников, выработать групповое решение или групповую поляризацию. Разбор казусов из практики деятельности предприятий, отдельных работников предполагает анализ необычных ситуаций, «недоразумений» с точки зрения существующих экономических и нормативно-правовых положений. Анализ таких казусов, на наш взгляд, позволяет участникам учебной группы не только разобраться в особенностях сложившейся ситуации, но и разработать рекомендации по достойному выходу из нее.
Групповая консультация предполагает вовлечение всего коллектива обучаемых в творческое обсуждение поставленных вопросов. Вопросы формулируются обучающимися (или их группами). Преподаватель помогает найти верный ответ. Групповая консультация наиболее эффективна при завершении изучения дисциплины (модуля) фундаментального характера.
Мозговая атака или мозговой штурм – это метод коллективного генерирования идей и конструктивной их проработки для решения проблемы. При мозговой атаке происходит разделение во времени трех этапов решения проблемы:
1. сеанс спонтанной генерации идей;
2. сеанс конструктивной критики и проработки предложенных идей с целью отбора наилучших;
3. проектирование решений на основе отобранных идей.
Мозговая эстафета – метод генерирования идей, отличающийся от мозговой атаки тем, что ее участники за определенное время (5–10 минут) предлагают свои рекомендации по решению проблемы и записывают их на индивидуальном листке. Во втором туре мозговой эстафеты каждый участник зачитывает свои предложения, а остальные выставляют им оценки, например, по пятибалльной системе. Себе оценка не выставляется. Повторять или не повторять схожие советы – решает сам участник мозговой эстафеты. Лучше повторять, так как полностью идентичных предложений практически не бывает, а самые незначительные отличия вариантов неожиданно приводят к резко отличающимся оценкам. Нередко выставляются две оценки – за саму идею и за то, как она высказана (красота, четкость, понятность формулировки). Это позволяет выбрать лучший из сложных вариантов. Записи могут быть как анонимными, что позволяет меньше бояться критики, так и с указанием автора. Руководитель мозговой эстафеты следит за тем, чтобы все предложения получили персональный номер в общей нумерации. Каждый автор совета прежде всего называет очередной номер, следующий за последним номером предыдущего оратора. Через каждые 15–20 предложений или 5 минут работы с зачитыванием рекомендаций одними и проставлением оценок другими проводится минутный перерыв, в ходе которого участники могут задать уточняющий вопрос, сформулировать новые предложения, вытекающие из услышанного, вычеркнуть свои предложения, если такие уже поступили от других. После занятий листки собираются руководителем и обрабатываются.
Наиболее ярким примером использования мозговой эстафеты является МАСТАК-технология. Она заключается в разработке и применении пособий, разработанных с использованием метода мозговой эстафеты, содержащих рекомендации по совершенствованию стиля работы в определенных должностях и видах деятельности, например «МАСТАК-первокурсник», «МАСТАК-диссертант», «МАСТАК – молодой преподаватель» и т. д. Педагогические игровые упражнения – разновидность развлекательных игр (викторины, конкурсы, состязания, кроссворды, криптограммы и пр.), в которых в качестве игрового используется учебный материал. Пример криптограммы приведен в приложении 3.
Под презентацией обычно понимается представление заинтересованной аудитории некоторой новой или малоизвестной информации, продукции или услуги. Технология презентации в контексте применения АМО является формой представления и защиты проектного решения. Данная технология помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, убеждения, умения отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных положений. Необходимые требования: соблюдение временнóго регламента, содержательность, наглядное представление материала (раздаточный материал, презентация Power Point), стиль речи.
Олимпиада или научно-практическая конференция выступают как активные методы обучения, если контролируется и гарантируется самостоятельность подготовки к ним студентов, а сама работа носит исследовательский характер.
Каждый из перечисленных видов АМО отличается определенными признаками, имеет свое назначение и рациональную область применения. Многие виды АМО в современных условиях успешно применяются на основе информационно-коммуникационных технологий. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой преподаватель.
- Практический опыт применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций
Согласно целям и задачам моего исследования были разработаны и проведены лекционные и практические учебные занятия по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности», «Статистика», «Экономическая теория», где используются активные и интерактивные методы обучения. Каждое из них наилучшим образом способствует формированию общих и профессиональных компетенций.
Так, например, по теме «Статистические индексы. Взаимосвязи индексов» (дисциплина «Статистика») используется такая форма организации учебного занятия как текущая лекция с визуализацией, сопровождаемая выбором и решением разноуровневых задач (Приложение 1). Новый материал предложен в виде презентации в программе PowerPoint. Таким образом студенты получают наглядное представление терминов, схем и формул, что позволяет преподавателю экономить время на запись конспекта. Освоение теоретического материала должно сопровождаться формированием соответствующих практических навыков. Для этого студентам предлагается решить задачу по только что пройденному вопросу.
