Профессиональная адаптация молодых педагогов.
статья на тему
Одной из самых актуальных проблем в образовании России является создание условий для успешной социализации и самореализации молодых кадров. Система образования стремительно «стареет» и ей необходим приток активных, молодых и компетентных педагогов. Ни один педагогический вуз или колледж не выпускают из своих стен высококвалифицированные педагогические кадры. От успешности адаптации зависит останется ли молодой человек в образовании или найдет себя в другой сфере деятельности.
Что такое профессиональная адаптация? Профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в профессию и гармоническое его взаимодействие с профессиональной средой. Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы.Молодой учитель, который начинает свою педагогическую деятельность, нередко теряется. Знаний, полученных в колледже или вузе достаточно, а практика показывает на недостаток педагогического опыта. Он испытывает состояние, которое психологи описывают как « потрясение, вызванное реальностью». В течение периода обучения и освоения будущей специальности молодой человек имеет высокие ожидания развития своего профессионального пути. Но, после начала работы, молодой специалист осознает, что некоторые его ожидания нереалистичны. Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей – первый год их работы. Этот первый год работы может укрепить его веру в свои силы, а может стать источником разочарования и неверия в себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_adaptatsiya.docx | 387.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная адаптация молодых педагогов.
Одной из самых актуальных проблем в образовании России является создание условий для успешной социализации и самореализации молодых кадров. Система образования стремительно «стареет» и ей необходим приток активных, молодых и компетентных педагогов. Ни один педагогический вуз или колледж не выпускают из своих стен высококвалифицированные педагогические кадры. От успешности адаптации зависит останется ли молодой человек в образовании или найдет себя в другой сфере деятельности.
Что такое профессиональная адаптация? Профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в профессию и гармоническое его взаимодействие с профессиональной средой. Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы.
Молодой учитель, который начинает свою педагогическую деятельность, нередко теряется. Знаний, полученных в колледже или вузе достаточно, а практика показывает на недостаток педагогического опыта. Он испытывает состояние, которое психологи описывают как « потрясение, вызванное реальностью». В течение периода обучения и освоения будущей специальности молодой человек имеет высокие ожидания развития своего профессионального пути. Но, после начала работы, молодой специалист осознает, что некоторые его ожидания нереалистичны. Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей – первый год их работы. Этот первый год работы может укрепить его веру в свои силы, а может стать источником разочарования и неверия в себя.
Молодой человек сталкивается со многими проблемами:
- отсутствие педагогического и житейского опыта;
- слабая методическая подготовка;
- недостаточное владение методами и приемами обучения;
- оформление документации;
- налаживание отношений с педагогами коллектива;
- контакты с учащимися и их родителями;
- осуществление классного руководства;
- специфика классно- урочной системы;
- ежедневная подготовка к урокам;
- вопросы дисциплины и порядка на уроке;
- учебная нагрузка (она либо недостаточная, либо слишком большая для начинающего учителя);
- невысокая зарплата, отсутствие жилья, недостаточная юридическая поддержка и т.д.
Профессиональная адаптация молодого педагога характеризуется высоким эмоциональным напряжением. В период адаптации он делает ошибки и испытывает многочисленные неудачи. Ему кажется, что все осуждают его, негативно оценивают за погрешности. Особые волнения доставляют первые уроки. Впечатления от них часто остаются в памяти на всю жизнь. Оставшись один на один со своими проблемами, молодой специалист считает свой первый неудачный опыт профессиональной непригодностью и делает вывод о неправильности выбора своей профессии. Отсюда и не всегда оправданный отток молодых преподавателей, не нашедших себя в выбранной специальности.
Чтобы молодые специалисты с первых дней своей работы чувствовали себя комфортно и уверенно, чтобы у них не было разочарования в своей профессии, необходимо организовывать работу с молодыми учителями, оказывать методическую помощь в их профессиональном становлении, сформировать профессионально - адаптированного компетентного молодого учителя. Для этого каждое учебное заведение должно разработать адаптационную программу профессионального становления молодого специалиста, модель сопровождения молодого педагога. Цель ее - сделать молодого специалиста успешным, создать пространство, где он мог бы реализовать себя. Многое, конечно, зависит от самого молодого педагога, его личностных качеств, но и роль руководителя учебного заведения и всего педагогического коллектива в его профессиональной судьбе велика. С первых дней работы необходимо познакомить начинающего учителя с педагогическим коллективом, разъяснить его права и обязанности, определить рабочее место, ознакомить с условиями работы, с требованиями организации учебного процесса, системой отчетности в учебном заведении, ознакомиться с его социально – бытовыми проблемами, поставить его в позицию равноправного члена коллектива. Существует много форм работы сопровождения молодого педагога:
- школа молодого специалиста;
- проблемные семинары;
- эстафеты педагогического мастерства;
- стажерские площадки;
- дискуссионные клубы;
- модерирование;
- супервизия (наставничество);
- проведение тренингов;
- консультирование.
Они объединяют молодых преподавателей и их деятельность направлена на оказание помощи молодым специалистам.
Решить проблему адаптации поможет создание системы наставничества. В последнее время все чаще «наставничество» подменяют другими понятиями: «тьюторство», «коучинг», «менторинг». Высококачественное наставничество связано с компетентностью, опытом и четким распределением ролей. Наставник - это: активист. навигатор. эталон, консультант. Именно наставник определит трудности, проблемы, неудачи молодого педагога, определит совместную программу работы. Именно наставник окажет помощь в составлении календарно - тематического планирования по предмету, правильно сориентирует в потоке методической информации, расскажет о структуре современного урока и его конструировании, примет участие в оформлении учебного кабинета, поможет при проведении внеклассной воспитательной работы и так далее. И это очень важно, ведь не менее глубоко неудач переживается и радость от первых успехов. Именно она дает силы для продолжения деятельности, преодоления трудностей и адаптации. Наставничество - это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Наставники способствуют продвижению молодых работников вверх по служебной лестнице. Они облегчают новичкам переход к статусу самостоятельного зрелого специалиста.
