Практико-ориентированная технология
материал
Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, освоить различные формы (индивидуальную и совместную) учебной деятельности, сделать познание привычной и осознаваемой потребностью, необходимой для самоактуализации, саморазвития, оптимальной адаптации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-or_tehn.docx | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированная технология.
Характеристика практико-ориентированной педагогической технологии.
- Обеспечивают переход от дисциплинарной к междисциплинарной организации содержания обучения.
- Обеспечивают переход от преобладания адаптивной к креативной форме активности.
- Обеспечивают переход от разобщенности процессов формирования нравственности и профессионализма к развитию духовности и ответственности как факторов профессиональной компетентности.
- Рефлексия становится системообразующим фактором в развитии проф. компетентности и культуры выпускника (выпускник должен осознавать себя носителем межличностных отношений и создателем собственной стратегии поведения, носящих поливариантный характер своих проявлений).
- Продуктивность обеспечивается посредством:
- формирования личностно-творческой концепции профессиональной деятельности;
- наличие рефлексивной позиции личности в ходе реализации программы формирования профессиональной компетенции;
- готовность к инновационной деятельности;
- наличие субъективной позиции в профессиональной деятельности;
Ориентация на личностно-творческую самореализацию.
Специфика практико-ориентированных педагогических технологий во взаимодействии между педагогом и обучающимся.
Главная цель практико-ориентированной технологии – развитие. Механизм развития – особое взаимодействие между субъектами образовательного процесса.
Результаты:
- изменяется акцент в учебной деятельности, интеллектуальное развитие студентов идёт за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- меняются приоритеты с усвоения готовых знаний в ходе аудиторных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого студента, с учетом его особенностей и возможностей.
Главная роль у студента – он является центральной фигурой.
Второстепенная роль – у педагога. Он сопровождает, содействует, консультирует, осуществляет тьюторство.
Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, освоить различные формы (индивидуальную и совместную) учебной деятельности, сделать познание привычной и осознаваемой потребностью, необходимой для самоактуализации, саморазвития, оптимальной адаптации в обществе.
Существует многообразие классификаций педагогических технологий:
по В.Г. Гульчевской,
по В.Т. Фоменко,
по Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко,
по Г.К. Селевко и др.
Селевко Г.К. систематизировал типы пед. технологий:
- По уровню применения;
- По философской основе;
- По ведущему фактору психического развития;
- По научной концепции усвоения опыта;
- По ориентации на личностные структуры;
- По характеру содержания и структуры и т.д.
Классификация профессора Ростовского государственного университета В.Т. Фоменко (критерий – построение учебного процесса):
- Технологии на деятельностной основе;
- Технология на концептуальной основе;
- Технология на опережающей основе;
- Технология проблемной основы;
- Технология личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе.
- Технология альтернативы.
- Технология на игровой основе.
- Технология на диалоговой основе.
Технологии на алгоритмической основе (М.Ланда).
Технологии на программированной основе (В.Беспалько).
Применение практико-ориентированных методов обучения при реализации учебного процесса в колледже.
Сложившаяся негативная тенденция в России и в частности на рынке отраслевых и региональных услуг в сфере обеспечения квалифицированными кадрами, обусловлено следующими факторами: старение населения РФ, Оренбургской области, сокращение его численности; потребность рынка труда в специалистах определённой квалификации не соответствует их фактическому выпуску; неспособность молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей полученных знаний, при отсутствии практических навыков применения фундаментальных основ.
Учитывая приоритеты государственной политики, в области реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и деятельность организаций всех форм собственности, должно основываться на следующем: повышение конкурентоспособности услуг; повышение энергоэффективности; адаптация к дефициту предложения рабочей силы; адаптация к физико-географическим условиям.
На сегодняшний день часть выпускников получившие образование в колледже не могут устроиться на работу по специальности. Одной из таких причин является то, что работодателям необходимы специалисты с опытом работы, а у выпускников его обычно нет.
На этом основании можно считать, что в профессиональной подготовке специалиста любого профиля острой является проблема усиления практической части (практико-ориентированной) обучения.
Основа практико-ориентированного подхода в образовании составляет рациональное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки. Для перехода к профильному обучению необходимо реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.
Таким образом, можно добиться следующего: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов; предоставление равноправного доступа к полноценному образованию самых разных категорий учащихся, учитывая их способности, наклонности, интересы; возможность расширить социализацию обучающихся и обеспечить преемственность между профессиональным и общим образованием.
Любая образовательная технология – это воплощение определённой стратегии.
Применение практико-ориентированных подходов в учебный процесс обусловлен необходимым поиском адекватных образовательных технологий (совокупности средств и методов обучения, развития обучающихся, дающих возможность успешно реализовывать поставленные цели).
