Как правильно учить ребенка читать стихи.
методическая разработка

Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует -обогащению духовного мира ребенка, - развитию у него чувства прекрасного, - сам процесс заучивания является хорошим методом тренировки памяти. Если ребенок испытывает трудности в заучивании стихов, а это явление довольно распространенное, необходимо научить его нескольким методам, облегчающим этот процесс. Первый метод - это метод "пересказа" стихотворения своими словами. Вы читаете всё стихотворение и просите ребенка рассказать; - о чем в этом стихотворении говорится, -кто действующие лица, что они делают, как выглядят. -Можете помочь ему наводящими вопросами. Цель такого пересказа в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говориться в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Метод второй - это метод постепенного увеличения объема заучиваемого материала. Он позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно запомнить чуть ли ни с первого его предъявления. Вместе с тем, начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строчка стихотворения. Вы читаете эту строку и просите ребенка ее повторить, причем каждый раз по новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове. Далее вы читает вторую строчку и просите сделать тоже самое. Однако после паузы просите повторить обе строки - первую и вторую. Затем читается следующая строка и т. д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих их 4 строк. Тогда ребенок просто обречен на успех, ему понравится запоминать и он не побоится взяться за более "крепкий орешек". Третий метод - предназначен для " перевода" словесной информации в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому сделать это не очень трудно. Этот метод может применяться одновременно с первым и без него. Просите ребенка во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы образы были максимально яркими и конкретными, используйте какие-нибудь реальные рисунки. Образы в процессе заучивания должны выстраиваться в соответствующей последовательности. Составляйте таблицы по содержанию стихотворения, только обязательно с участием ребёнка, т.к. он должен сам придумывать «условные обозначения» по тексту. Затем повторите вместе по таблице стихотворение, чтобы ребёнок закрепил знание всех обозначений. Оставьте эту таблицу на «глазах» у ребёнка, чтобы он мог в течении дня по своему желанию повторить по ней стихотворение. Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При заучивании стихотворения обращайте внимание ребенка на мелодию рифмы, а также на настроение и чувства персонажа, который в нем описан. Советы родителям «Как помочь дошкольнику полюбить книгу» Детская литература имеет большое значение в эмоциональном, эстетическом, познавательном и речевом развитии детей. Первый литературный опыт ребенок получает в семье, от отношения родителей к литературе зависит качество и широта читательских интересов дошкольников. Но не всегда в семье процесс литературного развития происходит эффективно. Это вызвано комплексом причин. -первая, заключается в угасании интереса к литературе в обществе. -вторая, в недостаточном знании возрастных особенностей ребенка и возможностей своего ребенка. Зная взрослую литературу, родители не достаточно знают произведения детской. Между тем исследования ученых убедительно доказывают, что будущего читателя необходимо воспитывать, когда он еще слушает. -Но детское чтение можно разделить на виды: опосредованное, самостоятельное, чтение-сотворчество. • Опосредованное чтение Здесь ведущая роль принадлежит чтецу – родителю, воспитателю. Ребенок выступает в роли слушателя. Это позволяет взрослому: - контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст, делая его более доступным; - ярко и выразительно подавать материал; - следить за реакцией детской аудитории; Но для того, чтобы чтение стало радостью важен настрой не только ребенка, но и взрослого как чтеца. Это задача не легкая; - Текст, требуется не просто механически произносить, но и обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. - Взрослый должен быть готов реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии. Чтение процесс творческий. Творится внутренний мир читателя, оттачивается читательский вкус, гармонично развивается речь. Но существует еще такой вид чтения как • Чтение-сотворчество. Ребенок совмещает роль слушателя с ролью чтеца ,пусть ненадолго, и ролью литературного критика. Необходимо как можно раньше учить отличать положительные и отрицательные стороны героев произведений. Сотворчество как совместное исследование, открывает новый мир книги и дает массу положительных эмоций и полезных навыков. Кроме развития речи, творческого мышления сотворчество при общении с книгой позволяет в игровой форме привлечь ребенка к самому процессу чтения. Можно начать чтение и предложить ребенку продолжить его. Детям нравится игра в «договорки», когда текст, лучше стихотворный, нужно закончить словом, подходящим по смыслу (в рифму). Такое полезное развлечение увеличивает словарный запас, развивает чувство языка, ребенок учится слышать не только отдельные слова, но их сочетания. Можно предложить и такой вариант: взрослый читает, а ребенок слушает текст и считает, сколько раз встречается какое-либо слово (рекомендуется брать небольшие произведения). Поскольку в сложный процесс слушания вводится элемент игры, то этот процесс становится более интересным. Также можно обыграть любимое детское произведение в том или ином варианте, либо предложить читающему дошкольнику чтение по ролям небольших произведений. • Самостоятельное чтение. Наиболее сложный вид чтения. Важно, чтобы на фоне неудач у ребенка не пропал интерес к обучению чтения. Ребенок сталкивается с трудностью в виде слабой техники чтения, и с другой стороны, необходимостью вникать в смысл текста. А также маловыразительное чтение по слогам отличается от захватывающего чтения взрослого. Да еще и слова малознакомые попадаются. Таким образом, очень важно чтобы на этом этапе рядом всегда был взрослый, помогая вникать в смысл. Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Сколько существует стихов, рассказов о любви детей к родной семье, к родителям, бабушке и дедушке, к сестрам и братьям (Я. Аким, А. Барто, Р. Погодин, Е. Благинина) Наконец, книги, которые выбирают взрослые, должны развивать художественный вкус, чувство прекрасного, познавательную активность, обогащать речь ребенка. Методические рекомендации по организации домашнего чтения 1. Семейное чтение должно стать любимым ритуалом. Ежедневно по 15-20 минут в спокойной обстановке. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать. 2. Показывайте ребенку, что чтение доставляет вам удовольствие. Не бубните, как- бы отбывая повинность. 3. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга не игрушка, не крыша для кукольного домика, не повозка для игрушек. Приучайте к аккуратному обращению к ней. 4. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Дети должны видеть лицо, мимику, выражение глаз, жесты читающего взрослого. Это усиливает впечатление от прочитанного и ребенок чувствует, что читают для него и взрослый замечает чувства и эмоции ребенка. 5. Читайте детям не торопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребенка, он наслаждается напевностью русского сказа, ритмом стиха. 6. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. 7. Сокращайте текст, если он слишком длинный. Окончание перескажите. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец. 8. Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать. 9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка позволить ему самому выбрать книгу в семейной детской библиотеке. 10. Ходите вместе с ребенком в библиотеку, в книжный магазин. 11. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: скотч, ножницы, нитки. 12. Прежде чем прочитать ребенку незнакомую вам книгу прочитайте ее сами. 13. Не отрывайте ребенка от рассматривания книги с картинками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как лучше учить стихи.

Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует -обогащению ду...

Учимся читать. От буквы к слогу.

Данные методы реальны для детей 4-5 лет , стоит только включить вашу фантазию и провести увлекательную игру....

Проект "Учимся писать стихи"

Данный проект предполагает работу с обучающимися по развитию навыков стихосложения, знакомство с теоретико-литературными понятиями по данной теме, развитие творческих способностей обучающихся, воспита...

Консультация для родителей: «Учим ребенка проигрывать»

Консультация для родителей: «Учим ребенка проигрывать»...

Консультация для воспитателей Учим стихи легко

Учим стихи легко: значение мнемотаблиц в заучивании стихов Развитие речи и памяти дошкольников – одна из важнейших задач педагогического процесса. Учить стихи – это не просто механиче...