Система патриотического воспитания в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества» Киселёвского городского округа
рабочая программа

Копарник Юлия Юрьевна

Обобщение опыта  работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_koparnik_yu.yu_._g._kiselyovsk.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Структурное подразделение Кафедра проблем воспитания

и дополнительного образования

Система патриотического воспитания в  муниципальном бюджетном

учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества»

Киселёвского городского округа

Итоговая работа

Срок обучения с «24» 01. 2017г. по «04» 04. 2017г.

                              Исполнитель:

                                                                        Копарник Юлия Юрьевна, методист

                                                                          МБУ ДО «Дом детского творчества»

                                                                Киселёвский городской округ

                                                                         (контактный телефон. 89505879407;

                                                          адрес электронной почты:

                                                            koparnik.ppp1971@mail.ru)

                                          Консультант:

                                                                                         Афанасьева Ирина Владимировна,

 канд. культурологии, доцент 

 кафедры ПВ и ДО

Киселёвск 2017

Содержание

Пояснительная записка        ………………………...3

1. Организация городского юнармейского движения………………………5

2.Организация деятельности военно – патриотического объединения городской «Пост №1………….………………………………………………8

3.Профильный православный военно –патриотический лагерь «Витязь»…    10        

4. Результаты внедрения представленного опыта работы…………………12

5. Литература…………………………………………………………………14


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Дом детского творчества является инструктивно-методической площадкой в городе, осуществляющей  руководство и координацию  процессом патриотического воспитания среди общеобразовательных учреждений Киселёвского городского округа в пределах своих полномочий, способствует обеспечению эффективного функционирования системы патриотического воспитания в  целом в течение учебного года и во время летних каникул. Осуществляет межведомственное взаимодействие с общественными и государственными структурами. Итоговая работа – представление продукта педагогической деятельности, «Система патриотического воспитания в МБУ ДО ДДТ Киселевского городского округа»,  раскрывает одну из форм  направления деятельности учреждения.

      Содержание Итоговой работы определено основной идеей: систематизировать практический материал в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, с целью эффективного и целенаправленного внедрения представленного опыта работы в этом направлении.

Цель, представленного продукта педагогической деятельности: развитие системы патриотического воспитания в учреждении, посредством  обобщения и распространения педагогического опыта.

Реализуемые задачи:

  • представить собственный опыт профессиональной деятельности;
  • способствовать обмену эффективными педагогическими практиками, результативными методиками и технологиями.

      Инновационной составляющей итоговой работы является объединение указанных направлений на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России, духовности, развития нравственных качеств личности, что позволит не допустить духовного вакуума в сознании подрастающего поколения.

     Конечным результатом деятельности учреждения предполагается положительная динамика роста гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в учреждении и городе в целом, возрастание социальной активности детей, подростков и молодежи, преодоление экстремистских проявлений, возрождение духовности, что является неотъемлемым условием в процессе социализации личности подрастающего поколения. На сегодняшний день этим определяется актуальность и целесообразность Итоговой работы.

   Итоговая работа адресована методистам, педагогам дополнительного образования, заместителям директоров общеобразовательных учреждений по воспитательной работе, педагогам-организаторам с целью оказания практической помощи в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

       


  1. Организация городского юнармейского движения

    Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи - ведущее направление воспитательной работы  Дома детского творчества. Реализация этого направления осуществляется в соответствии с долгосрочной целевой программой учреждения  «Сыны Отечества» на 2016 -2020 годы (рассчитанной на детей от 7 до 18 лет), подпрограммами которой являются Программа деятельности православного военно-патриотического лагеря «Витязь» и Программа деятельности городского военно- патриотического объединения «Пост №1», представленными в Итоговой  работе.

    Постоянно совершенствуя систему патриотического воспитания, учреждение внедряет инновационные формы работы в этом направлении. Тому примером стала организация деятельности профильного православного военно-патриотического лагеря  «Витязь»,  на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Огонёк». Рабочие материалы функционирования лагеря вошли в Итоговую работу. Существуют и отличительные положительные особенности инновационного продукта в сравнении с существующими аналогами.

