Поликлиника. Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы работы по формированию ЗОЖ. Группы здоровья.
презентация к уроку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poliklinika_lektsiya1profilaktika_microsoft_powerpoint.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль медицинской сестры имеет решающее значение в оказании населению информационно-просветительской работы, направленной на предупреждение заболеваний и сохранение здоровья.
иметь практический опыт: проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода;
уметь: обучать население принципам здорового образа жизни; проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия; консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики; консультировать по вопросам рационального и диетического питания; организовывать мероприятия по проведению диспансеризации;
знать: современные представления о здоровье в разные возрастные периоды; возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринское деятельности по сохранению здоровья; основы иммунопрофилактики различных групп населения; принципы рационального и диетического питания; роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья»
Концепция здоровья. Здоровье — это образ жизни . Каждую минуту вы двигаетесь либо в сторону болезни либо в сторону здоровья. В основе Концепции Здоровья и восстановления организма лежит два принципа:
1 принцип концепции здоровья. 1 ) Комплексный подход. Есть 5 вещей, которые надо контролировать и направлять на «Чистое тело» отсутствие в организме паразитов, вирусов и вредных грибков это психология (или духовность) физическая активность дыхательные гимнастки вода, питание.
2 принцип концепции здоровья. 2) Принцип возобновляемости клеток. Каждый день у нас рождается и умирает 100 млн. клеток. Если понять как работает этот процесс, можно уберечь себя от болезней и со временем частично или полностью восстановить утраченное здоровье. надо время, деньги и желание быть здоровым. ЕЖЕДНЕВНО ВОЗОБНОВЛЯЕМ КЛЕТКИ : Здоровая клетка должна дать здоровое потомство. Даже больная клетка будет давать здоровое потомство, если у нее будет строительный материал для новой клетки, т. к. клетка обладает генетической памятью здоровой клетки . Со временем мембрана клеток истощается и становится неспособной удерживать воду. Происходит обезвоживание. Через два года Вы состоите абсолютно из других клеток.
Анатомия….физиология… Человеческий организм состоит из 12 систем. Системы состоят из органов. Органы из тканей, а ткани состоят из клеток . Французский ученый, д-р Алексис Каррел ( Alexis Carrel ) получил Нобелевскую премию за то, что ему удалось в течении 34 лет сохранять живым сердечную мышцу эмбриона цыпленка . Он говорил, что сама клетка бессмертна . Дело просто в жидкой среде, в которой она находится и в которой она вырождается. Если обновлять периодически водную среду организма дать клетке все необходимое для ее питания биение жизни будет продолжаться вечно. Клетке необходимы: 28 Аминокислот (АМК) 15 Минералов (калий, кальций, магний, медь, кремний, сера, железо, селен, хром, фосфор, йод, цинк и т. д. ) 12 Витаминов 7 Ферментов 3 Незаменимые Жирные Кислоты (НЖК )
Профилактика. Профила́ктика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.
Р азработка научных основ профилактики началась лишь в XIX в. благодаря развитию общебиологических наук, медицинской науки в целом и появлению ее многочисленных дисциплин, занимающихся частными вопросами, в особенности физиологии, гигиены и эпидемиологии; Передовые врачи и деятели медицинской науки (как в России, так и за рубежом) видели будущее медицины в развитии общественной профилактики и связи лечебной и профилактической медицины. Выдающийся хирург Н. И. Пирогов говорил : «Будущее принадлежит медицине профилактической. »
Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний: 1.вакцинация, 2.рациональный режим труда и отдыха, 3.рациональное качественное питание, 4.физическая активность, 5.охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.
Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод : 1.раннего выявления заболеваний, 2.динамического наблюдения, 3.направленного лечения, 4.рационального последовательного оздоровления.
Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью 1.социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), 2.трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), 3.психологическую (восстановление поведенческой активности) и 4.медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.
Основные направления профилактики Выделяют общественную , включающую систему мероприятий по охране здоровья коллективов и индивидуальную профилактику, предусматривающую соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве.
