Рекомендации для преподавателей по проведению открытого внеаудиторного занятия по теме «Здоровый ребенок – это будущее нашего поколения»
методическая разработка

Иевлева Ольга Дмитриевна

Рекомендации для преподавателей по проведению открытого внеаудиторного занятия – КВН по теме «Здоровый ребенок – это будущее нашего поколения» составлены в соответствии с рабочей программой по   дисциплине «Здоровый человек и его окружение с добавлением специальных конкурсов и заданий для студентов 2-го курса отделения «Лечебное дело».

Данный методический материал может быть полезен для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения занятий, и поможет им разнообразить занятия, повысить результативность усвоения знаний, уровень профессиональной компетентности будущих фельдшеров по одному из наиболее важных разделов «Сохранение здоровья детей и подростков» дисциплины «Здоровый человек и его окружение».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для преподавателей по проведению открытого внеаудиторного занятия по теме «Здоровый ребенок – это будущее нашего поколения»

Автор О.Д. Иевлева,  преподаватель

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Ухтинский медицинский колледж»

Тема: «Здоровый ребенок – это будущее нашего покения»

Дисциплина: «Здоровый человек и его окружение. Раздел: «Сохранение здоровья детей и подростков»  

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

Курс: 2

Вид занятия: КВН

Тип занятия: контроль знаний, обобщение знаний.

Форма проведения занятия: внеклассное мероприятие.

Место проведения занятия: учебная аудитория ГПОУ «УМК.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Участники: студенты, преподаватели, болельщики. 

Пояснительная записка

Рекомендации для преподавателей по проведению открытого внеаудиторного занятия – КВН по теме «Здоровый ребенок – это будущее нашего поколения» составлены в соответствии с рабочей программой по   дисциплине «Здоровый человек и его окружение с добавлением специальных конкурсов и заданий для студентов 2-го курса отделения «Лечебное дело».

Занятие в виде КВН – это один из активных методов учебно-воспитательной работы во внеаудиторное время. Такая форма занятия способствует развитию мышления, вызывает интерес к изучаемому материалу, повышает мотивацию к обучению, способствует более прочному усвоению учебного материала, развивая сообразительность, находчивость, умение ориентироваться в конкретной ситуации. Создаются условия для реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Данный методический материал может быть полезен для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения занятий, и поможет им разнообразить занятия, повысить результативность усвоения знаний, уровень профессиональной компетентности будущих фельдшеров по одному из наиболее важных разделов «Сохранение здоровья детей и подростков» дисциплины «Здоровый человек и его окружение».

Формируемые компетенции

ПК 4.1 Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

ПК 4.2 Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.

ПК 4.3 Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК.4.4 Проводить диагностику групп здоровья.

ПК4.6Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК 4.7 Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 4.9 Оформлять медицинскую документацию.

ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного

выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК.12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, учебной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК.13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Цели занятия

Учебная

  • Контроль, закрепление, и обобщение теоретических знаний и практических умений, полученных в результате изучения дисциплины «Здоровый человек и его окружение. Раздел: «Сохранение здоровья детей и подростков»;
  • повышение интереса студентов к изучаемому материалу путём разнообразия форм проведения занятий;
  • привитие умений и навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации.

Развивающая

  • развитие логического и клинического мышления, памяти, привычки учебного труда: готовность к занятию, организованность;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в процессе использования различных источников информации;
  • развитие умения обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;
  • развитие внимательности, наблюдательности и умения выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов;
  • развитие способности находить связь и закономерность с ранее изученным материалом, использовать межпредметные связи.
  • совершенствование навыков коммутативного общения (умение слушать других, навык самоконтроля и взаимоконтроля, публичных выступлений). 
    Воспитательная
  • формирование ориентации учащихся на высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов среднего звена;
  • привитие добросовестного отношения к труду, ответственности за порученное дело;
  • формирование интереса к профессии, чувство значимости выбранной профессии ;
  • формирование готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, воспитание умения работать в команде;
  • формирование профессионально-значимых качеств (внимание, чуткость, тактичность, милосердие, ответственность, дисциплинированность, стремление к самообразованию, творческий подход к решению задачи);
  • выявление и поощрение наиболее мотивированных, ответственных, подготовленных студентов.    

Ожидаемый результат знаний

обучающийся должен знать:

  • характеристику периодов детского возраста;
  • понятие о дородовых патронажах, цели и сроки патронажей;
  • АФО и психологические особенности ребёнка в разные периоды жизни;
  • правила оценки физического и нервно- психического развития ребёнка в разные периоды жизни;
  • основные потребности детей в разные периоды жизни;

и способы их удовлетворения. Возможные проблемы и пути решения их;

  • виды вскармливания;
  • принципы рационального и диетического питания детей в разные периоды жизни;
  • виды и значение массажа;
  • особенности подготовки и адаптации детей к ДДУ, школе.

обучающийся должен уметь:

  • обучать родителей особенностям сохранения и укрепления здоровья детей в разные возрастные периоды; 
  • оценить состояние доношенности новорожденного;
  • оценить физическое, нервно-психическое развитие ребёнка в различные периоды жизни;
  • консультировать родителей по вопросам рационального и диетического питания в различные периоды жизни;
  • составить меню для ребёнка 1-го жизни;
  • составить схемы закаливающих мероприятий детям разного возраста;
  • провести беседу с родителями по уходу, вскармливанию, закаливанию   ребёнка   и подготовке его к ДДУ, школе.

Мотивация

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Поэтому вопросам сохранения и укрепления здоровья детей уделяется пристальное внимание.

На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. Состояние здоровья подрастающего поколения во всех возрастных группах скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве будущих поколений. Формирование здорового поколения – это одна из главных стратегических задач развития страны. И от того, как будет организован уход и наблюдение за ребёнком, зависит будущее здоровье наших детей.

Особая роль в этом вопросе принадлежит медицинским работникам, для которых охрана здоровья населения – профессиональный долг.

Современные образовательные технологии, используемые на занятии:

  • личностно – ориентированные технологии
  • игровые технологии
  • групповые технологии
  • технология проблемного обучения
  • технология критического  мышления («мозговая атака», групповая дискуссия)
  • здоровьесберегающие технологии

Оснащение занятия

  • праздничное оформление аудитории;  
  • стулья и столы для участников КВН, преподавателей, гостей, жюри;
  • мультимедийный проектор, экран, ноутбук, колонки;
  • столы пеленальные;
  • весы детские (лотковые, электронные);
  • ростомер горизонтальный;
  • куклы - фантомы новорожденного ребенка;
  • распашонки, пеленки;
  • детская ванна;
  • учебно-программная документация (Рабочая программа, календарно-тематический план, методическая разработка открытого урока - зачетного занятия - КВН по дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел «Сохранение здоровья детей и подростков»);  
  • тесты, задачи;
  • карточки с проблемными ситуациями, карточки с ролями;
  • творческие работы студентов (санбюллетени, буклеты, памятки доя родителей, кроссворды и т.д.) по теме ««Периоды детского возраста»;                
  • оценочный лист

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

 1. Прочитать конспект лекций, записи дневника.

 2. Прочитать учебники:

     - Н.Г. Севостьянова «Здоровый ребенок». Москва 2005г.

     - Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева ГИ..Педиатрия. Минск, Высш.школа, 2003г.

     - «Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные  

     периоды» под редакцией В.Г. Кучмы, В.Н. Серова. Москва 2002г.

