Тема: «Работа с заданиями на сравнение исторических событий и явлений как фактор успешной подготовки к ЕГЭ»
материал для подготовки к егэ (гиа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 69.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.
Методическая разработка
Тема: «Работа с заданиями на сравнение исторических событий и явлений как фактор успешной подготовки к ЕГЭ»
Выполнил: учитель истории МКОУ» Дарвагская СОШ N1»
Исмаилов Нурлан Дашдемирович.
Дарваг 2017 г.
Содержание | |
Введение…………………………………………………………………………. | 3 |
1. Алгоритм решения заданий с «открытыми ответами» на сравнение……... | 5 |
1.1. Место и назначение заданий с развернутыми ответами в экзаменационной работе………………………………………………………... | 5 |
1.2. Алгоритм решения заданий на сравнение………………………………… | 11 |
2. Памятки для анализа исторической информации…………………………... | 13 |
3. Тематические задания на сравнение исторических событий и явлений по истории России…………………………………………………………………... | 20 |
4. Модели ответов и варианты построения аргументации в заданиях с открытыми ответами на сравнение исторических событий и явлений……… | 44 |
Заключение………………………………………………………………………. | 48 |
Список использованных источников………………………………………….. | 49 |
|
Введение
Узнать можно лишь тогда, когда учишься,
дойти можно лишь тогда, когда идёшь…
Вьетнамская пословица
«Урок – первый очаг, согревшись у которого, человек стремится стать мыслителем», - заметил однажды В. А. Сухомлинский. Наверное, не найдётся педагога, который не согласится с этим утверждением или попытается его оспорить.
Изменения, происходящие сегодня в школе, открывают учителю широчайшее поле для творчества и поиска. «Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. В этих условиях учителю, руководителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного» (Селевко, С. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998).
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
С целью аттестации выпускников средних общеобразовательных школ, а также выявления уровня их подготовки, необходимого для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения, проводится единый государственный экзамен.
Как показывает опыт проведения экзамена по истории и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умении и навыков, систематизации знаний.
Другой фактор успеха – целенаправленная работа по использованию заданий высокого уровня сложности (С4-С7) ЕГЭ в учебном процессе как в обучающей, так и в контрольной функциях. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к ключевым вопросам истории России, развить навык и закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания.
Одним из видов таких заданий являются задания с открытыми ответами на сравнение исторических событий и явлений.
На протяжении всех лет изучения истории школьникам предлагается сравнивать исторических деятелей, причины и следствия крупнейших событий, условия жизни, орудия труда, политические программы, тенденции развития общества и т.п.
В своей практической деятельности я постоянно использую задания с открытыми ответами на сравнение и именно это, по моему мнению является фактором успешной подготовки к ЕГЭ.
1. Алгоритм решения заданий с «открытыми ответами» на сравнение
1.1. Место и назначение заданий с развернутыми ответами в экзаменационной работе
Задания с открытым развернутым ответом являются обязательной составной частью контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории.
Место и назначение заданий с развернутыми ответами в экзаменационной работе определяются на основе общего перечня требований к подготовке по истории учащихся средней школы.
Одним из видов заданий с развернутым ответом является задания С7, которые нацелены на определенные умения сопоставлять различные события, явления, процессы, демонстрируя при этом знание фактического материала, и соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников: уметь выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений.
Форма развернутого ответа даёт возможность увидеть, насколько свободно учащиеся владеют историческим материалом, позволяет в значительно большей степени, чем в заданиях с выбором ответа, оценить индивидуальную подготовленность ученика.
По наблюдениям учителей-экспертов, задания данного типа не пользуются особой популярностью среди выпускников школы. Ситуация странная, ведь в детстве, наверняка, одним из любимых занятий каждого ребёнка было сравнение двух ярких картинок и поиск различий между ними. Только теперь в роли картинок объектами сопоставления выступают однородные исторические факты, а правила «экзаменационной игры» остаются прежними: сравнивайте эти объекты по сопоставимым признакам!
На протяжении всех лет изучения истории школьникам предлагается сравнивать исторических деятелей, причины и следствия крупнейших событий, условия жизни, орудия труда, политические программы, тенденции развития общества и т.п.
Задания части 3 (С) занимают значительное место в структуре экзаменационной работы. При удачном выполнении задания высокого уровня сложности могут принести весомый результат в общий показатель оценки всей работы (32,4% от максимального первичного балла за всю работу).
Понятие «задание с «открытыми ответами» сравнительно недавно стало употребляться в методической литературе, хотя сами задания не являются абсолютно новым явлением школьного обучения истории. В большей или меньшей степени они использовались в учебниках, поурочных пособиях и дидактических сборниках, но доминировали задания, в которых ученикам предлагали доказать сделанный кем-то вывод, провести сравнение по установленным критериям, охарактеризовать историческое событие или личность в общепринятой тональности и т.п.
Сейчас задания с «открытыми ответами» разнообразны. В отличие от тестов, здесь невозможно создать унифицированную схему проверки, разработать универсальные эталоны ответов.
Предлагая задания школьникам, необходимо разъяснить:
- в чем заключается суть сравнения;
- по каким критериям выделяются и формулируются линии сравнения однородных фактов;
- какие частные выводы предполагаются по итогам сравнительных операций;
- какие варианты сравнения существуют;
- что такое парные и непарные признаки.
Сравнение – это сложный приём анализа, сопоставления и обобщения по содержательным линиям сущности двух и более однородных исторических фактов (Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории в школе. – С. 381).
Адекватным этому приему средством выполнения сравнительных операций и представления их результатов является сравнительно-обобщающая таблица, упрощенный образ которой есть в каждом варианте контрольно-измерительных материалов по истории (табл. 1).
