Примерная программа адаптационной учебной дисциплины - Психология личности и профессиональное самоопределение
рабочая программа на тему
Адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин, перечень дисциплин адаптационного учебного плана определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aud.02_psihologiya_lichnosti_i_professionalnoe_samoopredelenie.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АУД.02 Психология личности и профессиональное самоопределение
Адаптированная образовательная программа профессии среднего профессионального образования
100116.01 Парикмахер
код и наименование профессии
Форма обучения
очная
очная, очно-заочная, заочная
2016 г.
Примерная программа адаптационной учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 100116.01 (43.01.02.) Парикмахер и в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 06-830вн
Содержание
- Паспорт примерной программы учебной дисциплины
- Область применения примерной программы
- Место учебной дисциплины в структуре адаптированной образовательной программы
- Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
- Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины
- Структура и содержание учебной дисциплины
- Объем учебной дисциплины и виды учебных занятий
- Тематический план и примерное содержание учебной дисциплины
- Специальные условия реализации примерной программы учебной дисциплины
- Образовательные технологии
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
- Информационное обеспечение обучения
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология личности и профессиональное самоопределение
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа адаптационной дисциплины разработана самостоятельно на основе соответствующего ФГОС СПО по профессии 100116.01 (43.01.02) «Парикмахер», в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Примерная программа адаптационной дисциплины может быть использована для изучения психологии личности в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих адаптированную образовательную программу среднего (полного) общего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.
1.2. Место дисциплины в структуре адаптированной образовательной программы.
Адаптационная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение» входит в состав адаптационного цикла, в число адаптационных дисциплин.
Дисциплина имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер. Профессиональные и общие компетенции, формирующиеся и совершенствующиеся в результате освоения дисциплины, необходимы при изучении профессиональных модулей и дальнейшего использования в профессиональной деятельности.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья должен:
уметь:
- применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;
- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;
- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;
- планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
- успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде;
знать:
- необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;
- простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;
- современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;
- основные принципы и технологии выбора профессии;
- методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить следующие общие компетенции:
Код | Общие компетенции |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
- тематика внеаудиторной самостоятельной работы; | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание дисциплины
«Психология личности и профессиональное самоопределение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Основные концептуальные положения и ключевые понятия становления личности. Стадии профессионального становления личности | Содержание | ||
Ключевые понятия о развитии личности. Факторы, движущие силы и стадии профессионального становления личности. Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности. | 2 | 1, 2 | |
Тема 2. Понятие «профессия». Классификация современных профессий | Содержание | ||
Подходы к определению понятия «профессия». Классификация профессий. Психологическая структура профессиональной деятельности. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовка сообщений по темам: Сущность профессионального самоопределения. Технология выбора профессии. | 5 | 3 | |
Тема 3. Содержание и структура профессиограммы | Содержание | ||
Метод профессиографии. Профессиограммы и их виды. Содержание и структура профессиограмм. Принципы профессиографирования. Схемы профессиографирования. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 2 | 3 | |
Знакомство с профессиограммами различных профессий. Составить профессиограмму интересующей профессии. | |||
Тема 4. Сущность профессионального самоопределения личности | Содержание | ||
Понятие «профессиональное самоопределение личности». Факторы профессионального самоопределения личности. Сущность и результат профессионального самоопределения личности. Психологические «пространства» самоопределения личности. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 2 | 3 | |
Тест для выявления начального уровня готовности студентов к профессиональному самоопределению. | |||
Самостоятельная работа. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовка сообщений: Характер, темперамент и направленность личности. Познание задатков и способностей. | 5 | ||
Тема 4. Профессиональное самоопределение на разных стадиях развития личности | Содержание | ||
Особенности профессионального самоопределения. | 2 | 2 | |
Подростковый возраст: учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Учебно-профессиональное самоопределение в юности. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 2 | 3 | |
Тест «Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей». | |||
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Экспериментальное изучение профессионального самоопределения на разных этапах развития личности. | 2 | 3 | |
Тема 5. Этапы и кризисы профессионального самоопределения | Содержание | 2 | 2 |
Основная проблема кризисов профессионального самоопределения личности. Виды противоречий в ходе развития субъектов профессионального самоопределения. Психологические особенности кризисов становления профессионального самоопределения личности. | |||
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Заполнить таблицу: Психологические особенности профессиональных кризисов. | 2 | 3 | |
Тема 6. Методы диагностики профессионального самоопределения | Содержание | ||
Методики определения компонентов профессионального самоопределения студентов. Активные методы профессионального самоопределения. Построение личной профессиональной перспективы. | 2 | 2 | |
Практические занятия | |||
Анкета «Оценка профессиональной направленности личности» | 2 | 3 | |
Тема 7. Ценностно-смысловое значение профессионального самоопределения | Содержание | 2 | 2 |
Проблема гуманитаризации труда в современных условиях. Роль СМИ в формировании профессиональных и жизненных стереотипов. Условия построения успешной карьеры. | |||
Тема 8. Самовоспитание и самопознание. | Содержание | ||
Условия личностной самореализации. Понятие и сформированность представлений личности о себе. Компетентность. Кризисы и конфликтыв жизни человека. Способы разрешения. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов. | 2 | 3 | |
Тема 9. Профессиональное самоопределение на разных стадиях возрастного развития человека. Особенности юношеского периода. | Содержание | ||
Стадии профессионального становления. Профессиональные намерения и осознанные желания в процессе выбора профессии. Профессиональное обучение – профессиональная подготовка. Профессиональная адаптация. Оптимальный уровень профессиональной активности. Проявление индивидуальности в профессиональной деятельности. Профессиональное мастерство. Изменение характера профессиональной деятельности. Проявление активности на стадии профессионального мастерства. | 4 | 3 | |
Самостоятельная работа Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Зарождение профессионально ориентированных интересов. Развитие профессиональных технологии на стадии первичной профессионализации. | 2 | 3 | |
Всего | 48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Специальные условия реализации примерной рабочей программы дисциплины
3.1. Образовательные технологии
3.1.1. В учебном процессе, помимо лекций, которые составляют 50 % аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. В сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой это способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов.
