ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области НОО на основе изучения профессиональной литературы других педагогов
статья
пк 4.3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курсовая работа | 50.48 КБ |
Описание инновационного педагогического опыта | 56.42 КБ |
Инклизивное образование Деятельность и личность педагога | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме «Методика использования ресурсов сети интернет и мультимедийных продуктов при обучении младших школьников.»
(тема)
Выполнена обучающейся Домашенкиной Кристиной Алексеевной
(И.О.Фамилия)
Группы - 32-шк.
(номер группы)
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
(шифр и наименование специальности/профессии)
ПМ.01Преподавание по программам начального общего образования
МДК.01.01Теоретические основы организации обучения в начальных классах
МДК.01.03Детская литература с практикумом по выразительному чтению
МДК.01.05Естествознание с методикой преподавания
Форма обучения: очная
Руководитель Роденко Татьяна Витальевна ______________
(ученая степень, должность, И.О.Фамилия) (подпись, дата)
Заведующий кафедрой
«Начального образования» ________/ Храмова Л.Г./
г. Черняховск, 2018
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы использования мультимедиа 7
в обучении младших школьников
1.1. Понятие мультимедиа 7
1. 2. Использование мультимедиа 7
1.3. Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедиа 12
Глава 2. Применение мультимедиа в образовательном процессе 14
2.1. Применение мультимедиа на уроках окружающего мира 14
2.2. Применение мультимедиа в образовательном процессе на уроках литературного чтения 18
Заключение 21
Список использованных источников 23
Введение.
Образование должно шагать в ногу со временем. В эпоху информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. [1]
Современные средства коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Интернет – гигантская Всемирная компьютерная сеть, назначение которой обеспечить любому желающему, в том числе и ребёнку, постоянный доступ к информации. Число пользователей Интернета неуклонно растет с каждым днем, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети.[5]
Сегодняшние младшие школьники – представители нового цифрового поколения пользователей Интернета, они чувствуют себя в глобальной сети естественно и непринужденно .[2] Интернет является полноценной частью образа жизни современных детей, и это требует изменений во всех сферах общества, в т. ч. и в образовании .[2]
Не вызывает сомнения тот факт, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель и сам ученик, начиная с начальных классов, используют ресурсы и возможности Интернет в своей учебе и практике. В новых стандартах начальной школы предполагается, что каждый ребенок должен иметь доступ к компьютеру и Интернету и, соответственно, приобретать определенный уровень медиаграмотности. Согласно ФГОС, выпускник начальной школы может использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; должен соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.[1]
По мнению разработчиков современной концепции информатизации образования, использование ресурсов Интернет в образовании обусловлено:
1) свойствами Интернет - среды как информационно-образовательной среды современного общества;
2) свободным доступом к информации;
3) дидактическими возможностями Интернет - технологий;
4) возможностями информационного взаимодействия между участниками учебного процесса;
5) возможностями использования ресурсов Интернет для а) организации самостоятельной работы учащихся в учебной интерактивной среде, где Интернет - технологии служат методом, а Интернет-ресурсы - средством обучения;
б) интенсификации обучения на основе интеграции их с методами обучения различным дисциплинам; в) дистанционного обучения.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.[3] Актуальность исследования состоит в том, что живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Младшему школьнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Поэтому для максимальной активизации мыслительной деятельности младших школьников, развития их познавательных интересов, творческих способностей, умения самостоятельно пополнять знания при обучении применяют новые методы и средства. Одно из ведущих мест среди них занимает мультимедиа. Применение мультимедиа в процессе обучения совместно с традиционными методами позволит поднять процесс обучения на еще более высокий качественный уровень.[5]
Объект исследования: использование сети интернет в процессе обучения младших школьников.
Предмет исследования: организация учебно-познавательной деятельности младших школьников с применением интернет - ресурсов на уроках .
Цель исследования: исследовать эффективности использования интернет -ресурсов при обучении младших школьников.
Задачи исследования:
1.Исследовать применение интернет - ресурсов в развитии учебно-познавательной деятельности младших школьников;
2.Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
3.Выявить особенности использования ресурсов сети интернет и мультимедийных продуктов при обучении младших школьников;
4.Изучить опыт работы учителей начальных классов по данной проблеме;
5. Обобщить результаты проделанной работы и сформулировать выводы по теме исследования.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, которое содержит основные выводы и результаты исследовательской работы, список используемой литературы содержит 9 источников.
