БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
учебно-методический материал
Бальный танец занимает особое место в хореографическом искусстве. Дети - тоже весьма своеобразны. Как их совместить?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_nsportal.docx | 331.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ.»
«Настоящее образование включает умение хорошо петь и танцевать.»
Платон[1]
Гармоничное развитие личности ребенка возможно только при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека[2].
Исследования последних лет свидетельствуют о значительном снижении состояния здоровья учащихся. Имеет место ухудшение по таким параметрам, как индекс здоровья, число острых заболеваний, количество длительно и часто болеющих детей, уровень физического развития.
Так, пресс-служба Роспотребнадзора в сентябре 2017 года сообщила: «число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12%, более чем у половины школьников есть хронические заболевания. За последние десять лет частота нарушений здоровья детей увеличилась в полтора раза, а хронических болезней — в два раза. Отмечается значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (среди учащихся их число не превышает 10—12%), стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние 10 лет во всех возрастных группах. Частота функциональных нарушений увеличилась в полтора раза; хронических болезней — в два раза. Более половины школьников 7—9 лет и 60% старшеклассников имеют хронические болезни"[3].
При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы. Не может не беспокоить рост распространенности нарушений нервно-психического здоровья.
Среди тенденций ухудшения состояния здоровья детей следует отметить трофологический синдром – дисгармоническое физическое развитие и отставание биологического возраста от «паспортного», а также феномен феминизации, подразумевающий уменьшение разницы в физической подготовленности мальчиков и девочек. За последнее десятилетие отмечается снижение темпов прироста и абсолютных результатов в скоростно-силовых показателях во всех возрастных группах детей на 20%, при этом показатели физической подготовленности мальчиков приближаются к показателям физической подготовленности девочек.
Поэтому оздоровление детей в последнее время стало приоритетным направлением в работе многих образовательных учреждений.
Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как хореография.
Еще Платон (428-348 гг. до н. э.) в своих сочинениях об идеальном государстве обоснованно утверждал, что «...в государствах у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями.»[4]
В связи с этим актуально исследование специфики работы с детьми каждого возраста, особенно, на мой взгляд, с младшими школьниками.
Но не только заботой о здоровье определяется актуальность данной работы. Ведь танец – это одно из самых увлекательных занятий, которым с огромным удовольствием занимаются дети и взрослые. А бальные танцы – это зрелищность и эмоциональность, зажигательность и элегантная романтичность. И к ним стоит присмотреться повнимательнее, особенно в аспекте занятий с детьми.
Определенные исследования в этой области проводились многими учеными психологами и педагогами. Однако тема, на мой взгляд, разработана недостаточно хорошо. Большинство работ посвящено специфике преподавания различных учебных предметов в младших классах, но мало специальных исследований, посвященных особенностям работы с младшими классами по хореографии, а направленных на обучение бальным танцам - отсутствуют.
Давайте для начала разберемся, каковы особенности развития детей в младшем школьном возрасте.
Итак, особенности физического развития.
Многим кажется, что танцевать так же легко, как ходить. Это мнение обманчиво. Для овладения искусством танца нужно обладать определенными способностями. При отборе детей для занятий в хореографическом коллективе обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких как выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок. Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей.
Полученные данные делают возможным дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития (например, при формировании групп) в процессе обучения и воспитания и, как правило, приводит к значительному педагогическому эффекту.
Большое значение для танца, имеет рост. Рост и развитие детей идут непрерывно, но темпы роста и развития не совпадают. Известно, что в некоторые возрастные периоды преобладает рост, а в другие — развитие. Периоды ускорения роста соответствуют определенным в жизни ребенка годам и достаточно четко отражают генетически детерминированный биологический ритм, который можно использовать с целью совершенствования процесса обучения в хореографии.
