РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
статья на тему
Статья посвящена роли хореографического искусства в процессе воспитания патриотических ценностей в современном мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Детская школа искусств №9
Статья
«РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
подготовила
преподаватель хореографии
Мурыгина Галина Петровна
г. Курск
201
Одной из основных задач воспитания детей является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается уже с картинки, слышимой музыки, окружающей природы, жизни знакомых улиц. Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. У писателя Виктора Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».
Патриотическое воспитание – это процесс, который должен пронизывать все слои становления и развития человека. Патриотизм немыслим без нравственности, ответственности, любви. А все это должно быть каждодневной, ежечасной заботой современного общества. В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К.Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания»), С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая («Родной дом»), Е.В.Соловьёва, Л.И.Царенко («Наследие»), О.Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н.В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников»), Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.
Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников. Хореография – искусство синтетическое, в нем музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. Графичность поз и положений танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Это позволяет использовать хореографию как средство воспитания широкого профиля. Обращаясь к танцевальной культуре, человек проходит школу духовного, музыкально-танцевального воспитания. Хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления нравственно-патриотического воспитания. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.
Целью данной работы является определение роли русского народного танца в системе патриотического воспитания детей и молодежи.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время система патриотического воспитания подрастающего поколения требует совершенствования и системности, для соответствия новым реалиям.
Глава 1. Проблема патриотических ценностей в современном мире
Русский патриотизм всегда отличался от всякого иного своей беспредельной и безусловной, то есть не требующей ничего взамен, верностью государству. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям.
В настоящее время, в период глубокого раскола российского общества и естественного отсутствия единой государственной идеологии, нет и единого понимания патриотизма. Тем не менее, сейчас в российском обществе сложилась ситуация, при которой у молодежи наблюдается всплеск национальных, гражданских, патриотических чувств. По данным лаборатории политических исследований ВШЭ на 2015 год, 75% россиян считают себя патриотами. В 2006 году этот показатель составлял лишь 57%. Эта ситуация во многом является уникальной и резко контрастирует с показателями начала 1990-х гг., когда многие стыдились, что живут в России, и стремились покинуть родную страну. Эксперты объясняют небывалый патриотический подъем у россиян и рекордный рейтинг Президента успешным проведением Олимпиады в Сочи и присоединением Крыма к России. Именно культурные или спортивные события чаще всего становятся поводом для неоспоримой гордости россиян за свою страну, за свои силы, таланты, способности и достижения. Балет, литература или фигурное катание способны объединить всех без исключения людей в едином патриотическом порыве. У людей появляется то, чем можно гордиться. В России единение вокруг знаковых фигур культуры и спорта особенно ярко выражено среди всех европейских стран, потому что наша страна в каждом отдельном случае старается доказать свою уникальность в целом, а не просто талант какого-то одного русского.
Таким образом, на сегодняшний день сложилась ситуация, в которой формирование и воспитание у молодежи патриотических чувств может принести ощутимые результаты. Однако настойчивая догматическая пропаганда патриотизма не добьется своих целей, в то время как через прекрасное, в особенности через хореографическое искусство, отражающее окружающую жизнь в художественных образах, процесс патриотического воспитания подрастающего поколения может значительно ускориться.
Глава 2. Патриотическое воспитание детей в настоящее время.
В настоящее время Россия переживает непростой период своего развития – период духовного, ценностного кризиса. Стремительность процесса цивилизации в будущем грозит такими серьезными кризисами, как потеря духовности, невосприимчивость к культурному наследию, человеческая разобщенность и др. Информационный взрыв лишь на поверхностном своем уровне предстает как прогресс цивилизации. Преобладание чисто внешних соприкосновений-контактов, лишенных коммуникативной полноты и искренности, относится к числу существеннейших и коренных пороков человечества. Находясь вне общества, вне постоянного и всестороннего взаимодействия с окружающим миром, индивид не способен перерасти в личность, стать человеком культуры. Молодое поколение особенно остро реагирует на напряженную, социально и экономически неустойчивую обстановку, чем и обусловлен рост отклонений в личностном развитии молодых людей. А именно дети являются тем звеном, через которое практически реализуется преемственность поколений, происходит накопление производственного опыта и интеллектуального потенциала общества.
Особое место в социализации подрастающего поколения, формировании и развитии духовно-нравственной сферы личности ребенка, в том числе, чувства патриотизма, занимает семья. Через семью ребенок должен приобретать чувство любви к Родине, получать генетическую связь поколений, ментальность народов в оригинальном сочетании с их этническими и религиозными особенностями. Однако на практике видно, что большинство современных семей более ориентированы на удовлетворение материальных потребностей, чем на нравственное воспитание детей. А ведь семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций. Счастье семьи - счастье и благополучие народа. В формировании культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом воспитания. Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что они имеют наглядно-образное мышление, поэтому необходимо использовать наглядные предметы и материалы.
