План-конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов" 5 класс
план-конспект урока
План-конспект урока русского языка с использованием современных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока "Личные окончания глаголов" 5класс | 95.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Правописание личных окончаний глаголов» 5 класс
Цели урока: Совершенствовать навыки правильного употребления глаголов и написания их безударных окончаний, определяя спряжение; повторение правописаний глаголов 2 лица, сведений об антонимах
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Учащиеся научатся применять правило правописания безударных личных окончаний глаголов; определять спряжение глаголов; объяснять языковые явления, развивать навыки работы с текстами | Извлекать фактуальную информацию из текстов; создавать устный и письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка; уметь выступать перед аудиторией сверстников | Стремление к совершенствованию собственной речи, устной и письменной; развитие чувства самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе |
Предполагаемые результаты:
Регулятивные УУД: Умение ставить цели; Определять степень успешности своей работы и работы коллектива
Познавательные УУД: умение определять спряжение глагола; умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Ход урока.
План урока:
Этап урока | Время |
1.Приветствие. Орг. момент | 1 мин |
2. Открытие темы и цели урока. Составление кластера. | 7 мин |
3. Повторение изученного материала | 4 мин |
4. Разъяснение сформулированной темы | 1 мин |
5. Разработка алгоритма действий | 8 мин |
6. Первичное закрепление материала | |
7. Из истории исключений; освоение исключений | 19 мин |
8. Закрепление в процессе групповой, парной работы. | |
9 Составление ??? Творческая работа. | |
7. Подведение итогов | 4 мин |
8. Объяснение д/з. Напишите небольшой рассказ, включая исключения. | 1 мин |
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе проведём урок!
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”.
- Представьте, что вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. И мы с вами будем решать очень серьезные лингвистические проблемы. Готовы?
- Обратите внимание на этот рисунок. Как вы думаете, какое он имеет отношение к русскому языку?
- Какое понятие можно так представить? (О какой части речи я хотела вам сказать при помощи рисунка?) (О глаголе)
- Правильно. А это дядюшка Глагол. Он делает так много и сразу, что кажется у него несколько рук и ног. Вот как сказал о глаголе русского писателя А. Югова.
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!» - это слова русского писателя А. Югова. И слова этой части речи самые распространенные после существительных.
- Давайте напишем о действиях, которые он выполняет:
идет, смотрит, читает, несет, скользит, держит, играет, ходит, улыбается. (Кластер)
Что общего между перечисленными глаголами: они отвечают на один и тот же вопрос – что делает?
Обозначают действие
настоящего времени, вида
А что вы можете сказать о форме этих глаголов?
Расскажите о глаголе по опорной схеме на слайде???????????????
А что их отличает? А на какие 2 группы мы можем их распределить ? по окончанию?
С окончанием ЕТ и ИТ?
А что вы можете сказать видах окончаний глаголов?
1 – 2 спряжение.
Внимание! СОС! В городе Глагольске перемешались окончания! Надо срочно помочь его жителям наладить порядок! (Магниты. 1ученик работает у доски)
Кто сумеет привести в порядок! Их надо знать! (восстанавливается порядок)
На какие 2 группы разделены эти окончания? Что вы заметили? С гласными Е и И.
Как называются эти окончания? Личные. Что это значит?
Известно, что существуют 1-е и 2-е спряжения, какие глаголы относятся ко 2-му спряжению, какие к 1-му?
Считалочка-помогалочка. Способ этот очень прост – посмотри скорей на “хвост”.
- Работа с учебником, § 18, таблица окончаний глаголов.
Основной вопрос: зачем нам все это знать? Чтобы это узнать, мы поделимся
Деление рядов на группы: ЛАБОРАТОРИЯ 1 СПРЯЖЕНИЯ
ЛАБОРАТОРИЯ 2 СПРЯЖЕНИЯ
ЭКСПЕРТЫ, ЗНАТОКИ – будут оценивать работу лабораторий.
Запись темы урока.
А еще на какие две группы можно поделить окончания глаголов на доске? (ударные и безударные)
А как вы думаете, в каком столбце глаголы создают нам больше проблем в написании?
Ведь в безударной позиции гласная в окончании произносится нечетко! Есть опасность ошибиться?
А как же нам быть в этом случае?
Выбрать гласные букву можно, зная спряжение.
Основной ответ: безударные личные окончания глагола зависят от того, к какому спряжению относится глагол.
Ребята, по электронной почте в институт грамматики пришло письмо. (Работают эксперты)
В первом спряжении
Пишат, поют,
Пашат поля и железо куют,
А во втором никогда не грустют,
Мчатся в музеи, в школу спешут.
И эти спряжения дружно живут!
ЭКСПЕРТЫ ИЩУТ ОШИБКИ.
Почему ошибки! Окончания безударные? Что делать? Кто приходит к нам на помощь?
Неопределенная форма ПРОГОВАРИВАЕМ ПРАВИЛО! (Обязательно разграничить понятия “окончание глагола в неопр. форме” и “оканчивается на ...”. Можно не вводить понятие “суффикс основы”, но знать, что суффикс неопределенной формы -тъ (-ти) или -чь, обязательно.)
Работа в тетради. Исправление ошибок.
1 пример!!! С обозначением.