Волнообразность темпов роста и развития определяет необходимость выделения нескольких возрастных периодов. Возрастные периоды ускорения роста принято также называть периодами вытягивания: до 1 года, с 3 до 7 лет, с 11-12 лет до 15 лет; а периоды некоторого замедления роста— периодами округления: с 1 до 3 лет и с 7 до 10-11 лет (С. Гальперин, 1974). Приблизительно до 10 лет мальчики и девочки растут одинаково, у девочек с 11-12 лет (более раннее наступление полового созревания), а у мальчиков с 13-14 лет темп роста ускоряется, и к 14-15 годам рост мальчиков и девочек почти одинаков. Однако с 15 лет мальчики растут быстрее.
В 8-9 лет у девочек наступает предпубертатный период. У мальчиков он наступает в 10— 12—13 лет. Костная система в младшем школьном возрасте еще окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, при длительном неправильном положении тела возможно его искривление. Поэтому необходимо следить за правильной осанкой и походкой.
При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линии позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы. В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.
Серьезным недостатком является плоскостопие, при котором противопоказаны занятия танцами. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.
Теперь обратим наше внимание на особенности психического развития.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка.
Далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось необходимо внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного.
Рассмотрим некоторые особенности характера младших школьников более подробно. Прежде всего они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
Безусловно, рассмотрение психологических особенностей детей младшего школьного возраста будет неполным, если мы закроем глаза на те новые черты, которые все больше накладывает на современных детей меняющаяся действительность.
«Особенности современного воспитания и отношения к детям:
1. Детоцентристский подход в воспитании (зачастую гипертрофированный).
2. Крайности в воспитании: либо сверхопека (избалованность), либо игнорирование или отчуждение.
3. Интенсификация раннего развития (с 3-х лет и раньше).
4. Практически во всех семьях - нарушение совместной деятельности родителей и детей.
Проблемы когнитивного развития современных детей:
1. Они не читают литературу, книги (читают блоги).
2. Внимание у современного ребенка – «клиповое» (привыкают воспринимать маленькими кусочками).
3. Современный ребенок не концентрируется на информации (синдром рассеянного внимания).
Эмоциональные и поведенческие проблемы современных детей:
У 75% детей выявляются те или иные эмоциональные трудности и нарушения:
- повышенная тревожность, страхи, гиперактивность;
- повышенная агрессивность;
- эмоциональная неустойчивость (капризы, истерики, срывы и т.д.);
- все зависимости (смс, планшет, интернет-зависимости; пищевая);
- проблемы в межличностном общении (социальный аутизм, постоянная конкуренция и соперничество со сверстниками и т.д.).
Психофизиологические последствия:
1. Нарушение физического развития (нормы по физкультуре часто невыполнимы);
2. Нарушение психологического здоровья (заниженная самооценка, повышение тревожности);
3. Нарушения психического здоровья (неврозоподобные состояния у 30-60% школьников)».[5]
Немного разобравшись с особенностями обучаемых, можно перейти к методическим рекомендации по проведению урока хореографии. Давайте отметим ряд существенных моментов, которые помогут педагогу.
1. Музыкальность.
При проведении занятия под музыку педагог не должен считать, т.к. это отвлекает детей, а для развития музыкальности учащиеся должны внимательно вслушиваться в музыку. Иногда, если учащиеся исполняют движения неточно, немузыкально, педагог может просчитать нужный музыкальный размер или предоставить эту возможность самим ученикам.
Необходимым условием развития музыкальности учащихся является разнообразие музыкального сопровождения урока. Опытные педагоги советуют к каждому новому уроку, составленному педагогом, давать новый музыкальный материал. Это даст учащимся представление о существовании в танце, музыке определенной народности различных музыкальных размеров, интонаций, темпов.
В младших классах музыкальные произведения могут быть из любимых детьми мультипликационных фильмов, сказок. Музыкальное сопровождение урока должно быть высокопрофессиональным, т.к. оно придает необходимую эмоциональную основу танцу, способствует образному восприятию мелодии.
2. Наглядность и индивидуальность.