Пример 1. С7. Сравните систему государственного управления (в том числе систему органов власти) в России до 1905 г. и в 1906-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трёх различий).
Таблица 1
Общее ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. | |
Различия | |
… | … |
…………………………………………. | …………………………………………. |
……………………………………….... | ……………………………………….... |
………………………………………… | ----- |
----- | ………………………………………… |
Более сложный вариант сравнительно-обобщающей таблицы выглядит следующим образом (табл. 2):
Таблица 2
Объекты сравнения | 1-й | 2-й | 3-й | Результаты сравнения по каждой линии |
Линии (вопросы для) сравнения (1) | (2) | (3) | (4) | (5) |
| ||||
Обобщение результатов сравнения: |
Начиная сравнение, нужно:
- Выделить существенные признаки (линии), по которым целесообразно провести сопоставление исторических фактов;
- затем сформулировать их в виде пунктов краткого стереотипного плана, записать в первую графу таблицы;
- в другие графы (2, 3, 4) по горизонтали заносятся сведения по каждой линии сравнения;
- формулируются частные выводы о сходстве или различии сравниваемых объектов;
- итоги всей сравнительной работы сходятся в обобщающем выводе, представляющем собой:
- либо систематизированный перечень сходств и различий (вывод-перечисление);
- либо оценку значимости / соотношения общего и отличного в сопоставлявшихся объектах (оценочный вывод).
Пример 2. С7. Сравните промышленное производство в России (типы предприятий, техническую оснащённость, характер используемой рабочей силы) с начала XIX в. до реформ 1860-1870-х гг. и после Великих реформ вплоть до окончания промышленного переворота. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что различным (не менее трёх различий).
Задание строится на сравнительной характеристике только двух объектов, зато предложенная к нему форма таблицы чётко указывает на направления в сопоставлении исторических фактов: выявление общего и различного.
Комплекс знаний и умений, определённый как объект проверки в данном виде заданий, складывается из следующих знаний и умений:
- знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса;
- группировка исторической информации;
- выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов.
В формулировке задания при внимательном чтении можно выявить информацию, помогающую структурировать само задание и ответ на него.
Опорную схему данного вида заданий можно представить следующим образом.
Опорная схема – условно-графическое пособие, позволяющее в наглядной форме представить структуру задания и последовательность выполнения действий при решении этого задания.
Пример 3. Опорная схема С7. Сравнение двух однородных фактов.
основной приём, объект
составляющие его действия характеристики
- привести общие промышленное
характеристики производство в России
(1-й компонент) (2-й компонент)
до реформ после реформ
1860-1870-х гг. 1860-1870-х гг.
до конца XIX в.
1) ХIХ век
2)
3)
- привести различия
1) 1)
2) 2)
3) 3)
1. Становится очевидным, что сравнивать придётся промышленное развитие страны на протяжении всего XIX века, соответственно разделенного на до- и послереформенное время.
2. В этом задании уже намечены линии сравнения: типы предприятий, техническая оснащённость, характер используемой рабочей силы.
Но далеко не во всех задания С7 указываются линии сравнения, поэтому необходимо взять за правило тщательно анализировать объект сравнения как целое (например, промышленное производство в XIX в.) и как комплекс, состоящий из двух компонентов (например, промышленное производство в первой и второй половинах XIX в.).
Анализ задания показывает, что общие черты промышленного производства в России XIX в. действительно сформулированы на основе указанных линий сравнения:
- переход от мануфактуры к фабрике (тип предприятий);
- постепенная замена ручного труда машинным (техническая оснащённость);
- переход к труду наёмных рабочих (характер используемой рабочей силы).
В то же время не исключены другие признаки, характерные для промышленного производства России на протяжении всего XIX века. Например:
- постепенное складывание капиталистического уклада в экономике;
- развитие промышленного производства в условиях аграрной страны;
- сохранение в стране феодально-крепостнических пережитков, замедляющих её социально-экономическое развитие.
В определении различий по парным признакам задействованы те же линии сравнения, что и при поиске общих черт (табл. 3).
Таблица 3
Линии различия | Промышленное производство в 1800 г.-1860-70 гг. | Промышленное производство в 1860-70 гг.-1900 г. |
Техническая оснащенность предприятий | 1. Начало внедрения паровых машин на предприятиях | 1. В основном завершение технического перевооружения предприятий |
Хар-р используемой рабочей силы | 2. На предприятиях, принадлежавших гос-ву, применялся в основном труд крепостных крестьян-отходников, посессионных крестьян, приписных крестьян | 2. На государственных предприятиях использовался труд наёмных работников |
Хар-р используемой рабочей силы | 3. На предприятиях, принадлежавших помещикам, преобладал труд крепостных крестьян, отрабатывающих на производстве барщину, труд наёмных работников использовался в отдельных случаях | 3. На предприятиях, принадлежащих помещикам, увеличилась численность наёмных работников |
Можно использовать другие линии различия:
- масштабы промышленного производства;
- ведущие отрасли производства;
- стадии промышленного переворота;
- формы объединения предприятий;
- внешние и внутренние рынки сбыта промышленной продукции.
1.2. Алгоритм решения заданий на сравнение
Алгоритм – система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи.
1. Внимательно прочитать задание.
2. Переструктурировать текст задания в опорную схему.