Общественная профилактика. 1.Социальные мероприятия 2.Экономические мероприятия 3.Законодательные мероприятия 4.Воспитательные мероприятия 5.Санитарно – технические 6.Противоэпидемические 7.Медицинские
Общественная профилактика— включает систему социальных , экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и ……… Практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т.д медицинских мероприятий , планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения.
Меры общественной профилактики направлены на…. 1.обеспечение высокого уровня общественного здоровья 2.искоренение причин порождающих болезни 3.создание оптимальных условий коллективной жизни включая условия труда, отдыха 4.материальное обеспечение 5.жилищно-бытовые условия 6.расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также 7.развитие здравоохранения 8.образования и культуры 9.физической культуры
Эффективность мер общественной профилактики во многом зависит от….. 1.сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от 2.активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того 3.насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья.
Практическое осуществление общественной профилактики требует ……….. 1.законодательных мер 2.постоянных и значительных материальных затрат, а также 3.совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т.д
Индивидуальная (включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению). соблюдению норм здорового образа жизни личная гигиена гигиене брачных и семейных отношений гигиене одежды, обуви рациональное питание и питьевой режим гигиеническое воспитание подрастающего поколения рациональный режим труда и отдыха активные занятия физической культурой и др.
Группы здоровья. В настоящее время установлено, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным и соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей. В связи с этим в настоящее время широко используется комплексная оценка состояния здоровья, предложенная институтом гигиены детей и подростков и основанная на учете следующих критериев:
Критерии групп здоровья. 1.наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2.уровень функционального состояния основных систем организма; 3.степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; 4.уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. 5. Степень физического развития. 1.Наличие или отсутствие заболеваний определяется в ходе систематических плановых медицинских осмотров, проводимых с участием врачей-специалистов (окулист, отоларинголог, ревматолог и др.). 2.Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб. 3.О степени сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических заболеваний) в предыдущем году. Часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели 4 раза и более. 4.Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре. 5.Степень физического развития определяется путем сравнения индивидуальных показателей со средними показателями физического развития для данного возраста, а степень гармоничности – по оценочным таблицам (шкалам регрессии).
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением его к одной из «групп здоровья» дается с обязательным участием всех перечисленных выше критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при динамических наблюдениях для проверки эффективности, проводимых оздоровительных мероприятий. Выделены следующие группы здоровья: I. Здоровые, с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций. II. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (часто болеющие – 4 и более раз в году). III. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма. IV. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации , со сниженными функциональными возможностями организма. V. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены. Желательно, чтобы группу здоровья определял по своей специальности каждый участвующий в осмотре врач. Окончательную оценку состояния здоровья и определения группы здоровья на основании заключений специалистов дает педиатр или заведующий детско-школьным отделением поликлиники, возглавляющий массовые медицинские осмотры или диспансеризацию. При наличие нескольких заболеваний окончательная оценка ставится по наиболее тяжелому из них. При совокупности нескольких заболеваний, каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижает функциональные возможности организма, больного следует отнести к IV группе. В истории болезни записывается полный диагноз и ставится группа здоровья.
Словарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дискуссия как метод работы по формированию общих и профессиональных компетенций
Презентация, подготовленная для выступления на семинаре-практикуме...
Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения.
Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения....
Формы и методы работы с обучающимися по организации личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированное обучение - одно из компетентностей новых стандартов ФГОСА ООО....
Использование активных форм и методов обучения при формировании ключевых компетенций у студентов
В данной статье процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия студентов и преподавателя с целью формирования у студентов ключевых компетенций, необходимых конкурентноспособному специалис...
Формы и методы урока производственного обучения в группе «Оператор швейного оборудования» 1 курса при изучении темы: «Обработка наволочки».
Формы и методы урока производственного обучения в группе «Оператор швейного оборудования» 1 курса при изучении темы: «Обработка наволочки»....
Презентация по теме "Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия"
Вашему вниманию предлагается презентация для лекционного занятия по теме "Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия". Специальность "Сестринское дело", форма обучения...
ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Математика одна из дисциплин, которая способствует формированию профессиональных знаний и умений, имеет большие возможности для формирования ключевых ком...