Основными приемами, которыми педагог пользуется при пояснении правил выполнения, а также образной, эмоциональной стороны танца в начальных классах являются показ и рассказ.
Показ особенно важен при пояснении техники исполнения движений и порядка исполнения комбинации. Новые движения необходимо показывать замедленно несколько раз, пока учащиеся не усвоят правила исполнения, и обязательно сопровождать показ подробным устным объяснением. Комбинированные упражнения показываются в обычном темпе, характерном для определенного года обучения, один раз — под счет, и второй раз — под музыку. Многократные исполнения комбинации педагогом активизируют внимание и зрительную память учащихся, развитию которых должно уделяться большое внимание, т.к. обучение искусству танца происходит в большей мере через зрительное восприятие. Показ преподавателя должен помочь всем ученикам усвоить прежде всего единые технические приемы исполнения, поэтому он должен быть точным, музыкально правильным.
Иногда показ преподавателя может быть примером исполнительской манеры. Но он не должен рождать подражателей в лице учеников, он должен способствовать развитию их творческой индивидуальности. Показ педагога часто играет решающую роль в усвоении учащимися особенностей исполнения определенного танца.
Наряду с показом, рассказ, объяснение, вообще слово педагога, имеет важнейшее значение в процессе обучения младших школьников танцу. Речь яркая, образная, эмоциональная незаменима, если она обращена к творческому воображению ребенка, к содержанию музыки, образности, характеру танца.
3. Корректировка.
Для успешной работы преподавателя и его воспитанников исключительно важны методические замечания. Они могут быть обращены к одному человеку и всему классу одновременно, т.е. могут быть индивидуальные и общие. В зависимости от места методических замечаний в ходе урока их можно разделить на "профилактические", "попутные", "безотлагательные", "итоговые".
"Профилактические" замечания предваряют те ошибки, которые может делать один исполнитель или весь класс. Педагог делает их, зная слабые стороны учеников. Таким образом он обращает их внимание на то, что необходимо сделать и чего избежать или исправить. Чаще всего такие замечания педагог делает перед началом упражнения или при выполнении его с другой ноги.
"Попутные" замечания педагог делает во время исполнения заданий. Длительность комбинированных упражнений и повторяемость движений должны позволять это.
"Безотлагательные" замечания предполагают прерывание хода упражнения и делаются тогда, когда ученик допускает грубые ошибки.
"Итоговые" замечания даются после исполнения задания. В тех случаях, когда ошибок мало и они незначительны, педагог должен отметить это как определенный успех.
По своему содержанию замечания могут касаться техники исполнения, музыкальности, эмоционально-танцевальной выразительности, способности передавать национальный колорит танца и т.д. Замечание педагог может сделать сам, может предложить это сделать кому-либо из учащихся. Второй путь активизирует внимание класса, учит видеть ошибки товарищей и пути их исправления.
Педагог может сделать замечание и указать пути исправления ошибки в устной форме или использовать практический показ. Делая замечание, он может подчеркнуть, утрированно показать неправильное исполнение, представляя ошибку в более выпуклой, наглядной форме. А затем в контрасте дать показ правильного исполнения задания.
На первом году обучения при устном замечании допускается поправление учеников руками, установление корпуса или руки, головы или ноги в правильное положение. Это помогает им быстрее почувствовать правильность исполнения. В дальнейшем таким приемом нужно пользоваться в редких случаях, развивая у учеников способность к самостоятельному более точному исполнению.
Делая индивидуальное замечание ученику, педагог может попросить его выполнить задание перед всем классом, давая возможность каждому определить ошибку. Затем, сказав, как нужно правильно выполнить упражнение, может попросить кого-либо из класса повторить все в более совершенном виде.