В любой группе студенты отличаются способностями воспринимать, запоминать и анализировать предложенную информацию. Выбранную для проведения учебного занятия группу БУ-13 условно можно поделить на 3 подгруппы. В первую подгруппу входят наиболее активные студенты с высоким уровнем знаний, способных к самостоятельной работе, легко справляющихся со сложными заданиями, требующими гибкого подхода и нестандартного мышления (11 человека). Во вторую подгруппу вошли студенты со среднем уровнем подготовки, справляющихся с типичными заданиям, проявляющие небольшую активность на уроке (11 человек). К третьей группе относятся неактивные студенты, избегающие самостоятельной работы, для усвоения нового материала им требуется двух-трех кратное его повторение (4 человек).
В связи с этим была выбрана презентация как форма изучения нового материала. Работа со слайдами позволяет легко вернуться к вопросам, вызвавшим затруднения и еще раз повторить изученное. Кроме того, в процессе изучения новой темы, для контроля за степенью ее усвоения, студентам предлагается выбрать и решить "задачу по силам" (т.е. выполнить разноуровневые задания на оценку "3", "4", "5").
В конце занятия обучающимся предлагается подвести итог успехов и неудач в ходе выполнения работы. Рефлексия проводится по методу Эдварда де Боно «6 шляп мышления». Это простой и практичный способ получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации. Метод позволяет разделить мышление на 6 типов, каждому из которых соответствует метафорическая цветная шляпа. Такое деление позволяет обучающимся провести процесс анализа собственной деятельности намного эффективнее, а преподавателю - соотнести цели занятия с достигнутыми результатами.
Данные методики позволяют обучающимся в течение занятия успешно освоить новый материал, определить и проверить собственный уровень притязаний, применять метод Э. де Боно «6 шляп мышления» для анализа и решения любой деятельности (научное познание, обучение, межличностное взаимодействие).
Следующее занятие проводилась с использованием коллективной мыслительной деятельности по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Для изучения темы «ЧС мирного времени. Стихийные бедствия» использовалась такой интерактивный метод как викторина . Цели учебного занятия: углубить и закрепить знания студентов по теме: "Безопасность в природной среде"; научить проводить анализ, синтез, обобщение; внимательно слушать ответы своих товарищей и работать в сотрудничестве; доказывать свою точку зрения и формулировать выводы.
В связи с этим была выбрана групповая форма урока, которая позволяет, так или иначе, вовлечь в учебных процесс всех членов группы. Создание атмосферы соперничества вызывает живой интерес к обсуждаемым вопросам и является дополнительным стимулом к активной работе.
Проведение викторины предусматривает предварительное деление группы на 3 команды, включающие в себя учащихся различных уровней подготовленности. Команды получают одинаковые по сложности задания. Задание одно для всей команды и его выполнение либо невыполнение засчитывается одинаково для всех членов команды.
В начале урока, для мыслительного и эмоционального настроя студентов проводится разминка. Студенты должны дать определение терминов, знание которых понадобится в следующем конкурсе. Выполнение данной работы предлагается более слабым студентам. За каждый правильный ответ команды получают жетон. С целью проверки домашнего задания проводится конкурс "заморочки на листочке". Участники команд должны за 2 минуты классифицировать предложенные ЧС. По окончании выполнения задания преподаватель собирает листы и передает их жюри. Критерии оценок сообщаются заранее (9-10 правильных ответов – "отлично", 7-8 – "хорошо", 5-6 – "удовлетворительно", менее 5-ти правильных ответов – "неудовлетворительно"). Команды получают баллы (жетоны), согласно выставленной оценки Данная форма опроса позволяет не только проверить имеющиеся знания, но и выяснить их прикладной характер.
Следующий конкурс – "Узнай неведомое". Новый материал предложен в виде презентаций в программе PowerPoint, которые по желанию готовят "специалисты" из каждой команды. Так студенты получают четкое и наглядное представление стихийных бедствий, а преподаватель экономит время на запись конспекта. Выполнение учащимися опережающего задания поощряется оценкой, команда же получает соответствующее количество жетонов.
С целью обобщения и закрепления пройденного материала предлагается конкурс капитанов. За правильный ответ с первой подсказки команда получает 3 балла, со второй – 2 балла, а с третьей – 1 балл. Его использование дает возможность ребятам в игровой форме проверить, как они усвоили новую тему, а для преподавателя – выявить вопросы, требующие повторного рассмотрения.
Освоение теоретического материала должно сопровождаться формированием соответствующих практических навыков. Для закрепления изученной темы командам предлагается в течение 5-ти минут решить проблемную задачу и ответить на предложенные к дискуссии вопросы. Затем любой участник выходит к доске и комментирует предпринятые командой действия в условиях ЧС.
В конце викторины подводятся итоги, называется команда-победитель и выставляются оценки за работу.
Данные методики позволяют студентам в течение урока продемонстрировать знание предыдущих тем, как в устном, так и в письменном ответе, умение работать с дополнительными источниками информации; дает возможность успешно освоить новый материал, определить и проверить собственный уровень остаточных знаний; проявить активность при закреплении пройденного материала. Работа в командах несет и некоторый воспитательный элемент: "лидером" оказывается не самый сильный и наглый, а наиболее талантливый студент.
Занятие по дисциплине «Экономическая теория» также проводилось с использованием различных активных методов обучения. Обучающимся предлагалось принять участие в викторине, состоящей из следующих конкурсов:
1. «Найди пару» (терминологическая разминка). В задание нужно сопоставить термину его определение. Проверка результатов с использованием слайдов презентации;
2. "Узнай больше» (устный опрос по самостоятельно изученному материалу) По картинке на слайде студенты называют мировую валюту и страну обращения. Преподаватель дополняет их ответ новой информацией;
3. «Лучший трейдер» (решение задач) С использованием презентации объяснятся материал «Понятие, значение и расчет валютного кросс-курса». Команды получают листы с задачами. На каждую из 4-х задач отводится 5 минут. Капитан выполняет работу на листе, остальные участники работают в тетрадях. Задание допускает совещание команды и сверку ответов.
После выполнения каждого задания решение выводится на экран, и выставляются баллы.
Также при чтении темы «Спрос и предложение. Рыночное равновесие» мной был использован метод лекции-беседы. Целью данного занятия было активизировать мышление обучающихся с помощью задаваемых вопросов, чтобы те самостоятельно могли прийти к выводам и обобщениям новой учебной информации. Указать важность обсуждаемой темы, для того чтобы повысить интерес и степень восприятия материала. Научить владеть устной речью.
В основе лекции-беседы лежит диалогическая деятельность, что представляет собой наиболее простую форму активного вовлечения обучающихся в процесс познания. Диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Тогда как во время традиционной формы проведения лекционного занятия, обучающиеся чаще всего механически записывают, излагаемую монологически, преподавателем учебную информацию. Вопросы во время лекции задавались таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся к наиболее важным аспектам темы, активизировать знания полученные ранее, научить их видеть взаимосвязь между учебными предметами.
В начале лекции на задаваемые вопросы обучающиеся отвечали неуверенно, с недоумением, боясь ошибиться. Так, например, студентка Анастасия Г. на поставленный вопрос ответила: «У нас сейчас не практическое занятие, а лекция». Это показывает, что обучающиеся не привыкли к ведению диалога на лекционных занятиях. Т.к. чаще всего идет монологическое изложение, а даже если и задаются вопросы, то преподаватель обычно сам же на них и отвечает. После того как было объяснено, что существуют различные формы организации лекционных занятий, обучающиеся постепенно приняли такую форму изложения учебного материала, стали более активны, не боялись высказать свою точку зрения, шли на взаимодействие с преподавателем. Такая форма проведения занятия им понравилась, вызвала положительную эмоциональную реакцию к принятию учебного материала. Что указывает на то, что цель, поставленная мной перед началом занятия, была достигнута.
Подобным образом при формировании общих и профессиональных компетенций по дисциплине «Статистика» поводится научно-практическая конференция, где обучающиеся представляют и защищают предварительно выполненные исследовательские работы. Данный вид деятельности является общеобязательным в рамках учебного процесса. Это позволяет развить познавательную активность студента, понять прикладной характер науки «статистика», применить знания и умения, полученные на лекционных и практических занятиях.
При формировании компетенций по дисциплине «Право» проводится занятие, направленное на решение ситуационных задач по теме «Изучение видов правонарушений и порядка наступления юридической ответственности». Анализ ситуаций проводится с распределением ролей «потерпевший – правонарушитель». Такой метод делает освоение материала более понятым, доступным и «живым», то есть приближенным к реалиям жизни.
Ресурсное обеспечение проекта
Ресурсы, необходимые для реализации проекта:
1. Обеспечение организационных условий (разработка нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием)
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, инструктирование кадров по реализации проекта)
3. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций преподавателей, внесение позиций в положение о стимулировании преподавателей, занимающихся реализацией проекта).
4 Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера).
