ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
учебно-методический материал
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курсовая работа | 797.34 КБ |
Курсовая работа | 61.14 КБ |
Реферат по философии | 14.82 КБ |
Описание опыта педагога | 58.56 КБ |
Профессиональная деятельность личности педагога инклюзивного образования | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятийный аппарат
Понятийный аппарат Цель исследования: показать значимость мотивации к учебной деятельности для плодотворного обучения младших школьников. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу. 2. Выявить особенности по формированию мотивации к учению. 3. Определить пути и средства по формированию учебной мотивации. 4. Изучить опыт работы учителей начальных классов по данной проблеме. 5. Обобщить результаты проделанной работы и сформулировать выводы по теме исследования.
Глоссарий
Типы мотивации Внешняя мотивация Внутренняя мотивация
Факторы, влияющие на мотивацию Интерес к предмету Осознание его полезности Стремление к успеху Уверенность и чувство собственного достоинства Настойчивость и терпение Нравится или не нравится учитель
Положительными мотивы к обучению
Причины снижения интереса детей к обучению завышенные требования родителей частые конфликты в семье по поводу учебы ребенка общая неуспеваемость обучающихся неадекватное оценивание деятельности ребенка родителями
Формы и методы, повышающие учебную мотивацию учащихся на уроках окружающего мира Приём «Фантастическая добавка» Приём «Удивляй»
Формы и методы, повышающие учебную мотивацию учащихся на уроках литературного чтения
Приёмы мотивации на уроках литературного чтения
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме «Деятельность учителя по формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников в соответствии с ФГОС НОО.»
(тема)
Выполнена обучающейся Субботовой Екатериной Сергеевной
(И.О.Фамилия)
Группы - 32-шк.
(номер группы)
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
(шифр и наименование специальности/профессии)
ПМ.01Преподавание по программам начального общего образования
МДК.01.01Теоретические основы организации обучения в начальных классах
МДК.01.03Детская литература с практикумом по выразительному чтению
МДК.01.05Естествознание с методикой преподавания
Форма обучения: очная
Руководитель Роденко Татьяна Витальевна ______________
(ученая степень, должность, И.О.Фамилия) (подпись, дата)
Заведующий кафедрой
«Начального образования» ________/ Храмова Л.Г./
г. Черняховск, 2018
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации требований ФГООС НОО…………………………………………8
1.1. Понятие мотива и типы мотивации………………………………………..8
1. 2. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте ……….9
1.3. Формирование мотивации учения младших школьников как важное звено дальнейшего обучения……………………………………………………13
Глава 2. Формы и методы, повышающие учебную мотивацию учащихся…..20
2.1. Формы и методы, повышающие учебную мотивацию учащихся на уроках окружающего мира ……………………………………………………………..20
2.2. Формы и методы, повышающие учебную мотивацию учащихся на уроках литературного чтения……………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...29
Введение
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики. {3}
В последние годы всё чаще можно слышать, что у современных детей нет интереса к учению, нет потребности в знаниях. Понятно, что если обучающийся относится к получению знаний, к учению равнодушно, без интереса, не осознаёт потребности в знаниях, то успешного обучения и положительного обучения не будет. Поэтому перед педагогами( особенно начальной школы) стоит задача сформировать у младшего школьника положительную мотивацию к учебной деятельности.{3}
Сегодня начальная школа стремиться реализовать требования, заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В основе стандарта лежит системно - деятельностный подход, одна из особенностей которого в том, что новые знания не должны даваться ученикам в готовом виде, школьники «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность, даёт точный алгоритм действия и поводит итог. Как известно, правильно организованный деятельностный тип обучения способен поддерживать учебно-познавательную мотивацию обучающихся на любом этапе урока.
Мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Прежде, чем перейти к рассмотрению понятия «учебная мотивация», раскроем само содержание термина «мотивация».
Значимость мотивации для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. В самом общем смысле «мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность». [4]
Мотив понимается как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности. Мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют ее как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. Необходимо подчеркнуть, что понятие «мотив» уже понятия «мотивация», которое выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. Мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность.{3}
Объект исследования: мотивация к учебной деятельности.
Предмет исследования: формирования учебной мотивации у младших школьников
Цель исследования: показать значимость мотивации к учебной деятельности для плодотворного обучения младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу.
2. Выявить особенности по формированию мотивации к учению.
3. Определить пути и средства по формированию учебной мотивации.
4. Изучить опыт работы учителей начальных классов по данной проблеме.
5. Обобщить результаты проделанной работы и сформулировать выводы по теме исследования.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, которое содержит основные выводы и результаты исследовательской работы, список используемой литературы содержит 11 источников.
Глоссарий
ФГОС НОО (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.( Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»){1}
Деятельность - процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.
Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. (Пауло Коэльо)
Формирование - это целенаправленное воздействие на ученика или студента, осуществляемое преподавателем для создания определенных условий, которые в дальнейшем способствуют возникновению у обучающегося новых качеств, знаний и умений.
