Рекомендации для преподавателей по проведению семинара по теме «Сестринская помощь при асфиксии и гемолитической болезни новорожденных»
методическая разработка
Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Сестринская помощь при асфиксии и гемолитической болезни новорожденных составлен в соответствии с рабочей программой и ориентирован на реализацию требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Тема изучается на 3 курсе с учетом знаний и умений, полученных на базе общепрофессиональных дисциплин, основ латинского языка с медицинской терминологией, анатомии и физиологии, здорового человека и его окружения, медицинской генетики, гигиены и экологии человека, основ микробиологии, фармакологии, психологии, основ сестринского дела.
На изучение темы на семинаре отводится 90 мин.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации для преподавателей по проведению семинара по теме «Сестринская помощь при болезнях новорожденных». Занятие №1 «Сестринская помощь при асфиксии и гемолитической болезни новорожденных»
Иевлева О.Д., преподаватель
государственное профессиональное образовательное учреждение «Ухтинский медицинский колледж»
ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах. МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья». Раздел «Сестринская помощь при нарушениях в педиатрии».
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Курс: 3
Вид занятия: семинар
Пояснительная записка
Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Сестринская помощь при болезнях новорожденных» Занятие №1 «Сестринская помощь при асфиксии и гемолитической болезни новорожденных составлен в соответствии с рабочей программой и ориентирован на реализацию требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Тема изучается на 3 курсе с учетом знаний и умений, полученных на базе общепрофессиональных дисциплин, основ латинского языка с медицинской терминологией, анатомии и физиологии, здорового человека и его окружения, медицинской генетики, гигиены и экологии человека, основ микробиологии, фармакологии, психологии, основ сестринского дела.
На изучение темы на семинаре отводится 90 мин.
Цели занятия
Учебная
- закрепление, систематизация и обобщение знаний по теме;
- привитие умений и навыков самостоятельной работы с дополнительными источниками информации;
- контроль знаний учащихся, полученных в результате с самостоятельной работы с лекциями и дополнительной литературой, используя тесты I и II уровня различной типологии;
Развивающая
- развитие логического и клинического мышления, памяти, привычки учебного труда: готовность к занятию, организованность.
- развитие умения обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;
- развитие внимательности, наблюдательности и умения выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов;
- развитие способности находить связь и закономерность с ранее изученным материалом, использовать межпредметные связи
Воспитательная
- формирование ориентации учащихся на высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов среднего звена;
- привитие добросовестного отношения к труду, ответственности за порученное дело;
- формирование интереса к профессии;
- формирование нравственных качеств личности (внимание, чуткость, тактичность, милосердие)
Место проведения занятия
кабинет № 21
Конкретные целевые задачи по теме:
- обеспечить в ходе семинара закрепление знаний по теме: «Асфиксия новорожденных» (понятие, причины, степени асфиксии, этапы реанимационных мероприятий, уход за новорожденным ребенком, перенесшим асфиксию); «Гемолитическая болезнь новорожденных (понятие, механизм развития, формы, клиника, лечение, уход)
- продолжить формирование умения определять нарушенные потребности новорожденного, формулировать настоящие и потенциальные проблемы, оценить состояние новорожденного по шкале Апгар;
- продолжить формирование компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
Материальное и информационное обеспечение занятия
- оборудование учебной аудитории (доска, столы и стулья для преподавателя и учащихся, шкафы для наглядных пособий, медицинской документации и инструментария, предметов ухода, лекарственных препаратов, методических пособий)
- опорные вопросы для подготовки к семинару (приложение № 1)
- учебно-методическое пособие «Рекомендации для самостоятельной работы студентов»
- учебная таблица «Шкала Апгар»;
- наглядные пособия: «Асфиксия плода», «Гемолитическая болезнь новорожденных»;
- презентация по теме «Болезни новорожденных»;
- тесты для контроля исходного уровня знаний, тесты итогового контроля знаний по теме;
Ожидаемый результат знаний
После изучения темы студент должен
Знать:
- анатомо-физиологические особенности новорожденных;
- критерии оценки состояния при рождении (шкала Апгар);
- нарушение потребностей больного новорожденного,
- факторы риска и причины заболеваний;
- ранние признаки, проблемы, современные методы диагностики, профилактику осложнений, принципы лечения, особенности наблюдения и ухода при: асфиксии, родовых травмах, гемолитической болезни новорожденных (ГБН),
- требования санитарно-противоэпидемического режима в отделении.патологии новорожденных.