2.1. вычленить объект сравнительной характеристики и его компоненты;
2.2. при необходимости перевести их параметры в единую знаковую систему (хронологические рамки, словесные характеристики, символы-маркеры);
2.3. найти логическое или историческое основание для объединения двух однородных фактов в единый процесс или явление;
2.4. проанализировать событие, разделяющего 2 компонента сравнительной характеристики, с точки зрения его влияния на них (реформа, война, смена правителя и т.п.);
2.5. указать, сколько общих характеристик требуется выявить в процессе сравнения;
2.6. указать, сколько различий требуется выявить в процессе сравнения;
2.7. выделить или сформулировать самостоятельно линии (вопросы для) сравнения.
3. Вспомнить, что вам известно по каждому из вопросов сравнительной характеристики, заполнить сравнительную таблицу по направлениям «Общее» и «Различия».
4. Познакомиться с критериями оценивания заданий с развернутым ответом. Сравнить эталон ответа со своим вариантом по следующим линиям:
4.1. общие черты двух однородных фактов;
4.2. различия;
4.3. формулировки «общих признаков». Они должны быть максимально точными и обобщёнными, лаконичными в передаче сути сходства;
4.4. формулировки различий.
2. Памятки для анализа исторической информации
Памятка – учебное пособие, помогающее в определенной последовательности образно воссоздать исторический факт или раскрыть его внутренние существенные стороны. Памятка представляет собой перечень вопросов и заданий, расчленяющих сложный учебный прием на несколько более простых операций.
1) Памятка для анализа геополитического положения страны
- Территория и природно-климатические зоны.
- Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки.
- Этнический состав населения и его численность, особенности расселения этнических групп на территории страны.
- Коммуникации: сухопутные и речные, основные средства сообщения внутри страны и с соседними странами.
- Основные занятия населения.
- Государства-соседи, протяженность границ, характер пограничных отношений.
- Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешней политики.
2) Памятка для анализа экономического развития страны
- Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования, специализацию отраслей хозяйства, территориальное распределение промышленных предприятий и сельского хозяйства и т.д.
- Направления государственной экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой.
- Особенности промышленного развития: специализация регионов, виды, характер, особенности организации производства; формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; типы промышленных предприятий; техническая оснащённость, характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объемы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках).
- Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность; объемы производимой продукции и пути ее реализации; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства).
- Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства.
- Роль экономики в социально-политическом развитии страны.
- Место страны в мировом производстве.
3) Памятка для анализа социального положения страны
- Социальная основа страны: слои, классы, группы; их взаимоотношения. Иерархия (привилегированные и непривилегированные слои общества).
- Этнический, религиозный состав общества; положение различных групп в стране, взаимоотношения с властью и «другими».
- Социальная политика государства в отношении конкретных групп и слоев населения.
- Образ жизни отдельных социокультурных групп.
4) Памятка для анализа политического положения страны
- Государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти.
- Административно-территориальное деление.
- Местные органы управления и самоуправления.
- Формы власти: монархия или республика.
- Политический режим.
- Основные политические партии и движения. Их место в политической системе государства.
- Правовая система, гражданские права и свободы. Механизмы воздействия общества на власть или их отсутствие.
- Характер экономических, политических, социальных и культурных мероприятий государства, их влияние на внутреннее положение страны и на международное положение.
5) Памятка для анализа внешней политики страны
- Положение страны на международной арене.
- Цели и приоритеты внешней политики государства.
- Основные направления внешней политики, их результаты за определенный промежуток времени.
- Влияние внутриполитических сил на внешнюю политику государства. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени. Влияние внутриполитической деятельности на внутреннее положение в стране.
- Влияние внутриполитических сил, социально-экономических процессов и явлений на внешнюю политику государства.
- Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени.
- Влияние внешнеполитической деятельности на внутренне положение в стране.
- Общие результаты внешней политики государства за определенный промежуток времени.
6) Памятка для анализа политических партий, движений и их программ
- Название и время создания партии / движения / программы.
- Положение в политической системе государства в определенный период времени.
- Социальная база партии / движения.
- Основные цели и задачи деятельности / программного документа.
- Интересы каких социальных групп они выражают.
- Средства достижения целей / методы реализации программных заявлений.
- Результаты деятельности в определенный промежуток времени или реализации программы.
- Исторические оценки значения деятельности политических сил / политической программы.
7) Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных)
- Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом).
- Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п.
- Наиболее яркие представители / участники / лидеры движения.
- Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутренне положение в стране.
- Итоги общественного движения, причины успешности или поражения.
- Исторические оценки значения общественного движения
8) Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли)
- Предпосылки возникновения общественных настроений, идей, взглядов.
- Характеристика идеологов, идейных руководителей: социальное происхождение, образование, взгляды, формы пропаганды своих идей в обществе.
- Характеристика сущности идейных течений: основные положения, интересы каких слоёв общества они выражали, против каких устоев общества выступали, какие формы и средства достижения целей предлагали.
- Результативность общественных течений, влияние идей и взглядов на общество и власть.
- Исторические оценки значения идейного течения.
9) Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов
- Участники войны / сражения / конфликта.
- Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.
- Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.
- Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.
- Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
- Основные события каждого этапа войны / сражения.
- Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).
- Условия мира. Уроки, последствия и исторические значения войны / сражения / конфликта.
- Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.
10) Памятка для анализа культурного развития общества, государства
- Социально-политические и социально-экономические характеристики общества на данном этапе развития культуры.
- Ценностные ориентации (морально-этические нормы общества и отдельных социальных групп), их связь с уровнем развития общества, характером государства.
- Достижения в различных сферах культуры: наука, образование, религия, искусство (художественные стили, характерные для этого периода, произведения и деятели культуры), средства массовой информации, массовая культура.
- Роль культуры в жизни общества, отдельных социальных групп.
- Роль государства в культурной жизни страны.
- Значение культуры данного периода в культурном наследии страны, мира.
11) Памятка для анализа произведений искусства
- Автор, время и место создания произведения.
- Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер / создано произведение искусства.
- Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрения художника / писателя и т.п., выраженные в произведении.
- Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.).
- Отношение современников мастера к его произведению / творчеству в целом.
- Историческая и художественная ценность произведения.
12) Памятка для анализа деятельности исторических личностей
- Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы: историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д.
- Направленность деятельности на определенные социальные группы / политические или другие организации, сферы экономики.
- Средства и способы достижения поставленных целей (для реальных исторических лиц).
- Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц).
- Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп).
- Результаты деятельности, их последствия (для реальных исторических лиц).
- Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений.
3. Тематические задания на сравнение исторических событий и явлений по истории России
6 класс
Тема: «Наша Родина в древности»
1. Сравните родовую и соседскую общины. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Родовая община | Соседская община |
2. Сравните первобытное человеческое стадо и родовую общину. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Первобытное человеческое стадо | Родовая община |
Тема: «Древнерусское государство в IX-первой половине XII вв.»
1. Выделите общие черты во внутренней политике киевских князей Олега, Игоря, Святослава.
2. Выделите общие черты во внешней политике киевских князей Олега, Игоря, Святослава.
3. Что общего было в деятельности Ярослава Мудрого и других киевских князей (по выбору)?
4. Чем деятельность Ярослава Мудрого отличалась от деятельности других князей?
Тема: «Русские земли и княжества в XII-середине XIII вв.»
1. Выделите общие черты в деятельности князей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского.
2. Выделите отличия в деятельности князей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского.
Тема «Народы и государства на территории нашей страны в XIII-XIV вв.»
1. Выделите общее в тактике Александра Невского в Невской битве и в сражении на Чудском озере.
2. Выделите различия в тактике Александра Невского в Невской битве и в сражении на Чудском озере.
Тема «Формирование и укрепление единого государства XV в.»
1. Сравните княжеские усобицы XII-XIV вв. и междоусобную войну во второй четверти XV в. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Княжеские усобицы XII-XIV вв. | Междоусобная война во второй четверти XV в. |
2. Сравните поместье и вотчину. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Поместье | Вотчина |
3. Сравните положение крестьян XII-XIV вв. и начале XVI вв. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Положение крестьян в XII-XIV вв. | Положение крестьян в начале XVI вв. |
4. Сравните положение знати в начале XVI в. с периодом политической раздробленности на Руси. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Положение знати в период феодальной раздробленности | Положение знати в начале XVI в. |
Тема «Обобщение материала по курсу»
1. Что было общего в процессах создания российского централизованного государства и централизованных государств в Западной Европе и чем они отличались? Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Процесс создания российского централизованного государства | Процесс создания западноевропейских централизованных государств |
2. Что было общего в российской истории в Средние века и истории других стран в этот период и в чем они отличались. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
История России | История зарубежных стран |
7 класс
Тема: «Повторение курса «История. Государства и народы России: 6 класс»»
1. Что было общего и в чем различие в политике Дмитрия Донского и Ивана Калиты? Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Политика Ивана Калиты | Политика Дмитрия Донского |
2. Что было общим и в чём различие политики Ивана III и Ивана Калиты. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Политика Ивана Калиты | Политика Ивана III |
Тема: «Россия в XVI-начале XVII вв.»
1. Что было общего и в чем различие в политике Ивана III и политике Ивана Грозного? Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Политика Ивана III | Политика Ивана Грозного |
2. Что было общего и в чем различие политики Избранной рады и опричнины? Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Политика Избранной Рады | Политика опричнины |
Тема: «Россия в XVII вв.»
1. Что было общего и в чем различие Земских соборов XVI-начале XVII вв. (состав, полномочия, частота созывов) и Земских соборов середины XVII в.? Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Земские соборы в XVI-начале XVII вв. | Земские соборы в середине XVII в. |
2. Что было общего и в чем различие Боярской думы XV-XVI вв. (состав, полномочия) и Боярской думы середины XVII в. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Боярская дума XV-XVI вв. | Боярская дума середины XVII в |
Тема: «Преобразования Петра I»
1. Что было общего и в чем различие реформаторских планов А. Л. Ордина-Нащекина и В. В. Голицына? Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Реформаторские планы А. Л. Ордина-Нащекина | Реформаторские планы В. В. Голицына |
2. Что было общего и в чем различие приказов и коллегий? Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Приказы | Коллегии |
3. Что было общего и в чем различие Боярской думы и Сената? Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Боярская дума | Сенат |
Тема: «Российская империя в XVIII в. (1725-1801 гг.)»
1. Что было общего и в чем различие политики Екатерины II и Павла I? Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Политика Екатерины II | Политика Павла I |
8 класс
Тема: «Россия в первой четверти XIX в.»
1. Что было общего и в чем различие в политике Александра I и Николая I в крестьянском вопросе? Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Политика Александра I в крестьянском вопросе | Политика Николая I в крестьянском вопросе |
2. Что было общего и в чем различие промышленного переворота в Англии и в России? Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Промышленный переворот в Англии | Промышленный переворот в России |
3. Сравните основные идеи организаций будущих декабристов «Союз спасения» и «Союз благоденствия». Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Идеи «Союза спасения» | Идеи «Союза благоденствия». |
4. Сравните программные документы декабристов «Русская правда» Павла Пестеля и «Конституция» Никиты Муравьева. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
«Русская правда» | «Конституция» |
Тема: «Внутренняя политика Николая I. Общественная мысль 1830-1850-х гг.»
1. Сравните высшие органы государственной власти в период правления Петра I и Николая I. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Высшие органы государственной власти в период правления Петра I | Высшие органы государственной власти в период правления Николая I |
2. Сравните взгляды западников и славянофилов на историческое развитие России. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Взгляды западников | Взгляды славянофилов |
Тема: «Россия в эпоху реформ»
1. Сравните положение русских дворян в годы царствования Николая I и в последние годы царствования Николая II. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Положение русских дворян в годы царствования Николая I | Положение русских дворян в последние годы царствования Николая II |
2. Сравните положение помещичьего хозяйства до крестьянской реформы 1861 г. и после. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Положение помещичьего хозяйства до крестьянской реформы 1861 г. | Положение помещичьего хозяйства после крестьянской реформы 1861 г. |
3. Сравните положение русских крестьян в период до и после реформы 1861 г. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Положение русских крестьян до крестьянской реформы 1861 г. | Положение русских крестьян после крестьянской реформы 1861 г. |
Тема: «Россия в 1880-90-е гг.»
1. Что было общего и в чем различие взглядов народников 1960-70-х гг. XIX в. и марксистов? Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Взгляды народников | Взгляды марксистов |
2. Сравните представления, лежавшие в основе Теории официальной народности, и взгляды, которых придерживались славянофилы в середине XIX в. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Теория официальной народности | Взгляды славянофилов |
9, 11 класс
Тема: «Россия в первой четверти XX в.»
1. Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. и в 1907-1914 гг.. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. | Положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1907-1914 гг. |
2. Сравните экономический и политический строй в России в конце XIX в. и перед Первой мировой войной. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Экономический и политический строй в России в конце XIX в. | Экономический и политический строй в России перед Первой мировой войной. |
3. Сравните политический режим в России до и после 1905 г. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Политический режим в России до 1905 г. | Политический режим в России после 1905 г. |
4. Сравните положение крестьян в России до и после реформы П. А. Столыпина. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Положение крестьян в России до реформы П. А. Столыпина. | Положение крестьян в России после реформы П. А. Столыпина. |
5. Сравните позиции В. И. Ленина и Н. И. Бухарина по вопросу о заключении сепаратного мира с Германией весной 1918 г. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Позиция В. И. Ленина | Позиция Н. И. Бухарина |
6. Сравните цели интервентов и участников белого движения в период гражданской войны в России. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Цели интервентов | Цели участников белого движения |
7. Сравните основные черты экономической политики в годы «военного коммунизма» и в годы НЭПа. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Основные черты экономической политики в годы «военного коммунизма» | Основные черты экономической политики в годы НЭПа |
Тема: «Внешняя политика Советского государства в 1920-40-е гг.»
1. Сравните внешнеполитическое положение и внешнюю политику Советского государства в период 1922-1928 гг. и в период 1934-1938 гг. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Внешнеполитическое положение и внешняя политика Советского государства в период 1922-1928 гг. | Внешнеполитическое положение и внешняя политика Советского государства в период 1934-1938 гг. |
2. Сравните внешнюю политику Советского государства в первой половине 1930-х и в конце 1930-х гг. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Внешняя политика Советского государства первой половине 1930-х | Внешняя политика Советского государства в конце 1930-х гг. |
Тема: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. СССР в послевоенные десятилетия. Холодная война»
1. Сравните социальную политику СССР в 1945-53 и в 1953-64 гг. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Социальная политика СССР в 1945-1953 гг. | Социальная политика СССР в 1953-1964 гг. |
2. Сравните международное положение СССР до и после Великой Отечественной войны. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Международное положение СССР до Великой Отечественной войны | Международное положение СССР после Великой Отечественной войны |
3. Сравните попытки реформировать коммунистический тоталитаризм в СССР в годы НЭПа и при Н. С. Хрущеве. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Попытки реформировать коммунистический тоталитаризм в СССР в годы НЭПа | Попытки реформировать коммунистический тоталитаризм в СССР при Н. С. Хрущеве |
4. Сравните экономические преобразования в сфере промышленности в период «оттепели» и меры экономической реформы под руководством А. Н. Косыгина. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Экономические преобразования в сфере промышленности в период «оттепели» | Меры экономической реформы под руководством А. Н. Косыгина |
Тема: «СССР в 1960-1980-е гг.»
1. Сравните внутриполитическую ситуацию в СССР в конце 1940-х и в конце 1970-х гг. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Внутриполитическая ситуация в СССР в конце 1940-х гг. | Внутриполитическая ситуация в СССР в конце 1970-х гг. |
2. Сравните политические взгляды (установки, особенности политического поведения) Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Политические взгляды Н. С. Хрущева | Политические взгляды Л. И. Брежнева |
3. Сравните методы борьбы с инакомыслием в СССР в 1930-е и в 1970-е гг.. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Методы борьбы с инакомыслием в СССР в 1930-е гг. | Методы борьбы с инакомыслием в СССР в 1970-е гг. |
Тема: «СССР, Россия в 1985 г.-начале XXI в.»
1. Сравните основные направления политики «оттепели» и перестройки. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Основные направления политики «оттепели» | Основные направления политики перестройки. |
2. Сравните итоги проведения политических реформ в период «оттепели» и перестройки. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Итоги проведения политических реформ в период «оттепели» | Итоги проведения политических реформ в период перестройки |
3. Сравните политическую систему СССР накануне перестройки и в первой половине 1991 г. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Политическая система СССР накануне перестройки | Политическая система СССР в первой половине 1991 г. |
4. Сравните цели, основные черты внешней политики СССР в периоды 1964-1985 гг. и 1985-1991 гг. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Цели, основные черты внешней политики СССР в 1964-1985 гг. | Цели, основные черты внешней политики СССР в 1985-1991 гг. |
5. Сравните цели, методы, итоги политических и экономических реформ, проводимых Горбачевым М. С. во второй половине 1980-х гг. и Б. Н. Ельциным в начале 1990-х гг. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Цели, методы, итоги политических и экономических реформ, проводимых Горбачевым М. С. во второй половине 1980-х гг. | Цели, методы, итоги политических и экономических реформ, проводимых Б. Н. Ельциным в начале 1990-х гг. |
10 класс
Тема: «Возникновение государственности у восточных славян. Русь в период политической раздробленности. Объединение русских земель. Россия при Иване IV».