Мотивация-процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. (М. Мескон)
Учебная мотивация –одно из новообразований психического развития школьников, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности.(А. К. Марков)
Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. (А.К. Маркова)
Формировать мотивацию – значит поставить обучающегося в такие условия, в которых необходимые мотивы и цели деятельности складывались и развивались бы с учётом его прошлого опыта, особой индивидуальности ребёнка, его внутренних устремлений.{4}
Учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.(Д.Б. Эльконин)
Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет,
когда он проходит обучение в начальных классах современной школе.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения.
Глава 1. Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации требований ФГООС НОО
1.1. Понятие мотива и типы мотивации
Понятие "мотивация" рассматривается многими педагогами и психологами (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.А., Асеев В.Г., Божович Л.И. и др.), но в различных аспектах.
По мнению Н.Ц. Бадмаевой, мотивация как движущая сила поведения и деятельности человека, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее структурные образования: направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы и так далее.
Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
В психологии есть и другие определения понятия «мотив». Так, Л.И. Божович определила, что понятие «мотив» включает в себя намерения, представления, идеи, чувства, переживания; П.А. Рудик - желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга; В.С. Мерлин - побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий.{2}
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Психологи выделяют два типа мотивации:
- внешнюю мотивацию и, соответственно, внешне мотивированного поведения;
- внутреннюю мотивацию и, соответственно, внутренне мотивированного поведения.{3}
Внешняя мотивация
Дело в том, что основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов непосредственно не связанных с учебным, предметом. Действительно, игра, похвала, занимательность и т.п. являются внешними педагогическими приемами, напрямую не связанными с конкретной предметной деятельностью. Они с успехом могут быть использованы и на занятиях по другим предметам, при изучении иных тем или, другими словами, опираются и используют лишь внешнюю мотивацию. Она наиболее распространена и чаще используется на уроках.{3}
Внутренняя мотивация
Между тем, известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Мотивация внутреннего типа, характеризующаяся социализованным личностным смыслом, — это реальная внутренняя мотивация развития. Она является необходимым фактором построения внутренне гармоничной предметной структуры учебной деятельности, оптимальным образом организующей весь процесс ее реализации. Следовательно, на формирование внутренней мотивации должна быть направлена деятельность учителя. Внешние же мотивы могут быть лишь значимым подспорьем, а не самоцелью в этом процессе.(3}
Мотивация играет важную, возможно определяющую, роль в образовательном процессе. Александра Сергеевна Герасимова замечает, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса.
1. 2. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.{3}
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
Каждый ребенок младшего школьного возраста испытывает положительные эмоции при поступлении в 1 класс. Каким радостным видится ему 1 день в школе. Но в этом возрасте детей привлекает не сам фактор учения, а внешняя сторона пребывания в школе. Новые яркие книжки, тетрадки, ранец.{3}
Затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее к способам добывания знаний.
В этот период очень важно, чтобы не образовалась прочная внутренняя связь между учебной ситуацией, негативным ответом, плохой отметкой, тягостным чувством.
Постепенно учение приобретает будничный, повседневный характер. Упражнения, повторения домашнего задания. Интересно делать далеко не все. Но делать – то все равно надо. В ребенке возникает чувство тревожности. Оно тяготит, обессиливает. И чтобы избавиться от этого чувства, избежать неудачу, ребенок выполняет домашнюю работу, учит стихи и т.д.
Такое бучение становится формальным, ориентированным не на смысл знаний, а на готовый результат. Как важен на пороге школы успех в новой деятельности, чтобы ребенок поверил в себя, в свои силы на новом поприще. Но этот успех, выраженный через отметку, таит огромную опасность, потому, что ребенок соотносит ее не столько с конкретным успехом, сколько со своей персоной. Некоторые дети начинают учиться не ради знаний, а ради отметок. Их подгоняет общественный престиж, высокий уровень притязаний.
Очень тревожит и тот факт, что всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.{3}
Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом. Основные компоненты развития положительной внутренней мотивации: развитие интереса к изучаемому предмету, теме; организация активной осознанной деятельности; стимулирование обучения.
Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным факторам переходят к интересу, закономерностям, принципам.{7} Уже в младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительной литературы.
Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения “для себя”, что делает социальные мотивы более действенными. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получать главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверчивое. Уже появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей.
Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в 1, 2 классах и заметно снижается в 3 классе. Почему это происходит?{7}
Дело в том, что угасает лишь общее положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено.
Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает.
Понимание социальной значимости учения теперь должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний.
1.3. Формирование мотивации учения младших школьников как важное звено дальнейшего обучения
Важным требованием к любой личности является получение образования. Именно поэтому учебная деятельность занимает практически все годы становления личности.
С мотивацией учения непосредственно связано само качество образования, которому в современной школе уделяется большое внимание во всех основных документах государственного значения. Следовательно, можно сделать вывод, что актуальной является научно-практическая проблема поиска результативных средств повышения мотивации учения младших школьников как фактора обеспечения качества образования.{4}
Поступая в школу, ребенок переходит на новый этап развития. В младшем школьном возрасте складываются психологические новообразования (формируется адекватная самооценка, внутренний план действий, произвольность, самостоятельность, рефлексивность поведения).
Деятельность без мотива или со слабым мотивом не осуществляется вообще или становится неустойчивой. И именно от того, как чувствует себя обучающийся в определенной ситуации и будет зависеть его объем усилий, который он применяет в обучении. {7}
Первый год обучения важно рассматривать как самоценное звено не только начального, но и всего общего образования, как своего рода «пропедевтический» этап, который будет выполнять важное предназначение в дальнейшей жизни и обучении ребенка:
- на данном этапе закрепляется, преобразуется начальная мотивация;
- осуществляется самосознание и самооценка ребенком себя как субъекта новой для него деятельности – учения, своего статуса «Я-ученик», а также формируются качества психики личности, которые и определяют его общий характер и поведение;
- формируется учебно-познавательная деятельность как база всего последующего обучения в школе, происходит развитие и обогащение речевой деятельности и речевой практики;
- складываются умения сотрудничества и коллективизма в учебной деятельности, опыт общения с обучающимися и с учителем.
Таким образом, мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается динамично. Познавательные мотивы проявляются в виде интереса к способам приобретения знаний, к дополнительным знаниям по тем или иным вопросам. Представлены в структуре мотивации детей младшего школьного возраста и социальные мотивы. Обучающиеся вполне осознают причины необходимости учиться, добиваются похвалы учителя и родителей своих действий. При правильной организации учебной деятельности у обучающихся закладывается умение самостоятельно ставить свои цели. Начинает складывается умение соотнесения цели со своими возможностями. У обучающихся с замедленным процессом развития гораздо дольше сохраняется ведущей игровая мотивация, в связи с этим с трудом формируются учебные интересы и понятия должного, нужного. У большинства обучающихся нет интересов, связанных со школой, ответственности к выполнению учебных заданий. Такие ученики, достигая школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. У них как бы сохраняются мотивы деятельности, присущие детям дошкольного возраста – в первую очередь игровой мотив. Успешно выполняются задания, которые связаны непосредственно с игрой. Для детей с замедленным процессом развития в целом характерность бедность учебной мотивации. Учебные интересы, поддерживающие положительное отношение к учению, менее содержательны, чем у нормально развивающихся детей. Зачастую у этих детей значимым мотивом становится мотив избегания неудачи.{4}
На мотивацию влияет много факторов:
- интерес к предмету;
- осознание его полезности;
- стремление к успеху;
- уверенность и чувство собственного достоинства;
- настойчивость и терпение;
- нрасится или не нравится учитель.
Конечно же, не все ученики ориентированы на ценности, они имеют разные потребности и желания, среди которых следует отметить такие: потребность в познании: желание человека задавать вопросы и искать на них ответы; потребность в самовыражении, реализация которой основывается на знаниях, умениях, навыках; потребность в проведении своей самооценки: сравнение себя с другими и стремление к самосовершенствованию; потребность в социальных связях; потребность в безопасности: стремление к стабильности и самозащите; физиологические потребности. {4}Первые четыре вида потребностей – основа для планирования учителем познавательной деятельности субъектов обучения с обязательным учетом мотивов учения.
Важнейшими положительными мотивами к обучению являются:{6}
- мотив «саморазвития»: желание как можно больше знать и уметь, развивать свой ум, повышать культурный уровень.
- мотив «достижения»: желание получить хорошие результаты своей деятельности.
- мотив «профессионально-жизненного самоопределения»: стремление достичь вершин в будущей профессии.
- коммуникативный мотив: желание общаться, сотрудничать, взаимодействовать.
- эмоциональный мотив: желание получать положительные эмоции (радость, удовлетворение) от учения.
- мотив «позиция»: гражданская ответственность за дело, чувство долга.
Различают пять уровней мотивации:{2}
1 уровень. У детей с высоким уровнем школьной мотивации есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
2 уровень. Большинство учащихся начальных классов имеют хорошую школьную мотивацию, успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3 уровень. Положительное отношение к школе имеют дети, которых привлекает внеучебная деятельность. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
4 уровень. Дети с низкой школьной мотивацией посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5 уровень. Ученики с негативным отношением к школе, со школьной дезадаптацией испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, ощущают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Обучающиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Основными задачами учителя начальной школы должны стать{2}
- скрупулезное изучение мотивационной сферы обучающихся.
- развитие положительных мотивов, их учет при планировании учебной деятельности.
- формирование новых мотивов, способных обеспечить повышение качества учебной работы.
Эффективная реализация этих задач возможна:{2}
-при условии целевого использования приемов стимулирования эмоционально-положительного влияния на мотивационную сферу школьников, учета их интересов и склонностей;
-поддержки успехов;
- стремления сделать работу интересной; одобрения здорового соперничества;
- применения разнообразных эффективных методов организации познавательной деятельности;
- предоставления ученику шанса проявиться.
Так, с целью формирования положительной мотивации к учению учитель может создавать проблемно-поисковые ситуации на уроках.