Уметь:
- определять нарушенные потребности;
- выполнять манипуляции по уходу за новорожденным с различными заболеваниями;
- восстановить проходимость дыхательных путей новорожденного;
- оценить состояние новорожденного ребенка по шкале Апгар;
- провести искусственное дыхание "рот в рот" и непрямой массаж сердца новорожденному;
- провести кислородотерапию;
- приложить холод к голове ребенка;
- покормить новорожденного через зонд;
- провести внутривенное капельное введение растворов;
- организовать уход за подключичным катетером;
- провести гигиеническую ванну;
- провести подсчет частоты дыханий и частоты сердечных сокращений;
- осуществить и документировать СП при заболеваниях новорожденного ребенка (собрать информацию, провести СО, поставить СД и составить планы СВ);
- организовать уход за новорожденным ребенком, перенесшим асфиксию, гемолитическую болезнь, внутричерепную родовую травму.
План занятия с распределением времени
1. | Организационная часть занятия Проверка готовности к занятию: внешний вид студентов, наличие конспектов лекций. | 5 мин. |
1. | Сообщение темы, плана, целей занятия. Мотивация учебной деятельности (заинтересованность в изучении данной темы). | 10 мин. |
2. | Контроль исходного уровня знаний по теме семинара 1) входное тестирование 2) теоретический разбор материала по вопросам семинара | 10 мин. 40 мин. |
3. | Итоговый углубленный тест – контроль знаний по теме | 15 мин. |
4. | Подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок. | 5 мин. |
5. | Домашнее задание к семинару по теме «Сестринская помощь при родовых травмах»: | 5 мин. |
Ход занятия
№ п/п | Содержание занятия | Методическое обоснование |
1. | Организационная часть. Проверка готовности к занятию: внешний вид студентов, наличие конспектов лекций. | Создание деловой обстановки на занятии, установка на практическую деятельность. Формирование дисциплинированности. |
2. | Вступительное слово преподавателя (Тема, основные вопросы темы, мотивация, цели занятия). | Настроить для восприятия нового материала, заинтересованность студентов данной темой, подчеркнуть важность полученных знаний для будущей профессиональной деятельности медсестры. |
3. | Контроль исходного уровня знаний Тесты для контроля исходного уровня знаний | Выявить уровень исходных знаний и подготовку к занятию по данной теме для дальнейшей коррекции. Активизация познавательной и продуктивной деятельности студентов. |
5. | Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов. обсуждение вопросов семинара по теме.
