Формирование этнохудожественной культуры через художественно-творческую деятельность студентов.
статья
Предварительный просмотр:
Дягилева И.А. преподаватель спецдисциплин
Санкт-Петербургского государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
"Колледж Петербургской моды"
(СПбГБПОУ КПМ)
Формирование этнохудожественной культуры
через художественно-творческую деятельность студентов.
Творчество ̶ результат сложной психической деятельности человека, каждый этап которой характеризуется своими психологическими особенностями. Начинается творческая деятельность, прежде всего с постановки задачи, затем следует поиск нужного решения, которое намечается первоначально в виде общей идеи, указывающей основной путь. В дальнейшем эта идея детально раскрывается, обосновывается, доказывается и воплощается в соответствующий продукт.
И. Я. Лернер определяет творчество, как «процесс создания человеком объективно и субъективно нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить, как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий» [1]. Он определяет следующие черты творческой деятельности: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; видение новой функции объекта; видение проблемы в стандартной ситуации; видение структуры объекта; способность к альтернативным решениям; комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
Формирование художественной культуры студентов осуществляется нами через творческий процесс, представляющий собой совокупность стадий работы по воплощению художественного образа. Творчество и творческие процессы мы рассматриваем с одной стороны, как сложные явления, отличающиеся многообразными особенностями, с другой, как процессы, которым присуще нечто общее, объективное и закономерное.
Многие ведущие психологи отечественной науки считают творческий процесс управляемым, а творчество рассматривают не как стихийную, а вполне осознанную деятельность, при которой человек постоянно совершенствуется и духовно обогащается [2].
Л. С. Выготский подразделял творческую деятельность на воспроизводящую и на комбинирующую или творческую. Он утверждал, что «… творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое…». Умение комбинировать старое в новые сочетания, он и считает основой творчества. Творческая комбинирующая деятельность происходит на основе воображения, опираясь на прежний опыт, в процессе которого создаются новые произведения.
Следовательно, перед нами стоит задача по расширению опыта и знаний студентов в процессе формирования этнохудожественной культуры, создавая тем самым основу для активной творческой деятельности, которую необходимо направлять на развитие определенных качеств:
- более высокого уровня интеллектуальных способностей;
- умения мобилизовать волю для достижения планируемых результатов, способностей аналитически оценивать сложившиеся ситуации;
- быстроту реакции;
- креативность мышления;
- потребность в самоактуализации и расширении своих созидательных возможностей.
Особый смысл при формировании этнохудожественной культуры студентов приобретает опора на народную педагогику, в основе которой лежит тонкое понимание механизмов развития личности в естественных жизненных условиях.
Народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. Осознание данного факта студентами способствует их национальному и интернациональному воспитанию. Народное искусство мы рассматриваем в тесном взаимодействии с современным творчеством, которое формирует и развивает личность в процессе ее активной деятельности.
Осуществление творческой деятельности студентами происходит на основе обобщения изученного материала, при этом их умственные действия характеризуются широтой переноса и находятся в состоянии непрерывного совершенствования. В процессе художественно-творческого познания и деятельности, студенты, на основе чувственных данных, в результате диалога с художественным произведением осуществляют комбинирование мыслительными операциями и действиями. Таким образом, можно заключить, что этнохудожественная культура студентов формируется в процессе полноценной художественно-творческой деятельности и требует соответствующего развития способностей и художественного мастерства.
Формирование этнохудожественной культуры студентов в процессе учебно-творческой деятельности целесообразно осуществлять посредством развития их:
- эмоциональной сферы,
- мотивационной сферы,
- интеллектуальной сферы.
На достижение этих целей необходимо ориентировать данный творческий процесс.
Изучение национального искусства и традиций народов мира, создание на их основе современных произведений ̶ формирует эстетические чувства студентов, активно влияет на развитие эмоциональной сферы.
«Эмоция характеризуется, как отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту» [3, с.115]. Для организации творческой деятельности студентов, направленной на формирование этнохудожественной культуры, необходим эмоциональный фактор, так как очень важно, чтобы студент столкнулся с тем, что рождает вопрос и эмоционально загорелся этим.
Развитие этнокультурной личности наиболее эффективно осуществляется в условиях организованной творческой среды. Это общий принцип для педагогического и художественного видов творчества. В процессе работы над авторским произведением необходимо создать творческую обстановку, эмоциональный подъем в коллективе группы, что вызывает интерес к предстоящей деятельности. Для этого надо, чтобы у студентов появились определенные потребности и побуждения, создающие особое состояние функциональной системы организма, которая обеспечивает его готовность к выполнению соответствующей деятельности.
Эмоции имеют мотивационную силу. Для того чтобы студент активно включился в творческий процесс необходим мотив, т.е. создание условий для развития мотивационной сферы.
Мотивация ̶ общее название для процессов, методов, средств побуждения студентов к продуктивной творческой деятельности. Мотив характеризуется в психологии, как побудительная сила, мотивация ̶ совокупность мотивов, побуждающих человека к деятельности.
Для эффективного формирования мотивационной сферы студентов в процессе экспериментального обучения на занятиях по художественным дисциплинам необходимо:
- активное включение в профессиональную деятельность;
- получение удовольствия от самой деятельности;
- значимость для личности результата деятельности;
- потребность в учении;
- потребность в самоактуализации (реализации своего потенциала);
- потребность в самоутверждении.
Обучение студентов художественных факультетов учебных заведений, прежде всего, направлено на дальнейшую профессиональную педагогическую деятельность. Изучение народной культуры дает возможность студентам реализовать себя и в декоративно-прикладном творчестве, как одной из интереснейших областей искусств.