В начальной школе это постановка перед обучающимися определенного познавательного задания, которое содержит в себе противоречие, вызывает дискуссию, побуждает к размышлениям, поискам и выводам. В начальных классах наиболее целесообразными и наиболее распространенными приемами создания проблемных ситуаций через общую адекватно-полноценную положительную мотивацию являются:{6}
- столкновения учащихся с противоречивыми фактами (металл в воде тонет, а дерево— нет; почему?);
- демонстрация ошибок, к которым приводит незнание определенной темы (например, трудности, возникающие во время написания буквосочетаний ьо, йо);
- исследовательские задачи (проследите, где снег начинает таять быстрее, и объясните, почему;);
- побуждение обучающихся к обобщению фактов (сравните слова: сорняк – морковь, перья – пурга; сформулируйте определенное правило на основе этого сравнения);
- побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений, которые логически противоречат их жизненному опыту (металл в воде тонет, почему же не тонет пароход?);
- постановка проблемного вопроса на основе элементов дискуссии, беседы;
- создание ситуации, когда обучающиеся убеждены в недостаточности своих знаний и испытывают потребность обрести новые, чтобы ответить на поставленный вопрос (назовите слова одного корня: вода, водитель, водичка, водяной, водить, водный) и т.д.
Важным фактором повышения мотивации обучающихся является создание ситуации успеха для ученика. Также в течение урока можно включать игровые задания.{6} Учебный материал, поданный в игровой форме, вызывает у ученика эмоциональный подъем.
Следует отметить общие причины снижения интереса детей к обучению:{5}
- завышенные требования родителей;
- неадекватное оценивание деятельности ребенка родителями;
- частые конфликты в семье по поводу учебы ребенка;
- общая неуспеваемость обучающихся.
Младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы. Это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит судьба ребенка на протяжении всего школьного времени; поэтому именно в этом возрасте главное содержание мотивации заключается в том, чтобы научить ребенка учиться.{5}
Ответственное формирование учителем мотивационной сферы параллельно с развитием эмоционально-волевого компонента сферы личности с позиции «вместе с ребенком» способствует формированию у маленького ученика личностного видения мира и способности вступать в диалог с ним, выработке умений самостоятельно принимать решения, навыков самовоспитания и саморегуляции взаимоотношений, целенаправленности в действиях и поступках, то есть постепенному воспитанию личности, в дальнейшем успешной в социуме.{6}
Глава 2. Формы и методы, повышающие учебную мотивацию учащихся
2.1. Формы и методы, повышающие учебную мотивацию учащихся на уроках окружающего мира
«Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» - гласит народная мудрость. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.{9}
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют содержание учебного материала и организация учебной деятельности через различные формы и методы.{9}
На уроке окружающего мира используются различные формы, методы и приёмы, которые повышают учебную мотивацию.
Например: при изучении темы «Вода» можно использовать такой приём как:
1. Приём “Удивляй”.
Несмотря на активное использование такой когнитивной эмоции, как удивление, еще советскими педагогами (Шалвой Амонашвили, Симоном Соловейчиком и многим другими), и сегодня, благодаря развитию средств массовых коммуникаций и интернета, прием «Удивляй!» считается инновационным.
Считается, что возникновение и развитие неожиданной ситуации, преподнесенное школьнику во вполне «формальной» обстановке урока, способно заставить «среднего» школьника, к примеру, выучить урок по той теме, которая вызвала удивление. Каковы же основные цели использования рассматриваемого приема в наши дни?{10}
Нужно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
У.: Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.
У.: Это был правдивый рассказ?
О.: Нет.
У.: А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?
О.: Да, снег это вода, только в твёрдом состоянии.
Также на уроках окружающего мира, на тему : «Многообразие животных» познание мира можно использовать такой приём как:
2. Прием “Фантастическая добавка”
-Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.
РАСУСТ (страус) ДУЗЕМА (медуза) КУТИЛА (улитка) КРИКОЛ (кролик)
2) Заполни карточку.
3) Работа над проектами, которая применяется не только на уроках окружающего мира, но и на литературном чтении и русском языке.
Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным. Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, факультативные занятия - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.
Формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.{9}
В первый класс приходят дети разные по уровню подготовки. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. В начальной школе ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. И только от учителя зависит, будет ли ребёнок погружаться в мир знаний с большим интересом.{10}
Можно использовать такие способы активизации познавательной деятельности, как:
- игровые формы, методы и приёмы обучения
- самостоятельные работы
- проблемные ситуации
- нетрадиционные формы учебных занятий
- проектно-исследовательскую деятельность и современные образовательные технологии. {9}
Разнообразные средства и способы активизации познавательной деятельности следует применяются на всех уроках и во внеклассной работе.
Очень важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.{9}
2.2. Формы и методы, повышающие учебную мотивацию учащихся на уроках литературного чтения
Урок литературного чтения - это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения, которые и позволяют нам развивать ключевые компетенции обучающихся.{11}
Рассмотрим некоторые методы развития учебной мотивации младшего школьника на уроках литературного чтения.{12}
Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых обучающимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс. (например: «Угадай последнее слово и запиши»; Найди «лишнее слово»; Подбери антоним, который завершил бы русскую народную пословицу:
Ученье — свет, а не ученье — ... (тьма).
Знай больше, а говори... (меньше).
В учебе корень горек, зато плод ее... (сладок).
Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Использование метода проектов. В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка .{12}
Метод создание проблемной ситуации. Сущность его в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные обучающимся, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «обучающийся-обучающийся».
Например. Каждый обучающийся получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Обучающийся делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый обучающийся сам оценивает свой результат.