В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений, навыков выпускников, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, соответствовать стандартам качества отраслевых и региональных рынков. Реализация практико-ориентированных подходов является одним из путей решения этой проблемы.
Такой подход в профессиональном обучении направлен, во-первых, на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни. Во-вторых, позволяет создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих рабочих и служащих.
Основной целью в данном подходе – это построение оптимальной модели (технологии), сочетающих применение теоретических знаний в решении практических вопросов и связанных с формированием компетенций молодого специалиста. Технология данного профессионального обучения должна быть тесно связана с задачами деятельности организаций отраслевых и региональных рынков услуг.
В системе СПО можно выделить несколько направлений к практико-ориентированному образованию. С одной стороны практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем, осознание собственной роли в работе. С другой стороны, считается наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по выбранной специальности. А также, становление практико-ориентированного образования с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Основные этапы практико-ориентированного обучения для студента можно представить на рисунке 1.
Рисунок 1. Этапы практико-ориентированного обучения.
К практико-ориентированным образовательным технологиям можно отнести: технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии саморегулируемого учения.
Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников.
Таким образом, реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.
При реализации практико-ориентированного обучения необходимо учитывать следующие принципы:
- принцип практико-ориентированного целеполагания;
- принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;
- принцип продуктивности обучения;
- принцип первичности образовательной продукции студента;
- принцип ситуативности обучения;
- принцип образовательной рефлексии.
В целях реализации указанных выше принципов внедрения практикоориентированности в учебный процесс, необходимо обеспечить ряд базовых предпосылок:
- мотивационное обеспечение учебного процесса;
- связь обучения с практикой;
- сознательность и активность студентов в обучении.
В рамках практико-ориентированного обучения развивается внутренняя мотивация студента, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы; студенты ощущают собственную компетентность; переживают собственную автономию.
Интенсификация процесса поиска, приобретение знаний, умений, профессиональных компетенций, является целью практико-ориентированного обучения. Специалист способный применять в практической деятельности приобретённые компетенции, будет являться результатом практико-ориентированного подхода. Учебный процесс, построенный на основе эмоционально-образного и логического компонентов; формирование практического опыта, приобретение практического опыта и их использование при решении профессиональных задач составляет сущность практико-ориентированного обучения. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средства познания.
Для определения эффективности внедрения принципов практико-ориентированности в учебный процесс, необходимо определить факторы, влияющие на его интенсивность.
Эффективность внедрения принципов практико-ориентированности для колледжа должна измеряться следующими показателями:
- репутация колледжа;
- развитие (колледжа, социально-экономическое развитие региона, рост научного потенциала);
- результат (трудоустроенные по специальности студенты);
Для оценки профессионально-личностных качеств предлагается использовать экзамен (квалификационный), позволяющий провести оценку ещё на этапе обучения. Это соответствует не только требованиям ФГОС, но и требованиям, которые предъявляет жизнь к выпускникам колледжа, а именно получение практико-ориентированных навыков в процессе прохождения обучения.
Такое обучение уже не будет подготовкой к будущей профессиональной деятельности, а станет осознанным профессиональным действием в настоящем времени.
Таким образом, необходимость использования практико-ориентированного подхода в образовании вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных, экономических проблем, а, следовательно, формирования и развития отраслевых и региональных рынков услуг.
Список литературы.
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года».
- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001г. №1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 57/254 «О Декаде ООН по образованию для устойчивого развития, начиная с 1 января 2005 года».
- Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006г. №1)).
- Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика: колл. монография /Т.Н.Бондаренко и др.; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А.П.Латкина-Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010.-188с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста
Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами остро встала и в ...
Применение инновационных педагогических технологий на примере практико-ориентированного обучения при изучении электротехнических дисциплин.
Для студентов специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» знакомство с практическим обучением начинается со II курса с «Учебной практики по рабочей профессии». Эта п...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЯ МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ
Основной задачей по повышению профессиональной компетентности выпускников нашего техникума и их конкурентоспособности является увеличение практики и решение задач в области их будущей проф...
Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта»
Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта» рекомендована для преподавателей экономических и...
Методическая разработка открытого урока на тему «Организация рабочих мест» с применением практико-ориентированной технологии по МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации (предприятия)
методический материал, который может быть использован преподавателями экономических дисциплин при подготовке к учебным занятиям...
Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов
Характеристики практико-ориентированных педагогических технологийПедагогический контроль и оценка образовательных результатов с применением современных образовательных технологий...
Практико-ориентированные задания для итоговой аттестации по профессиональному модулю «Участие в организации производственной деятельности в рамках структурного подразделения деревообрабатывающего производства» Технология деревообработки как эффективное ср
Основной задачей учебных заведений, осуществляющих подготовку будущих специалистов, является обеспечение качественной профессиональной готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности....