Технологическая карта урока по обществознанию.
опыты и эксперименты

Синельникова Ирина Дмитриевна

Технологическая карта урока по обществознанию на тему "Семья в современном обществе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию на тему:
«Семья в современном обществе».

Группа 12С

Цели урока: дать правильное направление при подготовке к семейной жизни; дать понятие о законе брака и брачном возрасте; воспитание чувства долга и гражданской зрелости; воспитание культуры семейной жизни.
Образовательная:
- способствовать формированию у студентов  четкого представления о семье и её функциях, психологическом климате.
Развивающая:
- продолжить формирование умения вести дискуссию, аргументировать собственную позицию.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, к родителям, воспитание культуры семейной жизни..

Ход урока:

Организационный момент.

Сегодня мы будем говорить о семье. Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, учимся любить и ценить близких людей.

Семья - источник радости и счастья

Любви неиссякаемый родник.

И в ясную погоду, и в ненастье

Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья-оплот и сила государства,

Хранящая традиции веков.

В семье ребенок главное богатство,

Луч света, как маяк для моряков.

Лучи растут, становятся все ярче

И люди жадно тянутся на свет.

Душа семьи становится богаче,

Когда царят любовь в ней да совет.

Когда царит взаимопониманье,

Тогда весь мир лежит у ваших ног.

Любовь в семье - основа Мирозданья.

Откройте тетради, запишите тему нашего урока: Семья в современном обществе. Законодательство и семья.

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Л.Н. Толстого

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому...


План урока:

1. Понятие семьи и брака.

2. Источники семейного права.

3. Условия и порядок вступления в брак.

4.Семейные правоотношения: сущность и особенности. Брачный договор.

5. Права и обязанности родителей (родительские права).

6. Права и обязанности детей.

7. Дети, оставшиеся без попечения родителей.

1.Вопрос (что такое семья?)

1.1 Запись в тетрадь

Семья в социальном плане – это малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой.

Семья – объединение, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака (супруги), кровного родства (родители и дети, братья и сёстры, другие близкие родственники, усыновления или иной формы устройства детей в семью).

Рассмотрим ситуацию. Двадцатипятилетняя Ксения познакомилась с Александром – состоятельным разведённым мужчиной 45 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нём, как о муже, проявляя внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными, как ей тогда казалось, людьми. Но однажды после пяти лет совместной жизни Александр заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая, более молодая возлюбленная.

Эта и подобные ей истории, к сожалению, не редкость в современной России. Попытаемся проанализировать ситуациюФактически Ксения и Александр создали семью: они жили вместе, под одной крышей, проявляли в меру своего разумения заботу друг о друге, были связаны общим бытом. Однако в юридическом понимании данный союз семьёй не являлся, так как он не был официально зарегистрирован и поэтому не порождал юридических прав и обязанностей мужа и жены, а значит, был лишён правовой защищённости. С распадом фактической семьи один из супругов (чаще всего женщина, как в нашем случае) остаётся, как правило, «у разбитого корыта». Собственником имущества считается тот, кем оно приобретено или на чьё имя зарегистрировано.

Создание семьи - ответственный шаг в жизни человека. Её создание начинается с брака.

В истории у разных народов складывались разные традиции семейной жизни, виды семьи. если в современном обществе чаще встречается Нуклеарная семья- то есть семья, состоящая из супругов (они - ядро семьи, лат.nucleus означает ядро) и их детей, то в древности и ныне у многих народов была распространена расширенная, или родственная семья, включающая кроме родителей и детей еще и родственников разных поколений, живущих одним хозяйством.

1.2 Этимология слова «брак».

КОРОТКО  О  ПРОИСХОЖДЕНИИ  СЛОВА  «БРАК».

      В древнерусском лексиконе слово «брачити» означало что-то отбирать (отклонять плохое и останавливаться на хорошем). Отсюда двусмысленность слова «брак» и в семейном праве, и в обыденной речи (например, бракованный товар). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется словом «шлюб» (от древнеславянского «сълюбъ»: «сълюбытись» значит «договориться»)
По семейному же праву «брак» - это добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Брак должен быть основан на взаимных чувствах любви, уважения и дружбы супругов.