1. Сравните систему управления древнерусским государством при Ярославе Мудром и первых князьях (Олег, Игорь). Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Система управления древнерусским государством при Ярославе Мудром | Система управления древнерусским государством при первых князьях |
2. Сравните положение Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII-XIV вв. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Положение Владимиро-Суздальского княжества | Положение Новгородской земли в XIII-XIV вв. |
3. Сравните политику московских и тверских князей по отношению к Золотой Орде в первой половине XIV в. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Политика московских князей по отношению к Золотой Орде в первой половине XIV в. | Политика тверских князей по отношению к Золотой Орде в первой половине XIV в. |
4. Сравните две формы землевладения: вотчину и поместье конца XV-первой половины XVII вв. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Вотчина конца XV-первой половины XVII вв. | Поместье конца XV-первой половины XVII вв. |
5. Сравните систему управления русским государством в начале XVI в. и в 1580-х гг. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Система управления русским государством в начале XVI в. | Система управления русским государством в 1580-х гг. |
6. Сравните реформы Избранной рады и политику опричнины Ивана Грозного. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Реформы Избранной рады | Политика опричнины Ивана Грозного |
Тема: «Россия XVII-XVIII вв.»
1. Сравните характерные черты социально-экономического развития России XV-XVI и XVII вв. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Характерные черты социально-экономического развития России XV-XVI вв. | Характерные черты социально-экономического развития России XVII в. |
2. Сравните политическое развитие России в первой половине XVII и во второй половине XVII вв. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Политическое развитие России в первой половине XVII в. | Политическое развитие России во второй половине XVII в. |
3. Сравните Боярскую думу и Земский собор. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Боярская дума | Земский собор |
4. Сравните взгляды протопопа Аввакума и патриарха Никона на проведение церковной реформы (цели, содержание). Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Взгляды протопопа Аввакума | Взгляды патриарха Никона |
5. Сравните взгляды на православие (церковные догматы, обряды, ритуалы) никониан и старообрядцев. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Взгляды на православие никониан | Взгляды на православие старообрядцев. |
6. Сравните сословную систему управления в России периода царствования Алексея Михайловича и после реформ, проведенных Петром I. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Сословная система управления в России периода царствования Алексея Михайловича | Сословная система управления в России после реформ, проведенных Петром I |
7. Сравните особенности развития культуры России XVII и первой половины XVIII вв. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Особенности развития культуры России XVII в. | Особенности развития культуры России первой половины XVIII в. |
8. Сравните положение дворянства при Петре I и Екатерине II. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Положение дворянства при Петре I | Положение дворянства при Екатерине II. |
9. Сравните сословную политику Екатерины II и Павла I. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Сословная политика Екатерины II | Сословная политика Павла I |
Тема: «Россия в XIX в.»
1. Сравните цели и содержание внутренней политики Александра I в начальный период царствования и в период после Отечественной войны 1812 г. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Цели и содержание внутренней политики Александра I в начальный период царствования | Цели и содержание внутренней политики Александра I после Отечественной войны 1812 г. |
2. Сравните основные идеи организаций будущих декабристов «Союз спасения» и «Союз благоденствия». Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Основные идеи «Союза спасения» | Основные идеи «Союза благоденствия». |
3. Сравните основные положения программных документов Северного общества декабристов («Конституция» Н. М. Муравьева) и Южного общества («Русская правда» П. И. Пестеля). Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
«Конституция» Н. М. Муравьева | «Русская правда» П. И. Пестеля |
4. Сравните дворцовый переворот 22 июня 1762 г., в результате которого была возведена на престол Екатерина II и выступление декабристов 14 декабря 1825 г. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Дворцовый переворот 22 июня 1762 г. | Выступление декабристов 14 декабря 1825 г. |
5. Сравните высшие органы государственной власти в период царствования Петра I и Николая I соответственно. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Высшие органы государственной власти в период царствования Петра I | Высшие органы государственной власти в период царствования Николая I |
6. Сравните представления, лежащие в основе теории официальной народности и взгляды, которых придерживались в середине XIX в. славянофилы. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Представления, лежащие в основе теории официальной народности | Взгляды, которых придерживались в середине XIX в. славянофилы |
7. Сравните экономическое развитие России в XVIII в. и первой половине XIX в. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Экономическое развитие России в XVIII в. | Экономическое развитие России в первой половине XIX в |
8. Сравните политику Екатерины II и Александра I в крестьянском вопросе. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Политика Екатерины II в крестьянском вопросе. | Политика Александра I в крестьянском вопросе. |
9. Сравните два этапа промышленного переворота России в 1840-1850 гг. и 1861-1880 гг. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Промышленный переворот в 1840-1850 гг. | Промышленный переворот в 1861-1880 гг |
10. Сравните промышленное производство в России (типы предприятий, техническая оснащенность, характер используемой рабочей силы) до реформ 1860-1870 гг. и после Великих реформ. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Промышленное производство в России до реформ 1860-1870 гг. | Промышленное производство в России после Великих реформ. |
11. Сравните положение русских крестьян в период до и после 1861 г. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Положение русских крестьян в период до 1861 г.. | положение русских крестьян в период после 1861 г. |
12. Сравните теоретические положения М. А. Бакунина и П. Л. Лаврова. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Теоретические положения М. А. Бакунина | Теоретические положения П. Л. Лаврова. |
13. Сравните теоретические, программные положения, тактику декабристов и революционных народников 1870-1880-х гг.Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
Различия | |
Теоретические, программные положения, тактика декабристов | Теоретические, программные положения, тактика революционных народников |
14. Сравните последствия (итоги, результаты) Крымской войны 1853–1856 гг. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. для внутреннего и внешнеполитического положения России. Укажите, что было общим, а что – различным. Запишите ответ в форме таблицы.