Замечания по форме изложения должны быть краткими, ясными, логически последовательными. Пространные объяснения на практических занятиях приводят к недопустимой потере времени, расхолаживают учащихся. Образность, четкость, стремление отразить суть должны быть присущи замечаниям, поскольку от них в большей степени зависят успехи учеников. Кроме того, я думаю, можно не делать замечание явно, а попросить повторить какой-либо элемент, который плохо получается у большинства детей, именно того ребенка, у которого он выходит лучше всех, похвалить его. Объяснение через похвалу, обращение внимание на успехи, на лучшие образцы очень важно для детей 7-9 лет, т.к. в этом возрасте дети могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец.
Необходимо помнить, что формирование интереса к занятиям связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель их хвалит.
При этом метод поощрения необходимо применять эффективно (по П. Масену и Дж. Конджеру):
Эффективное поощрение | Неэффективное поощрение |
1. Осуществляется постоянно | 1. Осуществляется от случая к случаю |
2.Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения | 2. Делается в общих чертах |
3.Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащегося | 3. Учитель проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащегося |
4. Учитель поощряет достижение определенных результатов | 4. Учитель отмечает участие в работе вообще |
5. Сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов | 5. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость |
6.Ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов | 6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование |
7. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося | 7. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других |
8. Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям | 8. Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся |
9.Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь | 9. Связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств |
10. Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы; учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, то есть получает удовлетворение от самого процесса учения | 10. Учитель опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду и т. д. |
11.Обращает внимание учащегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциальных возможностей учащегося | 11. Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий учителя |
12.Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено | 12. Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы |
4. Темп урока.
Важным условием успешного хода урока является соблюдение правильного его темпа. Основной критерий хорошего темпа практических занятий — сохранение высокой работоспособности учащихся на протяжении всего урока.
При слишком медленном темпе у младших школьников нет возможности привести в рабочее состояние все мышцы, сохранить рабочее состояние до конца занятий и развить выносливость. При слишком быстром темпе учащиеся не успевают отдохнуть после упражнения, появляются признаки переутомления: слабость, невнимательность, медленная реакция на замечания педагога. Иногда быстрый темп отрицательно влияет на правильность, точность, выразительность исполнения, значит, он не соответствует уровню их исполнительской техники. Педагогу необходимо помнить, что к быстрым темпам учащихся нужно готовить постепенно.
Темп урока определяется темпом исполнения каждого упражнения и темпом их сменяемости. В начале обучения медленный темп используется как учебный прием, необходимый для правильного детального освоения каждого движения, всех его нюансов. В дальнейшем темп исполнения движений, темп урока ускоряется, но "проработка" новых упражнений всегда делается медленно. На III-м, IV-м году обучения, когда темп урока значительно возрастает, для сохранения работоспособности учащихся педагог уже может использовать упражнения различные по характеру и темпу исполнения; упражнения, включающие различные группы мышц. В младших классах, это делать не рекомендуется.
5. Учимся играя.
«…друг мой, питай своих детей науками не насильно, а играючи, чтобы ты лучше мог наблюдать природные наклонности каждого.»[6]
Как мы уже выяснили, начинающие танцоры быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденный материал. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приёмы, которые делают урок интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, но необходимым, находить правильное соотношение между — занимательным и серьёзным в обучении.
Весьма эффективным будет использование игровой составляющей на уроках. Это может быть и введение каких-либо ярких образов (мы – пингвины…), предметов (помогите показать ''непонятливой Матрешке''…) или игры, направленные на формирование каких-то навыков. Существует большое количество методик, предлагающих описание игр и игровых упражнений, направленных на развитие самых разных навыков.
Теперь следует обратить внимание на некоторые черты, характерные для занятий именно бальными танцами. Ведь бальный танец занимает особое место в хореографическом искусстве. У него много поклонников, которые хотят заниматься только этим направлением танцев. Это и не удивительно. Вряд ли найдется еще стиль танцев, где костюмы исполнителей более красочные, экстравагантные, роскошные, а образы танцоров более яркие, блистательные и продуманные до мелочей.