3.1.2. В соответствии с требованиями ФГОС СПО по реализации компетентностного подхода предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: использование электронных образовательных ресурсов, групповых дискуссий, деловых и ролевых игр, анализа производственных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.
Семестр | Вид занятия* | Используемые активные и | Разработанные учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию формы проведения занятий |
Первый, второй | Лекция | Инновационные формы проведения учебных занятий 1. Лекция интерактивная в форме: Активные и интерактивные формы проведения учебных занятий
| Презентации к урокам Сборник тестов |
ПЗ | - разноуровневые задания и задачи - расчетно - графические работы - творческие задания - тест - презентации - поисковая деятельность учащихся | Методические указания к практическим работам Сборники тестов Перечень презентаций и требования к их оформлению |
*) Л – лекции, ПЗ – практические занятия
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация адаптационной дисциплины требует наличия специально оборудованной учебной аудитории с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект столов и стульев в соответствии с числом обучающихся;
- комплект рабочего места преподавателя;
- комплект учебно-методической литературы;
- дидактический материал;
- тестовые задания.
Технические средства:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.3. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: учеб. пособие / Науч.ред. Э.Ф. Зеер. — М.; Воронеж, 2013. 256 с.
2.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие / Ред. И. Чистяковой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2014. 304 с.
3.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: учеб. Пособие. М.: Академия, 2014. 320 с.
4.Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб.пособие. 5-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2014. 496 с.
Дополнительные источники:
1.Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В.В. Выборнова, Е.А. Дунаева // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 99—105.
2.Носс И.Н. Профессиографический аспект профессиональной психодиагностики // Мир психологии. 2006. №3. С. 192—203.
3.Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., 2003. – 336 с.
Интернет-ресурсы:
1.Центр тестирования и развития [Электронный ресурс]: Гуманитарные технологии. Профориентация: Кем стать. URL: http: //www. proforientator.ru.
2.Academia [Электронный ресурс]: Издательский центр «Академия». www.acade-mia-moscow.ru.
3.Школьный психолог [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru .
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | ||
применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими; | демонстрация на практике умений взаимодействия с окружающими | практические занятия |
использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения; | демонстрация использования приёмов психической саморегуляции в процессе деятельности и общения | практические занятия |
на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения; | демонстрация построения профессиональной траектории деятельности | практические занятия |
планировать и составлять временную перспективу своего будущего; | демонстрация умений осуществлять планирование собственной деятельности | практические занятия |
успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде; | демонстрация возможностей адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде | практические занятия |
Знания: | ||
необходимая терминология, основы и сущность профессионального самоопределения; | основные термины, обосновывать сущность профессионального самоопределения | индивидуальное задание |
простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека: | способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями | индивидуальное задание |
современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью; | современное состояние рынка труда, мир профессий | индивидуальное задание |
основные принципы и технологии выбора профессии; | описание основных принципов и технологии выбора профессии | индивидуальное задание |
методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности. | описание технологий поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности | индивидуальное задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по дисциплине ОГСЭ.05 Психология личности и профессиональное самоопределение
Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы дисциплины ОГСЭ.05 Психология личности и профессиональное самоопределение разработана на основе Федерального государственного обра...
Контрольно- оценочные средства по ОП.15 Психология личности и профессиональное самоопределение
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу ОП.15 Психология личности и профессиональное самоопределение. КОС вк...
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПЦ.08 "Психология личности и профессиональное самоопределение"
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПЦ.08 "Психология личности и профессиональное самоопределение" включает в себя программу учебной дисциплины, календарно-тематическое планирование,...
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06. Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Представлена рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение, разработанная для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Програм...
Методические рекомендации для практических занятий по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Методические рекомендации для практических работ по ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программированиеразработаны на ос...
ПРОГРАММА тренинговых занятий "Психология личности и профессиональное самоопределение"
Тренинг «Психология личности и профессионального самоопределения» предназначен для обучающихся, осваивающих адаптированную основную образовательную программу профессионального обучения, дл...