Учимся читать. От буквы к слогу.
статья

Сазонова Елена Ивановна

Данные методы реальны для детей 4-5 лет , стоит только включить вашу фантазию и провести увлекательную игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_chitat_ot_bukvy_k_slogu.docx124.71 КБ

Предварительный просмотр:

От буквы к слогу. Учимся читать.

11377474_451037555074590_283433130_n

Достаточно часто можно услышать выражение от мам: «Буквы знает, а читать — не хочет!». Могу сказать с уверенностью человека, который учит читать детей-дошкольников на протяжении уже почти пятнадцати лет — он не «не хочет», он не знает КАК? Озвучивать буквы и читать — абсолютно разные вещи. Знать буквы — это запомнить отдельные символы, читать — это объединить в работу внимание, логическое мышление, память и артикуляцию. Но это не означает, что это сложно, просто важно не требовать и сокрушаться, что «еще никак не поймет», а объяснять, упражняться, показывать доступные примеры. Я учу читать детей только сознательно, то есть в том возрасте, когда этот навык может быть им применим. И сейчас я опишу, как перейти от букв к слогам удобным и понятным способом, при этом с интересом и любознательностью со стороны ученика. Данные методы реальны для детей от 4-х-4,5 лет, так как именно в этом возрасте упомянутые выше процессы (внимание, память, логика, артикуляция) развиты на достаточном уровне и ребенок уже готов черпать информацию из текста.

1. Ребенку нужно дать понять, что буквы могут между собой «дружить», то есть проговариваться вместе. Не нужно заставлять его забыть, что существуют отдельные буквы и просить называть только слоги. В словах же есть буквы, которые нужно произнести и отдельно. Варианты, как буквы «подружить» могут быть разными. Первые три картинки по горизонтали этому посвящены:

emojiЯ называю это упражнение «Лифт». Говорю, что буковки будут ходить друг к другу в гости. На листе бумаги рисуете «Дом» с согласными буквами и отдельно на разрезанных листиках пишите гласные буквы. Берете одну из гласных (лучше всего начинать с А) и говорите, что буковка А будет заходить в дом, садиться на лифт, подниматься или опускаться в нем, заходить к кому-то в квартиру, а другие буквы будут ее встречать. Вот А зашла в гости к букве К — буква К очень рада видеть А — «К вместе с А сказали КАААА» (пишу несколько букв А, чтобы видно было, что нужно протянуть), потом А спускается на один этаж ниже, к буковке Д — «Д вместе с А говорят ДААА» и так до самого низа. В зависимости от возраста ребенка, можно за один раз делать и три таких лифта, чтобы охватить все буквы. Таким образом вы даете понять, что буквы могут смотреться и проговариваться вместе. Кроме лифта буквы могут катать друг друга на поезде (как на втором фото), могут обучать друг друга играть на трубе (на третьем фото). Когда вы только начинаете знакомить ребенка со слогами, используйте соединение только с одной гласной. И только после того, как увидите понимание в глазах и отработаете данные слоги, подключайте еще одну гласную, потом еще одну гласную и т.д. Важно избегать путаницы, делать всё постепенно, давая время информации усваиваться и находить применение.

2.  После того, как представление о совместном проговаривании дано, нужно закрепить вид слога другими упражнениями. Тут их тоже может быть масса:

emojiвырезаете из цветной бумаги облака, рыбки, цветочки, машинки (что угодно, что нравится ребенку) и пишите на них по одному слогу. Говорите, что рыбки пришли поздороваться к ребенку. Называете вначале вместе, как кого зовут (на начальном этапе нужно проговаривать, что «М вместе с А говорят — МА», «Т вместе с О — ТО»), а потом предложить ребенку порыбачить (или пособирать цветы, смотря какие фигурки у вас будут) и просите ребенка найти, например, рыбку СА, он находит и дает Вам, потом рыбку ДО (если трудно найти — обсуждайте, что там должно быть написано Д вместе с О) и так все. Лучше избегать формулировки «Б и А», а говорить «Б вместе с А», так как это ведет быстрее к тому, что ребенок станет называть слог просто «БА». Первые несколько раз при отработке помогайте, разрешайте говорить «Ф вместе с А», а потом просите сказать сразу «ФА», но для этого ориентируйте ребенка не на первую, а на вторую букву, то есть на гласную. Задают «тон» чтению именно гласные, так как они заставляют открываться ротик определенным образом (если А — широко, и не важно, ВА, СА, ЖА или ПА это будет; если О — как яичко ротик: ДО, ЛО, ЗО и т.д.; если У — как труба губы: ГУ, ВУ, НУ).

emojiРисуете звездочки с разными надписями и просите зажечь их по порядку (Вы называете слог, а ребенок ищет правильную звездочку и раскрашивает). Поиск глазами готовой надписи хорошо способствует процессу обучения чтению

emojiНайти предметы с одинаковыми надписями. Например, бабочку посадить на «свой» цветочек. На цветках надписи КА, ЗА, ДА, ЛА, МА и на бабочках такие же. Ребенок читает, как «зовут» бабочку и ищет ей цветок с такой же надписью.

emojiНайти лишний предмет в ряду, а разница предметов определяется написанными на них слогами. И волшебство в том, что если Вы нарисуете пять домиков с надписями ДА, ДА, ДА, ВА, ДА и спросите, какой ДОМ (важно ставить акцент, что именно дом лишний, а не слог, это усилит продуктивность, так как ребенку важно «играть», а не читать) лишний? Ребенок с легкостью ответит и будет хотеть делать подобные задания еще и еще

emojiРаспределять слоги, то есть когда вы уже познакомили ребенка с сочетанием с несколькими гласными, нужно научить его видеть, как именно называть слог. Так как вначале дети говорят на ДО — ДА, так как привыкли все читать с А. Сердиться не надо, надо объяснять и тренироваться)) На фото задание с деревьями и грушами.

emojiЧто на какой слог начинается? Ребенок называет слог и по очереди перечисляет все рисунки, чтобы определить, где он слышит эти две буквы вначале. Больше заданий со слогами есть по тегу _учимся читать

3.  Параллельно с отработкой слогов обязательно делайте задания просто с буквами: вписать пропущенную букву; на какую букву слово начинается, заканчивается. Вы не путаете таким образом ребенка, вы заботитесь о его грамотности.

4.  Составляйте слова из частей. Когда дело с простыми слогами пойдет легко: МА, ВА, СА, ТО, ДУ, ЛЕ и т.д., нужно объяснить, что в слове есть буквы, которые читаются отдельно, потому что возле них никто не стоит, например: ДО-М. Д читается вместе с О — ДО, а буква М стоит одна, поэтому мы и читаем ее отдельно, проговаривая резко в конце слова. Не пугайтесь, что ребенок так всегда и будет читать))) Это необходимо для понимания ребенком алгоритма прочитывания слова, чтобы большое слово не приводило его в панику, а он просто начинал по известной ему схеме читать: КЕ-Н-ГУ-РУ, Я-Б-ЛО-КО и т.д. Упражнения на составления слов из частей (именно частей, а не «слогов», так как в слове СТОЛБ всего один слог, а прочитать его одним махом не так и просто) важно выполнять, когда ребенок еще НЕ читает, это отлично продвигает его вперед! Можно рисовать картинку и разрезать самостоятельно квадратики с надписями или просить раскрасить нужные слоги в ряду. Легкости «вычитывания» способствует количество интересных (!) упражнений и время. Каждому ребенку нужно свое количество времени, чтобы прийти к мягкому, понятному чтению, поэтому терпения вам, а малышу интересных открытий

Игра «Что слышал: угадай и расскажи»

Водящему завязывают глаза, в это время взрослый делает что – либо с заранее подготовленными предметами: наливает воду; раскладывает тарелки, ложки; двигает стулья и т.д.

Задача водящего по звукам понять, что делали, а затем по порядку рассказать, что он слышал и понял.

Игра «Кто внимательный?»

Предложите ребенку закрыть глаза и ответить на вопросы.

— Сколько окон в нашей комнате?

— Сколько столов?

— Сколь стульев?