Что же отличает бальный танец от других стилей танцевального искусства? Специфических особенностей у бального танца достаточно много, но исходя из поставленных задач, я выделю несколько:
- Самовыражение, творческая и личностная реализация.
Бальный танец, в отличие от классической хореографии, хорошо развивает индивидуальность танцоров. На паркете танцевальные пары должны как можно ярче проявить себя, в то время, как в большинстве других стилей важна синхронность исполнения, способность передать идею хореографа и общее настроение танцевальной зарисовки, не выделяясь из общего состава исполнителей, если ты не являешься солистом.
- Физическая форма, настойчивость, целеустремленность.
Бальный танец соединяет в себе спорт и искусство. Зачастую бальные танцы называют спортивными, поскольку только этот стиль хореографии предусматривает четко выстроенную систему соревнований, классов и категорий танцоров. По аналогии со спортом, исполнители бальных танцев постепенно совершенствуют свое мастерство и переходят от одной категории к другой, более профессиональной и высокой.
Спортивная составляющая несет в себе возможность воспитания настоящих граждан: патриотизм, умение бороться и побеждать, а иногда и умение проигрывать, чувствовать локоть товарища.
- Формирование мужской и женской индивидуальности.
Бальный танец исполняется исключительно в паре. Одна из основных особенностей бального танца заключается в том, что его танцуют только в паре – мужчина и женщина. Образуя танцевальную пару, дети и подростки вынуждены проживать модель взаимоотношений «мужчина-женщина», «юноша-девушка», «мальчик-девочка», что готовит их к социальной адаптации во взрослой жизни. Спортивный танец через танцевальные упражнения, психологические тренинги, через выступления на соревнованиях воспитывает в мальчике галантность, бережное отношение к противоположному полу, заботу, ответственность, лидерские качества, а в девочке грацию, элегантность, красоту манер, все качества женственности.
- Изучаемые танцы –не «мертвы».
Бальный танец не являются чуждой, искусственной культурой. Он интегрировал огромное количество различных видов хореографии - от народного до современного танца, и стал танцем "всех времен и народов". На свадьбе, на выпускном балу, на дискотеке – эти танцы везде и всегда, «вне времен и национальностей».
Наряду с практическим освоением танцев, программа школы бального танца должна включать и лекции по истории танца, основам музыкальной грамоты, правилам этикета и культуре поведения, беседы о роли танца в общественной жизни, характере и технике исполнения различных танцев. С первых уроков следует воспитывать у обучающихся сознательное отношение к занятиям, собранность и дисциплину, начиная с внешнего вида обучающихся, умения правильно стоять, ходить, вежливо пригласить на танец.
А теперь, определившись с особенностям бальной хореографии, рассмотрим основные тезисы методики обучения.
Но сначала – плюсы и минусы других способов движения в хореографии и спорте.
Основные моменты классического танца, отличающие его от других видов хореографии – это выворотность, позиции ног, пластика рук, положение корпуса. В каждом из этих аспектов есть свои положительные и отрицательные стороны.
Цель выворотности – достичь увеличения амплитуды движения ноги. Суть в том, что при обычном (прямом) положении бедер высота отведения ноги в сторону не превышает 80 градусов, поскольку движение ограничивается бедренной шейкой, сталкивающейся с краем вертлужной впадины (см. анатомический атлас). При выворотной же позиции бедренная шейка скользит по краю вертлужной впадины, что дает возможность увеличить амплитуду движения ноги на высоту до 135 градусов. Однако, разворачивая бедра, мы нарушаем эстетику бального танца, уводя колени друг от друга. Таким образом, в спортивном танце позиции выворотные и невыворотные очень часто чередуются для того, что бы можно было использовать возможности тела и в то же время соблюсти особенности исполнения спортивного танца. В классике же выворотность сохраняется постоянно.
Позиции стоп в классике диктованы одним единственным условием – это оптимальные положения, при котором тело сохраняет устойчивую сбалансированность. Известно любому спортсмену, хореографу, физику, врачу, что самое устойчивое положение тело человека принимает тогда, когда вес тела равномерно распределен на обеих ногах. Устойчивость в танце способствует силе и скорости движения (поскольку присутствует очень прочный контакт с полом), что в конечном результате является залогом точного исполнения ритмического рисунка в бальном танце.
Законы движения рук в классическом танце универсальны для любых видов хореографии. Единственный недостаток – в классике руки отражают скорее мелодию, тогда как в спортивном танце все же огромное значение имеет ритмическое акцентирование, хотя для рук в бальном танце все же меньше ритмической работы, чем для ног и корпуса. Тем не менее, однозначно можно использовать классические позиции рук и пор-де-бра для бального танца – это очень украсит последний.
Положение корпуса в классическом танце: позвоночник все время удерживается в определенном положении с помощью мышц спины, пресса, ягодиц. Такое удерживание придает корпусу организованный, волевой вид, внушающий ощущение постоянной готовности к движению, внутренней силы. Однако в классике принято положение “4 точки” (два плеча, два бедра находятся всегда в одной плоскости), что неприемлемо для бального танца с его противоходными позициями и движениями. Тем не менее, сам принцип удерживания корпуса заслуживает внимания.
Кроме всех прочих преимуществ, классика обладает еще одним очень важным – математической выверенностью, точностью и логичностью линий, чего порой очень недостает бальному танцу.
Пост-модерн и джаз являются более прогрессивными видами пластики по сравнению с классикой, и несут в себе более глубокий потенциал с точки зрения развития возможностей человеческого тела как средства художественной и духовной выразительности – богаче лексика, свободнее пластика, отсутствие присущего классике консерватизма. Всеми этими “зернами” пост-модерна и джаза нельзя не обогатить бальный танец, чем сейчас многие и занимаются.
Характерный и народно-сценический танец незаменимы в плане воспитания в наших танцорах навыков сценического образа, актерского мастерства, передачи характера, свойственного каждому танцу в отдельности. Каждому режиссеру, психологу, хореографу, балетмейстеру известны практически все жесты, отражающие весь спектр эмоциональных состояний человека, взаимодействий его с окружающим миром – то, что в спортивных танцах практически не используется. Наши танцоры пытаются танцевать лицом, забывая о том, что танец – это, прежде всего, язык тела. И иначе чем кривлянием этот “танец лица” нельзя никак назвать, учитывая, как порой не соответствуют эмоции наших танцоров тем танцевальным наборам движений, которые они исполняют.
Вообще, все эти виды хореографии хороши уже тем, что в них четко поставлена цель движения, характер движения и четко отработан порядок обучения этому движению (методика), и уже этим они заслуживают глубокого анализа своих методик нашими (бальными) педагогами.
Нельзя не коснуться еще и постановочного искусства, поскольку в нем уже многие десятилетия существуют законы анализа музыки, построения композиции, использования площадки для достижения более грамотного, гармоничного, выразительного, эффектного сценического произведения. И речь идет не только о постановке секвея. Даже обычная конкурсная связка, в которой учтены вышеперечисленные аспекты, смотрится значительно выигрышнее “не поставленной” вариации.
В спорте, так же как и в хореографии, существуют методики треннинга, совершенствованные многими поколениями тренеров. В спортивном бальном танце с точки зрения спорта необходимо достичь сразу нескольких высот: скорость движения, сила, экономичность энергетических затрат, четкая координация и скорость реакции, гибкость и пластичность, выносливость, максимальный КПД работы мускулатуры, правильное дыхание, красивое мускулистое тело. На все эти аспекты найдется, по крайней мере, по одному виду спорта, направленного на их отработку. А некоторые виды спорта занимаются одновременно несколькими. Вот наиболее полезные для спортивного бального танца, с точки зрения исследования их методик, виды спорта: гимнастика, бег, восточные единоборства, бодибилдинг, шейпинг, фигурное катание, синхронное плавание.
Для педагогов, занимающихся спортивным бальным танцем, будут полезны основные тезисы методики “Out of beat” Мюнхенского хореографа Роберта Цахариаса:
Позиция и линии
- Равносторонний треугольник (расстояние между стопами равно длине ноги)
- Рабочая нога – длинная сторона треугольника
- Вес на рабочей ноге на выломанном подъеме
- Контроль пола – давление на выломанный подъем
- Подъем рабочей ноги выломан до отказа наверх и чуть в сторону
- Бедра сильно развернуты к длинной стороне (закрытие бедер)
- Длинная сторона сокращена за счет боковой контракции
- Двойной контрпрогиб позвоночника
- “Перегнутый лист” – компенсация движения
- Нейтральная позиция – возможность движения в любом направлении
- Параллельные линии в ногах и в паре между партнерами – лыжная дорожка
- Направления относительно сторон площадки – композиционное построение вариации
Ритм и движение
- Начало движения из затакта
- Танец балансом на музыкальный удар
- Подготовка движения на предыдущем такте – потенциальное движение
- Синхронное движение рук, ног, других частей тела – моноритм
- Полиритм – гармоническое движение частей тела в разном ритме
- Противодвижения корпуса, поворотов, ведения, подъемов, снижений, направлений – контрдвижение
- Контраст – резкая смена характера движения
- Приставка – рабочая нога на выломанном подъеме
- Приставки и браш по шестой позиции
- Смена ног через приставку в другую приставку – бесповоротный твист
- Повороты на опорной ноге
- Поворотный твист – приставка в повороте
- Пластика – результат проработки техники “Out of beat”
Ведение
- Пружинный метод ведения.
Заключение
Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать заключение о том, что бальный танец, являясь сложной синтетической деятельностью, оказывает влияние на развитие различных сторон личности ребенка. Танцевальная подготовка является эффективным средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, создает благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Занятия бальным танцем, как разновидность физической активности, позитивно влияют на различные психические процессы; сочетание физической тренировки и эстетического творчества благотворно сказывается на становлении гармоничной личности младшего школьника. Правильная организация педагогического процесса преподавания бальных танцев в начальной школе позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал младших школьников, содействовать более успешной адаптации детей к школе.
[1] Платон. Законы.
[2] Устав Всемирной организации здравоохранения, 1946 г.
[4] Платон. Законы.
[5] Семина Ирина Борисовна, https://doiso.ru/pluginfile.php/119081/mod_resource/content/0/5Психологические проблемы современных детей.pdf
[6] Платон. Государство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Спортивный бальный танец"
Образовательная программа "Спортивный бальный танец" расчитана на 5 лет обучения, для детей от 5 до 13 лет. Содержит разделы: пояснительная записка, тематические планы, содержание обучения и итоги раб...
образовательная программа "Спортивный бальный танец" для ДШИ
Эта программа поможет многим на базе ДШИ (отделения хореографии) открыть отделения бального танца. Я разработала и утвердила программу в 2004 году и успешно работаю до сих пор. За это время по да...
Рабочая программа "Историко-бытовой и современный бальный танец"
Рабочая программа "Историко-бытовой и современный бальный танец" расчитана на 7-ми летний срок обучения....
примерная Рабочая программа "Историко-бытовой и современный бальный танец"
рабочая программа предназначена для хореографических отделений ДШИ и ДМШ...
Рабочая программа "Спортивный бальный танец"
Спортивный бальный танец — это гармоничное развитие, всестороннее совершенствование двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия. Отличительной особенностью спорт...
Спортивный бальный танец
История происхождения медленного вальса, танца ча-ча-ча (основные движения, особенности)...
краткосрочная программа "Ритмика и бальный танец"
Краткосроная программа с использованием дистанционного обучения . Ознакомление с основами бальных танцев (медленный вальс, ча-ча-ча,самба)....