5. Обеспечение научно-методических условий. Создание научно-методического обеспечения реализации проекта:
● различных методических разработок учебных занятий;
● сценариев внеурочных мероприятий по тематике изучаемых дисциплин;
● дидактических ресурсов с готовыми мероприятиями по тематике изучаемых дисциплин, выполненные в PowerPoint;
● пустых шаблонов мероприятий, выполненные в Power Point;
● рекомендаций для преподавателя по работе с шаблонами.
6. Обеспечение рефлексивного пространства для участников проекта.
7. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов с современным рабочем местом преподавателя).
8. Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение преподавателем технологиями личностно-ориентированного обучения, ИКТ, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся).
Ожидаемые результаты
На уровне социума
1. Повышение имиджа учебного учреждения в социуме;
2. Расширение сетевого взаимодействия
На уровне учреждения
ГБОУ СПО «ЗАМТ»:
• сформирует и подготовит творческую команду обучающихся и педагогов;
• получит эффективную образовательную среду;
• пополнит методическую базу по преподаваемым учебным дисциплинам;
• сформирует банк педагогических технологий для развития обучающихся
На уровне администрации
• мониторинг уровня профессионализма преподавателя.
• представление материалов об опыте преподавателя на аттестацию, награждение, конкурсы.
• учет результатов работы в стимулирующих выплатах по оплате труда.
На уровне обучающегося
обучающиеся продемонстрируют:
• сформированность общих и профессиональных компетенций:
• умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;
• умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;
• умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
• умение оценивать результаты;
• умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
На уровне педагога
преподаватели:
● создадут условия для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;
● помогут обучающимся проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;
● овладеют творческими подходами к преподаванию своего предмета;
● усовершенствуют профессиональное мастерство через подготовку, организацию и применение активных и интерактивных методов обучения.
Заключение
С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы обучающемуся самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше. Роль педагога направить, указать путь, но не давать все в готовом виде, подвести итог проделанной самостоятельной работы обучающегося, указать на ошибки.
Таким образом, выполнив данный проект можно сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что активные методы получают отражение во многих технология обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов к профессиональной деятельности в современный период.
2. Активные методы обучения создают условия для формирования и оценивания общих и профессиональных компетенций.
3. Практическая деятельность повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями, наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления.
4. Развиваются творческие и коммуникативные способности обучающихся.
5. Часто активные методы применяются в комплексе с традиционными методами, не взаимоисключая друг друга, а дополняя.
6. Особенности активных методов обучения заключаются в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности студентов.
7. Использование активных методов обучения позволяет преподавателю создать положительный микроклимат в группе, что будет создавать атмосферу свободного общения на занятии.
Следовательно, гипотеза о том, что применение активных и интерактивных методов обучения обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций как отстающих, так и одаренных обучающихся, подтвердилась
Рекомендации:
• Выбирая метод обучения, преподаватель должен учитывать время, отведенное на изучение данной темы, а также значимость учебного материала для дальнейшей профессиональной или учебной деятельности студента.
• Для реализации задач подготовки специалистов следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно.
• Залог успеха вашего нетрадиционного урока - заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
• При выборе групповых и коллективных форм организации работы с обучающимися необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной группы и каждого студента в отдельности.
• С целью формирования общих и профессиональных компетенций рекомендую учитывать специфику содержания изучаемого материала, задач подготовки специалиста, времени, особенности состава студентов, наличие средств обучения.
• Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе так и во время проведения урока. Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в учебное занятие.
• Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении преподавателя и обучающихся, но и в общении обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Литература:
1. Абрамова И. Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для организации игровых занятий в школе. – СПб.: Образование, 1992.
2. Бухгалтерский учет: деловые игры: Учеб. Пособие /Под ред. Н. А. Каморджановой. – М.: Эксмо, 2010.
3. Лившиц А. Л., Порховник Ю. М., Гидрович С. Р. Методические указания по классификации методов активного обучения. – Л.: ЛИЭИ, 1986.
Интернет-ресурсы:
Приложение 1
Методическая разработка учебного занятия
Учебная дисциплина: Статистика
Специальность: Экономика и бухгалтерский учет (в машиностроении)
Курс: 2
Тема занятия: Статистические индексы. Взаимосвязи индексов
Вид занятия: комбинированный учебное занятие
Форма проведения занятия: текущая лекция, сопровождаемая выбором и решением обучающимися разноуровневых задач.
Мотивация темы и формы проведения занятия:
Тема занятия предусмотрена рабочей программой, составленной в соответствии с учебным планом специальности. Данное занятие проводится в курсе в разделе 2 «Статистические показатели». В результате изучения данной темы студенты должны приобрести не только теоретические знания, но и практические навыки.
Изучение статистических индексов имеет важное значение в анализе финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Данные показатели используются для характеристики развития социально-экономических явлений во времени, по территории. Индексы помогают изучить структуру и взаимосвязь сложных явлений, а также выявить влияние отдельных факторов на величину результативного признака.