Проверка домашнего задания тоже может проходить в необычной форме. Выученное дома стихотворение, обучающиеся рассказывают друг другу в парах. Оценивают. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля и взаимоконтроля постепенно увеличивается.{11}
Открытые задания. Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями обучающегося.{11}
Для включения ребёнка в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания» - связывая изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами обучающихся. Например, подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую печать, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта; работа над проектом.
Таким образом хотелось бы отметить, что только грамотный выбор форм и методов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.
Заключение
Учителя смогут реализовать новый стандарт, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Если мы хотим, чтобы наше образование было конкурентоспособным, то мы, безусловно, должны осваивать пространство компьютерных технологий.{2] Компьютер дает много преимуществ, начиная от графики и заканчивая бездонным хранилищем информации. Поэтому в рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ, и, в том числе, к наличию свободного доступа к интернету. Важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей умению работать с информацией, обучение способам поиска и сопоставления информации и включения ее в решение тех задач, которые ставятся в процессе образования. Но, в то же время, нужно понимать, что информатизация направлена на развитие мышления ребенка, а не просто умение использовать информационные технологии.{2}
Чему учить сегодняшних школьников? Какую сумму знаний в них вложить, чтобы им хватило на всю оставшуюся жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям – это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться.{8} Именно такие результаты заложены в ФГОС второго поколения.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
2. Апиш Ф.Н.Психолого – дидактические основы развития учебной мотивации-М,:2013г.
3. Мыльников Д. Мотивация и проблемы в обучении– 2014 г.
4. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников- 2013 г.
5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения
6. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 2014 г.
7. Ивкова Т. А. Учимся с радостью, учимся без слёз. Симферополь, 2004
Ресурсы-интернет:
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010. [электронный вариант] ISBN 78-5-09-023809-0.(дата обращения 20.05.2018г.)
9. Исакова Л.В. Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС- [электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/08/25/motivatsiya-i-refleksiya-kak-etapy-sovremennogo-uroka-v (дата обращения 28.05. 2018г.)
10. Толстихина Е. О. Создание положительной мотивации на уроке - [Электронный ресурс] http://shkolyari.zabedu.ru/forum/thread23.html ( дата обращения 25.05.2018г.,)
11. Ялымова Ю. В. Педагогические приёмы для формирования мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/02/15/pedagogicheskie-priyomy-dlya (дата обращения 30.05.2018г.,)
12. Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна Методы и приёмы формирования учебной мотивации младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] https://infourok.ru/statya-metodi-i-priyomi-formirovaniya-uchebnoy-motivacii-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniya-1633906.html (дата обращения 30.05.2018г.)
Предварительный просмотр:
Николай Николаевич Коперник (1473-1543) - польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение Коперник изложил в сочинении "Об обращениях небесных сфер" (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.
Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни в семье купца, приехавшего из Германии. Он был четвертым ребенком в семье. Начальное образование он получил, скорее всего, в расположенной неподалеку от дома школе при костеле ев Яна.
Коперник в 1491 году поступил в Краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику, медицину и богословие, но особенно его привлекала астрономия. Для продолжения образования Коперник уехал в Италию (1497) и поступил в Болонский университет. Помимо богословия, права и древних языков, он имел там возможность заниматься и астрономией.
Астрономические наблюдения, начатые Коперником в Италии, были продолжены, правда, в ограниченных размерах, в Лидзбарке. Но с особой интенсивностью он развернул их в Фромборке, несмотря на неудобства из-за большой широты этого места, что затрудняло наблюдения планет, и из-за частых туманов с Вислянского залива, значительной облачности и пасмурного неба над этой северной местностью.
До изобретения телескопа было еще далеко, не существовало еще и наилучших для дотелескопической астрономии инструментов. С помощью приборов того времени точность астрономических наблюдений была доведена до одной-двух минут. Наиболее известным прибором, которым пользовался Коперник, был трикветрум, параллактический инструмент. Второй прибор, употреблявшийся Коперником для определения угла наклона эклиптики, "гороскопий", солнечные часы, разновидность квадранта.
Уже в 1500-е годы замысел новой астрономической системы сложился у него вполне ясно. Он начал писать книгу с описанием новой модели мира. В эти годы (примерно 1503--1512) Коперник распространял среди друзей рукописный конспект своей теории ("Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям"), а его ученик Ретик опубликовал ясное изложение гелиоцентрической системы в 1539 году. По-видимому, слухи о новой теории широко разошлись уже в 1520-х годах. Работа над главным трудом - "О вращении небесных сфер" - продолжалась почти 40 лет, Коперник постоянно вносил в неё уточнения, готовил новые астрономические расчётные таблицы.
Слухи о новом выдающемся астрономе ширились в Европе. Существует версия, не подтверждённая документально, что папа Лев X пригласил Коперника принять участие в подготовке календарной реформы (1514, реализована только в 1582 году), но он вежливо отказался. [6,стр. с. 553]
Когда было нужно, Коперник посвящал свои силы и практическим работам: по его проекту в Польше была введена новая монетная система, а в городе Фромборке он построил гидравлическую машину, снабжавшую водой все дома. Лично, как врач, занимался борьбой с эпидемией чумы 1519 года. Во время польско-тевтонской войны (1519--1521) организовал успешную оборону епископства от тевтонов.