Формулировка и запись определения:

  • Брак - юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности, зарегистрированный в органах ЗАГС.

2. Источники семейного права: 

1) Конституция РФ (ст.38, 39); (Зачитать статьи)

2) Семейный кодекс РФ;

3) Всеобщая декларация прав человека, Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

3. Вопрос (Есть ли какие- нибудь ограничения для граждан России для вступления в брак?)

Конечно же, есть определенные условия и порядок вступления в брак, ознакомимся с ними.

3.1 Условия заключения брака: (Ст. 14 СК РФ) 

1) взаимное добровольное согласие; 

2) достижение брачного возраста (брачный возраст - 18 лет, но при наличии уважительных причин - с 16 лет); 

3) отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака (хотя бы одно лицо уже состоит в зарегистрированном браке, близкое родство, между усыновителями и усыновлёнными, хотя бы одно лицо признано недееспособным вследствие психического заболевания).

3.2 Регистрация брака. 

1) Брак заключается в органах ЗАГС. 

2) Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах ЗАГС. 

3) Только брак, зарегистрированный в указанном порядке, порождает юридические последствия. 

4) Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления. 

5)  При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребёнка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключён в день подачи заявления.

Историческая справка:

В других государствах брачный возраст может быть иным. Например, на Украине и в Узбекистане для мужчин установлены те же 18 лет, а для женщин – 17 лет. В Польше – для женщин – 18 лет, для мужчин – 21 год; в Англии – для мужчин и женщин – 16 лет; во Франции – 15 лет для женщин и 18 лет для мужчин; в Уругвае, Венесуэле для женщин – 12лет, для мужчин – 14 лет.

3.4 Обстоятельства, препятствующие заключению брака:

1) принуждение к вступлению в брак;

2) родственные отношения (родные братья и сёстры, мать и сын, отец и дочь, усыновители и усыновлённые);

3) хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

4) несовершеннолетие;

5) хотя бы одно из лиц признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Устное задание Старшеклассники Евгений (15лет) и Наталья (14 лет), не сказав ничего родителям, решили заключить брак. Будет ли их брак зарегистрирован?

3.5 Расторжение брака. 

Основания для прекращения брака: 

1) вследствие смерти одного из супругов;

2) признание брака недействительным (сокрытие одним из супругов наличия у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания);

3) расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов (при этом муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка).

Порядок расторжения брака: 

В органах ЗАГС (запись актов гражданского состояния):

1) при взаимном согласии (при отсутствии у них общих несовершеннолетних детей в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака);

2) по заявлению одного из супругов независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным или приговорён к лишению свободы на срок свыше трёх лет. 

В судебном порядке

1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей; 

2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; 

3) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органе ЗАГС.

Сообщение студента (Церковный брак и развод в России в 19 веке).

До 1917 г. в России признавался развод, совершенный исключительно церковным судом. По существовавшему законодательству развод мог разрешить только Святейший Синод и только по строго ограниченным поводам. Российское законодательство о разводе в XIX в. было намного строже, чем в других европейских странах, где почти повсеместно ко второй половине XIX столетия наряду с церковным был введен и гражданский брак.

Однако следует отметить, что ни Византия, ни Древняя Русь не знали столь ограничительных законов о разводе, как Россия в XIX в.

В допетровской Руси признавались следующие поводы к разводу:

  • - по обоюдному согласию (наиболее распространенным мотивом для этого было монашество);
  • - неплодие;
  • - неспособность к супружескому сожитию;
  • - прелюбодеяние;
  • - жестокое обращение;
  • - крайняя бедность;
  • - растрата мужем жениного состояния;
  • - пьянство и распутство;
  • - подстрекательство на воровство;
  • - покушение одного супруга на жизнь другого;
  • - важные государственные преступления;
  • - безвестное отсутствие;
  • - клевета важная, знание о покушении на жизнь мужа и недонесение ему о том;
  • - зазорное поведение;
  • - заразительная болезнь;
  • - увод жены в плен.

В допетровский период развод могли получить просто по благословению духовного отца.

С преобразований Петра I в законодательстве появились тенденции к "совершенному запрещению самовольных разводов по взаимному согласию супругов и только к ограничению самих оснований к разводу".

На протяжении почти всего девятнадцатого столетия происходило ужесточение законов о разводе, что шло вразрез с реальным положением в обществе.

По законам XIX в. брак мог быть расторгнут только формальным духовным судом по просьбе одного из супругов на следующих основаниях:

  • - в случае доказанного прелюбодеяния другого супруга;
  • - добрачной неспособности к брачному сожитию;
  • - в случае, когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, или же сослан на житье в Сибирь с лишением всех прав и преимуществ;
  • - в случае безвестного отсутствия другого супруга не менее 5 лет.

Развод допускался и в случае согласия обоих супругов принять монашество, если они не имели малолетних детей.

Иск о разводе подавался епархиальному начальству. После получения просьбы о разводе епархиальное начальство поручало доверенным лицам произвести увещание супругов, чтобы они оставались в брачном союзе. Когда увещание не достигало цели, начиналось судебное разбирательство, на которое ответчики обязаны были являться лично.

В1913 г. по всей Российской империи на 98,5 млн православных был оформлен 3791 развод. Конечно, эти цифры свидетельствовали не о благополучии в семьях, а о жесткости законодательства.

Записать в тетрадь

4. Семейные правоотношения – это отношения, урегулированные нормами общественного отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и других оснований.

Субъекты семейных правоотношений: муж и жена, дети, другие родственники, усыновители (родители) и усыновленные.

Особенности семейных правоотношений:

1) все участники (субъекты) члены семьи: супруги, родители, дети, др. родственники;

2) основанием возникновения правоотношений являются: брак, родство, материнство, отцовство и т.д.;

3) юридические права и обязанности членов семьи;

4) права и обязанности членов семьи разделяются на личные и имущественные:

  • Личные права: выбор фамилии, занятий, профессии, места жительства, совместно решать вопросы семейной жизни;
  • Имущественные права – право на собственность

Слово учителя: Новый СК РФ предоставил супругам право договориться по поводу имущества, заключив брачный контракт (до или после заключения брака).

Сообщение «Брачный договор в России» (приложение). В соответствии со ст. 40,42 Семейного кодекса Российской Федерации, брачным договором супруги могут изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим долевой или раздельной собственности как на всё имущество, так и на его отдельные виды или имущество каждого из супругов. Они могут включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений. Брачный договор составляется в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению (статья 41, пункт 2 СК РФ). Брачный договор может быть заключён как перед вступлением в брак (в таком случае он приобретает юридическую силу с момента государственной регистрации брака), так и в любое время, пока люди состоят в браке (в таком случае он является заключённым с момента его нотариального удостоверения) (статья 41, пункт 1 СК РФ).Брачный договор может действовать на протяжении брака и может быть расторгнут в любой момент по взаимному соглашению супругов. При заключении брачного договора следует помнить о том, какие условия не могут быть включены в него:

  • Брачный договор не может касаться личных прав и обязанностей супругов в отношении их детей.
  • Брачный договор не может ограничивать правоспособность и дееспособность принимать наследство
  •  заниматься предпринимательской деятельностью, получать доходы, завещать, и т. д. Брачный договор заключается в письменной форме и согласно законодательству большинства стран требует нотариальной формы.

Запись в тетрадь

Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) при его расторжении.

5. Права и обязанности родителей (родительские права).

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. 

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей и злоупотреблении правами ребёнок имеет право:

1) до 14 лет: обратиться за защитой в орган опеки и попечительства;

2) по достижении 14 лет: непосредственно в суд. 

6. Права и обязанности детей.

Ребёнок – лицо, не достигшее 18 лет. 

6.1. Права несовершеннолетних детей: 

1) личные (право жить и воспитываться в семье, право свободно выражать своё мнение, право на общение с родителями и другими родственниками, право на имя отчество и фамилию, возможность самостоятельно изменить имя и фамилию по достижении 16-летнего возраста); 

2) имущественные:

* право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

* право собственности на имущество, полученное в дар или в порядке наследования;

* право на самостоятельное распоряжение своим имуществом;

* право на владение и пользование имуществом родителей при совместном с ними проживании по взаимному согласию. 