Сегодня экономика страны, а также предприятия, фирмы и население испытывают трудности, вызванные экономико-политической ситуацией в мире. Поэтому не только каждый специалист, но и рядовой покупатель должен знать, понимать и уметь анализировать происходящие изменения, например, в ценообразовании. Так, посредством индексов объемных показателей характеризуется изменение объема поступления сырья и материалов, реализации готовой продукции. Индексами качественных показателей характеризуются изменения цен, производительности труда, издержек обращения, прибыли и других показателей.
Учебное занятие соответствует комбинированному типу. Он позволяет достичь следующих дидактических целей:
- сообщить новые знания;
- развить познавательные способности обучающихся;
- осуществить контроль, анализ и оценка знаний и умений обучающихся;
- сформировать на основе усвоенных знаний профессиональные умения и убеждения.
Форма проведения учебного занятия (текущая лекция) включает несколько видов деятельности: объяснение учителем нового материала с использованием ПК и проектора (презентация), выбор и решение студентами разноуровневых заданий, осуществление рефлексии собственных достижений.
Основные понятия, изучаемые на уроке: статистические индексы, индивидуальные индексы, агрегатные индексы, индексируемый элемент, вес (соизмеритель), МФМ (мультипликативная факторная модель) индексов.
Продолжительность занятия: 45 минут
Место проведения занятия: учебная аудитория.
Цели занятия:
Обучающая:
Знает: воспроизводит термин «статистический индекс», правила построения индивидуального и агрегатного индекса.
Понимает: преобразует словесное описание изменений объема продаж, цен, товарооборота в математические выражения, анализирует числовое значение статистического индекса.
Применяет: применяет теорию построения статистических индексов в решении конкретных задач.
Развивающая:
Внимание: демонстрирует устойчивое внимание при объяснении нового материала.
Быстрота и самостоятельность мышление: поддерживает заданный темп работы, умеет решить задачу собственными силами, опираясь на изложенный теоретический материал.
Воспитывающая: проводить поэтапную проверку результатов своей деятельности путем сравнивания ее результатов с образом цели.
Методы обучения:
- по степени самостоятельности и творчества обучающихся: репродуктивный метод (полученные знания обучающиеся применяют в решении задач)
- по источнику учебной информации: наглядно-демонстрационный метод (использование мульдимедийной презентации)
- по этапам учебного занятия: 1 группа методов (обеспечивают в ходе учебного занятия ускоренное и достаточное прочное усвоение учебной информации по теме «Статистические индексы», формируют практические умения расчета статистических индексов и навыки их анализа)
- по степени взаимодействия преподаватель-обучающиеся: авторитарный стиль - при объяснение нового материала, демократический стиль – при проведении рефлексии
Средства обучения:
Простые: изобразительные (слайды)
Предметные связи:
- межпредметные (Анализ финансово-хозяйственной деятельности – тема "Методы АФХД")
- внутрипредметные (тема "Ряды динамики").
Обеспеченность:
Наглядные пособия: презентация (PowerPoint), картинка с изображением шляпы.
Оборудование: ПК, проектор.
Методическое обеспечение урока: методическая разработка урока, слайды презентации
Критерии диагностики уровня готовности студентов к занятию: оценки за решение задач по пройденному на уроке материалу.
Хронокарта занятия:
- Организационный момент (1 минут)
- Целеполагание, мотивация (3 минуты)
- Изучение нового материала (30 минут).
- Домашнее задание (1 минуты).
- Выставление оценок (2 минут).
- Рефлексия (7 минут).
- Подведение итогов (1 минута).
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствие студентов, проверка готовности аудитории к уроку, озвучивание темы прошлого урока, заполнение журнала | Приветствие преподавателя. Староста называет отсутствующих, студенты повторяют домашнее задание |
2. Постановка цели урока, сообщение плана работы, мотивация учащихся | Сообщается обучающая цель урока. Студентам предлагается работать по следующему плану: 1. Изучение нового материала с самостоятельным решением задач. 2. Выставление оценок за работу на уроке. 3. Рефлексия своих успехов и неудач 4. Подведение итогов. Оценки выставляются за активность и результаты работы во время изучения нового материала | Студенты настраиваются на опрос, задают собственный уровень притязаний |
3. Изучение нового материала | Показ слайдов, сопровождаемый комментирование материала. По окончании изучения отдельных вопросов студентам предлагается выбрать и решить задачу. | Конспектирование темы в тетрадь. Самостоятельный выбор задач по изученному вопросу и их решение в рабочих тетрадях. |
4. Домашнее задание | Выучить конспект. Составить и решить задачу по одному из изученных вопросов | Запись домашнего задания в тетрадь |
5. Выставление оценок | Объявление оценок за работу на уроке. | Сравнение целей с достигнутыми результатами |
6. Рефлексия | Разделение обучающихся на группы. Изложение того, как и где используется метод Э. де Боно «6 шляп мышления». Разъяснение необходимой деятельности в каждой группе. | Работа обучающихся в группах. Сообщение о результатах выполнения задания. |
7. Подведение итогов | Оценка активности и результата работы группы в целом. Благодарность за внимание. Прощание со студентами | Прощание с преподавателем |
Приложение 2
Методическая разработка учебного занятия
Учебная дисциплина: Безопасность жизнедеятельности
Специальность: Экономика и бухгалтерский учет (в машиностроении)
Курс: 3
Тема занятия: Безопасность в природной среде
Вид занятия: комбинированный урок
Форма проведения занятия: викторина
Мотивация темы и формы проведения занятия:
Тема занятия предусмотрена рабочей программой, составленной в соответствии с учебным планом специальности. Данное занятие проводится в курсе в разделе 2 «Защита населения и территории в чрезвычайной ситуации». В ходе изучения данной темы студенты должны продемонстрировать, расширить и углубить имеющиеся теоретические знания, а также сформировать практические навыки поведения в условиях ЧС.
Важное место среди общеобразовательных дисциплин занимает Безопасность жизнедеятельности. Она дает знания и навыки, которые понадобятся каждому студенту, поскольку вскоре они станут взрослыми, семейными людьми и будут ответственны за благополучие своих детей, за безопасность родных и близких, коллег по работе. Наиболее распространенной формой чрезвычайной ситуации является стихийное бедствие. Природные катаклизмы пронизывают жизнь общества на всех этапах исторического развития. За последние сто лет от стихийных бедствий ежегодно погибает 16 тысяч человек. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть методиками защиты и выживания в ЧС. Знание алгоритма действий в случаях опасности придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать нестандартные ситуации и принимать оптимальные решения для своего спасения.
Для проведения урока выбрана форма викторины. Она позволяет оценить имеющиеся знания, эффективно освоить новые и сформировать навыки действий в условиях опасности. Кроме того, викторина дает студентам шанс для самовыражения и вызывает повышенный интерес к обсуждаемым на ней вопросам. Данная форма включает несколько видов групповой деятельности: терминологическая разминка, письменный опрос знаний студентов, объяснение учителем нового материала, сообщения студентов с использованием ПК и проектора (презентация), проверка и закрепление остаточных знаний студентов, решение проблемной задачи и дискуссия по ней.
Основные понятия, изучаемые на уроке: чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, землетрясение, извержение вулкана, оползень, сель, наводнение, зажор, затор, нагон, буря, ураган, смерч, снежная лавина, космические ЧС, эпидемия.
Продолжительность занятия: 90 минут
Место проведения занятия: учебная аудитория.
Цели занятия:
- образовательная:. углубить и закрепить знания студентов по теме: "Безопасность в природной среде"
- развивающая: развить познавательный интерес у студентов посредством использования инновационных технологий; отработать практические навыки правильного поведения при стихийном бедствии
- воспитательная: воспитать смелость, самообладание, уверенность в действиях при возникновении опасной ситуации; путем создания атмосферы соперничества между командами, научить быстро принимать правильные решения.
Предметные связи:
- межпредметные (ОБЖ – тема "Стихийные бедствия и защита населения от их последствий")
- внутрипредметные (тема "Классификация ЧС").
Обеспеченность:
Наглядные пособия: схема ЧС природного характера, презентация (PowerPoint), листы для письменного опроса, ситуационные задачи и вопросы для обсуждения в группах.
Оборудование: ПК, проектор, доска, мел, жетоны
Методическое обеспечение урока: методическая разработка урока, термины для разминки, примеры ЧС для письменного опроса, слайды презентации, загадки, проблемные задачи.
Опережающие задания студентам: подготовка презентаций на заданную тему.
Критерии диагностики уровня готовности студентов к занятию: активность в разминке, оценки за знание предыдущей темы, подготовку презентаций, отгадывание загадок по пройденному на уроке материалу, активная работа в группах и выступление.
Хронокарта занятия:
- Организационный момент (1 мин.).
- Домашнее задание (1 мин.)
- Целеполагание, мотивация (1мин.).
- Разминка (2 мин.)
- Проверка знаний учащихся по предыдущей теме (5-10 мин.)
- Переход к изучению нового материала (1 мин.)
- Изучение нового материала (45-50 мин.).
- Закрепление нового материала (4 мин.).
- Решение проблемной задачи (20 мин.)