— Во что одет(а) папа (мама, брат, сестра)?

— Что лежит на столе? И т.д.

«Тише – громче»

Предложите ребенку прочесть стихотворение так, как его прочел бы гномик (великан)

«Давайте познакомимся»

Ребенок одушевляет различные предметы, превращается в них и рассказывает о «себе». Например: «Давайте познакомимся, я – терка. Конечно, дырявая, металлическая. Мое любимое занятие – измельчать все, что попадает ко мне на спину. Живу я на кухне».

Игра «Кто больше назовет».

1. Назови все деревянные (железные, пластмассовые, стеклянные, круглые, прямоугольные, овальные, красные, синие, зеленые и т.д.) предметы в комнате.

2. Назови предметы, которые можно катить (переставлять, двигать и т.д.)
Игра «закончи слово»

Предложите ребенку отгадать какое слово задумано «Отгадай, какое слово я хочу сказать теле… (теле-фон, теле-грамма, теле-жка и т.д), кар… (кар-тошка, кар-тинка, кар-андаш и т.д.).

В этой игре проверяют память и словарный запас, поэтому играть могут дети у которых хорошо развита речь. Остальным можно предложить игру – задание (на скорость) «Донесение». Ребенок должен пройти по комнате (по всей квартире – следует точно объяснить маршрут) и сообщить обо всех предметах, которые он там увидел. Вариант этой игры – «донести» не обо всех вещах, а только о деревянных или только о квадратных и т.п.; либо только о тех, которые начинаются с определенного звука, например «р», «с», «о».

Игра «Сочинители»

Предложите ребенку сочинить историю о себе, об игрушках, обо «всем на свете», но говорить только по одному слову друг за другом.

Например.

Взрослый: Однажды.

Ребенок: Грузовик.

Взрослый: Поехал.

Ребенок: Покататься… и т.д.

Вариант игры: говорить по 2 – 5 слов.

«Из чего сделан предмет?»

Эта игра поможет детям научиться преобразовывать прилагательные от существительных. «Стакан сделан из стекла, как сказать стакан какой? – стеклянный.

Кофта из шерсти – шерстяная кофта.

Куртка из меха – меховая куртка.

Ботинки из кожи – кожаные ботинки.

Шкаф из дерева – деревянный шкаф.

Кольцо из золота – золотое кольцо.

Тарелка из фарфора – фарфоровая тарелка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема Звук и буква Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.

Тема Звук и буква  Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.Тип урока:  Урок изучения нового материала.Образовательные задачи:Познакомить с чтением  слогов и слов с буквой Зз. Чтение пред...

Технологическая карта урока английского языка "Буква Uu в открытым слоге.Изучение нового лексического материала" Step 36 Афанасьева, Михеева, Rainbow English 2 класс Rainbow English

Урок английского языка разработан с учётом новых стандартов ФГОС НОО. В него включены:ознакомление учащихся с новым гласным звуком [ju:] и словами ,в которых есть данный звук. А также знаком...

Тема: «Письмо строчной и прописной буквы Зз. Слоги с буквой з» . по прописи «Русский язык» для 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

Конспект урока письма в специальной коррекционной школе 8 вида. Тема: Письмо строчной и прописной буквы З,з. Слоги с буквой з.Тип урока: Урок изучение нового материала.Образовательные задачи: Учить пи...

Дифференциация звуков [Г] – [К], [Г\'] – [К\'] изолированно, в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление образа букв Г-К.

В этом конспекте преследовались следующие задачи: 1) Коррекционно - образовательные: различать звуки г-к, г"-к" на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте.2) Коррекционн...

Проект: Пушкин в школьной библиотеке: читая, играем; играя, читаем» "Библиоквест "Сказочный экспресс"

. Цель квеста - собрать ключевую фразу, которая приводит их к финишу.  Выигрывает та команда, которая сделала это первой. Командам выдаются маршрутные листы (пустые), в которых фиксируются назван...

Как правильно учить ребенка читать стихи.

Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует -обогащению ду...

Статья "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других""

В статье "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других" идет речь о форме наставничества "Обучающийся-обучающийся", на что направлена деятельность наста...