Формирование мотивации педагогов Хабаровского торгово-экономического техникума к участию в конкурсном движении через работу творческой группы «Исследовательская деятельность преподавателей и студентов»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
htet_statya_podrugina.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации педагогов
Хабаровского торгово-экономического техникума
к участию в конкурсном движении через работу творческой группы
«Исследовательская деятельность преподавателей и студентов»
Инновационным фактором развития в образовании является конкурсное движение. Участие студентов в конкурсах, олимпиадах и викторинах разного уровня является одним из оптимальных условий для развития их творческого потенциала. Включение в конкурсы способствует росту активности преподавателя в профессии, а студента в учебе.
Участие в различных конкурсах позволяет педагогам проявить себя, развить свои таланты, а также получить определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности. Однако, крайне важна мотивация на победу или успешное участие, понимание того, что персональный итог влияет на имидж образовательного учреждения в условиях реально существующей здоровой конкуренции. Конкурс призван способствовать совершенствованию оценки и стимулирования труда педагогических работников, выявлению передового педагогического опыта, позитивному влиянию на инновационные процессы в образовании.
Условно можно выделить три группы педагогов. Первая – это самодостаточные состоявшиеся педагогические личности, которые самостоятельно готовы к участию в конкурсах и требуют минимальных усилий в помощи со стороны администрации и коллектива. Вторая – опытные педагоги, владеющие методическими приемами и профессиональными качествами, но не считающими участие в конкурсах по разным причинам для себя важным. Третья группа – достаточно молодые, но уже неординарные, творческие преподаватели, в которых нужно вселить уверенность в свои силы. Потенциальному конкурсанту из второй и третьей условной группы необходима поддержка коллег и методической службы.
Серьёзных результатов преподаватель может добиться, когда ему помогает коллектив творческих единомышленников. Одной из форм эффективной методической работы в техникуме, повышающей компетентность педагогов в данном вопросе является организация творческих групп преподавателей.
На сегодняшний день в техникуме функционируют три творческих и одна опытно-экспериментальная группа. Творческая группа «Исследовательская деятельность преподавателей и студентов» сформирована в техникуме с учетом желания педагогов повысить уровень профессиональной компетентности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Деятельность группы осуществляется в соответствии с планом работы на текущий учебный год, который составляется руководителем, рассматривается и утверждается заместителем директора по научно-методической работе.
В состав группы входят опытные преподаватели общеобразовательных и профессиональных дисциплин, готовые к инновационной, исследовательской и научной деятельности, а также молодые, творчески настроенные педагоги.
В течение учебного года проводятся заседания творческой группы, на которых преподаватели представляют результаты своей работы, обсуждают вопросы участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Руководитель творческой группы организует разработку плана работы, предлагает варианты активного участия каждого педагога в работе группы, обобщает и систематизирует материалы, анализирует предложения и выносит их на обсуждение группы, предлагает стратегию разработки темы или проекта.
Творческая группа начала функционировать в техникуме в 2012 году. Изначально в ее состав входили 7 опытных преподавателей общеобразовательных дисциплин. Члены группы писали статьи, публиковались в сборниках научных трудов, принимали участие в научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, готовили студентов к участию в олимпиадах.
В результате шестилетней работы в два раза увеличился количественный состав творческой группы, в который теперь входят и преподаватели профессиональных дисциплин, появился определенный опыт работы. Значительно увеличилось количество студентов, участвующих в олимпиадах и конкурсах. Преподаватели намного активнее участвуют в конкурсах профессионального мастерства и научно-практических конференциях, демонстрируя готовность к обобщению и распространению педагогического опыта. Регулярно пополняется банк публикаций педагогов. В два раза увеличилось количество педагогов, которые создали собственные мини-сайты и ведут активную работу в дистанционных педагогических сообществах.
Если говорить о конкурсах профессионального мастерства для педагогов, то нужно отметить, что большинство конкурсов, в которых участвуют преподаватели техникума, всероссийского и международного уровня. Это можно объяснить тем, что конкурсы краевого значения проводятся реже. Среди них можно выделить краевой конкурс сценариев музейных мероприятий профессионального направления. На конкурс был представлен сценарий музейного мероприятия «Профессия, объединяющая мир», фото и видеоматериалы, презентация. В сценарии раскрывалась профориентационно-образовательная программа для старшеклассников «Экскурс в мир профессий», состоящая из внеклассного мероприятия, имеющего профессиональную направленность, успешно проводящегося студентами четвертого курса в музее техникума.
Преподаватель информатики в 2018 году заняла призовое место в Краевом смотре-конкурсе «Учебно-методических материалов, адаптированных для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью», представив работу в номинации «Лучший электронный образовательный ресурс для обучающихся с особыми образовательными потребностями».
Творческая группа активно сотрудничает со студенческим научным обществом. Студенты, систематически участвующие в исследовательской работе, привлекаются для участия в конкурсах краевого и федерального уровня.
Так, например, в 2017 году студентка первого курса специальности «Технология продукции общественного питания» заняла первое место в краевом краеведческом дистанционно-образовательном проекте «Виртуальные экскурсии». Она исследовала и проанализировала материалы музея, посвящённые событиям, связанным со становлением и развитием техникума, а также событиям и судьбам людей периода Великой Отечественной войны. В форме презентации была выполнена виртуальная экскурсия, в основу которой легли исторические музейные материалы, собранные преподавателями и студентами техникума, а также краеведческая и поисково-исследовательская работа обучающихся на протяжении многих лет.
В 2017-2018 учебном году студентка второго курса специальности «Технология продукции общественного питания» участвовала в краевом конкурсе творческих работ «Возвращенные имена» и в 19 Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – XX век», где была отмечена поощрительной грамотой. Целью работы являлось изучение истории первого женского экипажа парохода «Астрахань». С целью знакомства с судьбой экипажа была организована экскурсия в музей Амурского речного пароходства города Хабаровска. В процессе исследования были изучены документальные и архивные материалы истории парохода, вклад экипажа в Победу над немецкими и японскими захватчиками.
В ноябре 2017 года студентка 4 курса специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» приняла участие в краевом конкурсе «Студент СПО - 2017» в номинации «Первые шаги в профессии». Участнику необходимо было создать презентацию и видеосюжет о своей учебной, конкурсной и общественной деятельности за прошлый учебный год. Студентка с помощью руководителей прекрасно справилась с заданиями и заняла первое место. В январе 2018 года было принято решение участвовать во Всероссийском конкурсе «Студент СПО - 2017», где выпускница ХТЭТ тоже стала победителем.
Анализируя деятельность творческой группы «Исследовательская деятельность преподавателей и студентов» за последние шесть лет, можно отметить, что преподаватели техникума стали больше писать статей, участвовать в научно-практических конференциях и дистанционных конкурсах профессионального мастерства, а также возрасло участие студентов в конкурсах и олимпиадах.
Таким образом, деятельность творческой группы оказывает значительное влияние на мотивацию педагогов и студентов к участию в олимпиадном и конкурсном движении, а следовательно, на профессиональный рост, мастерство, повышение квалификации и педагогической компетентности преподавателей техникума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности преподавателя и студентов на уроке
Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечив...
Статья "РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСНЫХ ДВИЖЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ "
В статье рассмотрено определение понятия "одаренность", рольдистанционных конкурсных движений в выявлении и развитии интеллектуально одаренных студентов....
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАБАРОВСКОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Школа начинающего преподавателя, являясь составной частью сложившейся в техникуме системы методов и форм повышения профессиональной компетентности преподавателя, призвана обеспечить прохождение этапа ...
Проектно – исследовательская деятельность преподавателя и студентов в обучении физики в СПО
Семинар подготовлен для углубления знания преподавателей и студентов об учебно-исследовательском проекте, об этапах проектно-исследовательской деятельности, о том, как организовать работу на каж...
Формирование мотивации студентов к занятиям познавательной и творческой деятельностью
Познавательная и творческая деятельность личности – это сознательная деятельность, направленная на приобретение информации, формирование знаний и опыта....
Особенности организации совместной творческой деятельности преподавателя и студента
Продуктивная форма организации совместной деятельности преподавателя и студента - это партнерство....