Методическая разработка открытого урока по материаловедению на тему: Диаграмма "железо-цементит"
методическая разработка
Методическая разработка открытого урока по материаловедению на тему: Диаграмма "железо-цементит"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_uroka_zhelezo_tsementit.doc | 435 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ» |
Методическая разработка
открытого урока
тема: Диаграмма состояния «Железо-цементит»
учебная дисциплина: Материаловедение
специальность: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей
разработчик:
Голубина Марина Анатольевна,
преподаватель высшей квалификационной категории
2019 год
Тема урока: Диаграмма состояния «Железо-цементит»
Цели:
Образовательные:
• Мотивация обучающихся к изучению материаловедения, как одной из базовых профессиональных учебных дисциплин при освоении специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей».
• Изучение диаграммы состояния «железоцементит», фазами и структурными составляющими, образующимися в этой системе.
• Формирование понятия об основных железоуглеродистых сплавах: сталях и чугунах. Изучение структуры сталей и чугунов в равновесном состоянии.
Развивающие:
• Развитие у обучающихся умения связывать уже имеющиеся знания с вновь приобретенными, умения анализировать и выделять главное в изученном материале.
Воспитательные:
• Воспитание устойчивого интереса к профессиональным техническим дисциплинам.
• Развитие профессиональной грамотности и кругозора, стремления к творческой, познавательной деятельности
Тип: изучение нового материала
Вид: комбинированный урок
Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами беседы, репродуктивный, (ИКТ), проблемно-сообщающие, частично-поисковые, исследовательский
Оборудование:
• Компьютер, мультимедиапроектор, экран;
• DVD-проектор, монитор;
• электронные носители с тематической информацией: компьютерная
презентация, вариант тестового задания.
План проведения занятия
- Организационный момент
Сообщение темы и постановка целей урока
II. Актуализация знаний
Повторение изученного учебного материала в форме фронтального опроса:
Вопрос 1. Зачем строятся диаграммы фазового равновесия?
Вопрос 2. В каких координатах строятся диаграммы состояния?
Вопрос 3. Сформулировать понятие «аллотропия».
Вопрос 4. Дать характеристику полиморфных превращений в чистом железе на примере кривой охлаждения железа.
III. Изложение учебного материала по плану.
Изложение нового учебного материала сопровождается демонстрацией презентации.
Лекция по теме:
Диаграмма состояния «Железо-цементит».
План:
1. Общие сведения о диаграмме состояния «железо-цементит».
2 Фазы и структурные составляющие системы.
3. Первичная кристаллизация.
4. Вторичная кристаллизация.
5. Классификация сплавов железа с углеродом.
Вопрос 1. Общие сведения о диаграмме состояния «железо-цементит».
В сплавах железа с углеродом существуют две высокоуглеродистые фазы: метастабильная – цементит и стабильная – графит. Поэтому различают две диаграммы состояния: метастабильную – «Fe – Fe3С» и стабильную – «Fe – C». На диаграмме состояния «железо-цементит» даны фазовый состав и структура сплавов с концентрацией от чистого железа до 6,67 % углерода, концентрация цементита изменяется от 0 % до 100 % (рис. 1).
Рис.1.
На диаграмме «Fe – Fe3С» концентрация углерода (по массе) для характерных точек следующая: Q – 0,006 %, P – 0,02 %, S – 0,8 %, E – 2,14 %, C – 4,3 %, L – 6,67 %.
Вопрос 2. Фазы и структурные составляющие системы.
При атмосферном давлении железо может находится в двух модификациях: низкотемпературная модификация α-Fe с ОЦК решеткой существует до 910 °С, выше этой температуры образуется модификация γ-Fe, которая имеет ОЦК решетку. Углерод образует твердые растворы внедрения на базе полиморфных модификаций железа.
Феррит – твердый раствор углерода в α-Fe (от лат. ferrum – железо). Феррит – малопрочная и пластичная фаза, так как представляет собой почти чистое железо, при комнатной температуре растворимость углерода в α-Fe не превышает 0,005 %, при температуре 727 °С составляет 0,02 %.