Глоссарий
ФГОС НОО (федеральный государственный образовательный стандарт при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Методика - это, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.
Использование - это применение чего-либо или кого-либо в определённых целях.
Ресурс - всё, что используется целевым образом, в том числе это может быть всё, что используется при целевой деятельности человека или людей и сама деятельность.
Интернет — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как всемирная сеть и глобальная сеть, а также просто сеть.
Мультимедиа — контент, или содержание, которое одновременно передается в разных формах: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд.
Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Младший школьник - период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет,
когда он проходит обучение в начальных классах современной школе.
Глава I. Теоретические основы проблемы использования мультимедий в обучении младших школьников
1.1. Понятие мультимедиа
Мультимедиа - это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.[4]
Мультимедиа вносит и этический компонент - компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видео-презентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Мультимедийные презентация - обучающий мини-мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для учителей при обучении младших школьников.[6]
1.2. Использование мультимедиа
Методика использования мультимедиа предполагает:
-совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; -усиление мотивации учения;
-улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
-повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
-демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Уроки с применением мультимедиа помогают решить следующие дидактические задачи:
-усвоить базовые знания по предмету;
-систематизировать усвоенные знания;
-сформировать навыки самоконтроля;
-сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
-оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке в начальной школе мультимедиа структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики. Структурная компоновка мультимедиа развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедиа, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
1.Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
2.Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Мультимедиа может быть использована:
-Для обозначения темы.
(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);
-Как сопровождение объяснения учителя.
В своей практике учитель может использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.[7]
-Как информационно-обучающее пособие.
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
- Для контроля знаний.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке .
Можно выделить следующие особенности и преимущества мультимедий:
-Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
-С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными инструментами;
-Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
-Повышение уровня использования наглядности на уроке.
-Повышение производительности урока.
-Установление межпредметных связей с другими предметами.
-Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
-Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.[9] Поэтому младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут подряд на уроке. В противном же случае, данный вид работы теряет свою эффективность и лишь мешает при проведении урока.[9]
Также при создании презентаций для учеников начальных классов следует придерживаться следующих рекомендаций:
-Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации.
-На каждом слайде должно быть не более двух картинок. –
-Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
-Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
-Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
-Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать.
Например, фон - светлый, а шрифт темный, или наоборот .
-Слайды должны быть синхронизированы с текстом. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии.
-В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, тоже относится и к анимационным эффектам.
Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования мультимедиа в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. Таким образом, мультимедиа обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся. [4]
1.3 Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедиа
Применение мультимедиа позволяет значительно повысить уровень познавательной активности младших школьников. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Поэтому уроки информатики в начальной школе вносят наиболее весомый вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности детей . Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности. Поэтому каждому учителю необходимо ставить перед собой следующие задачи:
-закрепление интереса, с которым дети пришли в школу;
-развитие и направление интереса к учению;
-учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и его личного продвижения в процессе обучения и воспитания;
-достижение высокого качества образования.
Известно, что становление познавательных интересов, воспитание активного отношения к труду, к происходящему вокруг происходит прежде всего на уроке.[7] Необходимо понимать, что от того, насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на уроках зависит то, как они в дальнейшем будут рассуждать, думать, доказывать, творчески мыслить, применять изученное в различных ситуациях.
Возможности использования новых информационных технологий, зачастую не находят взаимопонимания в учительской среде.[9] Одни не владеют новыми информационными технологиями и не представляют необъятных возможностей в плане рационализации учебной деятельности и стимулирования познавательной активности детей, другие ссылаются на отрицательное влияние компьютера на здоровье ребенка и т.д. Однако мультимедиа создают большие возможности активизации учебно-познавательной деятельности в начальной школе. Таким образом, применение мультимедиа несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Основные приемы, способствующие развитию познавательной активности младших школьников на уроках информатики: широкое применение игровых форм занятий, высокая автономность работы ученика за компьютером, активное использование мультимедийных средств, создание дружелюбной и соревновательной психологической атмосферы.
Глава II . Применение мультимедиа в образовательном процессе
2.1.Применение мультимедиа на уроках окружающего мира
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. [6]
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. [6]
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
Актуальность использования ИКТ на уроках окружающего мира бесспорна. Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.[6]
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально " заглатывают " все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.
Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала. Что очень важно при изучении предмета « Окружающий мир». Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
1. Принцип равенства позиций
2. Принцип доверительности
3. Принцип обратной связи
4. Принцип занятия исследовательской позиции.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.[7]
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.[7]
Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
В учебнике Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова «Окружающий мир» много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы, но использование презентаций дополняет урок, активизирует работу детей.