- Подведение итогов, выставление оценок (5 мин.).
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствие студентов, проверка готовности аудитории к уроку, озвучивание темы прошлого урока, заполнение журнала | Приветствие преподавателя. Староста называет отсутствующих, студенты повторяют домашнее задание |
2. Домашнее задание | Выучить материал из учебника (Арустамов "Безопасность жизнедеятельности" стр.). Подготовка сообщение на темы:
| Запись домашнего задания в тетрадь. Желающие подготовить доклад поднимают руки. |
2. Постановка цели урока, сообщение плана работы, мотивация учащихся | Сообщается следующие цели урока:
Студентам предлагается принять участие в викторине, состоящей из следующих конкурсов:
3. "Узнай неведомое" (изучение нового материала). 4. "Багаж знаний" (применение полученных знаний на практике). Между 3-м и 4-м туром предлагается провести конкурс капитанов команд. В конце занятия подводятся итоги и выставляются оценки. Оценки выставляются за домашнее задание, учитывается активность и результаты работы во время изучения и закрепления нового материала, а также количество баллов набранных командой. | Студенты настраиваются на работу, задают собственный уровень притязаний |
4. Разминка | Раздает листочки с вопросами | Участники из каждой команды вытягивают термин, зачитывают вслух и сразу же дают его определение. |
5. Проверка знаний учащихся по предыдущей теме | Раздает листы с реальными ЧС, имевшими место в прошлом. Собирает ответы и отдает их на проверку жюри. | На листах с примерами ЧС определяют их класс. |
6. Переход к изучению нового материала | Озвучивание новой темы, определение ее места в системе знаний и жизни каждого человека | Студенты настраиваются на изучение нового материала |
7. Изучение нового материала | Объяснение особенностей и закономерностей развития стихийных бедствий. Классификация ЧС природного характера. | Прослушивание объяснения преподавателя. Затем одни участники осуществляют показ слайдов с устным комментирование материала (опережающее задание), а другие слушают и задают вопросы. |
8. Закрепление | Для обобщения пройденного нового материала проводится конкурс капитанов. Преподаватель по очереди говорит три подсказки. За ответ с первой подсказки дается 3 балла, со второй – 2 балла, с третьей – 1 балл. | Капитаны, используя подсказки, должны назвать стихийное бедствие. Желающие ответить, поднимают руку. |
9. Решение проблемной задачи | Раздает капитанам листы с практическим заданием. Пояснение хода работы. | В течение 5 минут работают в командах. От каждой команды выходит один участник для пояснения решения задачи и ответов на предложенные вопросы |
10. Подведение итогов, выставление оценок | Объявление оценок за домашнее задание и работу на уроке. Оценка активности каждого и результата работы команды в целом. Благодарность за внимание. Прощание со студентами. | Прощание с преподавателем |
Приложение 3
Методическая разработка учебного занятия
Учебная дисциплина: Экономическая теория
Специальность: Экономика и бухгалтерский учет (в машиностроении)
Курс: 2
Тема занятия: Расчет курса покупки и продажи валюты
Вид занятия: комбинированный урок
Форма проведения занятия: викторина
Мотивация темы и формы проведения занятия:
Тема занятия предусмотрена рабочей программой, составленной в соответствии с учебным планом специальности. Данное занятие проводится по теме 3.5 «Мировой рынок и международная торговля». В ходе изучения данной темы студенты должны продемонстрировать и расширить имеющиеся теоретические знания, а также сформировать практические навыки расчета валютного кросс-курса.
Выпускники в современных условиях должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определять свою позицию в преобразованиях. Экономическая теория как наука раскрывает систему взаимосвязанных экономических явлений, процессов и законов и тем самым закладывает основу для принятия эффективных хозяйственных решений. В условиях международной экономической интеграции знание обменного валютного курса и умение конвертировать одну валюту в другую является неотъемлемым и необходимым условием для успешного развития бизнеса, а также частью экономической культуры современного человека.
Для проведения урока выбрана форма викторины. Она позволяет оценить имеющиеся знания, эффективно освоить новые и сформировать навыки конвертации своей валюты в любую другую напрямую, минуя использование рубля. Кроме того, викторина дает студентам шанс для самовыражения и вызывает повышенный интерес к обсуждаемым на ней вопросам. Данная форма включает несколько видов групповой деятельности: терминологическая разминка, устный опрос знаний студентов (контроль самостоятельно изученного материала), объяснение учителем нового материала, решение задач и проверка ответов.
Основные понятия, изучаемые на уроке: валютный рынок, валютный курс, валютная котировка, валютная пара, пункт, спред (маржа), трейдер.
Продолжительность занятия: 45 минут
Место проведения занятия: учебная аудитория.
