Примерная программа адаптационной учебной дисциплины - Психология личности и профессиональное самоопределение
рабочая программа на тему

Ненашева Марина Юрьевна

Адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин, перечень дисциплин адаптационного учебного плана определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АУД.02 Психология личности и профессиональное самоопределение

Адаптированная образовательная программа профессии среднего профессионального образования

100116.01 Парикмахер

код и наименование профессии

Форма обучения

очная

очная, очно-заочная, заочная

2016 г.

Примерная программа адаптационной учебной  дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 100116.01 (43.01.02.) Парикмахер и в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 06-830вн

Содержание

  1. Паспорт примерной программы учебной дисциплины
  1. Область применения примерной программы
  2. Место учебной дисциплины в структуре адаптированной образовательной программы
  3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
  4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины
  1. Структура и содержание учебной дисциплины
  1. Объем учебной дисциплины и виды учебных занятий
  2. Тематический план и примерное содержание учебной дисциплины
  1. Специальные условия реализации примерной программы учебной дисциплины
  1. Образовательные технологии
  2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
  3. Информационное обеспечение обучения
  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология личности и профессиональное самоопределение

1.1. Область применения  примерной программы

Примерная программа адаптационной дисциплины разработана самостоятельно на основе соответствующего ФГОС СПО по профессии 100116.01 (43.01.02) «Парикмахер», в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Примерная программа адаптационной дисциплины может быть использована для изучения психологии личности в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих адаптированную образовательную программу среднего (полного) общего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

1.2. Место дисциплины в структуре адаптированной образовательной программы.

 Адаптационная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение» входит в состав адаптационного цикла, в число адаптационных дисциплин.

        Дисциплина имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер. Профессиональные и общие компетенции, формирующиеся и совершенствующиеся в результате освоения дисциплины, необходимы при изучении профессиональных модулей и дальнейшего использования в профессиональной деятельности.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья должен:

уметь:

  • применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;
  • использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;
  • на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;
  • планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
  • успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде;

знать:

  • необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;
  • простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;
  • современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;
  • основные принципы и технологии выбора профессии;

          -      методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить следующие общие компетенции:

Код

Общие компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося  16 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

- тематика внеаудиторной самостоятельной работы;

Итоговая аттестация в форме  зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание дисциплины

 «Психология личности и профессиональное самоопределение»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем

часов

Уровень

усвоения

1

2

3

4

Тема 1. Основные концептуальные положения и ключевые понятия становления личности. Стадии профессионального становления личности

Содержание

Ключевые понятия о развитии личности. Факторы, движущие силы и стадии профессионального становления личности. Взаимодействие индивидуального, личностного и профессионального развития личности.

2

1, 2

Тема 2. Понятие «профессия». Классификация современных профессий

Содержание

Подходы к определению понятия «профессия». Классификация профессий. Психологическая структура профессиональной деятельности.

2

 2

Самостоятельная работа:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка сообщений по темам:

Сущность профессионального самоопределения.

Технология выбора профессии.

5

3

Тема 3. Содержание и структура профессиограммы

Содержание

Метод профессиографии. Профессиограммы и их виды. Содержание и структура профессиограмм. Принципы профессиографирования. Схемы профессиографирования.

2

2

Практические занятия

2

3

Знакомство с профессиограммами различных профессий. Составить профессиограмму интересующей профессии.

Тема 4. Сущность профессионального самоопределения личности

Содержание

Понятие «профессиональное самоопределение личности». Факторы профессионального самоопределения личности. Сущность и результат профессионального самоопределения личности. Психологические «пространства» самоопределения личности.

2

2

Практические занятия

2

3

Тест для выявления начального уровня готовности студентов к профессиональному самоопределению.

Самостоятельная работа.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка сообщений:

Характер, темперамент и направленность личности. Познание задатков и способностей.

5

Тема 4. Профессиональное самоопределение на разных стадиях развития личности

Содержание

Особенности профессионального самоопределения.

2

2

Подростковый возраст: учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Учебно-профессиональное самоопределение в юности.

2

2

Практические занятия

2

3

Тест «Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей».

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Экспериментальное изучение профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.

2

3

Тема 5. Этапы и кризисы профессионального самоопределения

Содержание

2

2

Основная проблема кризисов профессионального самоопределения личности. Виды противоречий в ходе развития субъектов профессионального самоопределения. Психологические особенности кризисов становления профессионального самоопределения личности.

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Заполнить таблицу: Психологические особенности профессиональных кризисов.

2

3

Тема 6. Методы диагностики профессионального самоопределения

Содержание

Методики определения компонентов профессионального самоопределения студентов. Активные методы профессионального самоопределения. Построение личной профессиональной перспективы.

2

2

Практические занятия

Анкета «Оценка профессиональной направленности личности»

2

3

Тема 7. Ценностно-смысловое значение профессионального самоопределения

Содержание

2

2

Проблема гуманитаризации труда в современных условиях. Роль СМИ в формировании профессиональных и жизненных стереотипов. Условия построения успешной карьеры.

Тема 8. Самовоспитание и самопознание.

Содержание

Условия личностной самореализации. Понятие и сформированность представлений личности о себе. Компетентность. Кризисы и конфликтыв жизни человека. Способы разрешения. Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов.

2

3

Тема 9.  Профессиональное самоопределение на разных стадиях возрастного развития человека. Особенности юношеского периода.

Содержание

Стадии профессионального  становления.  

Профессиональные намерения и осознанные желания в процессе выбора профессии. Профессиональное обучение – профессиональная подготовка. Профессиональная адаптация. Оптимальный уровень профессиональной активности. Проявление индивидуальности в профессиональной деятельности. Профессиональное мастерство. Изменение характера профессиональной деятельности. Проявление активности на стадии профессионального мастерства.

4

3

Самостоятельная работа

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Зарождение  профессионально  ориентированных  интересов.

Развитие профессиональных технологии на стадии первичной профессионализации.

2

3

Всего

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  3– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. Специальные условия реализации примерной рабочей программы дисциплины

3.1. Образовательные технологии

3.1.1. В учебном процессе, помимо лекций, которые составляют 50 % аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. В сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой это способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций студентов.

3.1.2. В соответствии с требованиями ФГОС СПО по реализации компетентностного подхода предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: использование электронных образовательных ресурсов, групповых дискуссий, деловых и ролевых игр, анализа производственных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.

Семестр

Вид занятия*

Используемые активные и
интерактивные формы проведения занятий

Разработанные учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию формы проведения занятий

Первый, второй

Лекция

Инновационные формы проведения учебных занятий

1. Лекция интерактивная  в форме:

Активные и интерактивные формы проведения учебных занятий

  1. Применение электронных образовательных ресурсов

Презентации к урокам

Сборник тестов

ПЗ

- разноуровневые задания и задачи

- расчетно - графические работы

- творческие задания

- тест

- презентации

- поисковая деятельность учащихся

Методические указания к  практическим работам

Сборники тестов

Перечень презентаций и требования к их оформлению

*) Л – лекции, ПЗ – практические занятия

3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация адаптационной дисциплины требует наличия специально оборудованной учебной аудитории с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.

        Оборудование учебного кабинета:

- комплект столов и стульев в соответствии с числом обучающихся;

-  комплект рабочего места преподавателя;

 - комплект учебно-методической литературы;

 - дидактический материал;

- тестовые задания.

Технические средства:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением.

        

3.3. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: учеб. пособие / Науч.ред. Э.Ф. Зеер. — М.; Воронеж, 2013. 256 с.

2.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие / Ред. И. Чистяковой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2014. 304 с.

3.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: учеб. Пособие. М.: Академия, 2014. 320 с.

4.Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб.пособие. 5-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2014. 496 с.

Дополнительные источники:

1.Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В.В. Выборнова, Е.А. Дунаева // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 99—105.

2.Носс И.Н. Профессиографический аспект профессиональной психодиагностики // Мир психологии. 2006. №3. С. 192—203.

3.Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., 2003. – 336 с.

Интернет-ресурсы:

1.Центр тестирования и развития [Электронный ресурс]: Гуманитарные технологии. Профориентация: Кем стать. URL: http: //www. proforientator.ru.

2.Academia [Электронный ресурс]: Издательский центр «Академия». www.acade-mia-moscow.ru.

3.Школьный психолог [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru .

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;

демонстрация на практике умений взаимодействия с окружающими

практические занятия

использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

демонстрация использования приёмов психической саморегуляции в процессе деятельности и общения

практические занятия

на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

демонстрация построения профессиональной траектории деятельности  

практические занятия

планировать и составлять временную перспективу своего будущего;

демонстрация умений осуществлять планирование собственной деятельности

практические занятия

успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде;

демонстрация возможностей адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде

практические занятия

Знания:

необходимая терминология, основы и сущность профессионального самоопределения;

основные термины, обосновывать сущность  профессионального самоопределения

индивидуальное задание

простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека:

способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями

индивидуальное задание

современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

современное состояние рынка труда, мир профессий

индивидуальное задание

основные принципы и технологии выбора профессии;

описание основных принципов и технологии выбора профессии

индивидуальное задание

методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.

описание технологий  поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности

индивидуальное задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по дисциплине ОГСЭ.05 Психология личности и профессиональное самоопределение

Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы дисциплины ОГСЭ.05 Психология личности и профессиональное самоопределение разработана на основе Федерального государственного обра...

Контрольно- оценочные средства по ОП.15 Психология личности и профессиональное самоопределение

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу ОП.15 Психология личности и профессиональное самоопределение. КОС вк...

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПЦ.08 "Психология личности и профессиональное самоопределение"

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПЦ.08 "Психология личности и профессиональное самоопределение" включает в себя программу учебной дисциплины, календарно-тематическое планирование,...

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06. Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Представлена рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение, разработанная для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Програм...

Методические рекомендации для практических занятий по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Методические рекомендации для практических работ по ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программированиеразработаны на ос...

ПРОГРАММА тренинговых занятий "Психология личности и профессиональное самоопределение"

Тренинг «Психология личности и профессионального самоопределения» предназначен для обучающихся, осваивающих адаптированную основную образовательную программу профессионального обучения, дл...