Помимо презентаций, используются на уроках электронно-учебные пособия. Например «Мир природы». Оно охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире, его разнообразии, изменчивости и неповторимости:
Живая и неживая природа
Смена времён года. Смена дня и ночи
Форма Земли. Ориентирование на местности
Размножение и распространение цветковых растений
Три состояния воды. Круговорот воды в природе
Круговорот веществ (жизни) в природе
Пособие с помощью наглядных анимации, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий помогает ребёнку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу с ними интересной и познавательной.
Другой мультимедийный учебник, который используется на уроках – “Уроки Кирилла и Мефодия. Большая энциклопедия”.
Изучению времён года помогает обучающая программа “Мультипликационные времена года с тётушкой Совой”. В ней, помимо изучения нового материала, ребята смогут почитать видеокнижку А. Валевского о всех 12-ти месяцах, с помощью караоке спеть полюбившиеся песни.
Использование ИКТ на уроках окружающего мира помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного процесса, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.
2.2. Применение мультимедиа в образовательном процессе на уроках литературного чтения
На современном этапе развития нашего общества школа должна подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственности за свои действия, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, то есть сформировать информационную компетентность.
В рамках данной работы мне бы хотелось обратиться к особенностям использования информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.
К сожалению, информационная оснащенность каждого класса не всегда позволяет учителю обеспечить учащихся индивидуальным компьютером, поэтому наиболее удобным и частым в опыте работы учителей начальных классов является применение компьютерных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран.[8]
Любой умелый педагог сумеет превратить обычный урок в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Задача учителя на уроках литературного чтения не просто донести изучаемую тему, но и заинтересовать детей с помощью мультимедиа технологий. Например, подготовить к уроку красочную презентацию с помощью программных продуктов пакета MS Office корпорации Microsoft.
Как правило, презентация может оказаться своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может использоваться на любом этапе урока: знакомство с новым произведением, анализ содержания, контроль знаний, проверка домашнего задания. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.[8]
Рассмотрим наиболее подробно такой этап урока, как проверка домашнего задания. Здесь целесообразно использовать кроссворды, ребусы, тесты по изученным произведениям, что помогает осуществить контроль за усвоением изученного материала. Благодаря электронным носителям, можно незамедлительно проверить верность ответа и получить отметку за накопленные знания без помощи учителя. Это существенно облегчает работу самого педагога и позволяет учащемуся проверить свои знания самостоятельно. В каждый слайд можно включать красочные анимации и картинки, которые повысят познавательную активность школьников.
На этапах подготовки к восприятию произведения и первичного знакомства с произведением можно применить красочные портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал для заочного путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством мастеров слова, видеофрагменты (мультфильмы, видеофильмы, созданные по произведениям), аудиозаписи с текстами, которые читают мастера художественного слова. Учитель может начать урок литературного чтения не по стандартной схеме, а с использованием звукового файла, вставленного в презентацию и соответствующего теме урока, или с рассматривания репродукций картин художников (например, к стихотворениям о природе).
Рассмотрим наиболее подробно возможности использования мультимедиа технологий на одном из этапов урока литературного чтения в начальной школе.
Так, в 3 классе при изучении рассказа Мамина-Сибиряка Д.Н. «Приёмыш» целесообразно использовать презентацию. На этапе подготовки к восприятию произведения демонстрируется портрет писателя (первый слайд). На втором слайде размещаются картинки с изображением главного персонажа рассказа - лебедя, а для сравнения дается изображение похожей птицы - гуся. Данные картинки помогут учащимся сравнить птиц, найти общие и отличительные признаки в их внешнем облике. На третьем слайде - вопросы и задания, на четвёртом слайде - план пересказа истории о лебеде. Использование презентации обеспечивает самостоятельность выполнения работы.[10]
Не стоит забывать о гигиенических требованиях к урокам с использованием информационных технологий и не перегружать их. Правильным будет разнообразить урок различными видами деятельности не только за компьютером, но и не забывать про традиционные методики, так как при соблюдении определённых условий применение мультимедиа технологий в рамках традиционного урока существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение.
Таким образом, использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет реализовывать принцип наглядности в обучении, способствует формированию высокого уровня мотивации, предоставляет возможности в осуществлении индивидуального подхода к каждому из учащихся, повышает интерес к учебе.[10]
Заключение.
