Программа по учебной дисциплине Психология экстремальных ситуаций
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pes_41_mchs.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБ ПОУ «Усманский многопрофильный колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»

________________ Небогин А.В.

«________» ___________________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 20.02.02 ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

2018г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.

Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  « Усманский многопрофильный колледж»

Разработчик:

Зелепукина О.Н., преподаватель психолого- педагогических дисциплин высшей квалификационной категории.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно- цикловой комиссии педагогики и психологии

(Протокол №__________ от «________» _______________________ 2018 г.)

Председатель предметно- цикловой комиссии

_______________________ (Минаева О.В.)

      Роспись                                     ФИО

                                

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология экстремальных ситуаций»

  1. Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.

Рабочая  программа учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» может быть использована в профессиональной подготовке по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        Учебная дисциплина «Психология экстремальных ситуаций» относится к профессиональному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.

        Дисциплина является практико-ориентированной. В ходе освоения данной учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими ряд способностей, а также профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. Компетентности, сформированные в результате освоения программы, необходимы при изучении профессиональных модулей. Темы, входящие в программу, могут осваиваться в составе МДК для совершенствования практических навыков и дальнейшего формирования общих и профессиональных компетентностей.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель: изучение особенностей экстремальных ситуаций и психологии поведения человека в экстремальных ситуациях.

Задачи:

1) сформировать представление об истории развития и основных понятиях экстремальной психологии;

2) ознакомить с видами экстремальных ситуаций, условий и состояний;

3) способствовать расширению кругозора студентов в вопросах психологического здоровья и реабилитационного потенциала личности;

4) сформировать понимание психологических проблем поведения личности и группы в экстремальных ситуациях;

5) способствовать приобретению навыков и опыта психологической диагностики и помощи при экстремальных ситуациях.

        

  • результате освоения учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций»  обучающийся должен уметь:

- оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать  динамику его развития;

- оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

- вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;

- учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи;

В результате освоения учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций»  обучающийся должен знать:

- особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

- систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;

- факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;

- о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

- понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи;

- классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

- основные направления работы с различными группами пострадавших;

- общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;

- алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации;

- признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс;

- механизмы образования толпы;

- принципы профилактики образования толпы;

- основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы;

- алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке;

- о влиянии этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях;

- стадии развития общего адаптационного синдрома;

- субсиндромы стресса;

- виды стресса;

- механизм адаптации в экстремальной ситуации;

- механизмы накопления профессионального стресса;

- стадии формирования и симптомы профессионального выгорания;

- отсроченные последствия травматического стресса;

- этапы профессионального становления;

- основные виды профессиональных деформаций;

- принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;

самостоятельной работы обучающегося 54 часа.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:

лабораторные занятия

-

практические занятия

24

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

  1. Выполнение практико- ориентированных заданий

1.Написать эссе:

- Причины стремления человека к экстремальности. Каким образом это отражено в истории развития человечества?

- «Что для вас лично является невозможным? Как часто вы сталкиваетесь с ситуациями невозможности?»

2. Представьте этапы развития экстремальной психологии в виде таблицы, в которой будут выделены исторические вехи и наиболее яркие достижения науки.

3. Посмотрите программу «Человек и война. Психология массовой эйфории» из цикла «Власть факта», телеканал  «Культура». Ответьте на предложенные вопросы.

4. Используя таблицу 4.1 в учебнике, подготовьте анализ вопроса: какие виды и формы террористических актов встречаются в нашей стране?

5. Подготовить презентацию по одной из предложенных тем:

«Психологические аспекты терроризма»

«Особенности психологической диагностики личности в экстремальных ситуациях»

«Особенности диагностики психоэмоциональных состояний пострадавших по аудиовизуальным показателям»

«Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства и его симптомов»

«Методы и методики диагностики адаптационных возможностей личности и совладающего поведения»

6. На основе предложенных к просмотру фильмов  составьте аналитическую таблицу. («9 рота», режиссер Ф. Бондарчук. Россия, Финляндия, Украина 2005; «Неваляшка», режиссер Р. Качанов. Россия, компания «Слово» 2007; «Кровавый спорт», режиссер Н. Арнольд. США, 1988; «Вертикаль», режиссеры Б. Дуров, С. Говорухин. СССР, Одесская киностудия, 1967; «Кон-Тики», режиссеры Х. Роннинг и Э. Сандберг. Великобритания, Норвегия, Дания, 2012).

7. Прочитайте и проанализируйте отрывок из романа Н.С.Лескова «Обойденные» по предложенным вопросам.

8. По предложенной схеме подготовьте анализ фильмов «Крик души. Депрессия», реж. Н.Сутырин; «Боль. Жестокая радость бытия», реж. Д.Пищулин.

9. Посмотрите документальный фильм «Спасти любой ценой» и художественный фильм «Вторжение», реж. В. и О. Басовы и ответьте на вопросы.

31

2

2

2

2

2

5

6

2

4

4

  1. Написание и защита реферата

1. Экстремальные условия и экстремальные состояния: различие в понятиях.

2. Особенности развития личности в экстремальных условиях. Виды экстремальных состояний личности.

3. Философский смысл войны в представлениях Гомера.

4. Психология жестокости в Средневековье.

5. Идеи гуманизма как протест против войн в эпоху Возрождения.

6. Проблема боевого стресса в психологии.

7. Возможные причины виктимизации в современных условиях развития нашей страны.

8. Психологическая безопасность личности: компоненты, уровни, особенности.

9. Игровая роль жертвы в экстремальных условиях: адаптация или деградация.

10. Социальная роль жертвы в экстремальных условиях: адаптация, прогресс или регресс.

11. Роль защитных механизмов и копингов в борьбе с последствиями травматизации личности.

12. Принципы и правила оказания экстренной психологической помощи.

13. Психотерапевтический метод в работе с пострадавшими в экстремальных ситуациях.

14. Техники самопомощи при острых реакциях на экстремальные ситуации.

19

  1. Подготовка к практическим занятиям

Изучение вопросов. Особенности тоталитаризма. Психологические составляющие насилия. Особенности и формы терроризма и экстремизма.

4

Промежуточная аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций»

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в психологию экстремальных ситуаций

Содержание учебного материала

10

1.

Предмет и задачи психологии экстремальных ситуаций.

2

3

2.

История и этапы становления экстремальной психологии.

4

3.

Понятия «экстремальные условия» и «экстремальные состояния».

4

Лабораторные работы

-

Практические работы

1.Экстремальные условия и экстремальные состояния. Анализ телепередачи «Стихийные группы. Власть толпы» из цикла передач «Теория невероятности».

2

Контрольные работы

-

Самостоятельные работы

1. Выполнение практико- ориентированных заданий:

1.1.Написать эссе: Причины стремления человека к экстремальности. Каким образом это отражено в истории развития человечества?

1.2. Представьте этапы развития экстремальной психологии в виде таблицы, в которой будут выделены исторические вехи и наиболее яркие достижения науки.

1.3.Посмотрите программу «Человек и война. Психология массовой эйфории» из цикла «Власть факта», телеканал  «Культура». Ответьте на предложенные вопросы.

2.Написание и защита рефератов по предложенным темам:

Экстремальные условия и экстремальные состояния: различие в понятиях.

Особенности развития личности в экстремальных условиях. Виды экстремальных состояний личности.

10

Раздел 2. Общее представление о психологии экстремальных ситуаций

26

Тема 2.1 Экстремальные ситуации. Виды, особенности.

Содержание учебного материала

10

3

1.

Понятие «экстремальная ситуация».  Влияние экстремальных ситуаций на человека. Субъекты экстремальной ситуации.

2

2.

Чрезвычайные ситуации и катастрофы.

2

3.

Катастрофическое сознание: структура, особенности формирования.

2

4.

Кризисная и критическая ситуации в контексте экстремальности.

