Рекомендации для преподавателей по проведению открытого внеаудиторного занятия по теме «Здоровый ребенок – это будущее нашего поколения»
методическая разработка
Рекомендации для преподавателей по проведению открытого внеаудиторного занятия – КВН по теме «Здоровый ребенок – это будущее нашего поколения» составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Здоровый человек и его окружение с добавлением специальных конкурсов и заданий для студентов 2-го курса отделения «Лечебное дело».
Данный методический материал может быть полезен для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения занятий, и поможет им разнообразить занятия, повысить результативность усвоения знаний, уровень профессиональной компетентности будущих фельдшеров по одному из наиболее важных разделов «Сохранение здоровья детей и подростков» дисциплины «Здоровый человек и его окружение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_zdorovyy_rebenok_-_eto_budushchee_nashego_pokoleniya.docx | 39.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для преподавателей по проведению открытого внеаудиторного занятия по теме «Здоровый ребенок – это будущее нашего поколения»
Автор О.Д. Иевлева, преподаватель
государственное профессиональное образовательное учреждение
«Ухтинский медицинский колледж»
Тема: «Здоровый ребенок – это будущее нашего покения»
Дисциплина: «Здоровый человек и его окружение. Раздел: «Сохранение здоровья детей и подростков»
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Курс: 2
Вид занятия: КВН
Тип занятия: контроль знаний, обобщение знаний.
Форма проведения занятия: внеклассное мероприятие.
Место проведения занятия: учебная аудитория ГПОУ «УМК.
Продолжительность занятия: 90 мин.
Участники: студенты, преподаватели, болельщики.
Пояснительная записка
Рекомендации для преподавателей по проведению открытого внеаудиторного занятия – КВН по теме «Здоровый ребенок – это будущее нашего поколения» составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Здоровый человек и его окружение с добавлением специальных конкурсов и заданий для студентов 2-го курса отделения «Лечебное дело».
Занятие в виде КВН – это один из активных методов учебно-воспитательной работы во внеаудиторное время. Такая форма занятия способствует развитию мышления, вызывает интерес к изучаемому материалу, повышает мотивацию к обучению, способствует более прочному усвоению учебного материала, развивая сообразительность, находчивость, умение ориентироваться в конкретной ситуации. Создаются условия для реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Данный методический материал может быть полезен для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения занятий, и поможет им разнообразить занятия, повысить результативность усвоения знаний, уровень профессиональной компетентности будущих фельдшеров по одному из наиболее важных разделов «Сохранение здоровья детей и подростков» дисциплины «Здоровый человек и его окружение».
Формируемые компетенции
ПК 4.1 Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.
ПК 4.2 Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.
ПК 4.3 Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК.4.4 Проводить диагностику групп здоровья.
ПК4.6Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.
ПК 4.7 Организовывать здоровьесберегающую среду.
ПК 4.9 Оформлять медицинскую документацию.
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК.12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, учебной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК.13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Цели занятия
Учебная
- Контроль, закрепление, и обобщение теоретических знаний и практических умений, полученных в результате изучения дисциплины «Здоровый человек и его окружение. Раздел: «Сохранение здоровья детей и подростков»;
- повышение интереса студентов к изучаемому материалу путём разнообразия форм проведения занятий;
- привитие умений и навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации.
Развивающая
- развитие логического и клинического мышления, памяти, привычки учебного труда: готовность к занятию, организованность;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в процессе использования различных источников информации;
- развитие умения обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;
- развитие внимательности, наблюдательности и умения выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов;
- развитие способности находить связь и закономерность с ранее изученным материалом, использовать межпредметные связи.
- совершенствование навыков коммутативного общения (умение слушать других, навык самоконтроля и взаимоконтроля, публичных выступлений).
Воспитательная - формирование ориентации учащихся на высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов среднего звена;
- привитие добросовестного отношения к труду, ответственности за порученное дело;
- формирование интереса к профессии, чувство значимости выбранной профессии ;
- формирование готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, воспитание умения работать в команде;
- формирование профессионально-значимых качеств (внимание, чуткость, тактичность, милосердие, ответственность, дисциплинированность, стремление к самообразованию, творческий подход к решению задачи);
- выявление и поощрение наиболее мотивированных, ответственных, подготовленных студентов.
Ожидаемый результат знаний
обучающийся должен знать:
- характеристику периодов детского возраста;
- понятие о дородовых патронажах, цели и сроки патронажей;
- АФО и психологические особенности ребёнка в разные периоды жизни;
- правила оценки физического и нервно- психического развития ребёнка в разные периоды жизни;
- основные потребности детей в разные периоды жизни;
и способы их удовлетворения. Возможные проблемы и пути решения их;
- виды вскармливания;
- принципы рационального и диетического питания детей в разные периоды жизни;
- виды и значение массажа;
- особенности подготовки и адаптации детей к ДДУ, школе.
обучающийся должен уметь:
- обучать родителей особенностям сохранения и укрепления здоровья детей в разные возрастные периоды;
- оценить состояние доношенности новорожденного;
- оценить физическое, нервно-психическое развитие ребёнка в различные периоды жизни;
- консультировать родителей по вопросам рационального и диетического питания в различные периоды жизни;
- составить меню для ребёнка 1-го жизни;
- составить схемы закаливающих мероприятий детям разного возраста;
- провести беседу с родителями по уходу, вскармливанию, закаливанию ребёнка и подготовке его к ДДУ, школе.
Мотивация
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Поэтому вопросам сохранения и укрепления здоровья детей уделяется пристальное внимание.
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. Состояние здоровья подрастающего поколения во всех возрастных группах скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве будущих поколений. Формирование здорового поколения – это одна из главных стратегических задач развития страны. И от того, как будет организован уход и наблюдение за ребёнком, зависит будущее здоровье наших детей.
Особая роль в этом вопросе принадлежит медицинским работникам, для которых охрана здоровья населения – профессиональный долг.
Современные образовательные технологии, используемые на занятии:
- личностно – ориентированные технологии
- игровые технологии
- групповые технологии
- технология проблемного обучения
- технология критического мышления («мозговая атака», групповая дискуссия)
- здоровьесберегающие технологии
Оснащение занятия
- праздничное оформление аудитории;
- стулья и столы для участников КВН, преподавателей, гостей, жюри;
- мультимедийный проектор, экран, ноутбук, колонки;
- столы пеленальные;
- весы детские (лотковые, электронные);
- ростомер горизонтальный;
- куклы - фантомы новорожденного ребенка;
- распашонки, пеленки;
- детская ванна;
- учебно-программная документация (Рабочая программа, календарно-тематический план, методическая разработка открытого урока - зачетного занятия - КВН по дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел «Сохранение здоровья детей и подростков»);
- тесты, задачи;
- карточки с проблемными ситуациями, карточки с ролями;
- творческие работы студентов (санбюллетени, буклеты, памятки доя родителей, кроссворды и т.д.) по теме ««Периоды детского возраста»;
- оценочный лист
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
1. Прочитать конспект лекций, записи дневника.
2. Прочитать учебники:
- Н.Г. Севостьянова «Здоровый ребенок». Москва 2005г.
- Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева ГИ..Педиатрия. Минск, Высш.школа, 2003г.
- «Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные
периоды» под редакцией В.Г. Кучмы, В.Н. Серова. Москва 2002г.
3. Ответить на опорные вопросы по теме:
- Основные показатели статистики населения, показатели арактеризующие здоровье населения, показатель детской смертности, формулы расчета.
- Внутриутробный период, его фазы. Краткая характеристика, продолжительность, анатомо-физиологические способности.
- Сроки и цели дородовых патронажей.
- Период новорожденности. Краткая характеристика, продолжительность, анатомо-физиологические особенности.
- Физиологические (пограничные) состояния новорожденных.
- Недоношенный ребенок. Причины недоношенности. Морфологические и функциональные признаки недоношенных. Принципы выхаживания.