В философии Возрождения главной целью становится объективное познание мира. Развитие естествознания добилось значительных успехов в XVI в. Познание и разум выходят "из изгнания", куда заточены средневековой установкой на первенство веры над чувствами, а чувств над разумом. Мир, вселенная - бесконечны. В натурфилософии центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Бесконечность мира познаётся разумом. В эпоху Возрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему мира, на деле показывает творческие возможности разума, позволяющего через выделение и исследование противоречий в сфере явления проникать в сущность вещей, которая может быть полностью противоположной явлению. Итак, Коперник создал гелиоцентрическую систему мира. Его основные идеи состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Это открытие произвело революционный переворот. Оно опровергло картину мира существовавшую более тысячи лет, которая была основана на геоцентрической системе Аристотеля и Птолемея. Но потребовалось не менее столетия, прежде чем гелиоцентрическая система Коперника получила широкое признание. Полную систему Коперника усвоил только Кеплер. Коперник в первой книге своего произведения "О вращениях небесных сфер" дал только первоначальный набросок картины Солнечной системы, в котором каждая планетная сфера изображена в виде окружности в центре которой было Солнце. Эта картина была неверной. Она была создана еще Аристархом Самосоким. Однако эту картину исправил Иоганн Кеплер, он заменил окружности эллипсами, а вместо движения по окружности с постоянной скоростью ввел движение с постоянной секториальной скоростью. Эти два закона Кеплера дали основу, на которой построена современная небесная механика
Предварительный просмотр:
Описание
инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
Николаевой Светланы Александровны
1.1Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?
Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Именно поэтому педагогическая проблема, над которой я работаю «Проектная деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников».
Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Проектная деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, который способствует формированию практических умений и навыков.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целью которого является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, учет индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья. Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.
Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектов. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.
Перспективность опыта.
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащихся, которая является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Как показывает опыт, метод проектов в обучении как нельзя лучше решает задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной.
Используя технологии проектного обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.
1.2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры личности.
Формированию информационной культуры школьников способствует использование в учебном процессе метода проектов, так как реализация проекта предполагает работу с информацией – поиск, обработку, использование и т.п. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Метод учебного проекта — это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.
Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Учебный проект для учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
-это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проектная деятельность – это та среда, где каждый может себя проявить.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В проектной деятельности младших школьников можновыделить следующие этапы:
− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);
– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
– информационно-операционный (Обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником );
– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:
- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Обучение младших школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. Дети младшего школьного возраста по своей природе уже исследователи, им свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием принимают участие в видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.
На уроках можно выполнять мини-проекты. На мой взгляд, легче такую работу проводить на уроках окружающего мира. Например, изучая тему «Наше питание» (3 класс, учебник «Окружающий мир » под редакцией А.А.Плешакова) на уроке проводили мини-исследование на тему «Пищевая тарелка». Дома дети составили примерное меню своего завтрака, обеда и ужина. В классе, используя состав продуктов, выяснили, содержатся ли в продуктах меню белки, жиры, углеводы, витамины. Какие преобладают, каких мало и сделали выводы. На уроке ИЗО можно продолжить данную работу - предложить творческий проект «Какие продукты укрепляют мое здоровье, а какие разрушают». Дети рисуют на одной половине листа полезные продукты, а на другой – вредные. Затем объясняют свой выбор и делают выводы. Использование исследовательских методов при проведении интегрированных уроков позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Надо заметить, если проекты создаются по проблемам, волнующим самого ребенка, то авторы проектов проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов. Эта работа проводится индивидуально — с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.
Развитие проектной деятельности в начальной школе уже заложено в учебниках УМК «Школа России». В 1-ом классе происходит подготовка к проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем и родителями. Так, по предмету «Окружающий мир» в 1-ом классе ученики выполняют проекты по темам «Мой любимый город», «Моя малая родина», «Моя семья», «Мои домашние питомцы», составляя фоторассказы с подписями, в которых выражают свое отношение к окружающему. Такая работа развивает в ребенке способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личный потенциал. Надо отметить, что рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста при выполнении проектов нельзя — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно.
1.3. Теоретическая база опыта
Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».
В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Со временем идея метода проектов претерпела изменения. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие мышления.
В практике современного российского образования метод творческих проектов находит всё большее распространение (Ступницкая М.А., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.,. Полат Е.С, Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. и др.).
Теоретическую основу опыта составляют:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
4.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
5. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
6.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
7.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).
1.4Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Для развития интеллектуально-творческих способностей необходима высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно педагог должен поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
Проект - есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.
Метод проектов как педагогическая технология, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся :
-индивидуальную,
-парную,
-групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.
В ходе выполнения проектов дети учатся:
- реализовывать свой творческий потенциал;
- проводить самостоятельные исследования;
- принимать самостоятельные решения;
- находить и использовать различную информацию;
- работать в команде и отвечать за результаты совместной деятельности.
Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
Приобщение детей к проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой. По моему мнению, их в полной мере можно решить, строя учебный процесс на основе проектного обучения.
