Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.
статья
Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.
Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Отсюда усложняются и задачи муниципальной методической службы как структурного элемента системы непрерывного образования. От методической службы требуется качественное решение возникающих проблем, только тогда можно влиять на профессиональное развитие педагога, обеспечивая достаточно быстрые темпы его профессионального развития.
В рамках различных форм находят применение многообразные инновационные методы и приемы работы с кадрами.
Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Необходимо отметить, что структура системы для каждого образовательного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.
Педагогический совет является одной из форм методической работы в ОУ. Педагогический совет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы учреждения.
Также из разнообразных форм методической работы особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые, консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам учителей, воспитателей и т.д. Любая консультация требует от методиста подготовки и профессиональной компетентности.
Значение слова «компетентность» раскрывается в словарях «как область вопросов, в которых хорошо осведомлен» или трактуется как «личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию определенных знаний, навыков».
Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования педагогов.
Самообразование, как система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс реструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.
Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом индивидуальности каждого конкретного педагога.
Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний. Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием.
Результатом этих и других видов работ педагога является развитие профессиональной компетенции педагогов:
1. профессиональную компетентность педагога ОУ можно определить как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемую требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.
2. работа методической службы ОУ по развитию профессиональной компетентности педагогов обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а так же повышение эффективности образовательного процесса ОУ. Кроме того, педагоги ОУ активно участвуют в городских методических объединениях, каждый педагог может реализовать свои творческие способности в деятельности с детьми.
3. все направления работы методической службы ОУ, в плане развития профессиональной компетенции педагога, можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микро группы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).
Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности.
Повышение качества образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. В связи с этим, можно рассмотреть нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, творческого подхода гарантировать не могут. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.
Инновационные подходы к управлению методической работой я связываю с формированием у педагогов интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Важно стимулировать педагогов изучать личность каждого ученика и применять на практике инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конституционно-валеологические принципы в исследовательских работах студентов, как фактор успешной профессиональной карьеры
. Преподаватель анатомии и физиологии Чайковского медицинского колледжа Коврижных Т.В. Главная задача любого специального учебного заведения - дать знания, сформировать умения необходимые вы...
Презентация "Инновационное пространство как фактор повышения профессиональной компетентности педагога"
Цель: обосновать роль инновационного пространства в повышении профессиональной компетентности.Задачи:1. Раскрыть понятия инновационное пространство и профессиональная компетентность.2. Рассмотреть ком...
Взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов работы с детским хореографическим коллективом
Взаимодействие традиционных и инновационных форми методов работы с детским хореографическим коллективом...
Доклад на тему: "Инновационные формы и методы работы с коллективом"
Доклад на тему: "Инновационные формы и методы работы с коллективом"...
Требования к профессиональной компетентности педагогов, готовых к разработке и использованию инновационных интенсивных методических систем
Процесс обучения можно считать интенсивным, если он обеспечивает:повышение качества обучения (достижение более высоких результатов обучения, полученных за заданное учебное время);экономию учебного вре...
«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования»
выступление на МО...
Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...