| Углубление и систематизация, закрепление и коррекция знаний, развитие культуры речи, формирование умения отвечать на вопросы слушателей, слушать других, задавать вопросы. Развитие навыков самостоятельной внеаудиторной работы с дополнительной литературой. |
6. | Итоговый контроль знаний – решение итоговых тестов Преподаватель устанавливает контрольное время, после этого организует дискуссию по их решению | Цель – определить итоговый уровень знаний, полученных после разбора вопросов семинара по теме. Окончательная систематизация и коррекция знаний студентов. |
8. | Подведение итогов занятия Преподаватель оценивает работу каждого студента, объявляет и мотивирует оценку, отмечает наиболее активных и наименее подготовленных к занятию студентов. Дается итоговая оценка работы всей группы. | Дается установка, что будущая профессиональная деятельность медсестры должна основываться на прочных теоретических, воспитывается ответственность за свои действия |
9. | Домашнее задание к семинару по теме «Сестринская помощь при родовых травмах»: 1. Повторить по разделу «Сохранение здоровья детей и подростков» следующие темы: - Связь организма матери и ребенка во внутриутробном периоде. - Доношенный ребенок. - Период новорожденности. 5. Прочитать учебники: - Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И.. Педиатрия. Минск, Высш.школа, 2003г. -Лютикова О.К. Сестринское дело в педиатрии. – М.: АНМИ, 2005 6. Прочитать конспект лекции. 7. Ответить на опорные вопросы по теме семинара: Родовые травмы—кефалогематома, переломы костей ключицы, бедра, голени, параличи, внутричерепная родовая травма – понятие, клиника, лечение, уход, профилактика. | Сообщается время, место проведения следующего практического занятия, даются опорные вопросы, указывается учебная литература. 1. Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И. Педиатрия: Учебник. – Минск: Выш. шк., 2003 - Лютикова О.К. Сестринское дело в педиатрии. – М.: АНМИ, 2005 |
Рекомендуемая литература по теме
Основная литература
1. Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И. Педиатрия: Учебник. – Минск: Выш. шк., 2003.
2. Ежова Н.В., Русакова Е.М., Ровина С.Н. Педиатрия. Доклиническая практика: Учебное пособие. – Минск: Книжный дом, 2004
3. Лютикова О.К. Сестринское дело в педиатрии. – М.: АНМИ, 2005 .
4. Качаровсккая Е.В., Лютикова О.К. Сестринское дело в педиатрии: практическое руководство для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР –Медиа, 2009
Дополнительная литература:
1. Соколова Н.Г. , Тульчинская В.Д. и др. Сестринское дело в педиатрии. – Ростов-Дону: Феникс, 2000.
2. Соколова Н.Г. , Тульчинская В.Д. и др. Сестринское дело в педиатрии: Практикум. – Ростов-Дону: Феникс, 2003
3. Святкина К.А. «Детские болезни» М. Медицина , 1988г
4. Запруднов А.Н., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями: Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
5. Неотложные состояния у детей: Справочник. – М.: Медицина, 1994.
6. Рощина Э.В., Андреева Н.В. « Основы сестринского дела в педиатрии», Москва,1998.
7. Молочный В.П. Педиатрия. Неотложные состояния у детей. Ростов н/Д: Феникс, 2013
Видеофильмы
«Сердечно-легочная реанимация у детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для аудиторной самостоятельной работы студентов по теме Сестринская помощь в оториноларингологии
В данной методической рекомендации представлены манипуляции, которые студент должен освоить в процессе самостоятельной подготовки, чтобы успешно пройти итоговый контроль по данной теме....
Рекомендации для преподавателей по проведению семинара по теме «Сестринская помощь при болезнях новорожденных».
Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Сестринская помощь при болезнях новорожденных» составлен в соответствии с рабочей программой и ориентирован на...
Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекционного занятия «Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды»
Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды» составлен в соответствии с действующей рабочей программой по д...
Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекционного занятия «Пропедевтика клинических дисциплин «Введение»
Пропедевтика клинических дисциплин является одним из базовых предметов в системе среднего медицинского образования.Термин «пропедевтика» происходит от греч. propaideyō (обучаю предвар...
Рекомендации для преподавателей по проведению открытого внеаудиторного занятия по теме «Здоровый ребенок – это будущее нашего поколения»
Рекомендации для преподавателей по проведению открытого внеаудиторного занятия – КВН по теме «Здоровый ребенок – это будущее нашего поколения» составлены в соответствии с рабоч...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей по проведению практического занятия на тему: «Обучение техники скандинавской ходьбы» по учебной дисциплине ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности 34.02.01. Сестринское дело (на базе среднего общего
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОГСЭ.04 «Физическая культура общего гуманитарного и социально-экономического цикла&raqu...