И мы должны жить в согласии с безударными окончаниями.
Запись даты, темы урока.
А для чего надо об этом знать? Чтобы правильно писать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКАЮ Мы спряжения к глаголу подбирали
И немножечко устали
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)
-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как летишь? - Вот так!
-Как плывёшь? - Вот так!
-Как сидишь? - Вот так!
-назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке. УСТНО!
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? Повторение шь?
Трудно определить гласную? Нет? СПРЯЖЕНИЕ? Нет?
А здесь? Работа лабораторий.
1 Укрепля…шь здоровье
2 Готов..шься к работе
Э Выраст…шь умным – простой способ определить спряжение? Вылетит, выберет
Вид…шь ошибки -???? Исключение.
СТИХОТВОРЕНИЕ вместе наизусть читаем Слайд
К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на –ИТЬ (а на –ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.).
Кроме этого, в каждом из спряжений есть свои исключения: 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на –АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на –ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ) относятся ко II спряжению. Четыре глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ, ЗЫБИТЬСЯ относятся к I спряжению.
СЛАЙД Это произошло потому, что в древнерусском языке глаголы делились на 5 классов. К четвертому классу относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на ять () в инфинитиве, а после шипящих и
йот на -а. Четвертый класс тематических глаголов относился ко второму спряжению!
Например:
обид-ти – обидиши;
вид-ти – видиши;
слыша-ти – слышиши.
Таким образом, глаголы слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть, смотреть, вертеть изначально были глаголами второго спряжения. А современная формулировка правила «сделала» их исключениями.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Переписываем. Эксперты
Синтаксический разбор. Повторение антонимов.
Человек от лени боле_т, от труда зд..рове_т. Труд кормит , а лень портит.
Этимология слова «Человек». Антонимы.
Эксперты: Трудом Родину славим, трудом ее украшаем.
Как это нам пригодиться в жизни?
4. Составление алгоритма. ПАМЯТКА. (слайд8) – сделать!!!!
- Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)
– Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:
1-е спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ешь, ет, ем, ете (ют)
2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)
– А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма.
а) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс.
б) Если глагольный суффикс и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – -ы- 1-е спряжение.
- Каждому из вас я приготовила памятку, которую вы сейчас держите перед глазами, а дома сможете повторить.
Заседание продолжается.? Ну , ученые умы, насколко вы крепки.Правильно ли суждение?
Глаголы налить, забить и зашить – это глаголы 2-го спряжения, потому что у них глагольный суффикс – и -.
Одна вам небольшая задачка Какую букву вставите в слове БУД…Т?
Практическое закрепление материала
2. Работа в парах.
Учащиеся подбирают подходящие для совместной деятельности глаголы.
2. В паре. - У вас на парте табличка.
Подберите соответствующие профессиям глаголы. 1 ряд -1 спр.; 3 ряд – 2 спряжение.
2 ряд -
Профессия будущего | Новый глагол |
нанодоктор | |
хирург по расширению памяти | |
специалист по исправлению климата | |
виртуальный юрист | |
брокер времени |
Профессия | Глагол первого спряжения |
строитель | |
учитель | |
инженер | |
водитель | |
врач |
Что вы знаете о профессии инженера?
Может несуществующие профессии: нанодоктор, хирург по расширению памяти, специалист по исправлению климата, виртуальный юрист, менеджер аватаров ,брокер времени, уборщик лишних данных
(Из презентации)
Самостоятельная работа. Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание глаголов. Определить спряжение. С последующей взаимопроверкой
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Рабочие руки не знают скуки.
Упустишь время – потеряешь урожай.
Без заботы и репу не вырастишь.
- Какая тема объединяет все эти пословицы? Чему они учат?
Учитель: Ребята, наше заседание подошло к концу. Какую важную проблему мы решали?
Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание.
- Выполнить упражнение.
- Составить текст с включением сисключений.
- Дописать новые профессии будущего и придумать новые глаголы.
- До новых встреч!
0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".
Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе ....
План-конспект современного урока по физике 10 класс
Тема: Изопроцессы: изотермический, изобарный, изохорный....
План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"
В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....
Урок русского языка во 2 классе по теме: « Имя существительное. Урок-обобщение».
Продолжить работу по развитию речи (устной, письменной, расширение словарного запаса); памяти, мышления и внимания....
План- конспект открытого урока по информатике (10 класс) на тему: "Электронные таблицы Exsel"
Разработка открытого урока по информатике "Электронные таблицы Exsel"...
План-конспект открытого урока по родному языку во 2 классе на тему: «Имя прилагательное».
Дарсны темасы: Сыпатлыкъ.Къургъан: Абдурахманова Асият Абдулхаликовна.Дарсны мурады:1. Яшлагъа янгы теманы англатыв.2. «Сыпатлыкъ» деген белюкден яшланы билимлерин тергемек.3. Гьар тюрлю о...
План - конспект открытого урока в 9 классе. «Изготовление сувенирных столярных изделий и разделочных досок из дерева. Художественное оформление изделий и виды художественной резьбы по дереву. Декорирование разделочных досок»
План урока Предмет : Профильный труд «Столярное дело» – 9 классТема: Изготовление сувенирных изделий и разделочных досок из дерева. Художественное оформление изделий. Виды ...