3. Ответить на опорные вопросы по теме:

  1. Основные показатели статистики населения, показатели арактеризующие здоровье населения, показатель детской смертности, формулы расчета.
  2. Внутриутробный период, его фазы. Краткая характеристика, продолжительность, анатомо-физиологические способности.
  3. Сроки и цели дородовых патронажей.
  4. Период новорожденности. Краткая характеристика, продолжительность, анатомо-физиологические особенности.
  5. Физиологические (пограничные) состояния новорожденных.
  6. Недоношенный ребенок. Причины недоношенности. Морфологические и функциональные признаки недоношенных. Принципы выхаживания.
  7. Период грудного возраста. Краткая характеристика, продолжительность, анатомо-физиологические особенности.
  8. Физическое и нервно-психическое развитие детей до года.
  9. Понятие о гармоничном развитии.
  10. Естественное вскармливание. Его преимущества. Первое прикладывание к груди.
  11. Смешанное вскармливание. Понятие о докорме, правила введения.
  12. Гипогалактия: понятие, профилактика, лечение.
  13. Искусственное вскармливание. Виды смесей.
  14. Расчет объема питания.
  15. Режим питания.
  16. Корригирующие добавки, прикорм: понятие, сроки введения.
  17. Период молочных зубов. Краткая характеристика, продолжительность, анатомо-физиологические особенности.
  18. Особенности вскармливания периода молочных зубов.
  19. Физическое и нервно-психическое развитие периода молочных зубов  
  20. Период младшего школьного возраста. Краткая характеристика, продолжительность, анатомо-физиологические особенности
  21. Период старшего школьного возраста. Краткая характеристика, продолжительность, анатомо-физиологические особенности
  22. Группы здоровья, группы риска.

4.  Отработать практические навыки:

  • проведение первого туалета новорожденного
  • проведение утреннего туалета новорожденного
  • обработка пупочной культи и пупочной ранки
  • проведение антропометрии
  • пеленание (открытое, закрытое, широкое)
  • кормление ребенка через зонд
  • проведение гигиенической ванны
  • кормление ребенка из бутылочки
  • обработка сосок и бутылочек
  • контрольное кормление
  • уход за кувезом.

5. Подготовить домашнее задание к КВН:

  • приветствие (команды должны представить себя, название, девиз, приветствие жюри, соперников, зрителей);
  •          прославление дисциплины «Здоровый человек и его окружение. Раздел: «Сохранение здоровья детей и подростков» (команды в произвольной форме должны; прославить дисциплину «Здоровый человек и его окружение. Раздел: «Сохранение здоровья детей и подростков», раскрывая сущность раздела дисциплины);
  •   музыкальный конкурс» - «Если хочешь быть здоров» (в шуточной форме команды должны спеть о том, как сохранить и укрепить здоровье детей в разные возрастные периоды).  

Ход занятия с распределением времени

№ п/п

Ход конкурса

Время

Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Проверка присутствующих на занятии,  готовности аудитории и студентов к занятию.

3 мин.

 Создание деловой обстановки на занятии, установка на практическую деятельность. Формирование дисциплинированности. Мобилизация внимания. Подготовка к работе.

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.

Сообщение темы, целей, задач занятия, разъяснение актуальности темы.  

3 мин.

Осуществление психологического настроя к учебной деятельности.

Формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности. Активизация познавательной деятельности студентов.

3.

Вводный инструктаж порядка проведения занятия

Знакомство с ходом КВН, критериями оценивания каждого этапа КВН.

5 мин.

Создание целостного представления о занятии. Ориентировка на точный выбор действий, чёткую последовательность в выполнении заданий.

4.

1-ый этап КВН  - приветствие

7 мин.

Определение уровня творческого подхода к выполнению задания. Активизация творческой самостоятельной деятельности студентов, активности, инициативности. Совершенствование навыков работы малыми группами.

5.

2-ый этап КВН - разминка

Конкурс на знание медицинских понятий по теме.

7 мин

Активизация мыслительной деятельности.  Определение уровня теоретических знаний.

6.

3 этап КВН  - домашнее задание. Прославление дисциплины «Здоровый человек и его окружение. Раздел: «Сохранение здоровья детей и подростков»

10 мин.

Проведение контроля самостоятельной внеаудиторной работы. Активизация познавательной, творческой деятельности студентов, активности, инициативности. Совершенствование навыков работы малыми группами.

7.

4  этап  КВН - теоретический конкурс. Выполнение тестовых  заданий и решение задач по всем темам раздела дисциплины.

20 мин

Активизация мыслительной деятельности.  Определение уровня теоретических знаний, оценка степени подготовки к занятию.

