Организация эффективного управления адаптацией начинающих педагогов посредством конструирования индивидуальных траекторий их профессионально-личностного саморазвития.
статья
В статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия с начинающими педагогами организации СПО с целью повышения их профессиональной адаптации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вопросы профессиональной адаптации начинающих педагогов | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
151075-1009publikatsiya_vasileva_o.a..doc - Яндекс Документы (yandex.ru)
Организация эффективного управления адаптацией начинающих педагогов посредством конструирования индивидуальных траекторий их профессионально-личностного саморазвития.
О.А. Васильева (Россия, г. Оха, Сахалинская область)
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. Стратегическая цель учреждения профессионального образования в рамках кадровой политики сводится к созданию многофукционального и многоуровневого процесса управления персоналом, имеющего гибкую и эффективную систему по обеспечению качества кадровой политики, охватывающей все сферы работы с персоналом внутри учреждения, в том числе и адаптационные процессы. Ядром кадровой политики учреждения профессионального образования служит организация успешной адаптации начинающих педагогов в профессионально-личностном становлении., так как современный педагог – это не только компетентный специалист в области преподаваемых учебных дисциплин и мастерства в вопросах методики формирования знаний, умений, навыков обучаемых, но это и самоактуализующая личность, уверенная в себе, четко понимающая свои возможности, видящая перспективы своего развития.
В Концепции модернизации Российского образования цель образования определена как «…подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности … к самообразованию и самосовершенствованию…»
К сожалению, какими бы высокими требованиями к подготовке специалиста ни обладали педагогические высшие учебные заведения, на начальном этапе профессионального становления педагога возникает проблема профессиональной адаптации.
Профессиональная адаптация представляет собой двусторонний процесс между личностью и новой для неё социальной средой. Особенно остро эта проблема представлена в педагогической среде, где наряду с её освоением, начинающему педагогу необходимо совершенствование профессионального уровня, организация творческого взаимопонимания с обучаемыми, овладение навыками эмоционально-волевой саморегуляции, коммуникативной культурой. Наблюдения показывают несформированность механизмов выработки профессионально грамотных решений в области профессионально-педагогической адаптации. У большинства начинающих педагогов профессионально-педагогическое становление вызывает состояние растерянности, которое блокирует их личностный рост, способность личностно-профессионального саморазвития. В обобщенном виде, изменения в социуме и современном образовании превосходят динамику личностной готовности педагога к их адаптации. Мы считаем, что система образования должна помочь в этой ситуации начинающему педагогу сформировать в себе качества, необходимые для становления профессионально состоятельной, конкурентноспособной, творческой личности, способной адаптироваться к предъявляемым условиям в максимально короткие сроки.
Поэтому представляется теоретически и практически актуальным выделение и систематизация технологий, направленных на успешную адаптацию к условиям педагогической деятельности начинающих педагогов, в том числе и в области профессионального образования. Данное состояние проблемы в науке делает её актуальной на научно-теоретическом уровне.
Многообразие аспектов к исследованию адаптации отечественных и зарубежных исследователей порождает различные представления о ней и способах её решения. Арсенал и набор адаптационных средств и механизмов, предъявляемых образовательными учреждениями, по-разному сказывается на адекватности и скорости адаптации начинающих педагогов, так как зависит от личностных психологических качеств и различных мотивационных стимулов.
Проблема профессионально-педагогической адаптации рассматривалась в трудах отечественных и зарубежных ученых в различных аспектах. Профессиональная адаптация стала самостоятельной ветвью педагогических исследований. Одним из приоритетных направлений современных социологических и психолого-педагогических исследований выделяется изучение условий и факторов личностно-профессионального развития начинающих педагогов. [1] В своих работах Р.М.Асадуллин, Е.И.Рогов и другие считают, что профессиональное развитие педагога происходит только в педагогической деятельности. К основным направлениям в разработке профессионально-педагогической адаптации следует отнести:
- Формирование профессиональных качеств личности (Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков и другие);
- Особенности профессионально-педагогического мышления (В.Н.Козиев, Ю.Н.Кулютин, Г.С.Сухобская и др.);
- Дидактические затруднения (Г.С.Засобина, Т.С.Полякова и др.);
- Природу, способы и средства преодоления профессионально-адптационных затруднений (В.Т.Ащепков, О.А.Ахвердов, И.В.Боев, И.Д.Ладанов, А.Г.Мороз, А.А.Реан и др.);
- Профессиональное самовоспитание (С.Б.Елканов, Ю.Л.Львова, И.А.Карпюк и др.);
- Смысловое и функциональное понятие «педагогической поддержки» (И.Г.Антипова, А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, Д.В.Василенко, О.С.Газман, И.В.Дубровина, Л.П.Качалова, Н.Б.Крылова, В.В.Кудряшова, Н.Л.Коновалова, А.В.Мудрик, К.Роджерс, Л.Г.Субботин, Е.Н.Шиянов и др.);
- Содержание и характер рефлексивной активности и профессионально-педагогического позиционирования педагога (Н.Д.Брагина, Л.П.Качалова, В.В.Краевский, А.М.Матюшкин, А.К.Маркова, М.И.Махмутов, А.Г.Мысливченко и др).
- Педагогические проблемы профессиональной адаптации (С.Г.Вершловский, Т.А.Чистякова, Т.В.Шадрина и др.)
Проблема изучения формирования педагогического мастерства также изучалась В.Н.Дружининым, Н.В.Кузьминой, Я.А.Пономаревым, В.А.Сластениным и другими.
А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн предложили разработку механизмов становления личности, условий и факторов, позволяющих прогнозировать профессиональное и личностное развитие педагога. В трудах О.А.Абдулиной, В.А.Канн-Калика, Л.М.Митиной обоснована структура профессиональной деятельности и пути её становления.
Анализ изученной литературы, целей и потребностей учреждения профессионального образования в профессионально-квалифицированных, личностно-развивающихся педагогических кадрах позволяет констатировать актуальность исследования успешной адаптации начинающих педагогов на научно-педагогическом уровне.
Успешная профессионально-педагогическая адаптация начинающих педагогов предполагает повышение уровня образовательных услуг профессиональных образовательных учреждений. Это предполагает, что успешная профессионально-педагогическая адаптация педагогов является степенью и уровнем реализации образовательного процесса. Обозначенное, свидетельствует об актуальности исследования успешной адаптации начинающих педагогов на научно-методическом уровне.
Учитывая актуальность проблемы, идея исследования заключается в изменении традиционных подходов, средств и способов к профессионально-педагогической адаптации, представляющих собой комплекс управленческо-контролирующих мер, на конструирование индивидуальной траектории самоактуализации, самосовершенствования и саморазвития индивидуально-личностного ресурса начинающих педагогов, обеспечивающих, в конечном итоге, их успешную адаптацию в профессионально-личностном становлении.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена следующими противоречиями:
- высокими требованиями профессионально-педагогической среды, предъявляемыми к начинающим педагогам с первых дней их профессиональной деятельности и несформированностью механизмов педагогического содействия их успешной адаптации;
- наличием теоретических и практических исследований по проблемам адаптации обучаемых, профессионально-педагогической адаптации в высших учебных заведениях и необходимостью теоретического осмысления и внедрения продуктов и результатов этого осмысления в практику в средних профессиональных образовательных учреждениях;
- наличием условий для успешной профессионально-личностной адаптации начинающих педагогов в учреждениях среднего профессионального образования и стихийно складывающийся адаптационный процесс освоения начинающими педагогами профессионально-педагогической среды, не позволяющий использовать в полной мере данные условия.
Следует отметить, что изучению профессиональной и профессионально-педагогической адаптации предшествовало теоретическое осмысление и практическое исследование в разных областях наук понятия «адаптация». Термин «адаптация» был впервые введен в научную лексику немецким физиологом Аубертом в 1865 году для характеристики явления «приспособления» чувствительных органов (зрения, слуха) к воздействию соответствующих раздражителей. Первые научные представления о биологической адаптации были заложены Ч. Дарвином. Адаптация рассматривалась им как совокупность полезных для организма изменений, идущих на поддержание его нормальной жизнедеятельности на условия окружающей среды. В последствии, разными исследователями изучены виды адаптации: социальная и профессиональная (Г.П.Медведев, Б.П.Рубин, Ю.Г.Колесников, 1969); социальная, профессиональная и социально-психологическая (Л.Г.Егорова, 1983); социальная, психологическая, биологическая и физиологическая (В.Б.Ольшанский, 1994); экономическая, бытовая, регулятивная, сексуальная, коммуникативная, когнитивная (П.С.Кузнецов, 1991).
Актуально, что практически во всех исследованиях по проблеме адаптации присутствует её личностно-зависимый характер.
Э.Эриксон доказывает, что взаимоотношение личности и среды формируются по схеме: противоречие – тревога – защитные реакции индивида и среды. Результат: гармоническое равновесие или конфликт.
А.Маслоу выделяет конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции. Конструктивные реакции, по мнению ученого, осознанные, направлены на решение определённых проблем в соответствии с реалиями среды. [2]
Л.Филипс, О.И.Зотова, И.К.Кряжева выявляют, что человек адаптируется в социальной среде через самоутверждение, развитие индивидуальности, целенаправленности своей деятельности.
Г.Селье исследует механизмы адаптационного синдрома, как совокупности адаптационных реакций организма человека, носящих защитный характер на неблагоприятные внешние воздействия. В результате противоречия между потребностями и условиями рождается конфликт, который на бессознательном уровне активизирует личностные ресурсы.
Зарубежные социологи Н.Смелзер и Т.Парсонс раскрыли роль становления личности в обществе, взаимодействие и взаимовлияние общественного и индивидуального.
А.А.Реан показывает, что адаптационный процесс представляет собой вероятностно-комбинированный тип. В различных ситуациях личность учитывает вероятность достижения тех или иных целей. Уровень этого процесса зависит от психоэмоциональной стабильности индивида, а также степени реализации внутриличностного потенциала. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный объект, адаптирующийся к социальной среде в соответствии со своими стремлениями и потребностями. [3]
Таким образом, многие исследователи рассматривали профессиональную адаптацию с позиции активных индивидуально-личностных преобразований в новых условиях. Они отмечали, что существует некоторая совокупность свойств человека, представляющая собой внутренний потенциал и внутреннюю потребность личности, которые обеспечивают возможность её саморазвития и успешного освоения социального и профессионального опыта.
Ученые (Т.Б.Алексеева, Л.Н.Бережнова, С.В.Воробьёва, Е.И.Ильин, А.Г.Гогоберидзе, Н.А.Лабунская, А.А.Кирсанов, С.А.Писарева, Е.В.Пискунова, Н.С.Пурышева и др.) полагают, что личностно-ориентированное направление адаптационных процессов базируется на индивидуализации и следовании за индивидуальным движением мотивов, потребностей и интересов личности.
Как средства индивидуального движения личности в профессионально-личностном становлении в педагогике вводятся понятия индивидуального маршрута и индивидуальной траектории. Условия, механизмы и сущность индивидуальных траекторий в образовании исследованы Е.Ю.Володиным, Г.К.Селевко, Н.Н.Суртаевой, А.П.Тряпициной, А.В.Хуторским и др.
Таким образом, анализ философской, психолого-педагогической литературы (В.Т.Ащепков, А.И.Быстрова, Л.Г.Егорова, Л.В.Китаев-Смык, В.П.Кондрашова, А.Н.Леонтьев, В.И.Лебедев, А.Г.Мороз, Г.Селье, З.Фрейд и др.) по проблеме адаптации, путей и механизмов развития и становления личности, привёл к пониманию, что перечисленные понятия и процессы необходимо рассматривать как взаимосвязанные и взаимодополняющие в аспекте исследования. Таким образом предположить, что существует некоторая совокупность свойств человека, представляющая собой внутренний потенциал и внутреннюю потребность личности, которые обеспечивают возможность её саморазвития и успешного освоения социального и профессионального опыта. Для обозначения этой совокупности свойств мы ввели понятие «индивидуально-личностный ресурс» и обосновали концепцию формирования успешности профессионально-личностной адаптации начинающего педагога:
- индивидуально-личностный ресурс начинающего педагога, представляет собой характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоощущении и самореализации;
- внутренняя потребность личности к самореализации приводит к развитию индивидуально-личностного ресурса педагога при попадании в профессиональные условия;
- процесс самоопределения, самореализации и самосовершенствования педагога в адаптационно-профессиональный период зависит от его индивидуально-личностного ресурса и условий профессиональной среды;
- индивидуально-личностный ресурс является гибкой, мобильной характеристикой личности и при создании необходимых условий, обеспеченных комфортной педагогической средой, может быть развит или усложнен в период адаптационно-профессионального становления педагога;
- технологическим процессом самореализации, совершенствования и самоактуализации индивидуально-личностного ресурса педагога выступает конструирование индивидуальной траектории, направленное на достижение успешной адаптации в период профессионального становления.
Конструирование индивидуальной траектории осуществляется через удовлетворение потребностей мотивационно-личностной сферы педагога, представляющей собой реализацию индивидуально-личностного ресурса различными вариативными возможностями профессионально-педагогической среды.
Основными направлениями конструирования успешной адаптации начинающих педагогов в профессионально-личностном становлении можно считать:
- Мотивационно-личностное - учёт позитивных изменений в развитии и реализации индивидуально-личностного ресурса, ориентация начинающего педагога на использование сильных сторон его личности, на развитие недостающих качеств, необходимых для творческой самореализации в профессиональной деятельности.
- Индивидуально-преобразующее – индивидуальная траектория саморазвития и самосовершенствования профессионально-личностных свойств начинающего педагога в освоении профессиональной среды.
3. Рефлексивное - приобщение начинающего педагога к рефлексивной самоорганизации.
4. Консультативно-методическое – оказание консультационной и методической помощи начинающим педагогам по проблемам освоения профессионально-педагогической среды.
5. Практико-ориентированное – система педагогических воздействий направленных на практический результат.
6. Диагностико-коррекционное – использование диагностических методик для определения личностных особенностей начинающих педагогов, отслеживание и коррекция траекторий развития их индивидуально-личностного потенциала с целью создания условий для достижения успешной адаптации в освоении профессионально-педагогической среды.
7. Контрольно-аналитическое – комплекс управленческих мер по измерению и анализу протекания адаптационных процессов с целью обеспечения успешной адаптации начинающих педагогов.
Таким образом, конструирование успешной адаптации начинающих педагогов представляет собой поэтапные вариативные построения деятельности всех составляющих профессионально-педагогической среды, направленных на саморазвитие и самосовершенствование индивидуально-личностного ресурса начинающего педагога в период его адаптационно-профессионального становления.
Литература:
- Болотов В.А., Исаев В.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А.. Проектирование профессионального педагогического образования//Педагогика, 1999. Вып.1.с. 5-13.
- А.Маслоу. Мотивация и личность. – М., 1989. – С.26-34
- Реан А.А. Психологический анализ удовлетворённости избранной профессией //Вопр. психол. 1988. № 1. С. 83 – 88.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение индивидуальной траектории развития личности воспитанника ОУ.
Одним из приоритетных направлений обновления современного образования является индивидуальная траектория образования и развития личности обучающегося, воспитанника (выдержка из ФГОС)....
Приказ о подготовке к инструктивно - методическому семинару по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"
Инструктиво - методический семинар по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"...
Статья: "Профессионально-личностные качества педагога, работающего с одарёнными детьми"
Задача подготовки кадров, компетентных в области элитологии образования в отечественной педагогике стала официально признаваться на рубеже XX–XXI вв. Её решение предполагает воспитание педагогов...
Программа методической работы "Наставничество и социальная адаптация начинающего педагога"
Вопрос социальной адаптации и помощи молодым специалистам актуален в связи с введением с 01.01.2017 профессионального стандарта "Педагого профессионального обучения, профессионального образ...
Проблемы профессионально-личностного развития педагога
Проблема профессионально-личностного развития педагога...
Профессионально-личностное развитие педагога дополнительного образования
Рекомендации по профессионально-личностному развитию педагога дополнительного образования в контексте современных требований; основные механизмы развития личности педагога дополнительного образования...
Школа начинающего педагога (18.04.2018). «Особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов медицинского колледжа»
Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального (в том числе научного) уровня. С...