Хорошей формой адаптации является создание портфолио молодого специалиста. Портфолио первоначально может не иметь четкой структуры, это могут быть просто полезные молодому педагогу материалы:
- нормативные документы;
- рабоочие программы;
- материалы семинаров, вебинаров;
- памятки начинающему учителю ;
- дидактические материалы.
Постепенно портфолио должно расширяться, дополняться творческими наработками, публикациями и т.д.Кроме того, портфолио может быть использовано и как форма представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационной категории.
Мощным средством поддержки профессиональной деятельности являются профессиональные сообщества. Они позволяют молодым специалистам постоянно расти, развиваться. Профессиональное сообщество - это всегда готовое пространство для реализации своих творческих идей.
Таким образом, процесс развития профессионализма нуждается в умелом научно- методическом сопровождении. Для успешности процесса адаптации необходимы следующие условия: благоприятный социально – психологический климат педагогического коллектива; внимание к нуждам и проблемам молодого специалиста, разработка системы стимулирования начинающего педагога с целью закрепления его в образовательной организации.
Я являюсь председателем комиссии гуманитарных дисциплин техникума. В этом учебном году в нашей комиссии приступили к работе два молодых специалиста. Казалось бы, знаний, полученных в ВУЗе достаточно, но молодым преподавателям даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности не хватает педагогического опыта. Практика показывает, что нет надобности в первые месяцы читать молодым преподавателям лекции, они просто нуждаются в практических советах. Учитывая то, что на работу пришел дипломированный специалист, методическая работа с ним строится в направлении формирования компетенций, необходимых для его профессиональной самореализации. А это:
- предметная компетентность;
- психологическая компетентность;
- педагогическая компетентность;
- методическая компетентность;
- готовность к инновациям;
- общекультурно и эмоционально- нравственная компетентность.
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой преподаватель должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Поэтому в нашей комиссии работа ведется с момента его трудоустройства. Первоначально знакомлю нового работника с традициями образовательного учреждения, особенностями учебно-воспитательного процесса, уставом техникума, с его обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации, продолжительностью и распорядком дня, требуемой отчетностью.
Затем представляю новичку преподавателей комиссии, особое внимание обращаю на тех, к кому всегда можно обратиться с вопросами или за советом. Составляем совместный план индивидуальной работы, цель которого – развитие профессиональных знаний и умений педагога. Разрабатываем календарно-тематические планы, технологические карты занятий, изучаем требования к рабочим программам по предмету, консультирую по ведению учебной документации.
Следующий этап – изучение молодого специалиста в процессе его педагогической деятельности. Это посещение уроков. Немаловажным условием профессионального становления является посещение занятий опытных преподавателей, причем не, только по своему, но и по другим предметам. Для молодого специалиста – это возможность проанализировать свое учебное занятие и занятие коллег с точки зрения эффективной организации работы с обучающимися, получить практический опыт организации учебного процесса, А для давно работающих - это возможность показать опыт своей работы и оказать помощь в организации урока своему молодому коллеге. Тщательный анализ уроков способствует формированию тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего преподавателя. В течении учебного года, исходя из затруднений молодых специалистов, им оказывается индивидуальная адресная помощь по различным вопросам обучения и воспитания.
С первого месяца работы вовлекаю молодого педагога в работу методического объединения преподавателей гуманитарных дисциплин. Взаимодействуя с коллегами, участвуя в мероприятиях, выполняя разовые и постоянные поручения, начинающий преподаватель осваивает новые профессиональные компетенции, ощущает себя членом коллектива.
Личностная и профессиональная адаптация молодого преподавателя может протекать длительно и сложно. Здесь важны доброжелательность, терпение, эмпатия, тактичность, способность к созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста, а также целенаправленная работа с ним, которые способствуют своевременной адаптации в профессии, позволяют преодолевать трудности и стать настоящим профессионалом своего дела.
Грамотное управление процессом профессиональной адаптации и профессионального становления помогает не только молодому специалисту, но и способствует развитию учреждения образования, в котором он работает.
Полуренко Елена Васильевна, преподаватель Хабаровского промышленно – экономического техникума (КГБ ПОУ ХПЭТ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА
В статье представлен рефлексивный анализ молодого педагога о ходе процесса взаимной адаптации преподавателя и обучающихся в условиях современного среднего профессионального образования. ...
Из опыта работы наставника "Сопровождение профессиональной адаптации молодого специалиста"
Осуществление учителем в различных формах сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей....
Балльно - рейтинговая система, как средство профессионального развития молодых педагогов.
В статье рассматривается применение балльно-рейтинговой системы проверки знаний студентов СПО, как средство профессионального развития педагогов....
Статья "Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога"
Краткий экскурс в истории развития наставничества...
Эссе на тему: "Наставничество, как эффективный метод профессиональной адаптации молодых специалистов"
Мое участие в конкурсе преподавателей...
Организация эффективного управления адаптацией начинающих педагогов посредством конструирования индивидуальных траекторий их профессионально-личностного саморазвития.
В статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия с начинающими педагогами организации СПО с целью повышения их профессиональной адаптации...
Школа молодого педагога как профессиональное развитие педагогических работников
В работе представлены техники работы с молодыми педагогами, которые помогат им адаптироваться на новом месте работы....