В работе по методу проектов, можно выделить следующие этапы:
- целеполагание;
- разработка проекта;
- выполнение проекта;
- подведение итогов.
На каждом этапе деятельность учителя и детей распределяется следующим образом:
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
1.Формулирует проблему (цель).
2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формулирует задачу
1.Вхождение в проблему.
2.Вживание в игровую ситуацию.
3.Принятие задачи. 4.Дополнение задач проекта
2 этап
1.Помогает в решении задачи. 2.Помогает спланировать деятельность.
3.Организует деятельность
1 .Объединение детей в рабочие группы. 2.Распределение ролей
3 этап
1.Практическая помощь (по необходимости). 2.Направляет и контролирует осуществление проекта
1.Формирование специфических знаний, умений, навыков
4 этап
1.Подготовка к презентации. 2.Презентация
1Подготовка проекта деятельности к презентации. 2.Представление (зрителям или экспертам) продукта
Обобщающая таблица позволяет спланировать работу педагога и детей по созданию конкретного проекта.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей
Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя и родителей). Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы творческие проекты. На уроке русского языка выполняли проект «Имя прилагательное в загадках». Учащиеся придумывали загадки, находили в них имена прилагательные, рисовали к загадкам картинки.
В 3 классе на уроке русского языка с учениками выполняли проект «Семья слов».
В процессе работы над проектами могут возникнуть трудности объективного характера. В этом случае необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями”. Во 2 классе дети вместе с родителями выполняли проект «Моя родословная»
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. На уроке математики познакомились с японским с искусством «оригами». Дети многие делали фигурки – оригами, некоторые искали информацию.
На уроках окружающего мира учащимися были выполнены проекты: «Школа кулинаров», «Богатства отданные людям», «Красная книга».
Дети с удовольствием выполняли проекты «Деревенский дворик», «Лего», Сочинение «Моя семья», «Письмо Деду Морозу» и другие.
При выполнении проекта «Тайна имени» ребята рассказали о происхождении своего имени, дополняли рассказ интересными сведениями о людях, носящих такое же имя.
Также на уроках были выполнены проекты:
-«Экономика родного края»
-«Составляем орфографический словарь»
-«Рассказ о слове»
-«Рифма»
-«Профессии»
-«Родной город» и другие.
В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к работе над проектами.
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
1.5 Анализ результативности
Итогом проведенной работы является то, что дети учатся самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация.
Мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене; учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах исследовательских работ и творческих проектах учащихся.
В течение нескольких лет, мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются, в первую очередь, во внеурочной деятельности учащихся. Мои ученики принимали участие:
-в межшкольной научно- практической конференции «Война глазами детей»;
- в международном проекте «Они защищали Родину», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне;
- в межшкольной научно- практической конференции «История, культура и традиции земли Зубово - Полянской»;
- в муниципальной межшкольной научно – практической конференции исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура, этнос»;
- в конкурсе «Защитим лес» Номинация «Творческая работа»;
- в конкурсах рисунков и сочинений
-в районном конкурсе «Новогодняя открытка» в номинации «Зимняя фантазия»;
- в ХIХ и XX Международном творческом фестивале «Рождественская звезда»;
-в конкурсе детского рисунка «Этот день Победы»
-районный конкурс «Калейдоскоп профессий» в номинации «Конкурс рисунка и плаката»
- районный конкурс «Все краски творчества против наркотиков»
- районный историко – патриотический конкурс, посвящённый памяти святого праведного воина Фёдора Ушакова «Наш святой»
- Участие в Республиканском конкурсе-проекте «Покорми птиц»
- XI Межрегиональный конкурс творческих работ «Великая Отечественная война глазами детей XXI века: «Помните! Через века, через года,-помните!...
- II – Всероссийский блиц – турнир «Второклассники в стране знаний»:
-конкурс сочинений «Война в судьбе моей семьи» в рамках заключительного этапа Международного проекта «Они защищали Родину»
Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей. С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях РМО и ШМО учителей начальных классов.
1.6Трудности и проблемы при использовании опыта
В процессе работы над проектами могут возникнуть трудности объективного характера. В этом случае необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. И в некоторых семьях родители по ряду субъективных и объективных причин (трудовая занятость родителей, отсутствие опыта у родителей) не могут оказать помощи. Но многие семьи заинтересованы и оказывают помощь своим детям. И практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями.
1.7 Адресные рекомендации по использованию опыта.
С опытом моей работы, разработанными уроками, мероприятиями, составленными презентациями, проектами учащихся можно познакомиться на моих личных сайтах
Ежегодно даю открытые уроки, участвую в научно-практических семинарах, в работе районных методических объединений. Провожу мастер-классы и принимаю активное участие в научно-практических семинарах.
В 2008-2009 учебном году участвовала в «Конкурсе лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство значительный вклад в образование» и вошла в десятку лучших педагогов.
За годы работы в школе я пришла к убеждению, что в ней, кроме уроков и перемен, отметок и дневников есть то главное, что остается спустя многие годы в памяти, в жизни, в душе. Это атмосфера, уклад. Школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.