- Период грудного возраста. Краткая характеристика, продолжительность, анатомо-физиологические особенности.
- Физическое и нервно-психическое развитие детей до года.
- Понятие о гармоничном развитии.
- Естественное вскармливание. Его преимущества. Первое прикладывание к груди.
- Смешанное вскармливание. Понятие о докорме, правила введения.
- Гипогалактия: понятие, профилактика, лечение.
- Искусственное вскармливание. Виды смесей.
- Расчет объема питания.
- Режим питания.
- Корригирующие добавки, прикорм: понятие, сроки введения.
- Период молочных зубов. Краткая характеристика, продолжительность, анатомо-физиологические особенности.
- Особенности вскармливания периода молочных зубов.
- Физическое и нервно-психическое развитие периода молочных зубов
- Период младшего школьного возраста. Краткая характеристика, продолжительность, анатомо-физиологические особенности
- Период старшего школьного возраста. Краткая характеристика, продолжительность, анатомо-физиологические особенности
- Группы здоровья, группы риска.
4. Отработать практические навыки:
- проведение первого туалета новорожденного
- проведение утреннего туалета новорожденного
- обработка пупочной культи и пупочной ранки
- проведение антропометрии
- пеленание (открытое, закрытое, широкое)
- кормление ребенка через зонд
- проведение гигиенической ванны
- кормление ребенка из бутылочки
- обработка сосок и бутылочек
- контрольное кормление
- уход за кувезом.
5. Подготовить домашнее задание к КВН:
- приветствие (команды должны представить себя, название, девиз, приветствие жюри, соперников, зрителей);
- прославление дисциплины «Здоровый человек и его окружение. Раздел: «Сохранение здоровья детей и подростков» (команды в произвольной форме должны; прославить дисциплину «Здоровый человек и его окружение. Раздел: «Сохранение здоровья детей и подростков», раскрывая сущность раздела дисциплины);
- музыкальный конкурс» - «Если хочешь быть здоров» (в шуточной форме команды должны спеть о том, как сохранить и укрепить здоровье детей в разные возрастные периоды).
Ход занятия с распределением времени
№ п/п | Ход конкурса | Время | Методическое обоснование |
1. | Организационный момент Проверка присутствующих на занятии, готовности аудитории и студентов к занятию. | 3 мин. | Создание деловой обстановки на занятии, установка на практическую деятельность. Формирование дисциплинированности. Мобилизация внимания. Подготовка к работе. |
2. | Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Сообщение темы, целей, задач занятия, разъяснение актуальности темы. | 3 мин. | Осуществление психологического настроя к учебной деятельности. Формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности. Активизация познавательной деятельности студентов. |
3. | Вводный инструктаж порядка проведения занятия Знакомство с ходом КВН, критериями оценивания каждого этапа КВН. | 5 мин. | Создание целостного представления о занятии. Ориентировка на точный выбор действий, чёткую последовательность в выполнении заданий. |
4. | 1-ый этап КВН - приветствие | 7 мин. | Определение уровня творческого подхода к выполнению задания. Активизация творческой самостоятельной деятельности студентов, активности, инициативности. Совершенствование навыков работы малыми группами. |
5. | 2-ый этап КВН - разминка Конкурс на знание медицинских понятий по теме. | 7 мин | Активизация мыслительной деятельности. Определение уровня теоретических знаний. |
6. | 3 этап КВН - домашнее задание. Прославление дисциплины «Здоровый человек и его окружение. Раздел: «Сохранение здоровья детей и подростков» | 10 мин. | Проведение контроля самостоятельной внеаудиторной работы. Активизация познавательной, творческой деятельности студентов, активности, инициативности. Совершенствование навыков работы малыми группами. |
7. | 4 этап КВН - теоретический конкурс. Выполнение тестовых заданий и решение задач по всем темам раздела дисциплины. | 20 мин | Активизация мыслительной деятельности. Определение уровня теоретических знаний, оценка степени подготовки к занятию. |
8. | 5 этап КВН. Выполнение студентами манипуляции «Пеленание новорожденного закрытым способом». | 5 мин. | Определение умения и профессионализма в выполнении манипуляции «Пеленание новорожденного закрытым способом». |