2

5.

Ситуации острого стресса (дистресса).

2

Лабораторные работы

-

Практические работы

1.Чрезвычайные ситуации и катастрофы. Анализ документального фильма «Зона молчания» (реж. И. Твердовский, телеканал «Культура»,2011).

2

Контрольные работы

-

Самостоятельные работы

1.Написание и защита рефератов по предложенным темам

  1. Философский смысл войны в представлениях Гомера.
  2. Психология жестокости в Средневековье.
  3. Идеи гуманизма как протест против войн в эпоху Возрождения.
  4. Проблема боевого стресса в психологии.

2.Написать эссе по вопросу: «Что для вас лично является невозможным? Как часто вы сталкиваетесь с ситуациями невозможности?»

8

Тема 2.2 Ситуации психологического и физического насилия.

Содержание учебного материала

4

3

1.

Тоталитаризм. Ситуация насилия.

2

2.

Терроризм и экстремизм как типы экстремальных ситуаций.

2

Лабораторные работы

-

Практические работы

1. Тоталитаризм. Ситуация насилия. Анализ документального фильма «Душ» (реж. Н. Сванидзе, телеканал «Россия-1»,2015).

2.Терроризм и экстремизм как типы экстремальных ситуаций. Анализ исторического журнала «Власть факта. Терроризм», телеканал «Культура».

4

Контрольные работы

-

Самостоятельные работы

1.Подготовка к практическим занятиям. Изучение вопросов:

Особенности тоталитаризма. Психологические составляющие насилия.

Особенности и формы терроризма и экстремизма.

2.Выполнение практико- ориентированного задания:

2.1.Используя таблицу 4.1 в учебнике, подготовьте анализ вопроса: какие виды и формы террористических актов встречаются в нашей стране?

2.2.Подготовить презентацию на тему «Психологические аспекты терроризма».

8

Тема 2.3 Экстремальные условия профессиональной деятельности

Содержание учебного материала

12

3

1.

Факторы экстремальности и риска в трудовой деятельности.

2

2.

Боевой стресс и военные действия.

2

3.

Экстремальность в спорте.

2

4.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД и спасателей МЧС.

2

5.

Профессиональная надежность и адаптация личности к работе на объектах повышенной опасности. Профессиональное развитие.

2

6.

Профилактика синдрома профессионального выгорания у специалистов экстремального профиля.

2

Лабораторные работы

-

Практические работы

1. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД и спасателей МЧС. Анализ документального фильма «Профессия- спасатели».

2

Контрольные работы

-

Самостоятельные работы

1.Выполнение практико- ориентированного задания.

На основе предложенных к просмотру фильмов  составьте аналитическую таблицу. («9 рота», режиссер Ф. Бондарчук. Россия, Финляндия, Украина 2005; «Неваляшка», режиссер Р. Качанов. Россия, компания «Слово» 2007; «Кровавый спорт», режиссер Н. Арнольд. США, 1988; «Вертикаль», режиссеры Б. Дуров, С. Говорухин. СССР, Одесская киностудия, 1967; «Кон-Тики», режиссеры Х. Роннинг и Э. Сандберг. Великобритания, Норвегия, Дания, 2012).

6

Раздел 3. Последствия экстремальных ситуаций для человека

18

Тема 3.1 Личность и группа в экстремальных ситуациях

Содержание учебного материала

10

2

1.

Психологическая травма. Виды психологических травм.

2

2.

Посттравматические стрессовые расстройства.

2

3.

Психогенные расстройства при стихийных бедствиях и катастрофах.

2

4.

Потеря как экстремальная ситуация. Этапы переживания горя.

2

5.

Поведение толпы при экстремальных ситуациях.

2

Лабораторные работы

-

Практические работы

1.Поведение толпы при экстремальных ситуациях.  Просмотр фильмов с последующим анализом.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельные работы

1.Выполнение практико- ориентированного задания.

1.1.Прочитайте и проанализируйте отрывок из романа Н.С.Лескова «Обойденные» по предложенным вопросам.

