Безударные личные окончания глаголов
план-конспект урока

Новикова Мария Александровна

Тема урока: «Безударные личные окончания глаголов»

 

Цели и задачи урока:

  • научить детей писать безударные личные окончания глаголов брить и стелить;
  • учить правильно писать безударные личные окончания и правильно употреблять глаголы в своей речи;
  • учить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • воспитывать позитивное отношение к родному языку, любовь к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 «б» классе

УМК «Начальная перспективная школа».

Тема урока: «Безударные личные окончания глаголов» 

Цели и задачи урока:

  • научить детей писать безударные личные окончания глаголов брить и стелить;
  • учить правильно писать безударные личные окончания и правильно употреблять глаголы в своей речи;
  • учить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • воспитывать позитивное отношение к родному языку, любовь к русскому языку.

Оборудование урока: учебник, мультимедийный проектор, разноуровневый раздаточный материал.

План урока:

№ п/п

Название этапа урока

Время

Организация класса. Проверка готовности учащихся к уроку,

мотивация к учебной деятельности.

2

Словарная работа.

7

Актуализация знаний учащихся.

4

Сообщение темы и целей урока.

1

Закрепление нового материала.

Физкультминутка.

10

Работа над новым материалом.

2

Исследования.

1

Закрепление нового материала.

10

Обобщение знаний.

4

Итог урока.

2

Домашнее задание.

1

Рефлексия

1

1. Организация класса.

Проверка готовности учащихся к уроку

– Добрый день. Начинаем урок русского языка.

Быть должны у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

"Все, что надо, под рукой".

– Работать будем в группах. Протяните друг другу руки и пожелайте удачи.

– Откройте конверты. У каждой группы есть конверт с заданиями и оценочный лист.

– Положите перед собой лист самоконтроля. Отметьте свое настроение перед началом урока.

2. Словарная работа.

Слайды 2-28 – словарные слова (Презентация)

– Начнем урок с повторения словарных слов. Прослушайте внимательно песенку А. Кушнера «Что я узнал!» и запишите словарные слова

Пейзаж.

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

То подобная картина

Называется пейзаж.

Натюрморт.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом

Графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это – натюрморт.

Портрет

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, –

Обязательно картина

Называется портрет.

– Это все произведения ( )

Искусство.

– Помещение для постоянной выставки картин называется ( )

Галерея.

– Какие словарные слова нам встретились? Запишите по памяти. Сверьтесь в группе.

СЛАЙД 30 – проверка

– Составьте предложения со словарными словами, используя глаголы н. и б. вр. Разберите предложение по членам, определите спряжение глагола.

3. Актуализация знаний.

Эпиграфом нашего урока послужит пословица: Кто много видит и слышит, тот много знает.

– Как вы ее понимаете? О чем эти строки?

Что без него предметы? Лишь названья.

Но он придет, все в действие придет.

Бегут машины, люди строят здания,

И рожь в полях растет.

4. Сообщение темы и целей урока.

1. Мы уже знаем, что глагол – это не отдельное понятие, как имя существительное. Это сообщение о чем-то. Когда-то глаголом называли всякое слово. В русском языке среди сотен тысяч слов третью часть занимают глаголы. У А.С. Пушкина каждое третье слово – глагол.

2. СЛАЙД 31 – Логическое задание

– Достаньте из конверта карточку «логическое задание». Поработайте самостоятельно. Вычеркните буквы Б, В, Ч и сформулируйте тему урока

БСВПЧРБЯЧЖВЕБЧНВИБЕ ГЧЛБАВГОБЛЧОВ

3. Чистописание: ЕМ ЕШЬ ЕТЕ ЕТ УТ ЮТИМ ИШЬ ИТЕ ИТ АТ ЯТ

– Что обозначают сочетания букв? Уделите им минутку чистописания. Слайд 32

Цель сегодняшнего урока: "Из большой группы глаголов с безударными личными окончаниями выделить глаголы-исключения".

5. Закрепление.

1) Учитель: Готовность к восприятию материала я проверяю в ходе выполнения теста, который сегодня проводится в форме игры “Крестики-нолики”. Верное высказывание - х, неверное высказывание О".