1.8 Наглядное приложение
1. Конспект открытого урока-проекта по русскому языку в 3А классе на тему «Семья слов»
2. Видеозапись урока - проекта по русскому языку в 3А классе на тему «Семья слов»
3. Презентация к уроку по русскому языку в 3А классе на тему «Семья слов»
4.Конспект открытого интегрированного урока по математике и математике и конструированию на тему «Оригами. Защита проектов».
5.Презентация к интегрированному уроку по математике и математике и конструированию на тему «Оригами. Защита проектов».
6. Презентация «Проекты 3а класс»
Директор гимназии /Балашкина Н.В./
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя .
Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя . Когда знаменитого американского писателя Марка Твена спросили, кого он считает самыми выдающимися людьми XIX века, он ответил: «Наполеона и Хелен Келлер ». В другой раз Марк Твен отозвался о Хелен Келлер как о самой замечательной женщине со времен Жанны д Арк . Только благодаря терпению и умению учительницы Анны Салливан Елена Келлер ( Keller , ) заслужила столь высокую оценку великого писателя.
Инклюзивное образование - это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии.
Какие же специалисты должны сопровождать ребёнка с ОВЗ при обучении? Педагог-психолог; Социальный педагог —специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав ребенка . Учитель-дефектолог — осуществляет коррекционно-развивающую работу, способствующую умственному развитию детей с трудностями обучения, формированию учебных навыков на материале учебных дисциплин . Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования устной и письменной (если есть) речи обучающихся и сравнения этих данных с возрастной нормой Координатор по инклюзии и тьютор (ассистент учителя ) Тьютор (ассистент учителя)
Уровни образования специалистов. А.С. Сиротюк выделяет 5 уровней инклюзивной вертикали. Первый уровень инклюзивной вертикали - это период раннего детства. На этом уровне специалист инклюзивного образования должен выбрать образовательный маршрут для детей с ОВЗ, определить форму и степень инклюзии в образовательную среду с учетом особенностей психического развития.
Уровни образования специалистов. На втором уровне инклюзивной вертикали воспитание, социализация, психическое развитие детей с ОВЗ осуществляется в рамках детских дошкольных учреждений.
Уровни образования специалистов. Третий уровень инклюзивной вертикали определяет полную, частичную или временную инклюзию в образовательный процесс с учетом возможностей каждого ребенка с ОВЗ. Четвертый уровень инклюзивной вертикали осуществляет профориентацию выпускников общеобразовательных школ с ОВЗ в сфере возможных профессиональных интересов. Пятым уровнем инклюзивной вертикали является профессиональное образование выпускников школ с ОВЗ и их дальнейшее трудоустройство.
Уровень образования специалистов. Участвуя в подготовке специалистов для инклюзивного образования , были выделены некоторые аспекты, важные для эффективного роста профессиональной компетентности педагогов. Конечно, необходимо дать классический (минимальный или углубленный) блок знаний об отклоняющемся развитии и основах коррекционной работы. По окончании курса педагог должен быть сориентирован по основным аспектам нозологии дефекта и ознакомлен с возможностями коррекционной педагогики. В заключении отметим, что процесс подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования предполагает формирование особой культуры учителя по отношению к индивидуальным особенностям учащихся, умения адаптировать материал с учетом их возможностей.
Личностные качества педагога. Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.
Личностные качества педагога. Милосердие Э мпатия Толерантность П едагогический оптимизм Высокий уровень самоконтроля и саморегуляции Доброжелательность У мение наблюдать С пособность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке для оптимизации педагогической работы П ерцептивные умения Креативность Т ворческий п одход к решению проблем, задач педагогической работы
Профессиональные качества педагога. Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: -признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; -направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата; -осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии; -понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.
Имидж педагога. Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения в массовом сознании.
Имидж педагога. Для педагога очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются: -высокая самооценка, уверенность в себе; -вера в свою доброжелательность и вера в доброго человека; -социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»); -желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.
Имидж педагога. Нужно заметить, что под «строго» имеется в виду не скучно, закрыто и бесформенно. Подразумевается деловой стиль, который может быть женственным, стильным и совсем не мрачным. Сюда же входят макияж, стрижка или укладка, ухоженные ногти .
Имидж педагога. Если педагог задумывается над своим имиджем, то ему непременно пригодятся эти советы: качество, фасон, цвет, силуэт . Безусловно, важно качество одежды. Но стоит обратить внимание на фасон, силуэт. Лучше вы будете выглядеть в костюмах, которые не будут придавать дополнительный объем . Что касается цвета, то высокий статус «выдает» неброская одежда, которая не забирает на себя все внимание (а главная цель преподавания, как известно, все-таки — давать знания). Проще говоря, одежда учителя, ко всему прочему, должна демонстрировать профессиональный вкус.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельност...
ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физич...
ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физич...
ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...
ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
-анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физич...
ПМ 03. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
анализ деятельности других педагогов в области физической культуры и спорта;- систематизация педагогического опыта и образовательных технологий на основе изучения профессиональной литературы по физиче...
ПК 3.3. Систематезировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы. самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
В данном разделе размещена информация о систематизации и оценивании педагогического опыта и образовательных технологий в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной л...