Применяя в обучении младших школьников современные мультимедийные технологии и проектную деятельность, главная задача педагога состоит в том, чтобы создать педагогическое пространство, где ребёнок имел бы возможности для разностороннего проявления своей личности, обогащения своего внутреннего мира – основы, на базе которой формируется и развивается творческий процесс. Главное условие успеха в обучении – это индивидуальный подход к каждому ребёнку, тонкий учёт его мотивов, побуждений и характера.
Используя компьютер на занятиях необходимо, чтобы использовались предметно-ориентированные программно-методические комплексы, соответствующие содержанию и логике изучения учебного предмета. Благодаря этому будет реализована дидактическая роль компьютера как инструмента познания. Мультимедиа позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов;
Применение мультимедий несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению.
На смену традиционным технологиям обучения должны прийти новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические ситуации, деятельность учителя и учащихся в которых основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
2. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации
3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В. Давыдов. - М., 2006.
4. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат. - М., 2002.
6. Духлянов, В.Л. Информатика в младших классах (Машина Поста)/ В.Л. Духлянов, И.В. Мылова/ Книга для учителя.
Интернет ресурсы:
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010. [электронный вариант] ISBN 978-5-09-023809-0.(дата обращения 20.05.2018г.)
8. Брызгалова Надежда Анатольевна- Использование ИКТ на уроках окружающего мира https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-ispolzovanie-ikt-na-urokah-okruzhayuschego-mira-1104406.html (дата обращения 02.06.2018г.)
9. Ершова Ольга Зиновьевна- Практика использования ИКТ на уроках окружающего мира в начальной http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=5333 – (дата обращения 01.06.2018г.)
10. Мендоса Молина Алёна Карлосовна- Использование интернет-ресурсов для организации самостоятельной учебной познавательной деятельности
https://infourok.ru/ispolzovanie-internetresursov-dlya-organizacii-samostoyatelnoy-uchebnoy-poznavatelnoy-deyatelnosti-623647.html -(дата обращения 29.05.2018г.)
11. Бабаева Рухмия Уруджовна- Использование информационных
технологий на уроках окружающего мира [электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/01/29/tema-ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-na - (дата обращения 1.06.2018г.)
12. Еремеева Юлия Анатольевна- Использование информационных технологий на уроках литературного чтения как средств повышения эффективности обучения [электронный ресурс] https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00672198_0.html (дата обращения 30.05.2018г.)
Предварительный просмотр:
Описание
инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
Николаевой Светланы Александровны
1.1Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?
Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Именно поэтому педагогическая проблема, над которой я работаю «Проектная деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников».
Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Проектная деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, который способствует формированию практических умений и навыков.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целью которого является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, учет индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья. Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.
Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектов. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.
Перспективность опыта.
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Как показывает опыт, метод проектов в обучении как нельзя лучше решает задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной.
Используя технологии проектного обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.
1.2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры личности.
Формированию информационной культуры школьников способствует использование в учебном процессе метода проектов, так как реализация проекта предполагает работу с информацией – поиск, обработку, использование и т.п. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Метод учебного проекта — это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.
Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Учебный проект для учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
-это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проектная деятельность – это та среда, где каждый может себя проявить.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В проектной деятельности младших школьников можновыделить следующие этапы:
− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);
– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
– информационно-операционный (Обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником );
– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:
- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Обучение младших школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. Дети младшего школьного возраста по своей природе уже исследователи, им свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием принимают участие в видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.
На уроках можно выполнять мини-проекты. На мой взгляд, легче такую работу проводить на уроках окружающего мира. Например, изучая тему «Наше питание» (3 класс, учебник «Окружающий мир » под редакцией А.А.Плешакова) на уроке проводили мини-исследование на тему «Пищевая тарелка». Дома дети составили примерное меню своего завтрака, обеда и ужина. В классе, используя состав продуктов, выяснили, содержатся ли в продуктах меню белки, жиры, углеводы, витамины. Какие преобладают, каких мало и сделали выводы. На уроке ИЗО можно продолжить данную работу - предложить творческий проект «Какие продукты укрепляют мое здоровье, а какие разрушают». Дети рисуют на одной половине листа полезные продукты, а на другой – вредные. Затем объясняют свой выбор и делают выводы. Использование исследовательских методов при проведении интегрированных уроков позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Надо заметить, если проекты создаются по проблемам, волнующим самого ребенка, то авторы проектов проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов. Эта работа проводится индивидуально — с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.
Развитие проектной деятельности в начальной школе уже заложено в учебниках УМК «Школа России». В 1-ом классе происходит подготовка к проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем и родителями. Так, по предмету «Окружающий мир» в 1-ом классе ученики выполняют проекты по темам «Мой любимый город», «Моя малая родина», «Моя семья», «Мои домашние питомцы», составляя фоторассказы с подписями, в которых выражают свое отношение к окружающему. Такая работа развивает в ребенке способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личный потенциал. Надо отметить, что рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста при выполнении проектов нельзя — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно.
1.3. Теоретическая база опыта
Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».
В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Со временем идея метода проектов претерпела изменения. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие мышления.
В практике современного российского образования метод творческих проектов находит всё большее распространение (Ступницкая М.А., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.,. Полат Е.С, Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. и др.).
Теоретическую основу опыта составляют:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
4.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
5. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
6.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
7.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).
1.4Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Для развития интеллектуально-творческих способностей необходима высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно педагог должен поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
Проект - есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.
Метод проектов как педагогическая технология, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся :
-индивидуальную,
-парную,
-групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.
В ходе выполнения проектов дети учатся:
- реализовывать свой творческий потенциал;
- проводить самостоятельные исследования;
- принимать самостоятельные решения;
- находить и использовать различную информацию;
- работать в команде и отвечать за результаты совместной деятельности.
Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
Приобщение детей к проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой. По моему мнению, их в полной мере можно решить, строя учебный процесс на основе проектного обучения.
В работе по методу проектов, можно выделить следующие этапы:
- целеполагание;
- разработка проекта;
- выполнение проекта;
- подведение итогов.
На каждом этапе деятельность учителя и детей распределяется следующим образом:
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
1.Формулирует проблему (цель).
2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формулирует задачу
1.Вхождение в проблему.
2.Вживание в игровую ситуацию.
3.Принятие задачи. 4.Дополнение задач проекта
2 этап
1.Помогает в решении задачи. 2.Помогает спланировать деятельность.
3.Организует деятельность
1 .Объединение детей в рабочие группы. 2.Распределение ролей
3 этап
1.Практическая помощь (по необходимости). 2.Направляет и контролирует осуществление проекта
1.Формирование специфических знаний, умений, навыков
4 этап
1.Подготовка к презентации. 2.Презентация
1Подготовка проекта деятельности к презентации. 2.Представление (зрителям или экспертам) продукта
Обобщающая таблица позволяет спланировать работу педагога и детей по созданию конкретного проекта.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей
Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя и родителей). Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы творческие проекты. На уроке русского языка выполняли проект «Имя прилагательное в загадках». Учащиеся придумывали загадки, находили в них имена прилагательные, рисовали к загадкам картинки.
В 3 классе на уроке русского языка с учениками выполняли проект «Семья слов».
В процессе работы над проектами могут возникнуть трудности объективного характера. В этом случае необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями”. Во 2 классе дети вместе с родителями выполняли проект «Моя родословная»
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. На уроке математики познакомились с японским с искусством «оригами». Дети многие делали фигурки – оригами, некоторые искали информацию.
На уроках окружающего мира учащимися были выполнены проекты: «Школа кулинаров», «Богатства отданные людям», «Красная книга».
Дети с удовольствием выполняли проекты «Деревенский дворик», «Лего», Сочинение «Моя семья», «Письмо Деду Морозу» и другие.
При выполнении проекта «Тайна имени» ребята рассказали о происхождении своего имени, дополняли рассказ интересными сведениями о людях, носящих такое же имя.
Также на уроках были выполнены проекты:
-«Экономика родного края»
-«Составляем орфографический словарь»
-«Рассказ о слове»
-«Рифма»
-«Профессии»
-«Родной город» и другие.
В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к работе над проектами.
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
1.5 Анализ результативности
Итогом проведенной работы является то, что дети учатся самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация.
Мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене; учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах исследовательских работ и творческих проектах учащихся.
