Безударные личные окончания глаголов
план-конспект урока
Тема урока: «Безударные личные окончания глаголов»
Цели и задачи урока:
- научить детей писать безударные личные окончания глаголов брить и стелить;
- учить правильно писать безударные личные окончания и правильно употреблять глаголы в своей речи;
- учить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- воспитывать позитивное отношение к родному языку, любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 4 «б» классе
УМК «Начальная перспективная школа».
Тема урока: «Безударные личные окончания глаголов»
Цели и задачи урока:
- научить детей писать безударные личные окончания глаголов брить и стелить;
- учить правильно писать безударные личные окончания и правильно употреблять глаголы в своей речи;
- учить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- воспитывать позитивное отношение к родному языку, любовь к русскому языку.
Оборудование урока: учебник, мультимедийный проектор, разноуровневый раздаточный материал.
План урока:
№ п/п | Название этапа урока | Время |
Организация класса. Проверка готовности учащихся к уроку, мотивация к учебной деятельности. | 2 | |
Словарная работа. | 7 | |
Актуализация знаний учащихся. | 4 | |
Сообщение темы и целей урока. | 1 | |
Закрепление нового материала. Физкультминутка. | 10 | |
Работа над новым материалом. | 2 | |
Исследования. | 1 | |
Закрепление нового материала. | 10 | |
Обобщение знаний. | 4 | |
Итог урока. | 2 | |
Домашнее задание. | 1 | |
Рефлексия | 1 |
1. Организация класса.
Проверка готовности учащихся к уроку
– Добрый день. Начинаем урок русского языка.
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
"Все, что надо, под рукой".
– Работать будем в группах. Протяните друг другу руки и пожелайте удачи.
– Откройте конверты. У каждой группы есть конверт с заданиями и оценочный лист.
– Положите перед собой лист самоконтроля. Отметьте свое настроение перед началом урока.
2. Словарная работа.
Слайды 2-28 – словарные слова (Презентация)
– Начнем урок с повторения словарных слов. Прослушайте внимательно песенку А. Кушнера «Что я узнал!» и запишите словарные слова
Пейзаж.
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется пейзаж.
Натюрморт.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом
Графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт.
Портрет
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина
Называется портрет.
– Это все произведения ( )
Искусство.
– Помещение для постоянной выставки картин называется ( )
Галерея.
– Какие словарные слова нам встретились? Запишите по памяти. Сверьтесь в группе.
СЛАЙД 30 – проверка
– Составьте предложения со словарными словами, используя глаголы н. и б. вр. Разберите предложение по членам, определите спряжение глагола.
3. Актуализация знаний.
Эпиграфом нашего урока послужит пословица: Кто много видит и слышит, тот много знает.
– Как вы ее понимаете? О чем эти строки?
Что без него предметы? Лишь названья.
Но он придет, все в действие придет.
Бегут машины, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
4. Сообщение темы и целей урока.
1. Мы уже знаем, что глагол – это не отдельное понятие, как имя существительное. Это сообщение о чем-то. Когда-то глаголом называли всякое слово. В русском языке среди сотен тысяч слов третью часть занимают глаголы. У А.С. Пушкина каждое третье слово – глагол.
2. СЛАЙД 31 – Логическое задание
– Достаньте из конверта карточку «логическое задание». Поработайте самостоятельно. Вычеркните буквы Б, В, Ч и сформулируйте тему урока
БСВПЧРБЯЧЖВЕБЧНВИБЕ ГЧЛБАВГОБЛЧОВ
3. Чистописание: ЕМ ЕШЬ ЕТЕ ЕТ УТ ЮТИМ ИШЬ ИТЕ ИТ АТ ЯТ
– Что обозначают сочетания букв? Уделите им минутку чистописания. Слайд 32
Цель сегодняшнего урока: "Из большой группы глаголов с безударными личными окончаниями выделить глаголы-исключения".
5. Закрепление.
1) Учитель: Готовность к восприятию материала я проверяю в ходе выполнения теста, который сегодня проводится в форме игры “Крестики-нолики”. Верное высказывание - х, неверное высказывание О".
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. О
В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются. У глаголов с безударными личными окончаниями спряжение определяю по начальной форме. Х
Ко второму спряжению относятся глаголы с суффиксами - и, ть, Х
У глаголов II лица единственного числа настоящего и будущего времени на конце слов Ь не пишется. О
– Сверьте свои ответы. Кто допустил ошибки? Слайд 33
2) Письмо по памяти (Дом. з.) Слайд 34
– Вам было задано выучить загадку. Вспомните ее и запишите по памяти.
Бусы красные горят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
– Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните глаголы, определите спряжение записанных глаголов.
Слайд 34 проверка
– Вспомните другой алгоритм определения спряжения у глаголов.
Слайд 35
– Все ли глаголы подчиняются этому алгоритму? Подготовьте сообщения по заданиям в группах.
3) Работа в группах. Сообщите известную вам информацию о глаголе. Работаем с карточкой 1.
1 группа
Что такое глагол?
Что он обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Каким членом в предложении является?
2 группа – подготовить сообщение о глаголе
«Термин глагол – это перевод латинского слова, означающего «слово, речь». В древнем русском языке было слово глаголить, что значило «говорить». А в современном русском языке есть слово разглагольствовать, то есть говорить много. А назвали эту часть речи именно так потому, что она рассказывает о предмете: что он делает, или делал, или сделал...»)
3 группа – Соберите новости, которые узнали о глаголе в 4 классе. Выберите правильное утверждение.
Глаголы:
А) склоняются;
Б) спрягаются.
Спряжением глагола называется изменение глагола:
а) по падежам;
б) по родам и числам;
в) по лицам и числам.
4 группа
Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют
А) относятся к 1 спряжению;
Б) относятся ко 2 спряжению.
Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
А) относятся к 1 спряжению;
Б) относятся ко 2 спряжению.
Почему окончания глаголов называются личными?
Лицо глагола определяют
а) по предлогу;
б) по частице бы;
в) по существительному;
г) по личному местоимению.
Физкультурная минутка
У. Если я назову глаголы 1 спряжения – приседают мальчики, 2 спряжения – приседают девочки.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.
У. Что общего между словами, которые я называла?
Д. У этих слов было ударное окончание. Спряжение было определить легко.
Алгоритм различения глаголов 1 и 2 спряжений СЛАЙД 35
– Все ли глаголы подчиняются этому правилу?
5 группа
Глаголы: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, брить, стелить относятся
а) к 1 спряжению
б) ко 2 спряжению (брить, стелить?)
6. Работа над новым материалом.
– Продолжаем работу над темой «Глагол». Оказывается, вы еще не все знаете о глаголах? Есть желание узнать новое? Значит, в добрый путь и в добрый час позову я вас сейчас!
7. Исследование.
– Исследовательскую работу мы проведём в группах. Слайд 36
Дети при помощи учебника формулируют тему урока «Спряжение глаголов брить, стелить». Ставят задачи, которые необходимо выполнить в течение данного урока.
Проблемный вопрос. Как вы считаете, почему спряжение данных глаголов изучается отдельно? Какие еще глаголы мы изучали отдельно? Почему? (Высказывания детей) Ученики предположили, что у данных глаголов какая-то особенность при спряжении и это необходимо выяснить.
Работа с учебником. Учебник 1 часть, стр. 90, упр. 64. Работа с Обратным словарем (учебник 2 часть, стр. 146-147).
8. Закрепление нового материала.
1. Самостоятельная работа.
Просклонять глаголы БРИТЬ, Стелить. Индивидуальные разноуровневые карточки.
– Распределите карточки в группе по уровням:
1 уровень – самые сильные ученики;
2 уровень – средние
3 уровень – послабее
1 уровень
брить
лицо
1-е бре____ бре____
2-е бре____ бре____
3-е бре____ бре____
2 уровень
брить
лицо
1-е я бре_ бре__м
2-е ты бре__шь бре__те
3-е он (а, о) бре_т бре__т
3 уровень
брить
лицо
1-е я что делаю? бре_ бре__м
2-е ты что делаешь? бре шь бре__те
3-е он(а,о) что делает? бре_т бре__т
1 уровень
стелить
лицо
1-е стел____ стел____
2-е стел____ стел____
3-е стел____ стел____
2 уровень
стелить
лицо
1-е я стел__ стел__м
2-е ты стел__шь стел__те
3-е он (а, о) стел_ т стел__т
3 уровень
стелить
лицо
1-е я что делаю? стел__ стел__м
2-е ты что делаешь? стел__шь стел__те
3-е он (а, о) что делает? стел_ т стел__т
Слайды 37-42
2. Взаимопроверка.
Судя по результатам взаимопроверки, как вы считаете, выполнена ли задача, поставленная в начале урока (Высказывания детей)
Хорошо. Однако, как говорится «Доверяй, но проверяй». Вам необходимо выполнить еще одно задание.
– Молодцы ребята. Отлично работаете, теперь попробуйте применить свои знания
3. в творческой работе, выполнив задание 3: (Слайды 43-44)
– Откройте обратный словарь на -ить.
Найдите подчеркнутые слова.
Дополните текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица, ед. числа.
(Ходит) он по свету,
(Бродит) по лесам,
(Ездит) он в карете,
(Дарит) чудеса.
(Варит) борщ и кашу
И капусту (солит).
Фартук всегда (носит).
Вкусно всех он (кормит).
Он с природой (дружит).
Верно, он ей (служит),
(Лечит) всех животных,
(Сторожит) леса!
Плотник (строит),
Шофер (водит) машины.
А кто же (бреет) бороды,
Пожалуйста, скажите!
Проверка:
– Читаем по группам, все отгадывают.
– Глаголы, какого спряжения вы употребили? (Все глаголы II спряжения, так как в н.ф. у них глагольный суффикс и. Кроме глагола брить, т.к. глагол I спряжения.)
– Оцените последнее задание.
9. Обобщение знаний.
Когда возникали трудности при написании личных окончаний? Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударную гласную в личных окончаниях глаголов?
Таблица спряжений глагола (обобщение). Слайды 38 - 41
1 спряжение 2 спряжение
брить
стелить
(стлать)
зиждиться
зыбиться -ить
4 глагола на -ать
7 глаголов на –еть
10. Итог урока.
– Что помогло вам лучше разобраться в новой теме?
– Что для каждого из вас было интересным на уроке?
– Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки?
– А кому надо быть поактивнее?
– Над какой темой работали? Решили задачи, которые поставили перед собой в начале урока? – Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению? Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению? - Что должны запомнить? – Поднимите руки кто «горел» сегодня на нашем уроке? – Оцените, на какую оценку вы сегодня горели (смотри оценочный лист)? - Какие приемы работы использовали для достижения цели урока?
Оценка – слайд 42
– Выставите итоговую оценку. Какая группа сработала на оценку “5”?
– Какое настроение в конце урока? Зарисуй на листе самоконтроля.
– Если на листе самоконтроля выставлено 4-5 плюсов – оценка за урок "5", 3 плюса – оценка "4".
11. Домашнее задание.
Учебник 1 часть стр. 92, упр. 65.
12. Рефлексия.
Поделитесь своими впечатлениями друг с другом (работа в группах по 6 человек) оцените урок и свое настроение после урока. (От каждой группы один ученик высказывает мнение группы, и на доске появляется цветок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Окончания глаголов"
Правописание безударных личных окончаний глаголов...
Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.
Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...
Открытый урок по теме: «Глагол. Правописание личных окончаний глагола» СПО 1 курс
Открытый урок по теме: "Глагол. Правописание личных окончаний глагола" для обучающихся 1 курса СПО. Технологическая карта...
План-конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов" 5 класс
План-конспект урока русского языка с использованием современных технологий...
Презентация к уроку "Личные окончания глаголов" 5 класс
Презентация к уроку "Правописание личных окончаний глагола"...
Не личные формы глагола
Неличные формы глагола( причастия, инфинитив и его формы ,упражнения для закрепления)...
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.
Тема: Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Цель - формирование умения писать грамотно безударные личные окончания глаголов.Задачи: формировать универсальные уч...