9. | 6 этап КВН – домашнее задание «Музыкальный конкурс» - «Если хочешь быть здоров». | 5 мин. | Определение уровня творческого подхода к выполнению заданий. Выявление уровня теоретических знаний. Активизация творческой самостоятельной деятельности студентов Совершенствование навыков работы малыми группами. |
10. | 7-й этап КВН «На приеме у врача» Команды по очереди выполняют задания по предложенной ситуации с элементами деловой игры. | 10 мин. | Воспроизведение пройденного материала в игровой форме. Моделирование профессиональной деятельности. Выявление уровня теоретических знаний и практических умений, Активизация мыслительной деятельности. Соблюдение этико-деонтологических норм поведения при общении с пациентом. |
11. | 8 этап КВН - конкурс «Что бы это значило?» Команды по очереди пантомимой показывают выполнение манипуляции, а другая команда отгадывает, что изображает соперник. | 10 мин. | Определение уровня творческого подхода к выполнению задания. Совершенствование навыков работы малыми группами. Активизация познавательной, творческой деятельности студентов, активности. |
12. | Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия. | 5 мин. | Определение эффективности занятия с использованием моделирования профессиональной деятельности, игровой, групповой, личностно – ориентированной технологий. Развитие умения у учащихся анализировать свои ошибки, находить пути их устранения, совершенствовать свои знания. Воспитание умения выслушивать критику. Отработка навыков учебной дискуссии. Объективная оценка организации учебного процесса и своего участия в нём. |
Список использованных источников
- Тульчинская В.А. Здоровый ребенок. _Ростов н/Дону: Феникс, 2006
- Качаровсккая Е.В., Лютикова О.К. Сестринское дело в педиатрии: практическое руководство для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009
- Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2009
- Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями М.: «ГЭОТАР-Медиа» 2014
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело от 12.05.2014
- Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.skachatreferat.ru/referaty/Оценка-Состояния-Здоровья-Детей-и-Подростков/446569.html
- Влияние ЗОЖ семьи на формирование личности ребёнка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link_id=105669&cf_id=24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для преподавателей по проведению семинара по теме «Сестринская помощь при болезнях новорожденных».
Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Сестринская помощь при болезнях новорожденных» составлен в соответствии с рабочей программой и ориентирован на...
Рекомендации для преподавателей по проведению семинара по теме «Сестринская помощь при асфиксии и гемолитической болезни новорожденных»
Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Сестринская помощь при асфиксии и гемолитической болезни новорожденных составлен в соответствии с рабоче...
Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекционного занятия «Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды»
Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды» составлен в соответствии с действующей рабочей программой по д...
Методическая разработка открытого внеклассного занятия по теме «Герои нашего времени. Елизавета Петровна Глинка»
Медицина – это совершенно особая область человеческих знаний: так как она объединяет науку и ценности, не имеющие ничего общего с наукой. В основе профессиональной деятельности медицинского рабо...
Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекционного занятия «Пропедевтика клинических дисциплин «Введение»
Пропедевтика клинических дисциплин является одним из базовых предметов в системе среднего медицинского образования.Термин «пропедевтика» происходит от греч. propaideyō (обучаю предвар...
ОУД.07."ОБЖ" ТЗ№20.Тема. Здоровье родителей и будущего ребенка
Рождение человека было и всегда будет одним из самых удивительных и значимых событий. Однако для того, чтобы произвести на свет здорового малыша и вырастить достойного человека, который оправдает наде...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей по проведению практического занятия на тему: «Обучение техники скандинавской ходьбы» по учебной дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности 34.02.01. Сестринское дело (на базе среднего общего
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОГСЭ.04 «Физическая культура общего гуманитарного и социально-экономического цикла&raqu...
- Мне нравится (1)