Общее | |
Различия | |
Последствия для России Крымской войны 1853–1856 гг. | Последствия для России русско-турецкой войны 1877–1878 гг. |
4. Модели ответов и варианты построения аргументации в заданиях с открытыми ответами на сравнение исторических событий и явлений
6 класс
Тема: «Наша Родина в древности»
1. Сравните родовую и соседскую общины. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
1. В собственности всех общинников находились пастбище, леса, реки. 2. Совместно решались хозяйственные вопросы. 3. Совместно осуществлялась защита от врагов. | |
Различия | |
Родовая община | Соседская община |
1. Объединяла кровных родственников. 2. Родичи совместно трудились, имущество было общим. | 1. Объединяла всех, проживающих на одной территории. 2. Каждая семья вела хозяйство самостоятельно. |
7 класс
Тема: «Россия в XVI-начале XVII вв.»
1. Что было общего и в чем различие в политике Ивана III и политике Ивана Грозного? Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
1. Укрепление центральной власти. 2. Обеспечение безопасности границ государства. 3. Расширение территории государства. | |
Различия | |
Политика Ивана III | Политика Ивана Грозного |
1. Террор в политике Ивана III не играл главенствующей роли. 2. Деспотизм личной власти великого князя выступал скорее в качестве тенденции. | 1. В борьбе с остатками феодальной раздробленности в ходе опричнины Иван IV опирался на насилие. 2. Власть царя приобрела самодержавный характер. |
8 класс
Тема: «Россия в первой четверти XIX в.»
4. Сравните программные документы декабристов «Русская правда» Павла Пестеля и «Конституция» Никиты Муравьева. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
1. Уничтожение крепостного права. 2. Ликвидация военных поселений. 3. Введение воинской повинности. 4. Уничтожение сословий. 5. Введение свободы слова, печати, вероисповедания, занятий. 6. Неприкосновенность личности. 7. Равный суд. | |
Различия | |
«Русская правда» | «Конституция» |
1. Форма правления: республика с одномандатным парламентом. 2. Административно-территориальное устройство России: унитарное государство. 3. Отношение к помещичьему землевладению: ограничение помещичьего землевладения (разделение земли на 2 части – частную и общественную, которая не подлежала купле-продаже) | 1. Форма правления: конституционная монархия с двухпалатным парламентом. 2. Административно-территориальное устройство России: федеративное государство. 3. Отношение к помещичьему землевладению: сохранение помещичьего землевладения, наделение крестьян небольшими наделами земли на условиях аренды. |
9,11 класс
Тема: «СССР, Россия в 1985 г.-начале XXI в.»
5. Сравните цели, методы, итоги политических и экономических реформ, проводимых Горбачевым М. С. во второй половине 1980-х гг. и Б. Н. Ельциным в начале 1990-х гг. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.
Общее | |
1. Стремление предотвратить углубление кризиса в стране. 2. Обострение кризисных явлений в экономической сфере жизни общества. 3. Отсутствие четкой программы реформ, непоследовательность в их проведении. 4. Нестабильность, стихийность, кризисность социально-политических процессов. 5. Высокая социальная «цена» реформ. 6. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей над интересами классов. 7. Отказ от силовых решений спорных межгосударственных противоречий. 8. Стремление ликвидировать противостояние сверхдержав и установить новый мировой порядок. | |
Различия | |
Цели, методы, итоги политических и экономических реформ, проводимых Горбачевым М. С. во второй половине 1980-х гг. | Цели, методы, итоги политических и экономических реформ, проводимых Б. Н. Ельциным в начале 1990-х гг. |
1. Устранение недостатков, выявление резервов советского строя и совершенствование общественного строя на базе социалистических ценностей. 2. Погружение страны в системный кризис, резкое падение жизненного уровня населения. 3. Непоследовательность, половинчатость, нерешительность, частые смены курса. 4. При демократизации советского командно-административного социализма базовые тоталитарные черты политической системы сохранялись (однопартийность, неприятие плюрализма). 5. Заложены предпосылки к изменению государственно-политической системы в дальнейшем развитии страны. | 1. Ускоренное преобразование общественного строя на демократических, рыночных основах, создание правового государства и гражданского общества. 2. Ликвидация товарного дефицита, изменение иждивенческой психологии граждан, формирование предпринимательского слоя. 3. Стремительный переход к рыночной экономике («шокотерапия»), игнорирование российских особенностей, неоправданные надежды на помощь Запада. 4. Полное разрушение советской общественной системы, либеральные идеология и система власти (президентская республика). 5. Разрушены основы командной экономики, формировалась новая модель общественного устройства. |
10 класс
Тема: «Россия в XIX в.»
14. Сравните последствия (итоги, результаты) Крымской войны 1853–1856 гг. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. для внутреннего и внешнеполитического положения России. Укажите, что было общим, а что – различным. Запишите ответ в форме таблицы.