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнения и суждения порой заслуживают уважения. В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Чувство Родины начинается у ребенка с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В последние годы государство стало уделять немало внимания воспитанию детей, так например, была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 5.10.10 г №795 федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.». Все это, безусловно, дает свои результаты, способствуя формированию гражданских и патриотических качеств молодого поколения. Однако принимаемых мер недостаточно. В условиях социального расслоения, экономического кризиса и отсутствия общей идеологии получили развитие такие негативные проявления, как националистические настроения, втягивающие в свою орбиту молодое поколение. Разрешить возникший клубок проблем можно благодаря разработке грамотной политики в сфере патриотического воспитания.
Воспитание гражданина и патриота, осознающего цели и задачи жизнедеятельности личности, общества и государства, их роли в культурно-историческом развитии, способного к сохранению и приумножению духовно-нравственных ценностей, традиций и достижений своего Отечества, является одной из приоритетных задач, без выполнения которой невозможно возрождение величия и будущее России.
3. Воспитательная роль хореографического искусства.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Через самобытные черты искусства того или иного народа проявляется тема Родины в песне, музыке, танце. Вот почему изучение национального искусства ненавязчиво прививает молодым людям чувство любви к родине, к своему народу – гражданско-патриотические чувства. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков. Пытливое, чуткое ко всему родному, любящее свою историю, стремящееся не оторваться от глубинных её истоков подрастающее поколение – надежда России на то, что тысячелетние народные традиции будут сохраняться, передаваясь из поколения в поколение.
Выдающийся танцор М. Эсамбаев, имевший в своем репертуаре танцы разных народов мира, отмечал: «Для меня узнать народ - значит узнать его танец, рожденный выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа. Танцы, которые издревле живут в народе, - подлинная энциклопедия жизни. В каком бы далеком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа, вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их национального характера». Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице – малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Постижение и осмысление прошлого является одним из факторов патриотического воспитания детей через приобщение к истокам народной культуры, к духовной жизни.
Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, песенное творчество и танцевальное искусство. Знакомство с культурой русского народа способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовность. У А.С. Пушкина есть такая мысль: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». С древних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают и завораживают, заставляют переживать или радоваться, словом, не оставляют равнодушными никого. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.
Русский народный танец получил наибольшее распространение и развитие. Он разнообразен. Его название может складывается по одноименной народной песне ("Камаринская", "Сени"), по количеству танцоров ("Парная", "Четверка"), название может определять рисунок танца ("Плетень", "Воротца"). Однако всем русским народным танцам свойственны общие черты: это жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и широта движений в сочетании с немалым чувством собственного достоинства в танце. Знакомство с культурой русского народа способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовность. Здесь особенно важен практический показ элементов педагогом и просмотр номеров известных ансамблей народного танца: государственного ансамбля танца «Березка», государственного ансамбля имени И. Моисеева и др. М. П. Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации». Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, знание культуры своего народа, воспитывает преданность и любовь к Отечеству, в том числе к своей малой Родине.
В заключение можно сделать выводы о том, что сегодня, как никогда актуальна проблема патриотического воспитания детей, сохранения русской нации и других народов России, сбережения культурного наследия, уважения к национально-патриотическому прошлому. Одно из самых выразительных и действенных средств патриотического воспитания – это введение ребенка в мир культуры и истории Родины через хореографическое искусство.
Танец отражает жизнь людей во всех ее проявлениях, создает красоту разнообразными средствами (пластическими и музыкальными, динамическими и ритмическими, зримыми и слышимыми), оказывает серьезное воздействие на духовно-нравственное состояние общества, располагая весьма мощным механизмом эмоционального воздействия на личность ребенка, на выработку у него высочайшей гражданственности и ответственности за судьбу Родины.
Соприкасаясь с народным искусством и традициями, дети духовно обогащаются, у них появляется интерес к истории, культуре и истокам своего народа. Хореографические коллективы решают определённую социальную задачу, гармонично развивая каждого участника духовно и физически. Полученное с детства эстетическое и нравственное воспитание сыграет несравненную положительную роль в его жизни. То, что было истинно великим, останется великим навсегда. Заботясь о культурном и нравственном воспитании детей, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа. А воспитание патриотизма, гражданственности, неравнодушия, активности молодого поколения — необходимое и достаточное условие возрождения России как великого процветающего государства.
Список использованных источников.
1. Баранов Н.А. Патриотизм в системе общероссийских ценностей [Текст] / Н.А. Баранов // Материалы межвузовской научной конференции 10 декабря 2002 г. - СПб.: БГТУ, 2003. - С.50-53
2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с. 3. Боякова, Е.В. Художественное развитие детей [Электронный ресурс] / Е.В. Боякова // Электронный научный журнал "Педагогика искусства". – 2011. - № 1. – Режим доступа: http://www.art-education.ru 4. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография [Текст] / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с. 5. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание [Текст] / - А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. - 119 с.
6. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии [Текст] / К.Я. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. – 364 с. 7. Григорович, Ю.Н. Балет. Энциклопедия [Текст] / под ред. Ю.Н. Григоровича. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 623 с. 8. Иванова, С.Ю., Лутовинов, В.И. Современный российский патриотизм [Текст] / С.Ю.Иванова, В.И. Лутовинов. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - 320 с.
9. Кива, А. Национальная идея - обруч нации [Текст] / А. Кива. – М.: Ориентир,1996. - № 12. - С. 32.
10. Кольцова, В.А., Соснин, В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе [Текст] / В.А. Кольцова, В.А. Соснин // Психологический журнал. - 2005. - № 4. - С. 89-97.
11. Конорова, Е. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства [Текст] / Е. Конорова. - М.: Просвещение, 2000. – 60 с. 12. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: основания культурно-исторического подхода. Ч. I. Дубна, 1997. – 174с. 13. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений [Текст]: т. 37 / В.И. Ленин. – 5-е изд. – М.: Изд-во политической литературы, 1969, С. 190. 14. Лобов, В.Н. О долге и чести воинской в Российской армии: Собрание материалов, документов и статей [Текст] / Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников: Под ред. В.Н. Лобова. - М.: Воениздат, 1990. - С.26. 15. Лутовинов, В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления [Текст] / В.И. Лутовинов // Studia Humanitatis. – 2013. - № 2. – 27 с. 16. Малышева, Е. Память о войне [Электронный ресурс] / Е. Малышева // Журнал «Москва». - 2014. – май. – Режим доступа: http://www.moskvam.ru/publications/publication_1105.html 17. Матюшкин, Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. – 160 с.
18. В.С. Мухин, Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия/Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2001. – 624 с.
19. Нестеров, Ф. Связь времен [Текст] / Ф. Нестеров. - М.: Изд-во «Молодая Гвардия» – 1987. – 239 с.
20. Пасютинская, В. М. Волшебный мир танца [Текст] /В. М. Пасютинская. - М.: Просвещение, 1985. – 223 с.
21. Путин, В.В. О патриотическом воспитании [Электронный ресурс] / В.В. Путин // - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=135Pmj3ggZE 22. Пуртова, Т.В., Беликова, А.Н., Кветная, О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.
23. Реан, А.А. Психология детства [Текст]: Практикум. / Под ред. А.А. Реана. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. – 224 с.
24. Розанов, В.В. Уединенное [Текст]: т. 2. / В.В. Розанов. - М.: Правда, 1990. - С.117.
25. Ротерс, Т. Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика [Текст] / Т. Ротерс. - М.: Просвещение. - 1989. – 175 с. 26. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко // НИИ школьных технологий. - Серия: Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006. – С. 816. 27. Сикевич, З.В. Национальное самосознание русских [Текст]: Учебное пособие / З.В. Сикевич. - М.: Механик, 1996. - 208 с. 28. Слонимский, Ю. В честь танца [Текст] / Ю. Слонимский. - М.: Искусство, 1988. - 402 с.
29. Троицкий, В.Ю. О патриотическом воспитании [Электронный ресурс] / В.Ю. Троицкий // Русский Вестник. – 2004. - №16. – Режим доступа: http://www.rv.ru/content.php3?id=5173 30. Устинова, Т.А. Русский народный танец [Текст] / Т.А. Устинова. - М.: Искусство, 1976. - 152 с.
31. Устинова, Т.А. Беречь красоту русского народного танца [Текст] / Т.А. Устинова. - М.: Молодая гвардия, 1959. – 112 с. 32. Цинченко, Г.М. Роль семьи в формировании патриотизма у подрастающего поколения [Электронный ресурс] / Г.М. Цинченко // - Режим доступа: http//ms-solutions.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации «Постановка русского народного танца с детьми дошкольного возраста»
Методические рекомендации разработаны для музыкальных руководителей, хореографов ДОУ....
Педагогический совет «Система патриотического воспитания в современных условиях»
В методической разработке показан структура и содержание педсовета....
Роль музея Боевой славы в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов (на примере музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»)
В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музе...
Электронная презентация "Элементы русского народного танца"
Электронная презентация "Элементы русского народного танца" по МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом...
Система патриотического воспитания в педагогике казачества
Методическая разработка классного часа...
ВКР: Русские народные сказки как средство полоролевого воспитания детей шестого года жизни
В опытно - эксперементальной работе по теме:"Русские народные сказки как средство полоролевого воспитания детей шестого года жизни" подтверждается ...
Система патриотического воспитания студентов СПО.
Сущностные характеристики системы патриотического воспитания студентов в образовательной организации СПО....