Дети до 14 лет (ГК РФ) имеют право: 

* совершать мелкие бытовые сделки (покупать тетради, получать подарки); 

* покупать некоторые крупные вещи, на которые им были даны деньги родителями (за исключением недвижимости). 

Все договоры совершают родители. 

Дети от 14 до 18 лет сами распоряжаются своим имуществом, но с согласия родителей.

Частично дееспособны (ГК РФ) и имеют право: 

* покупать что-либо на собственные заработанные деньги (но не продавать купленное);

* осуществлять права автора; 

* вносит вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (но не покупать на них какое-либо имущество). На все иные договоры согласие родителей необходимо. 

Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

4. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.

5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.

Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.

7. Дети, оставшиеся без попечения родителей.

7.1. Лишение родительских прав – мера защиты детей, которая приводит к утрате всех прав, основанных на факте родства с ребёнком, в том числе права на воспитание, общение с ним, защиту его прав и интересов. Льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей, на содержание в старости.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

- злоупотребляют своими родительскими правами;

- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

7.2. Воспитание детей, оставшихся без родителей.

Опека и попечительство устанавливается для воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения (вследствие смерти родителей, их болезни, лишения родительских прав, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов детей).

Органы опеки и попечительства (органы местного самоуправления) обязаны определить ребёнка, оставшегося без попечения родителей:

* в детский дом, интернат:

* либо передать его на воспитание в семью граждан и контролировать его содержание, воспитание и образование. 

3. Причиной лишения родительских прав является:
- минимальная заработная плата
- жестокое обращение с детьми

- отсутствие образования
- политические убеждения

        Закрепление изученного материала.

1. Закончите предложение

Юридическое оформление брака невозможно, когда…

а) Нет обоюдной любви между мужчиной и женщиной

б) Существует значительная разница в возрасте

в) Женщина не желает менять свою девичью фамилию на фамилию мужа

г) Желающие вступить в брак являются родными братом и сестрой

2. Вставьте пропущенное слово.

Добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и

порождающий между супругами взаимные права и обязанности, называется….

а) договор

б) помолвка

в) брак

3. Выберите из списка то, что относится к правам ребенка

а) Жить и воспитываться в семье

б) Самостоятельно распоряжаться полученным в дар имуществом

в) Общаться с родственниками

г) Распоряжаться имуществом родителей

д) Самостоятельно распоряжаться своей стипендией

е) Получать содержание от родителей

4. Какое из приведенных ниже действий нарушает нормы семейного права?

а) Супруга без согласия мужа подала на развод

б) Супруг не допускал свою жену к обсуждению вопросов семейного бюджета

в) Супруг при вступлении в брак поменял свою фамилию на фамилию жены

г) Супруги проживали в разных городах

Взаимопроверка теста.

Вопросы (устно):

  1. Что такое семья?
  2. Что такое брак?
  3. Какие существуют источники семейного права?
  4. Каковы условия заключения брака?
  5. Порядок расторжения брака в органах ЗАГС и в суде.
  6. Что такое семейные правоотношения?
  7. Кто является субъектом семейных правоотношений?
  8. Личные и имущественные права супругов.
  9. Права и обязанности родителей.
  10. Права и обязанности детей.
  11. Условия лишения родительских прав.
  12. Приведите примеры нарушений прав детей в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

технологическая карта занятия по "Обществознанию" для 1-го курса обучения

Сущность правового государства. Гражданское общество и правовое государство. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.Цель : формирование представления у учащихся о государст...

Технологическая карта урока обществознания

Технологическая карта урока обществознания, разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Раздел "Экономика". Тема урока: Основы менеджмента и маркетинга".Может быть использована при ...

Технологическая карта урока по предмету "Обществознание"

Технологическая карта урока по предмету "обществознание", применяется при изучении раздела "Экономика", разработана в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока по предмету "Обществознание"

Технологическая карта урока по предмету обществознание, раздел "Экономика", урок № 1, тема "Экономика: наука и хозяйство".Составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта по дисциплине: Обществознание на тему Занятость и безработица.

Цели учебного занятия:1. Показать, что такое  рынок труда, безработица и как осуществляется государственная политика в области занятости.2. Раскрыть особенности и значение рыночной экономики как ...