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. О

В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются. У глаголов с безударными личными окончаниями спряжение определяю по начальной форме. Х

Ко второму спряжению относятся глаголы с суффиксами - и, ть, Х

У глаголов II лица единственного числа настоящего и будущего времени на конце слов Ь не пишется. О

– Сверьте свои ответы. Кто допустил ошибки? Слайд 33

2) Письмо по памяти (Дом. з.) Слайд 34

– Вам было задано выучить загадку. Вспомните ее и запишите по памяти.

Бусы красные горят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

– Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните глаголы, определите спряжение записанных глаголов.

Слайд 34 проверка

– Вспомните другой алгоритм определения спряжения у глаголов.

Слайд 35

– Все ли глаголы подчиняются этому алгоритму? Подготовьте сообщения по заданиям в группах.

3) Работа в группах. Сообщите известную вам информацию о глаголе. Работаем с карточкой 1.

1 группа

Что такое глагол?

Что он обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Каким членом в предложении является?

2 группа – подготовить сообщение о глаголе

«Термин глагол – это перевод латинского слова, означающего «слово, речь». В древнем русском языке было слово глаголить, что значило «говорить». А в современном русском языке есть слово разглагольствовать, то есть говорить много. А назвали эту часть речи именно так потому, что она рассказывает о предмете: что он делает, или делал, или сделал...»)

3 группа – Соберите новости, которые узнали о глаголе в 4 классе. Выберите правильное утверждение.

Глаголы:

А) склоняются;

Б) спрягаются.

Спряжением глагола называется изменение глагола:

а) по падежам;

б) по родам и числам;

в) по лицам и числам.

4 группа

Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют

А) относятся к 1 спряжению;

Б) относятся ко 2 спряжению.

Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят

А) относятся к 1 спряжению;

Б) относятся ко 2 спряжению.

Почему окончания глаголов называются личными?

Лицо глагола определяют

а) по предлогу;

б) по частице бы;

в) по существительному;

г) по личному местоимению.

Физкультурная минутка

У. Если я назову глаголы 1 спряжения – приседают мальчики, 2 спряжения – приседают девочки.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.

У. Что общего между словами, которые я называла?

Д. У этих слов было ударное окончание. Спряжение было определить легко.

Алгоритм различения глаголов 1 и 2 спряжений СЛАЙД 35

– Все ли глаголы подчиняются этому правилу?

5 группа

Глаголы: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, брить, стелить относятся

а) к 1 спряжению

б) ко 2 спряжению (брить, стелить?)

6. Работа над новым материалом.

– Продолжаем работу над темой «Глагол». Оказывается, вы еще не все знаете о глаголах? Есть желание узнать новое? Значит, в добрый путь и в добрый час позову я вас сейчас!

7. Исследование.

– Исследовательскую работу мы проведём в группах. Слайд 36

Дети при помощи учебника формулируют тему урока «Спряжение глаголов брить, стелить». Ставят задачи, которые необходимо выполнить в течение данного урока.

Проблемный вопрос. Как вы считаете, почему спряжение данных глаголов изучается отдельно? Какие еще глаголы мы изучали отдельно? Почему? (Высказывания детей) Ученики предположили, что у данных глаголов какая-то особенность при спряжении и это необходимо выяснить.

Работа с учебником. Учебник 1 часть, стр. 90, упр. 64. Работа с Обратным словарем (учебник 2 часть, стр. 146-147).

8. Закрепление нового материала.

1. Самостоятельная работа.

Просклонять глаголы БРИТЬ, Стелить. Индивидуальные разноуровневые карточки.