8.

5 этап  КВН. Выполнение студентами манипуляции «Пеленание новорожденного закрытым способом».

5 мин.

Определение умения и профессионализма в выполнении манипуляции «Пеленание новорожденного закрытым способом».

9.

6 этап  КВН –  домашнее задание

«Музыкальный конкурс» - «Если хочешь быть здоров».

5 мин.

Определение уровня творческого подхода к выполнению заданий. Выявление уровня теоретических знаний. Активизация творческой самостоятельной деятельности студентов Совершенствование навыков работы малыми группами.

10.

7-й этап КВН  «На приеме у врача» 

Команды по очереди выполняют задания по предложенной ситуации  с элементами деловой игры.

10 мин.

Воспроизведение пройденного материала в игровой форме. Моделирование профессиональной деятельности. Выявление уровня теоретических знаний и практических умений, Активизация мыслительной деятельности.  Соблюдение этико-деонтологических норм поведения при общении  с пациентом.

11.

8  этап  КВН - конкурс «Что бы это значило?»

Команды по очереди пантомимой  показывают выполнение манипуляции, а другая команда отгадывает, что изображает соперник.

10 мин.

Определение уровня творческого подхода к выполнению задания. Совершенствование навыков работы малыми группами. Активизация познавательной, творческой деятельности студентов, активности.

12.

Заключительная

часть.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

5 мин.

Определение эффективности

занятия с использованием моделирования профессиональной деятельности, игровой, групповой, личностно – ориентированной технологий.

Развитие умения у учащихся анализировать свои ошибки, находить пути их устранения, совершенствовать свои знания. Воспитание умения выслушивать критику. Отработка навыков учебной дискуссии. Объективная оценка организации учебного процесса и своего участия в нём.

Список использованных источников

  1. Тульчинская В.А. Здоровый ребенок. _Ростов н/Дону: Феникс, 2006
  2. Качаровсккая Е.В., Лютикова О.К. Сестринское дело в педиатрии: практическое руководство для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009
  3. Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2009
  4. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями М.: «ГЭОТАР-Медиа» 2014
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело от 12.05.2014
  6. Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.skachatreferat.ru/referaty/Оценка-Состояния-Здоровья-Детей-и-Подростков/446569.html
  7. Влияние ЗОЖ семьи на формирование личности ребёнка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link_id=105669&cf_id=24  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для преподавателей по проведению семинара по теме «Сестринская помощь при болезнях новорожденных».

    Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Сестринская помощь при болезнях новорожденных» составлен в соответствии с рабочей программой и ориентирован на...

Рекомендации для преподавателей по проведению семинара по теме «Сестринская помощь при асфиксии и гемолитической болезни новорожденных»

    Учебно-методический материал для преподавателей по теме  «Сестринская помощь при асфиксии и  гемолитической болезни новорожденных составлен в соответствии с рабоче...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекционного занятия «Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды»

Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды» составлен в соответствии с действующей рабочей программой по   д...

Методическая разработка открытого внеклассного занятия по теме «Герои нашего времени. Елизавета Петровна Глинка»

Медицина – это совершенно особая область человеческих знаний: так как она объединяет науку и ценности, не имеющие ничего общего с наукой. В основе профессиональной деятельности медицинского рабо...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекционного занятия «Пропедевтика клинических дисциплин «Введение»

Пропедевтика клинических дисциплин является одним из базовых предметов в системе среднего медицинского образования.Термин «пропедевтика» происходит от греч. propaideyō (обучаю предвар...

ОУД.07."ОБЖ" ТЗ№20.Тема. Здоровье родителей и будущего ребенка

Рождение человека было и всегда будет одним из самых удивительных и значимых событий. Однако для того, чтобы произвести на свет здорового малыша и вырастить достойного человека, который оправдает наде...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей по проведению практического занятия на тему: «Обучение техники скандинавской ходьбы» по учебной дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности 34.02.01. Сестринское дело (на базе среднего общего

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОГСЭ.04 «Физическая культура общего гуманитарного и социально-экономического цикла&raqu...