   Система патриотического воспитания, созданная в нашем учреждении, обеспечивает системность, последовательность и целенаправленность в организации и развитии гражданско-патриотического воспитания (в процессе деятельности городского Поста №1, организации и проведении  городского месячника оборонно-массовой работы»), военно-патриотического воспитания (развитие городского юнармейского движения, в процессе проведения городских смотров-конкурсов юнармейских команд, охватывающих все возрастные категории; деятельности городской юнармейской команды «Щит», представляющей учреждение на областных военно-патриотических играх «Во славу Отечества» и «Победа»), духовно- нравственного (в процессе функционирования православного военно- патриотического лагеря «Витязь»), героико-патриотического (реализации поисковой работы, оказание шефской помощи ветеранам войны и труда).        Активисты городского юнармейского движения продолжают волонтёрскую работу в рамках патриотического воспитания и в летние каникулы, таким образом, не прекращая свою деятельность, в течение года, охватывая детей, подростков и молодёжь  от 7 до 18 лет общей национальной идеей.

   Дом детского творчества выполняет роль  городской инструктивно – методической площадки, осуществляющей  руководство и координацию  процессом патриотического воспитания среди общеобразовательных учреждений Киселёвского городского округа в пределах своих полномочий, способствует  обеспечению эффективного функционирования системы патриотического воспитания в городе в  целом. Большую популярность в городе приобрело развитие юнармейского движения  среди 16 общеобразовательных учреждений. Дом детского творчества координирует работу 41 городского  военно - патриотического объединения,  сплотив в своих рядах юнармейские отряды, отряды командиров юнармейских команд школ города,  армейцев – инструкторов из числа активистов городского юнармейского движения, юнармейцев военно- патриотического объединения «ПОСТ №1». Сегодня, в рядах юнармейцев, Дом детского творчества объединил 690 человек, обучающихся разного возраста,  от 7 до 18 лет.

       Наиболее значимые мероприятия военно-патриотической направленности – ежегодные  3 этапа городских смотров – конкурсов юнармейских  команд, которые приобрели широкий масштаб среди разной возрастной категории учащихся. Городские  смотры - конкурсы обеспечивают: возможность на деле проверить себя, свою готовность стать защитником своих родных, своего Отечества; возродить лучшие традиции военно-спортивных игр; сохранить спортивный азарт и рыцарский дух бескорыстного поединка, стремление к объединению усилий во имя достижения обшей цели и овладению военно-прикладными навыками, необходимыми для будущего защитника России. Военно-спортивная игра — это ролевая игра с элементами «военизации», в которой присутствуют термины и понятия, применяемые в военном деле. Каждое объединение ребят  имеет свою форму одежды,  шеврон. В своих взаимоотношениях члены объединения используют элементы, взятые из «Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации» и «Строевого устава Вооружённых Сил Российской Федерации».

    Как результат проведения городских смотров – конкурсов юнармейских команд - отличные знания юнармейцев в различных областях: теоретической, строевой, физической, тактической, начальной военной, огневой, медико - санитарной подготовки. Армейцы владеют топографическими знаниями, общевоинскими знаниями, начальными навыками ведения рукопашного боя.                                              

     Подчёркивая актуальность и целесообразность работы в этом направлении, стоит отметить:

      На основании решения Президента Российской Федерации в нашей стране создаётся военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». Исходя из накопленного положительного опыта военно-патриотического воспитания молодёжи, Кемеровская область включена в число регионов, в которых созданы региональные отделения Движения. В состав регионального отделения Движения вошло военно-патриотическое объединение «Пост №1». В городе Киселёвске организовано местное отделение Движения, в руководящие органы которого входит автор Итоговой работы.  

  1. Организация деятельности военно – патриотического объединения городской «Пост №1»

      Высокую оценку своей деятельности  получило военно – патриотическое объединение  городской «Пост №1» - структурное подразделение Дома детского творчества. Деятельность военно – патриотического объединения «Пост №1» реализуется на основании Программы, концепции, локальных актов.

       «Пост № 1» у Вечного огня – своеобразный центр практической реализации системы героико – патриотического, интернационального, духовно - нравственного воспитания подростков и молодёжи города, что особенно актуально: Минуты Памяти, Уроки мужества и Славы, вечера встреч и воспоминаний с ветеранами войны и труда, изготовление сувениров, оказание шефской помощи и поисковая работа, конкурсы рисунков и поделок «Великой Победе посвящается» вот неполный список мероприятий, в которых воспитанники не только принимают  участие, но и сами являются  организаторами.

        Комплексная подготовка учащихся в объединении «Пост №1» включает в себя изучение учебных циклов:

- «Организация караульной службы»;

- «Строевая подготовка»;

- «История воинской Славы России»;

- «Основы военной службы»;

- «Основы огневой и тактической  подготовки»;

- «Военная топография»;

- «Медико – санитарная подготовка»;

- «Основы ведения рукопашного боя»;

- поисковую, проектную и исследовательскую деятельность.

     Реализуется система знаний, умений и навыков в процессе  практической деятельности обучающихся.

    Военно- патриотическое объединение «Пост №1» организует и проводит  ежегодно «Вахту памяти» у Вечного огня,  осуществляет шефскую помощь ветеранам войны и труда, ведёт поисковую работу; участвует в подготовке и проведении Дней Воинской славы России.

         В результате деятельности: совершенствуется год от года  организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность мероприятий патриотической направленности, используется потенциал  традиционной народной культуры,  библиотек, школьных и городского музеев, взаимодействие с общественными организациями (Совет ветеранов, ДОСААФ, Региональное отделение совет ветеранов Афганистана), муниципалитет, управление образования, военный комиссариат.  

     

  1. Профильный православный военно – патриотический

лагерь «Витязь»

  Духовно – нравственное воспитание – неотъемлемая часть патриотического воспитания. Ярким примером духовно – нравственного воспитания детей и подростков является деятельность православного военно - патриотического лагеря «Витязь». В процессе  профильных учебных занятий по огневой, строевой, тактической, медицинской, начальной военной, общественно – государственной подготовке и  духовно - нравственного воспитания на православных уроках при поддержке священнослужителей храма Божией матери «Скоропослушница» происходит формирование личности юнармейца.

      Юнармейцы  включаются в активную деятельность, посредством которой формируется система взаимодействия, происходит накопление опыта в организации подросткового досуга, в развитии лидерского потенциала и социальной активности. На сегодняшний день православный военно-патриотический лагерь «Витязь», сохраняя  лучшие традиции, большое значение при организации профильной смены отводит реализации принципа самоуправления. Самоуправление, вызывая к жизни инициативу, открывает неограниченные возможности для постоянного совершенствования детского коллектива и социальной активности каждого армейца. Командирами взводов, отделений, инструкторами – армейцами  в лагере являются активисты юнармейского движения из числа обучающихся военно –патриотического объединения «Пост №1» и городской юнармейской команды Дома детского творчества.

     Основной состав  – 50 человек - активисты городского юнармейского движения в возрасте от 7 до 17 лет.

     При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и опекаемым.

     В результате деятельности православного военно – патриотического лагеря  «Витязь» значительно повышается уровень гражданско – патриотического, духовно - нравственного воспитания учащихся,  социальной активности, развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями. 

    И как показатель эффективного развития   патриотического  воспитания - ежегодное  участие  юнармейцев  в областных Спартакиадах школьников Кемеровской области по военно - прикладным и техническим видам спорта, военно – спортивных играх «Победа», «Во славу Отечества».

  1. Результаты внедрения представленного опыта работы

       В ходе реализации патриотического воспитания стоит отметить: учреждению удалось добиться определённых положительных результатов в создании эффективных условий  социализации подростков  и межведомственного взаимодействия на примере организации деятельности профильного православного военно – патриотического лагеря «Витязь», военно- патриотического  объединения «Пост №1», городского юнармейского движения.