С другой стороны, работа со студентами в этой области дает возможность формирования и закрепления у них общих теоретических знаний в области формообразования, композиции, эргономики, тектоники, бионики, цветоведения, что актуально для дальнейшей работы в любой из областей художественного творчества.
Все это способствует возникновению интереса у студентов к данной дисциплине, они активно включаются в процесс обучения. А возможность создания уникального авторского произведения повышает интерес и профессиональный уровень обучаемых, одновременно они получают эстетическое удовольствие от процесса деятельности и его результатов.
В процессе лекционных занятий, посещения музеев, выставок, просмотра видеоматериалов у студентов появляется интерес к решению поставленной перед ними проблемы, т.е. проявляются определенные мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание явлений окружающей жизни.
Для возникновения у студентов устойчивого и глубокого интереса к содержанию обучения необходимы следующие условия:
- для проявления умственной самостоятельности и инициативности использовать активные методы обучения, предлагать студентам использовать вопросы и задания, решение которых требует поисковой деятельности;
- использовать задачи определенной трудности, но посильные для уровня знаний студентов, способствующие повышению интереса, но не вызывающие внутреннего дискомфорта;
- осуществлять построение учебных занятий через познание нового на уже имеющиеся знания;
- осуществлять изложение учебного материала эмоционально, чтобы способствовать повышению познавательных интересов студентов, настраивать их на активную творческую деятельность и формировать устойчивую мотивацию на обучение.
Усвоенным и осознанным может считаться только то знание, которое студент добыл в той или иной степени самостоятельно. Такое знание может быть применено студентом в ситуации, отличающейся от эталонной.
Проблема формирования этнохудожественной культуры студентов на основе народного творчества сегодня актуальна, т.к. перед нами открывается богатейшая мастерская, дающая возможность развитию интеллектуальной сферы (мышления, воображения, памяти, представления и внимания).
Основой продуктивности творческого процесса является проблема развития творческого мышления и творческого воображения студентов, где активизация созидательного мышления в процессе деятельности выдвигается во главу угла.
Процесс формирования этнохудожественной культуры у студентов с нашей точки зрения строится на основании позиции: общее ̶ особенное ̶ индивидуальное. Данная объективная закономерность позволяет педагогу конструировать процесс формирования духовной культуры студента в следующей последовательности: от общечеловеческой через национально-региональную, к индивидуально-этнической.
В процессе формирования этнохудожественной культуры студентов, творческую деятельность необходимо направить на развитие следующих качеств личности:
- творческой активности;
- стремлению к самостоятельным поискам и разработкам нового в процессе деятельности;
- сознательности и самостоятельности в выполнении задания;
- стремлению к систематическому повышению уровня знаний, умений и навыков;
- стремлению к самостоятельности в выборе замысла, креативности в решении поставленных задач, активизация жизненной позиции.
Развитие данных качеств, предполагает активное проявление студентами стремления к творческой деятельности на основе полученных знаний в таких областях, как искусствоведение, художественное проектирование, освоение практических умений и навыков в декоративном и изобразительном искусстве.
Высокохудожественные образы искусства не возникают, как простое механическое воплощение деятельности человека, их значимость и выразительность напрямую зависят от этнического своеобразия народа. Только вследствие вложения в деятельность и объект труда осмысления и творческого осознания тех или иных событий и явлений, возникает новая форма ̶ этнохудожественная культура, как «одухотворенная материя» или «материализованная духовность».
Следовательно, способность студентов к созданию художественных образов, воплощенных в новой реальности, в различных сферах деятельности, есть художественная деятельность или художественная культура. При этом актуально равновесие чувственного (духовного) и вещественного (материального).
Взаимопроникновение духовного и материального, заложенного в народном искусстве, через творческую деятельность порождает этнохудожественную культуру. В результате воображения студентов происходит создание нового в форме образов, представлений и идей. В образах отражается жизнь в наиболее ярких и обобщенных чертах и мировоззрение создателя, понимание им окружающей действительности. Таким образом, воспитание художественно-творческой активности личности — это сложный процесс многостороннего воздействия, а художественное творчество, как форма существования и развития народной культуры это и есть мышление в материале посредством цвета, пластики и фактуры.
Этнокультурные ценности в духовной сфере, являющиеся огромным интеллектуальным богатством и неисчерпаемым резервом воспроизводства общечеловеческих ценностей, служат активной художественно-творческой базой при формировании этнохудожественной культуры студентов.
ЛИТЕРАТУРА
- Зеньковский, В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-342с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, 1993. 528с.
Статья г. Санкт-Петербург, 2020.09.26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Современное общество характеризуется рядом особенностей, к которым можно отнести возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационных ресурсов, ...
Статья: "Развитие художественно-творческих способностей будущих педагогов". Опубликована в сборнике «Актуальные вопросы подготовки специалистов в системе СПО» ЧУ «НИИ педагогики и психологии» г. Чебоксары,
В статье описывается опыт профессиональной деятельности по проблеме развития художественно-творческих способностей студентов Ангарского педагогического колледжа по специальности "Дошкольное образовани...
Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа
Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает н...
Методическая разработка к занятию по программе « Аккордеон. Общий курс» Тема: «Работа над выразительностью исполнения и развитие художественно-творческих способностей учащихся».
Работа над выразительностью исполнения музыкального произведения начинается уже на первом году обучения. В процессе этой работы активизируются творческие способности, развиваются навыки и...
«Коллективные формы изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей учащихся»
Статья о польза коллективной формы изобразительной деятельности в развитии творческих способностей учащихся». Коллективная изобразительная деятельность, помогая учащимся осваивать технические пр...
Восприятие - как необходимая часть художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Изобразительная деятельность (ИД) дошкольника- один из видов продуктивной деятельности, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоят...