Конспект воспитательного занятия "Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце"
план-конспект занятия
Занятие входит в тему программы воспитания и социализации «Профилактика и коррекция девиантного поведения», направленное на формирование нравственных качеств личности: толерантность, милосердие, совесть. На занятии использовались информационные технологии: просмотр притчи, индивидуальная работа на ПК с поиском информации в интернете.
На занятии включены следующие виды воспитывающей деятельности и на каждый вид продуманы приемы:
- проблемно-ценностное общение (прием «прогнозирование», просмотр мультфильма-притчи; «обсуждение»)
- познавательная деятельность – поиск информации в интернете
- творческая деятельность (работа с текстом – прием (рекле)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Глазами всего не увидишь.... | 44.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце»
Цель:
Способствовать формированию нравственных личностных качеств.
Задачи:
1. Научить воспитанниц выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
2. Развивать критическое осмысление и анализ нравственных поступков людей.
3. Воспитание нравственных качеств личности: честь, совесть, достоинство, милосердие.
Оборудование:
- Мультфильм песня - притча Светланы Копыловой "Окно".
- Чёрное окно, состоящее из 6 частей, выполненное в технике граттаж - 2 шт.
- Карточки для воспитанниц.
- Презентация, магниты.
- Пластмассовое сердце с фонариком внутри.
Ход занятия
- Оргмомент.
Добрый день, девочки и уважаемые взрослые. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.
В начале занятия вы все взяли по сердечку разного цвета. Займите место за столом согласно выбранному цвету, таким образом, мы с вами разделились на две группы. Обратите внимание, на каждом сердечке написан фрагмент фразы. Вам нужно составить цитату.
- Что у вас получилось?
- Как вы понимаете цитату Антуана де Сэнт-Экзюпери «Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце»? О чём будет наше с вами занятие?
- Это выражение и будет темой нашего занятия.
Цель занятия – определить, какими нравственными качествами должен обладать человек.
- Основная часть.
Работа над темой занятия.
Скажите, что такое притча?
Притча – это иносказательный рассказ с нравоучением.
Я предлагаю вам посмотреть мультфильм-притчу «Окно». Как вы думаете, о чем или о ком будет этот мультфильм?
- Посмотрим, верно, ли ваше предположение?
Просмотр притчи до слов «И тот, что у двери узнать захотел, про жизнь за окошком другую»
- После просмотра отрывка из мультфильма совпали ли ваши предположения?
- Где оказались люди? (в больнице)
- Кто обратил внимание, какие это были больные? (тяжелобольные, по лицу один был добрым, а другой злым).
- Подумайте, какое настроение было у этих людей? (тяжелое, им страшно, грустно)
- Как это передали авторы? (цветом, мультфильм чёрно-белый)
- Где лежали больные в палате? (у окна и у двери)
- Можно ли предположить, как будут развиваться события дальше?
- Давайте посмотрим.
Продолжение мультфильма до слов «И с внуком гуляет старушка»
-Можно ли сказать, что больной у окна чувствовал настроение соседа, и хотел изменить это?
-Какие слова об этом говорят? (с готовностью…)
- О чём он рассказал?
-Какие это картины, для людей, лежащих в больнице? (светлые, радостные)
-Как это показал автор? (цветом, эти картины цветные)
- Действительно, тяжелобольные люди долгое время проводят в больничной палате. Они видят только больничные стены, окрашенные в зелёный или желтый цвет и больше ничего. Поэтому картины жизни за окном, красочные, яркие для них очень важны.
- Смотрим дальше?
До слов «тут несправедливость такая»
- Предлагаю каждой группе побыть в роли сценаристов и написать свой вариант дальнейшего развития событий. На выполнение задания вам отводится 3 минуты.
- Прошу группы озвучить, что у вас получилось.
Обратить внимание есть ли сходство, почему они подумали так, а не иначе.
- А теперь давайте посмотрим, как было на самом деле.
Просмотр до конца.
- Совпали ли ваши предположения?
- Как автор показал злобу, росшую у второго больного? (экран закрашивается чёрным цветом)
-Каким себя считал второй больной? (обделённым)
-На самом ли деле это так?
- Как вы думаете, почему автор использовал именно это слово? (хотел показать характер больного у двери)
- Я предлагаю группе розовых сердец описать характер больного у окна, а группе красных сердец – характер больного у двери.
-Пожалуйста, группа красных сердец, что можно сказать о характере больного у двери? (эгоист, завистливый, жестокий, хотел для себя лучшего).
-Можно ли сказать, что больной у двери был виноват в смерти соседа по палате?
-Могли ли события развиваться по - другому? В каком случае?
- Розовые сердца, что вы можете сказать о характере больного у окна? (отзывчивый, добрый…)
-Как же так могло произойти, что первый больной видел небо в кудрявых овечках и сказочный лес? Мог ли он видеть то, о чём рассказывает? Для чего он это делал? (нет, он ничего не видел, просто все выдумывал, хотел утешить второго больного)
-Как вы думаете, как себя почувствовал второй больной?
-Осознал ли он себя виновным в смерти первого? Почему?
-Изменилось ли что-нибудь в его сердце?
-Мог ли он что-либо изменить?
Работа с чёрным окном (граттаж)
- Вспомните, как называется притча, которую мы смотрели? Почему она так названа?
- А на самом ли деле дело в окне? (нет, это "слепая" душа, "слепое" сердце)
- Посмотрите и у меня в руках окно. Какое оно? (черное, слепое, злое…).
- Просто ли это окно? (это "слепая душа", "слепое" сердце)
- Бывает ли у нас такое сердце, как это окно - чёрное, злое, слепое?
- Когда? (когда мы злимся, ругаемся, мстим, когда мы равнодушны)
- Можем ли мы что-нибудь изменить? Как? (реже злиться, понимать других, сочувствовать)
Давайте изменим наше чёрное окно и сделаем наше сердце добрее, а душу - светлее. Вспомните больного у окна, ваши добрые дела. Что нужно для того, чтобы так поступать, каким должен быть человек? (добрым, смелым, самоотверженным, милосердным…)
- Мы не сможем зажечь наше сердце, сделать его зрячим, пока в душе будет такое чёрное окно. Какие черты помогут убрать эту черноту? (добро, любовь, сопереживание, сострадание, понимание, утешение, сочувствие, милосердие…)
- Я вам предлагаю поработать в группах, и сделать чёрное окно радужным, светлым.
- Вам нужно написать на этом окне те качества человека, которые могут помочь убрать черноту, сделать душу светлее, а сердце добрее.
Работа в группах (музыка «Душа»)
Прикрепить окна на магнитную доску.
-Объясните, почему выбрали именно эти слова.
Представитель от каждой группы объясняет, почему выбрали данные слова
-Посмотрите, какие радужные, составленные вместе, окна у нас получились.
Возвращение к теме занятия
-Вернёмся к эпиграфу нашего занятия, к кому он относится?
-Почему?
-Можно ли сказать, что оба больных были слепыми? (да)
-Почему? (у одного не было зрения, а другой был слепой сердцем)
-Как вы думаете, что страшнее слепота физическая или слепота духовная? Почему?
-Действительно, глазами всего не увидишь, есть мир ощущений, понимания, сострадания, сопереживание.
- Подумайте и скажите, какие чувства, эмоции сопровождают милосердное отношение к окружающим? Подберите синонимы к слову «милосердие» (помощь, милость, жалость, доброта, забота, сочувствие, сострадание, сердечность, пожертвование, добродушие…)
Вспоминаем, что такое синонимы? (это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение).
Эти чувства, эмоции подходят еще одному слову - эмпатия.
Я предлагаю вам сесть за компьютеры. В интернете группе розовых сердец найти определение слова «Милосердие», группе красных – определение слова «Эмпатия».
- Прошу зачитать то, что вы нашли.
«Эмпатия» - это способность одного человека сосредоточится на эмоциональном состоянии другого человека, и разделить или прочувствовать его переживания, так словно они собственные.
«Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сестра милосердия - женщина, ухаживающая за больными, ранеными».
- Что мы можем сказать об услышанном? (они похожи).
- А в чем различие? (эмпатия – это только чувства, а милосердие – это чувства и способность бескорыстно помогать людям).
- Может ли милосердие в нашей жизни быть без сопереживания и сочувствия? (нет).
А теперь я предлагаю группе розовых сердец найти цитаты или высказывания со словом милосердие, группе красных найти стихотворения о сопереживании, сочувствии.
- Какое высказывание или стихотворение вам больше понравилось и почему?
Перенос ситуации на себя, с помощью пластмассового сердечка.
- Наше сердце — удивительное! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья… Сердце — самый точный индикатор наших самых искренних эмоций.
- Посмотрите, у меня в руках сердце.
-Как вы думаете, а это сердце зрячее? Почему?
(Выключить свет, показать, что сердце не горит)
-Да оно живёт, перекачивает кровь. Но это сердце слепо, оно "не горит". А что это значит? (не сочувствует, не переживает, не болит, не сострадает).
-Попробуем это сердце "зажечь". Как вы понимаете это выражение? (научить его любить, сопереживать, сочувствовать, быть милосердным).
-Как же это сделать?
- Я хочу, чтобы нам в этом помог огонёк из сказки Леоноры Константиновны Киселевой «Мальчик-огонек». Но вот беда, сказка упала и страницы перепутались. Ваша задача собрать правильно и прочитать эту сказку.
Сказка Леоноры Константиновны Киселёвой «Мальчик – огонёк»
Жил на свете маленький горячий Огонёк. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза - словом, всё, как у ребят. Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил её об этом), но сказала, что от всех ребят Огонёк будет тем отличаться, что если попадёт в воду - погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька.
Вот так и появился в большом и весёлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонёк. Бегал он быстро, прыгал высоко, а когда делал что-нибудь, искры вокруг так и летели. Крепко он дружил с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонёк с товарищами не ходил.
Как-то случилось, что Огонёк был один на берегу реки. Шёл он и улыбался - просто так: солнцу, речке, деревьям, траве. И вдруг увидел: тонет мальчишка, голова едва видна над водой, волны через лицо перекатываются.
- Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы: "Попадёшь в воду - погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька", вспомнил и... бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку. И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и ноги перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывёт он. Вот и берег. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам. Выбрался и погас.
Лежат на песке чёрные угольки - погасший мальчик-Огонёк. Всё это с высокого неба видело Солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло. И пусть мальчишкой он не стал, но сделался уже не Огоньком, а большим Огнём с таким же добрым и мужественным сердцем.
- Понравился ли вам герой сказки? Почему?
- Можно ли назвать этого мальчика смелым, добрым, милосердным, сострадательным, сопереживающим?
-Какое было у него сердце?
-А кто вам «дарит» своё сердце? (родители, педагоги, друзья
-Можете ли вы «дарить» сердце своим людям?
-В каких ситуациях?
Рефлексия
- А вот и наше сердце. Посмотрите. Что с ним произошло? (оно зажглось)
- Передайте это сердце соседу, с пожеланиями или теплыми словами, идущими от души.
Передаю сердце воспитанницам
- Мне хочется, чтобы вы научились быть добрее друг к другу.
- Я хочу, чтобы наше занятие заставило вас задуматься. Может и в вашем сердце появился ещё один маленький огонёк, который дарит тепло и свет другим, как у героев нашего занятия.
- Закончить занятие я бы хотела стихотворением:
Если б сердце умело бы вслух говорить,
То оно научило б нас жить и любить,
Научило бы хрупкие чувства беречь,
Прервало навсегда слов жестоких картечь,
Научило б от нежности нас трепетать,
Научило бы ждать, доверять и прощать,
Генерировать счастье, и чувствовать боль,
Научило бы слышать и видеть душой.
Высекать научило б из взгляда огонь,
В час тяжелый протягивать людям ладонь,
Тьму собой освещать, где не видно ни зги…
… Но у многих, увы, вместо сердца — …
Пусть стихотворение останется без концовки, каждый продолжит его для себя сам. А я благодарю всех за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект воспитательного мероприятия К празднику Святого Валентина
Желательно провести в день святого Валентинна 14 февраля. Дети и педагог готовятся к нему заранее, готовят Валентинки и пекут сладкие сердечки. Если в группе нет мальчиков, можно пригласить ребят из д...
Конспект воспитательного мероприятия Круглый стол «Спешите делать добрые дела»
Пояснительная записка. Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы и среднего звена, воспитателей в за...
Конспект воспитательного занятия "Пришей пуговицу"
Конспект воспитательного занятия "Пришей пуговицу"...
Конспект воспитательного занятия "Я живу в России"
Конспект воспитательного занятия "Я живу в России"...
Конспект воспитательного мероприятия Воспитательский час "На чем основано взаимопонимание".
На чем основано взаимопонимание.Вступление Этикет – это установленный порядок поведения, который необходимо соблюдать.Хорошие ма...
Конспект воспитательного мероприятия "Встречи на экологической тропе".
Данная разработка ориентирована на учащихся 1 класса и направлена на экологическое воспитание школьников....
План-конспект воспитательного мероприятия по теме: «СемьЯ»
Форма проведения: классный час - дискуссияЦель: обратить внимание воспитанников на значение слова «семья», раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; способствовать формирован...