– Распределите карточки в группе по уровням:

1 уровень – самые сильные ученики;

2 уровень – средние

3 уровень – послабее

1 уровень

брить

лицо                  

1-е        бре____        бре____

2-е        бре____        бре____

3-е        бре____        бре____

2 уровень

брить

лицо                  

1-е я        бре_        бре__м

2-е ты        бре__шь        бре__те

3-е он (а, о)        бре_т        бре__т

3 уровень

брить

лицо                  

1-е я что делаю?        бре_        бре__м

2-е ты что делаешь?        бре шь        бре__те

3-е он(а,о) что делает?        бре_т        бре__т

1 уровень

стелить

лицо                  

1-е        стел____        стел____

2-е        стел____        стел____

3-е        стел____        стел____

2 уровень

стелить

лицо                  

1-е я        стел__        стел__м

2-е ты        стел__шь        стел__те

3-е он (а, о)        стел_ т        стел__т

3 уровень

стелить

лицо                  

1-е я что делаю?        стел__        стел__м

2-е ты что делаешь?        стел__шь        стел__те

3-е он (а, о) что делает?        стел_ т        стел__т

Слайды 37-42

2. Взаимопроверка.

Судя по результатам взаимопроверки, как вы считаете, выполнена ли задача, поставленная в начале урока (Высказывания детей)

Хорошо. Однако, как говорится «Доверяй, но проверяй». Вам необходимо выполнить еще одно задание.

– Молодцы ребята. Отлично работаете, теперь попробуйте применить свои знания

3. в творческой работе, выполнив задание 3: (Слайды 43-44)

– Откройте обратный словарь на -ить.

Найдите подчеркнутые слова.

Дополните текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица, ед. числа.

(Ходит) он по свету,

(Бродит) по лесам,

(Ездит) он в карете,

(Дарит) чудеса.

(Варит) борщ и кашу

И капусту (солит).

Фартук всегда (носит).

Вкусно всех он (кормит).

Он с природой (дружит).

Верно, он ей (служит),

(Лечит) всех животных,

(Сторожит) леса!      

Плотник (строит),

Шофер (водит) машины.

А кто же (бреет) бороды,

Пожалуйста, скажите!

Проверка:

– Читаем по группам, все отгадывают.

– Глаголы, какого спряжения вы употребили? (Все глаголы II спряжения, так как в н.ф. у них глагольный суффикс и. Кроме глагола брить, т.к. глагол I спряжения.)

– Оцените последнее задание.

9. Обобщение знаний.

Когда возникали трудности при написании личных окончаний? Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударную гласную в личных окончаниях глаголов?

Таблица спряжений глагола (обобщение). Слайды 38 - 41

1 спряжение        2 спряжение

брить

стелить

(стлать)

зиждиться

зыбиться        -ить

4 глагола на -ать

7 глаголов на –еть

10. Итог урока.

– Что помогло вам лучше разобраться в новой теме?

– Что для каждого из вас было интересным на уроке?

– Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки?

– А кому надо быть поактивнее?

– Над какой темой работали? Решили задачи, которые поставили перед собой в начале урока? – Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению? Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению? - Что должны запомнить? – Поднимите руки кто «горел» сегодня на нашем уроке? – Оцените, на какую оценку вы сегодня горели (смотри оценочный лист)? - Какие приемы работы использовали для достижения цели урока?

Оценка – слайд 42

– Выставите итоговую оценку. Какая группа сработала на оценку “5”?

– Какое настроение в конце урока? Зарисуй на листе самоконтроля.

– Если на листе самоконтроля выставлено 4-5 плюсов – оценка за урок "5", 3 плюса – оценка "4".

11. Домашнее задание.

Учебник 1 часть стр. 92, упр. 65.

12. Рефлексия.

Поделитесь своими впечатлениями друг с другом (работа в группах по 6 человек) оцените урок и свое настроение после урока. (От каждой группы один ученик высказывает мнение группы, и на доске появляется цветок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Окончания глаголов"

Правописание безударных личных окончаний глаголов...

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

Открытый урок по теме: «Глагол. Правописание личных окончаний глагола» СПО 1 курс

Открытый урок по теме: "Глагол. Правописание личных окончаний глагола" для обучающихся 1 курса СПО. Технологическая карта...

План-конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов" 5 класс

План-конспект урока русского  языка с использованием современных технологий...

Презентация к уроку "Личные окончания глаголов" 5 класс

Презентация к уроку "Правописание личных окончаний глагола"...

Не личные формы глагола

Неличные формы глагола( причастия, инфинитив и его формы ,упражнения для закрепления)...

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

Тема: Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Цель -   формирование умения писать грамотно безударные личные окончания глаголов.Задачи: формировать универсальные уч...