Методическая разработка
методическая разработка

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.shikina_o.f.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Шикина О.Ф.,

педагог-организатор

СПб ГБПОУ «Индустриально-судостроительный лицей»

Санкт-Петербург

Использование групповой работы в практике работы педагога-организатора

В соответствии с нормативными документами воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.     Ведущими функциями педагога-организатора являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая. 

Сегодня очень важно вовлекать молодежь в общественно значимую социальную деятельность с целью формирования активной гражданской позиции и получения опыта конструктивного решения социальных проблем.

Новые веяния времени требуют и от педагога-организатора постоянной активной позиции и выхода за рамки традиционных форм, методов воспитания. Педагог, работающий в качестве организатора подросткового коллектива, находится в постоянном поиске творческого наполнения всей организации его жизни и деятельности, что делает досуг обучающихся более насыщенным и ярким.

Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта. Общение является основой социального сравнения подростком себя с равными по возрасту, но имеющими разные личные качества сверстниками. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.

Подростковый коллектив – это своеобразный социальный “полигон”, на котором отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, устанавливаются более зрелые отношения со сверстниками, формируется социально ответственное поведение. В группах подростками отрабатывается также и умение разрешать конфликтные ситуации. Конфликты с ровесниками, в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у девочек – за представителя противоположного пола. Всё вышесказанное говорит о важности и необходимости оказания своевременной помощи в развитии навыков общения и группового со стороны взрослых – родителей, педагогов, психологов.

Опираясь на все вышесказанные факторы и наблюдения, учитывая ведущие потребности воспитанников в общении со сверстниками и проявлении индивидуальных особенностей личности, о важности и необходимости оказания своевременной помощи в развитии навыков общения со стороны взрослых- родителей, педагогов, психологов, мной был разработан блок занятий для поддержки формирования у подростков навыков взаимодействия. Наиболее приемлемой и эффективной формой работы воспитателя в этом направлении считаю блок групповых мероприятий, которые может организовать педагог. Данный блок занятий представляет собой системный взгляд на проблему развития группового взаимодействия, атмосферы доверия и взаимоуважения.

Можно выделить несколько особенностей этой формы организации. Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно подбирать командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся. Педагог должен учить воспитанников  сотрудничать. Для успешной организации совместной учебной работы учащихся важно учитывать их взаимоотношения в неучебное время. Группы не должны быть постоянными, поскольку в их составе учащиеся разного уровня успеваемости (подготовленности), что в последующем может затруднить реализацию принципа единства обучения, равное право на образование и на развитие способностей. К положительным моментам групповой формы организации урока следует отнести стимулирование самостоятельной работы учащихся, которая содействует формированию у них потребности в самообразовании, что наиболее важно на данном этапе.

Преимущества групповой формы работы:

Во-первых, происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и ,как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса, т.к. результаты учения в существенной мере зависят от его мотивов. В развитии интереса к учебе большую роль играет потребность подростков в эмоциональном контакте.

 Во-вторых, групповая работа способствует выработке у воспитанников тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми.

В-третьих, в процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...