В течение нескольких лет, мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются, в первую очередь, во внеурочной деятельности учащихся. Мои ученики принимали участие:
-в межшкольной научно- практической конференции «Война глазами детей»;
- в международном проекте «Они защищали Родину», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне;
- в межшкольной научно- практической конференции «История, культура и традиции земли Зубово - Полянской»;
- в муниципальной межшкольной научно – практической конференции исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура, этнос»;
- в конкурсе «Защитим лес» Номинация «Творческая работа»;
- в конкурсах рисунков и сочинений
-в районном конкурсе «Новогодняя открытка» в номинации «Зимняя фантазия»;
- в ХIХ и XX Международном творческом фестивале «Рождественская звезда»;
-в конкурсе детского рисунка «Этот день Победы»
-районный конкурс «Калейдоскоп профессий» в номинации «Конкурс рисунка и плаката»
- районный конкурс «Все краски творчества против наркотиков»
- районный историко – патриотический конкурс, посвящённый памяти святого праведного воина Фёдора Ушакова «Наш святой»
- Участие в Республиканском конкурсе-проекте «Покорми птиц»
- XI Межрегиональный конкурс творческих работ «Великая Отечественная война глазами детей XXI века: «Помните! Через века, через года,-помните!...
- II – Всероссийский блиц – турнир «Второклассники в стране знаний»:
-конкурс сочинений «Война в судьбе моей семьи» в рамках заключительного этапа Международного проекта «Они защищали Родину»
Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей. С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях РМО и ШМО учителей начальных классов.
1.6Трудности и проблемы при использовании опыта
В процессе работы над проектами могут возникнуть трудности объективного характера. В этом случае необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. И в некоторых семьях родители по ряду субъективных и объективных причин (трудовая занятость родителей, отсутствие опыта у родителей) не могут оказать помощи. Но многие семьи заинтересованы и оказывают помощь своим детям. И практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями.
1.7 Адресные рекомендации по использованию опыта.
С опытом моей работы, разработанными уроками, мероприятиями, составленными презентациями, проектами учащихся можно познакомиться на моих личных сайтах
Ежегодно даю открытые уроки, участвую в научно-практических семинарах, в работе районных методических объединений. Провожу мастер-классы и принимаю активное участие в научно-практических семинарах.
В 2008-2009 учебном году участвовала в «Конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство значительный вклад в образование» и вошла в десятку лучших педагогов.
За годы работы в школе я пришла к убеждению, что в ней, кроме уроков и перемен, отметок и дневников есть то главное, что остается спустя многие годы в памяти, в жизни, в душе. Это атмосфера, уклад. Школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.
1.8 Наглядное приложение
1. Конспект открытого урока-проекта по русскому языку в 3А классе на тему «Семья слов»
2. Видеозапись урока - проекта по русскому языку в 3А классе на тему «Семья слов»
3. Презентация к уроку по русскому языку в 3А классе на тему «Семья слов»
4.Конспект открытого интегрированного урока по математике и математике и конструированию на тему «Оригами. Защита проектов».
5.Презентация к интегрированному уроку по математике и математике и конструированию на тему «Оригами. Защита проектов».
6. Презентация «Проекты 3а класс»
Директор гимназии /Балашкина Н.В./
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя .
Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя . Когда знаменитого американского писателя Марка Твена спросили, кого он считает самыми выдающимися людьми XIX века, он ответил: «Наполеона и Хелен Келлер ». В другой раз Марк Твен отозвался о Хелен Келлер как о самой замечательной женщине со времен Жанны д Арк . Только благодаря терпению и умению учительницы Анны Салливан Елена Келлер ( Keller , ) заслужила столь высокую оценку великого писателя.
Инклюзивное образование - это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии.
Какие же специалисты должны сопровождать ребёнка с ОВЗ при обучении? Педагог-психолог; Социальный педагог —специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав ребенка. Учитель-дефектолог — осуществляет коррекционно-развивающую работу, способствующую умственному развитию детей с трудностями обучения, формированию учебных навыков на материале учебных дисциплин. Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования устной и письменной (если есть) речи обучающихся и сравнения этих данных с возрастной нормой Координатор по инклюзии и тьютор (ассистент учителя) Тьютор (ассистент учителя)
Уровни образования специалистов. А.С. Сиротюк выделяет 5 уровней инклюзивной вертикали. Первый уровень инклюзивной вертикали - это период раннего детства. На этом уровне специалист инклюзивного образования должен выбрать образовательный маршрут для детей с ОВЗ, определить форму и степень инклюзии в образовательную среду с учетом особенностей психического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа дея...
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельност...
ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физич...
ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физич...
ПК 3.3. Систематезировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы. самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
В данном разделе размещена информация о систематизации и оценивании педагогического опыта и образовательных технологий в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной л...