Общее | |
1. Опасность дипломатической изоляции России. 2. Ослабление экономики России. 3. Истощение финансов России. 4. Недовольство представителей русского общества (И.С. Аксакова, Ф.М. Достоевского и др.) итогами войны. | |
Различия | |
Последствия для России Крымской войны 1853–1856 гг. | Последствия для России русско-турецкой войны 1877–1878 гг. |
1. Военное поражение России. 2. Нейтральный статус (нейтрализация) Чёрного моря (запрещение России иметь военный флот, крепостные сооружения и арсеналы на Чёрном море). 3. На международной арене сложилась расстановка сил, получившая название Крымской системы (имевшей антироссийскую направленность). 4. Ослаблена позиция России на Балканском полуострове (Россия была лишена права единоличного покровительства Сербии и Дунайским княжествам). 5. Карс переходил под власть Турции. 6. Условия Парижского мира (1856 г.) не отражали всей глубины военного и дипломатического поражения России (благодаря дипломатии А.Ф. Орлова). 7. Поражение России вынудило Александра II приступить к реформам. | 1. Победа России в войне. 2. Берлинский трактат подтверждал отмену нейтрализации Чёрного моря (в соответствии с Лондонской конвенцией 1871 г.). 3. Итоги русско-турецкой войны нанесли ущерб «Союзу трёх императоров». 4. Усилился авторитет России среди народов Балканского полуострова. 5. Карс, Ардаган, Батум закреплялись за Россией. 6. Решения Берлинского конгресса 1878 г. уменьшили значение военных побед России. 7. Александр II отказался от реформаторской политики (в конце 1870-х гг.). |
Заключение
Понятие «задание с «открытыми ответами» сравнительно недавно стало употребляться в методической литературе, хотя сами задания не являются абсолютно новым явлением школьного обучения истории. В большей или меньшей степени они использовались в учебниках, поурочных пособиях и дидактических сборниках, но доминировали задания, в которых ученикам предлагали доказать сделанный кем-то вывод, провести сравнение по установленным критериям, охарактеризовать историческое событие или личность в общепринятой тональности и т.п.
Сейчас задания с «открытыми ответами» разнообразны. В отличие от тестов, здесь невозможно создать унифицированную схему проверки, разработать универсальные эталоны ответов.
Форма развернутого ответа даёт возможность увидеть, насколько свободно учащиеся владеют историческим материалом, позволяет в значительно большей степени, чем в заданиях с выбором ответа, оценить индивидуальную подготовленность ученика.
Сравнение – это сложный приём анализа, сопоставления и обобщения по содержательным линиям сущности двух и более однородных исторических фактов
Задания с открытыми ответами на сравнение являются фактором успешной подготовки к ЕГЭ.
Я считаю, что материалы, приведённые в работе могут быть использованы преподавателями в организации текущего тематического контроля знаний учащихся по предметам, а также могут быть включены в различные варианты проверочных работ в зависимости от предполагаемых объектов контроля: знаний, умений и навыков учащихся.
Список использованных источников
- Алексашкина Л. Н. История. 9 класс : Учебное пособие. М. : Экзамен, 2007 - ISBN 5-472-02604-0
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России : Справочно-методическое пособие. М. : Русское слово, 1997 – ISBN 5-7233-0225-6
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории в школе : Учебник для студентов. М. : Владос, 2003 – ISBN 5-691-00958-3
- Волкова К. В. История России. 6 класс : Контрольно-измерительные материалы. М. : Вако, 2011 – ISBN 978-5-408-00320-4
- Волкова К. В. История России. 7 класс : Контрольно-измерительные материалы. М. : Вако, 2011 – ISBN 978-5-408-00321-6
- Волкова К. В. История России. 8 класс : Контрольно-измерительные материалы. М. : Вако, 2011 – ISBN 978-5-408-00322-8
- Волкова К. В. История России. 9 класс : Контрольно-измерительные материалы. М. : Вако, 2011 – ISBN 978-5-408-00087-6
- Гевуркова Е. А., Ларина Л. И. История. Решение сложных заданий : Учебное пособие. М. : Интеллект-центр, 2010 - ISBN 978-5-89790-617-8
- Пазин Р. В. История России. 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности : Учебное пособие. РнД. : Легион, 2010 - ISBN 978-5-9966-0050-2
- Пазин Р. В. История России. 10 класс. Тесты для промежуточной аттестации : Учебное пособие. РнД. : Легион, 2009 - ISBN 978-5-9966-0008-3
- Селевко С. К. Современные образовательные технологии. М. : Народное образование, 1998 - ISBN 5-9966-008-36
- Стрелова О. Ю. История. Выполнение заданий части 3(С): Учебно-методическое пособие. М. : Экзамен, 2008 - ISBN 978-5-377-01189-7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конституционно-валеологические принципы в исследовательских работах студентов, как фактор успешной профессиональной карьеры
. Преподаватель анатомии и физиологии Чайковского медицинского колледжа Коврижных Т.В. Главная задача любого специального учебного заведения - дать знания, сформировать умения необходимые вы...
Восприятие и моральная оценка исторических событий современной молодежью
Восприятие и моральная оценка исторических событий современной молодежью и старшего поколения существенно различается. В чем заключаются причины? Каковы средства преодоления этого раскола?...
САМООБРАЗОВАНИЕ – НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА
статья для научно-практической конференции...
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознаетсебя в обществе как личность. Основным механизмом интеграции индивида в социум является социализация, успешная реализа...
Современные методы и приемы - важный фактор успешности в работе с одаренными детьми.
В современном мире есть огромное количество методов и приемов обучения, применяя их, учитель стремится найти наиболее эффективные методы обучения.Одним из таких методов сего...
Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.
Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов....
РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ В СИСТЕМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье автор размышляет над понятиями мотивации и пластической выразительности в танце и раскрывает мысль о наличии большого мотивационного потенциала в работе над развитием пластической выра...