1.2.По предложенной схеме подготовьте анализ фильмов «Крик души. Депрессия», реж. Н.Сутырин; «Боль. Жестокая радость бытия», реж. Д.Пищулин.

6

Тема 3.2 Психологическое здоровье личности и экстремальные условия

Содержание учебного материала

8

2

1.

Психологическое здоровье личности и экстремальные условия.

2

2.

Виктимизация личности в экстремальных условиях.

2

3.

Виктимный и жизнестойкий копинг- стили поведения личности в экстремальной ситуации.

2

4.

Болезнь как один из типов экстремальной ситуации. Психологический потенциал личности в ситуации болезни.

2

Лабораторные работы

-

Практические работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельные работы

1.Написание и защита реферата.

Возможные причины виктимизации в современных условиях развития нашей страны.

Психологическая безопасность личности: компоненты, уровни, особенности.

Игровая роль жертвы в экстремальных условиях: адаптация или деградация.

Социальная роль жертвы в экстремальных условиях: адаптация, прогресс или регресс.

6

Раздел 4. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях

30

Тема 4.1 Методологические проблемы психодиагностики экстремальных состояний личности

Содержание учебного материала

6

3

1.

Принципы психодиагностики личности в экстремальных ситуациях.

2

2.

Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства и его симптомов.

2

3.

Диагностика адаптационных возможностей человека.

2

Лабораторные работы

-

Практические работы

1.Апробация методов диагностики. Самодиагностика.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельные работы

1.Выполнение практико- ориентированного задания.

Подготовить презентацию по одной из предложенных тем:

Особенности психологической диагностики личности в экстремальных ситуациях.

Особенности диагностики психоэмоциональных состояний пострадавших по аудиовизуальным показателям.

Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства и его симптомов.

Методы и методики диагностики адаптационных возможностей личности и совладающего поведения.

3

Тема 4.2 Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи

Содержание учебного материала

12

3

1.

Принципы оказания первой психологической помощи пострадавшим.

2

2.

Экстренная психологическая помощь. Особенности и правила.

2

3.

Основные направления экстренной психологической помощи.

2

4.

Методы оказания экстренной психологической помощи.

2

5.

Психотерапия в экстремальных ситуациях.

2

6.

Дебрифинг. Правила и особенности проведения.

2

Лабораторные работы

-

Практические работы

1.Организация и проведение психопрофилактической работы и психологического просвещения населения в экстремальных ситуациях.

2.Разработка психологического дебрифинга.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельные работы

1.Выполнение практико- ориентированного задания.

Посмотрите документальный фильм «Спасти любой ценой» и художественный фильм «Вторжение», реж. В. и О. Басовы и ответьте на вопросы.

4

Тема 4.3 Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях

Содержание учебного материала

12

3

1.

Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс.

4

2.

Самопомощь при острых реакциях на стресс.

4

3.

Экстренная психологическая помощь при проявлении отсроченных реакций на травматический стресс.

4

Лабораторные работы

-

Практические работы

1.Решение ситуационных задач.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельные работы

1.Написание и защита реферата по предложенным темам.

Роль защитных механизмов и копингов в борьбе с последствиями травматизации личности.

Принципы и правила оказания экстренной психологической помощи.

Психотерапевтический метод в работе с пострадавшими в экстремальных ситуациях.

Техники самопомощи при острых реакциях на экстремальные ситуации.

3

Тематика курсовых работ (проектов)

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

Всего:

162

                


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» требует наличия учебного кабинета, оснащенного посадочными местами по количеству обучающихся, рабочим местом преподавателя.

Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно- методические рекомендации, видеофильмы и т.п.)

Технические средства обучения: ноутбук, экран, проектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Одинцова М.А. Психология экстремальных ситуаций.- М.: Издательство Юрайт, 2017.