  1.  В  плане обеспечения инструктивно – методической помощи, изучения и обмена передового опыта в области патриотического воспитания осуществляется сотрудничество с областным Центром военно – патриотического воспитания.
  2. Для проведения эффективной  воспитательной работы патриотической направленности в течение учебного года и в летний период  налажено взаимодействие  с общественными организациями (Совет ветеранов,  Региональное отделение совет ветеранов Афганистана),  военный комиссариат, с представителями православной церкви.
  3. С целью  практического обучения детей и подростков основам безопасного жизнеобеспечения, действиям при возникновении  ГО и ЧС, оказанию первой медицинской помощи (на примере лагеря «Витязь») осуществляется межведомственное взаимодействие со службами экстренного реагирования: ГО  и ЧС, скорой помощи, службой спасения, городским отделом внутренних дел.
  4.  В рамках духовно – нравственного воспитания (на примере лагеря «Витязь») налажено взаимодействие с представителями православной церкви (знакомство с православной культурой, традициями русского народа, святынями и святыми России).

Педагогический опыт отмечен «Золотой медалью» Кузбасского образовательного форума «Экспо – Сибирь», 2015, в конкурсе «Инновации в образовании».        

 С целью обмена и обобщения передового опыта работы на Международную выставку – ярмарку «Экспо – Сибирь» были представлены методические материалы « Организационно – методические составляющие деятельности православного военно – патриотического лагеря «Витязь», представленные на конкурс «Инновации в образовании» в номинации «Инновации в воспитании» в рамках Кузбасского образовательного форума – 2016, где  были удостоены Диплома. На Кузбасской ярмарке «Образование. Карьера. Занятость» это же методическое пособие  - удостоено «Бронзовой  медали».

     В результате такого рода деятельности, направленной на межведомственное взаимодействие всех участников образовательного процесса в сфере дополнительного образования, создаются эффективные условия социализации подростков, наблюдается положительная динамика роста патриотического воспитания в учреждении и  городе в целом, возрастание социальной активности детей,  и молодежи, преодоление экстремистских проявлений, возрождение духовности.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / Российская газета, 31.12.2012 г., № 5976.

2. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И. А. Агапова // - М: Айрис – пресс, 2009. - 48 с.

3. Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение гражданина культуры и нравственности [Текст] / Е.В. Бондаревская // - М: Просвещение, 2011. – 102 с.

4.Быкова,  А.Н.  Патриотически - ориентированное образование методология, теория, практика [Текст] /  А.Н. Быкова // - М: Просвещение,  2009. - 223 с.

5.Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание организационное обеспечение, механизм и структура управления [Текст] / А. Н. Вырщиков // - Волгоград: Издатель, 2013.- 144 с.

6.Вырщиков, А.Н. Концептуальные основы патриотически- ориентированного образования: монография. [Текст] / А. Н. Вырщиков // - Волгоград: Издатель, 2013. - 112 с.

7.Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст] : учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.

8.Политический словарь [Электронный ресурс) / Всловаре. - Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/politicheskiij-slovar/patriotizm/31124. свободный. - Загл. с экрана. - Яз.рус.

9.Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.-сос. Н.И. Пантина и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 204 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация «Изучение с детьми особенностей явлений природы» (для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов)

Непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей ведётся в МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет. Одним из направлений изуче...

Педагогический совет «Система патриотического воспитания в современных условиях»

В методической разработке показан структура и содержание педсовета....

Система патриотического воспитания в педагогике казачества

Методическая разработка классного часа...

РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Статья посвящена роли хореографического искусства в процессе воспитания патриотических ценностей в современном мире...

Система патриотического воспитания студентов СПО.

Сущностные характеристики системы патриотического воспитания студентов в образовательной организации СПО....

Инновации и традиции в системе патриотического воспитания молодёжи на примере профессии "Повар"

Как можно воспитать молодёжь патриотически, на примере традиций по профессии "Повар"...