Аустенит (по имени английского ученого Робертс-Аустена) – это высокотемпературная пластичная фаза с невысокой прочностью, представляет собой твердый раствор углерода в γFe с ГЦК решеткой, при температуре 727 °С растворимость углерода в аустените составляет 0,8 %, предельная растворимость углерода в аустените достигает 2,14 % при температуре 1147 °С. При медленном охлаждении аустенит распадается на перлит.
Цементит – карбид железа Fe3С, фаза с высокой твердостью, но хрупкая. В обычных условиях кристаллизации в двойных сплавах железа с углеродом соединение Fe3C является достаточно стабильным и может существовать без изменений как угодно долгое время. Но, при длительных выдержках в интервале температур 650 – 730 °С или при введении графитизирующих добавок, соединение Fe3C распадается с образованием графита и железа.
Перлит – это структура, которая образуется при эвтектоидном превращении аустенита при среднем содержании углерода 0,8 %; обычно перлит состоит из чередующихся тонких пластинок феррита и цементита, обладает средней прочностью и невысокой твердостью Образование перлита – это диффузионный процесс: 0,8 % C в аустените за счет диффузии перераспределяются в соответствии с диаграммой состояния, 0,02 % C находится в феррите и 6,67 % C – в цементите.
Ледебурит – эвтектика, тонкая механическая смесь, которая образуется при одновременной кристаллизация аустенита и цементита.
Вопрос 3. Первичная кристаллизация.
Первичная кристаллизация - превращение из жидкого состояния в твердое . Линия ACD — ликвидус, а линия AECF — солидус. Выше линии АС сплавы системы находятся в жидком состоянии (Ж). По линии АС из жидкого раствора начинают выпадать кристаллы твердого раствора углерода в γ-железе, называемого аустенитом (А); следовательно, в области АСЕ будет находиться смесь двух фаз — жидкого раствора (Ж) и аустенита (А). По линии CD из жидкого раствора начинают выпадать кристаллы цементита (Ц); в области диаграммы CFD находится смесь двух фаз — жидкого раствора (Ж) и цементита (Ц).
Первичная кристаллизация - превращение из жидкого состояния в твердое . Линия ACD — ликвидус, а линия AECF — солидус. Выше линии АС сплавы системы находятся в жидком состоянии (Ж). По линии АС из жидкого раствора начинают выпадать кристаллы твердого раствора углерода в γ-железе, называемого аустенитом (А); следовательно, в области АСЕ будет находиться смесь двух фаз — жидкого раствора (Ж) и аустенита (А). По линии CD из жидкого раствора начинают выпадать кристаллы цементита (Ц); в области диаграммы CFD находится смесь двух фаз — жидкого раствора (Ж) и цементита (Ц).
Вопрос 4. Вторичная кристаллизация.
Превращения в твердом состоянии (вторичная кристаллизация).
Линии GSE, PSK и GPQ показывают, что в сплавах системы в твердом состоянии происходят изменения структуры. Превращения в твердом состоянии происходят вследствие перехода железа из одной модификации в другую, а также в связи с изменением растворимости углерода в железе.
В области диаграммы AGSE находится аустенит (А). При охлаждении сплава аустенит распадается с выделением по линии GS феррита (Ф), a по линии SE — цементита вторичного (ЦII) в отличие от первичного цементита (Ц1), выпадающего из жидкого раствора. В области диаграммы GSP находится смесь двух фаз — феррита (Ф) и распадающегося аустенита (А), а в области SEe1 — смесь вторичного цементита и распадающегося аустенита.
Линию GS, соответствующую окончанию превращения феррита в аустенит при нагреве обозначают АС3. При охлаждении аустенита и начале его превращения в феррит линию GS обозначают Аr3.
Линия SE показывает начало образования в аустените вторичного цементита при охлаждении стали, т. е. это линия предельной растворимости углерода в аустените. Линия обозначается Аcm.
При температуре 727 °С происходит эвтектоидное превращение – это одновременное выделение двух твердых фаз из исходной твердой фазы: высокотемпературная фаза аустенит состава S распадается одновременно на цементит состава в точке E и феррит состава в точке P, температура сплава остается постоянной до окончания эвтектоидного превращения. Формируется эвтектоид – перлит, среднее содержание углерода в перлите составляет 0,8 %. Линию PSK называют – эвтектоидная горизонталь и обозначают – АС1.
В точке S весь аустенит распадается и одновременно кристаллизуется тонкая механическая смесь феррита и цементита — э в т е к т о и д
(т. е. подобный эвтектике), который в этой системе называется перлитом (П).
Вопрос 5. Классификация сплавов железа с углеродом (рис.2)
Техническое железо – содержит до 0,02%С.
Сплавы железа с углеродом, содержащие менее 2,14 % углерода называют сталями.
Доэвтектоидные стали содержат от 0,02%С до 0,8%С.
Эвтектоидные стали содержат 0,8%сС.
Заэвтектоидные стали содержат от 0,8%С до 2,14%С.
Сплавы железа с углеродом, содержащие от 2,14 % до 6,67 % углерода называют чугунами.
Доэвтектические чугуны содержат от 2,14%С до 4,3%С.
Эвтектические чугуны содержат 4.3%С.
Заэвтектические чугуны содержат от 4,3%С до 6,67%С.
Рис.2.
IV. Закрепление, обобщение и систематизация знаний.
Для обобщения, систематизации и первичное закрепления учебного материала студентам предлагаются задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Зачем нужно знать диаграмму состояния «железо-цементит»?
Задание 2. В каких координатах строится диаграмма состояния?
Задание 3. Чем отличаются стали от чугунов по химическому составу и свойствам?
V. Контроль усвоения учебного материала.
Контроль усвоения учебного материала проводится в форме тестирования. Работа выполняется в статичных парах с последующей взаимопроверкой выполненных заданий.
Тест.
1. Дать определение цементита….
а) карбид железа, содержащий 6,67% С
б) карбид железа, содержащий 4,3% С
в) карбид железа, содержащий 2,14% С
2. Указать на диаграмме точку, соответствующую температуре плавления чистого железа…
а) точка G (9110C) б) точка А (15390С в) точка Е (11470С)
3. Указать на диаграмме точку, соответствующую температуре плавления чистого железа…
а) точка G (9110C) б) точка А (15390С в) точка Е (11470С)
4. По какой линии выделяется первичный цементит (ЦI):
а) SE б) QP в) CD
5. Каково содержание углерода в заэвтектоидных сталях?
а) от 0,8%С до 2,14%С б) от2,14%С до 4,3%С
в) от 0,02%С до 0,8%С
6. Какое превращение характерно для чугунов?
а) эвтектоидное б) эвтектическое в) оба ответа верны
7. В какой точке происходит перлитное превращение?
а) точка С (11470С; 4,3%С) б) точка Е (11470С; 2,14%С)
в) точка S (7260С; 0,8%С)
8. Указать области на диаграмме, где первичная кристаллизация уже началась, но еще не закончилась…
а) АЕС б) CDF в) оба ответа верны
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
Оценка работы студентов.
Литература:
1. А.М. Адаскин, В.М. Зуев Материаловедение (металлообработка), М., Академия, 2015
2. Н.Н. Воронин, Д.Г. Евсеев, В.В. Засыпкин Материаловедение и технология конструкционных материалов: Учебник, «Маршрут», 2016
3. В.Н.Заплатин, Ю.И. Сапожников, А.В. Дубов Справочное пособие по материаловедению (металлообработка), Академия, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"
В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА КАКИЕ ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ ПЕТР I НАЗВАН ВЕЛИКИМ»...
Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина».
Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина»....
Методическая разработка открытого урока по физике по теме: Механическая работа и мощность.
Методическая разработка...
Методическая разработка открытого урока производственного обучения на тему "Оштукатуривание оконных и дверных откосов".
Основное направление инновационной работы мастера производственного обучения - разработка и апробация Федеральных государственных стандартов. Организация и проведение уроков с внедрением инновационных...
Методическая разработка открытого урока теоретического обучения на тему: «Технология и техника дуговой наплавки»
МДК.07.01 Технология электросварочных работ...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Обществознание" Тема: «Мораль, категории морали»
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Обществознание" по теме: «Мораль, категории морали» поможет всем преподавателям при подготовке к уроку по данной тема...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....