Цели занятия:
- образовательная: расширить и закрепить знания студентов по теме "Мировой рынок и международная торговля"
- развивающая: развить познавательный интерес у студентов посредством использования инновационных технологий; отработать практические навыки расчета курса покупки и продажи валюты
- воспитательная: воспитать уверенность в своих действиях при выполнении практической работы; путем создания атмосферы соперничества между командами научить оперативно принимать правильные решения.
Предметные связи:
- межпредметные (дисциплина ОП.06 Финансы, денежное обращение и кредит – тема "Валютная система")
- внутрипредметные (тема "Мировой рынок и международная торговля").
Обеспеченность:
Наглядные пособия: презентация (PowerPoint), листы для письменной разминки, задачи и листы с ребусами.
Оборудование: ПК, проектор, доска, мел, калькуляторы
Методическое обеспечение урока: методическая разработка урока, термины для разминки, слайды презентации, задачи.
Опережающие задания студентам: ознакомиться с основными валютами мира.
Критерии диагностики уровня готовности студентов к занятию: оценки за знание предыдущей темы, активность в устном опросе самостоятельного изученного материала, подготовку презентаций, активная работа в группах в процессе решения задач.
В конце урока студент должен:
Иметь представление:
- об основных валютах мира.
Знать:
- сущность и значение обменного кросс-курса.
Уметь:
- определять обменный курс применительно к сложившейся ситуации;
- производить конвертацию любого количества одной валюты в любую другую;
- определять цены товаров и услуг в любой валюте.
Используемые источники информации:
- www.uptrading.ru
- www.babyforex.ru
Хронокарта занятия
№ п/п | Этапы занятия | Продолжительность этапа | Методы и формы работы |
1 | Организационный момент | 1 мин. | Приветствие, проверка готовности аудитории к уроку, озвучивание темы прошлого урока, заполнение журнала, повторение студентами домашнего задания |
2 | Домашнее задание | 1 мин. | Подготовка статьи, эссе, презентации по одной из проблем экономической теории |
3 | Целеполагание, мотивация | 1 мин. | Сообщаются цели урока:
На экран выводится план урока Студентам предлагается принять участие в викторине, состоящей из следующих конкурсов:
В конце занятия подводятся итоги и выставляются оценки. Оценки выставляются за домашнее задание, учитывается активность во время устного опроса и решения задач, а также количество баллов набранных командой. |
4 | Терминологическая разминка | 3 мин. | В задание нужно сопоставить термину его определение. Проверка результатов с использованием слайдов презентации |
5 | Проверка знаний по самостоятельно изученному материалу | 5 мин. | По картинке на слайде студенты называют мировую валюту и страну обращения. Преподаватель дополняет их ответ новой информацией |
6 | Переход к изучению нового материала | 1 мин. | Озвучивание новой темы, определение ее места в системе знаний и жизни каждого человека, психологический настрой команд |
№ п/п | Этапы занятия | Продолжительность этапа | Методы и формы работы |
7 | Объяснение нового материала, инструкция по выполнению практической работы | 5 мин. | С использованием презентации объяснятся материал «Понятие, значение и расчет валютного кросс-курса» |
8 | Решение задач | 25 мин. | Команды получают листы с задачами. На каждую из 4-х задач отводится 5 минут. Капитан выполняет работу на листе, остальные участники работают в тетрадях. Задание допускает совещание команды и сверку ответов. После выполнения каждого задания решение выводится на экран и выставляются баллы. |
9 | Подведение итогов, выставление оценок | 3 мин. | Объявление оценок за домашнее задание и работу на уроке. Оценка активности каждого и результата работы команды в целом. Прощание и благодарность за внимание. |
Итого: | 45 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дискуссия как метод работы по формированию общих и профессиональных компетенций
Презентация, подготовленная для выступления на семинаре-практикуме...
Формирование общих и профессиональных компетенций посредством активных и интерактивных методов и приёмов обучения.
Выступление на педсовете. Прилагается презентация....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ»
Методический доклад Журавлевой О.И. на педагогические чтения. декабрь-2014...
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ С ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ И АГРОХИМИЕЙ» С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Формирование общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО на занятиях...
Презентация "Дискуссия как метод работы по формированию общих и профессиональных компетенций"
Презентация "Дискуссия как метод работы по формированию общих и профессиональных компетенций"...
Доклад :Формирование общих и профессиональных компетенций посредством активных и интерактивных методов и приёмов обучения.
Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общетехнических и профессиональных дисциплин ( из опыта работы)....
Применение методов интерактивного обучения для формирования общих и профессиональных компетенций по специальности «Фармация»
Статья о актуализации применения интерактивных методов обучения в учебном процессе при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образован...