Дополнительные источники:

  1. Крюкова М. А. Профессиограмма спасателя поисково-спасательной службы МЧС России:  рук-во. ГУ ЦЭПП МЧС России (филиал ВЦЭРМ МЧС России,  г.  Санкт-Петербург)/ М. А. Крюкова. — М., 2000.
  2. Одинцова М. А.  Психология жизнестойкости / М. А. Одинцова. — М.: Флинта, 2015.
  3.  Одинцова М. А.  Психология стресса / М. А. Одинцова,  Н. Л. Захарова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
  4. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/ под общей ред. Ю. С. Шойгу. — М.: Смысл, 2007.
  5. Психология экстремальных ситуаций/ под ред. В. В. Рубцова,  С. Б. Малых. — М.: Психологический ин-т  РАО, 2008.
  6. Сидоров П. И. Психология катастроф: учебник для вузов/ П. И. Сидоров,  И. Г. Мосягин,  С. В. Маруняк;  под ред. П. И. Сидорова. — Архангельск.:  Издат. центр СГМУ, 2007.
  7. Смирнов Б. А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б. А. Смирнов,  Е. В. Долгополова. — Xарьков.: Гуманитарный Центр, 2007.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Промежуточным контролем освоения обучающимися дисциплины «Психология экстремальных ситуаций» является экзамен.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оценивать психическое состояние пострадавших и прогнозировать динамику его развития;
  • оказывать экстренную психологическую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
  • вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
  • учитывать этнокультурные особенности пострадавших при оказании экстренной психологической помощи.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
  • систематику психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
  • факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;
  • о влиянии средств массовой информации на психическое состояние пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
  • понятие экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, ее цели и задачи;
  • классификацию групп пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
  • основные направления работы с различными группами пострадавших;
  • общие принципы и особенности общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;
  • алгоритм общения с пострадавшим, находящимся в очаге чрезвычайной ситуации;
  • признаки, алгоритмы помощи при острых реакциях на стресс;
  • механизмы образования толпы;
  • принципы профилактики образования толпы;
  • основные принципы ведения информационно-разъяснительной работы;
  • алгоритм оказания экстренной психологической помощи при суицидальной попытке;
  • о влиянии этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях;
  • стадии развития общего адаптационного синдрома;
  • субсиндромы стресса;
  • виды стресса;
  • механизм адаптации в экстремальной ситуации;
  • механизмы накопления профессионального стресса;
  • стадии формирования и симптомы профессионального выгорания;
  • отсроченные последствия травматического стресса;
  • этапы профессионального становления;
  • основные виды профессиональных деформаций;
  • принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса.

Формы контроля обучения:

- устный опрос,

- письменное тестирование;

- контрольные работы;

- домашнее задание творческого характера;

- практические задания;

- самостоятельная работа.

Методы оценки результатов обучения:

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока - викторины по учебной дисциплине "Психология " на тему "Психология подростка"

Обобщающий урок-викторина на тему: «Психология подростка» составлен на основе рабочей программы по учебной дисциплине ОП.02  «Психология» для специальности 050715 «Коррекционная педагогика в нача...

Примерная программа адаптационной учебной дисциплины - Психология личности и профессиональное самоопределение

Адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин, перечень дисциплин адаптационного учебного плана определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей континг...

Программа учебной дисциплины "Психология общения" для профессий 18511 "Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования"

Программа «Психология общения» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии  18511 «Слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяй...

конспект открытого урока по психологии экстремальных ситуаций

Открытый урок по учебной дисциплине "Психология экстремальных ситуаций" разработан на основе модульной технологии с использованием учебного элемента и  ИКТ. Урок проведен со студентами,...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Психология общения"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по специальностям 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электр...

Методическая разработка "Психология экстремальных ситуаций. Как подготовить себя к действиям в условиях ЧС"

В разработке рассматривается психология экстремальных ситуаций и способы защиты при терроризме...

Учебная программа по учебной дисциплине ОП.02 Психология + УММ

Сборник учебно-методических материалов содержит разработки практических занятий  и методические рекомендации  к самостоятельной работе студентов. Он предназначен для студентов средних профес...