Рабочая программа по учебной дисциплине "Психология общения"
рабочая программа

Орлова Светлана Васильевна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по специальностям 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГАЗПРОМ КОЛЛЕДЖ ВОЛГОГРАД»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология общения

2020

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям 08.02.08  Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий среднего профессионального образования (программа базовой подготовки).

Одобрено цикловой комиссией

экономических дисциплин

Протокол № _________________

от «______» ____________20__ г.

Председатель ЦК _____ О.С. Резникова

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

__________________ Е.Ю. Камынина

«______» _________________20___ г.

Разработчик (и):

Орлова Светлана Васильевна, преподаватель  ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград».

Рецензенты:

Клепикова Л.П., преподаватель ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»;

Забродина Т.И. к.п.н., зав. кафедрой «Психология» НОЧУ ВО «Волгоградский гуманитарный институт».


Содержание

№ п/п

Наименование раздела

стр.

1

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2

Структура и содержание учебной дисциплины

7

3

Условия реализации учебной дисциплины

14

4

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

17


1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 08.02.08  Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 08.02.09  Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (базовая подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональном обучении по профессиям рабочих: 18556 Слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов, 18449 Слесарь аварийно-восстановительных работ в газовом хозяйстве, 15553 Оператор газораспределительной станции, 15876 Оператор по сбору газа, 15643 Оператор котельной, 18554 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования, 18492 Слесарь по изготовлению узлов и деталей технологических трубопроводов, 10172 Аппаратчик газогенерации, 14571 Монтажник наружных трубопроводов, 14641 Монтажник технологических трубопроводов; 19806 Электромонтажник по освещению и осветительным сетям, 19812 Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию, 19861 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и др.

Программа может быть использована  в профессиональной подготовке работников в любых областях СПО при наличии среднего (полного) общего образования.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Целью преподавания и изучения учебной дисциплины «Психология общения» является раскрытие цели, функции и видов общения; формирование у обучающихся гуманитарного мышления, овладение ими знаниями, умениями и навыками межличностного общения.

Дисциплина «Психология общения» во многом носит прикладной характер, её цель – способствовать формированию у обучающихся соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий профессиональной деятельности и поведения современных граждан российского общества.

Задачи дисциплины «Психология общения»:

- научить технике и приёмам эффективного общения в профессиональной деятельности;

- научить приёмам саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Дисциплина «Психология общения» призвана формировать у обучающихся современное мышление и способность решать разнообразные психологические проблемы в сфере межличностной, межкультурной, межэтнической (межнациональной) и деловой коммуникации с использованием современных приёмов и средств.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности;
  • использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • взаимосвязь общения и деятельности;
  • цели, функции, виды и уровни общения;
  • роли и ролевые ожидания в общении;
  • виды социальных взаимодействий;
  • механизмы взаимопонимания в общении;
  • техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
  • этические принципы общения;
  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

При изучении дисциплины «Психология общения»  актуализируются следующие компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  42 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  36         часов;

самостоятельной работы обучающегося 4 часа.

консультации 2 часа.


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

1

Максимальная учебная нагрузка (всего)

42

2

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

36

в том числе:

лабораторные работы

практические занятия

16

контрольные работы

курсовая работа (проект)

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

4

Консультации обучающегося (всего)

2

Промежуточная (итоговая) аттестация  по учебной дисциплине  проводится в форме дифференцированного зачёта

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Взаимосвязь общения и деятельности

4

Тема 1.1.

Понятие, сущность и структура общения

Содержание учебного материала

1

1

Введение. Содержание дисциплины и её цель, объект, предмет, задачи в системе научного знания.

2

2

Общая характеристика общения.  Методы исследования в психологии общения.

3

Понятие и способы структурирования общения. Структура и специфика основных сторон общения.

Практическое занятие. «Применение и разработка методов исследования общения».

2

2

Тема 1.2.

Общение и деятельность

Содержание учебного материала

1

2

1

Психологическое содержание  трудовой деятельности. Структура трудовой деятельности.

2

Место человека как субъекта трудовой деятельности. Профессионализация субъекта труда. Задачи профессионального и личностного развития субъекта труда.

3

Самообразование и осознанное планирование повышения квалификации как важнейшие факторы формирования и совершенствования профессиональных компетенций.

4

Роль общения в профессиональной деятельности.

5

Проявление устойчивого интереса и понимание социальной значимости будущей профессии как важнейшие условия, влияющие на эффективность деятельности и формирования профессиональных компетенций.

Раздел 2. Цели, функции, виды и уровни общения

5

Тема 2.1.

Основные цели, функции и уровни общения

Содержание учебного материала

1

1

Цели  и основные подходы к классификации функций общения.

2

2

Уровни общения и их особенности.

3

Типовые ситуации общения.

4

Критерии эффективности и дефектов общения.

Практическое занятие. «Диагностика уровней общения».

2

2

Тема 2.2.

Виды и типы общения

Содержание учебного материала

1

2

1

Сходства и различия общения, его видов у человека и животных.

2

Сущность и особенности характеристик и основных групп классификаций видов общения.

3

Различные классификации видов и типов общения.

Самостоятельная работа обучающихся. Проведение самоанализа используемых видов и типов общения. Составление плана мероприятий по совершенствованию использования наиболее целесообразных видов и типов общения.

1

3

Раздел 3. Роли и ролевые ожидания в общении

4

Тема 3.1. Сущностные особенности роли

Содержание учебного материала

1

1

Понятие «роль», сущность и особенности.

2

2

Основные характеристики роли.

3

Виды ролей и «ролевой веер».

Тема 3.2.

Ролевые ожидания в общении

Содержание учебного материала

1

2

1

Понятие «ролевые ожидания», сущностные  особенности.

2

Факторы, влияющие на ролевые ожидания.

3

Ситуации ролевых ожиданий в процессе общения и взаимодействий.

Практическое занятие. «Диагностика и анализ ролей и ролевых ожиданий».

2

2

Раздел 4. Виды социальных взаимодействий

5

4.1. Взаимодействие в процессе общения

Содержание учебного материала

1

1

Понятия «взаимодействие» и «отношение»  как базовые категории психологической науки. Общая характеристика социального взаимодействия людей.

2

2

Место взаимодействия в структуре общения.

3

Основные компоненты взаимодействия.

Практическое занятие.  «Диагностика особенностей взаимодействия в процессе общения».

2

2

Тема 4.2.

Виды и стили социальных взаимодействий в  процессе общения

Содержание учебного материала

1

2

1

Стили взаимодействий и их особенности. Основные критерии, позволяющие правильно понять стиль взаимодействия.

2

Виды и способы взаимодействия людей в процессе общения. Различные подходы к классификации видов взаимодействия в процессе общения.

Самостоятельная работа обучающихся. Проведение анализа видов  взаимодействия доминирующих в различных группах. Проведение анализа характеристик причин выбора того или вида взаимодействия. Предложение мероприятий, которые могли бы способствовать  изменению и выбору наиболее эффективных видов взаимодействия Выполнение тестовых заданий по Разделу 4. «Виды социальных взаимодействий». Полученные результаты оформить в виде отчета.

1

3

Раздел 5. Механизмы взаимопонимания в общении

5

Тема 5.1. Взаимопонимание как внутренняя основа и цель общения

Содержание учебного материала

1

1

Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения.

2

2

Понятие «взаимопонимание», сущность и особенности. Психологические основы и закономерности понимания собеседника.

3

Уровни взаимопонимания.

4

Роль национальных и этнических стереотипов в понимании.

Тема 5.2.

Социально-психологические механизмы взаимопонимания

в общении

Содержание учебного материала

1

2

1

Понятие и специфика социально-психологических механизмов общения.

2

Различные классификации социально-психологических механизмов общения.

3

Наиболее распространенные механизмы понимания и взаимопонимания.

4

Содержание и эффекты межличностного восприятия, их сущность, особенности и виды.

Практическое занятие.  «Диагностика особенностей восприятия, познания и понимания людей». Решение ситуационных задач по Разделу 5. «Механизмы взаимопонимания в общении».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение тестовых заданий по Разделу 5. «Механизмы взаимопонимания в общении». Предложение мероприятий, способствующих адекватному и эффективному применению социально-психологических механизмов познания и понимания партнеров по общению.

1

3

Раздел 6. Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения

6

Тема 6.1.

Техники и приемы общения

Содержание учебного материала

2

1

Техники и приемы общения, сущность и особенности. Профессиональные особенности техники и приемов общения людей.

2

2

Технологии эффективного установления контакта и общения.

3

Психология воздействия на партнера по общению как техника общения. Приемы влияния на психику, поведение и общение.

Практическое занятие.  «Тренинг по выработке навыков переговорной компетентности».

2

2

Тема 6.2. Техники и приемы слушания, ведения беседы и убеждения

Содержание учебного материала

2

2

1

Трудности и дефекты общения. Факторы, служащие причинами непонимания собеседника. Коммуникативные барьеры и их виды. Трудности и источники барьеров.

2

Психологическое искусство слушать других как способ преодоления коммуникативных барьеров и трудностей в общении. Типичные ошибки слушания.  Особенности реакций слушателя.

3

Стили и типы слушания. Виды  и установки эффективного слушания Техники и приемы слушания.

4

Психологические особенности проведения деловых бесед, переговоров и совещаний. Техники и приемы ведения беседы и убеждения.

Раздел 7. Этические принципы общения

4

Тема 7.1.

Этические основы делового общения

Содержание учебного материала

1

1

Понятие «этика делового общения», сущность и особенности.  Этические принципы и нормы в деловом общении.

2

2

Этикет в деятельности современного делового человека. Этика деловых взаимоотношений. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного, коллег и др. категорией людей.

Тема 7.2.

Этикет и культура поведения и общения делового человека

Содержание учебного материала

1

2

1

Понятия «этикет», «культура поведения», «культура общения», «деловой этикет», сущность и особенности.

2

Сущность и особенности профессионального этикета. Этикет служебных, деловых отношений.  Основные правила, принципы и заповеди делового этикета.

3

Культура общения по телефону. Этика работы с деловой корреспонденцией и документацией.

4

Этика и психология решения спорных вопросов. Техники, приемы и культура ведения полемики (спора).

Практическое занятие. «Диагностика этики и культуры поведения  и общения».

2

2

Раздел 8. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

9

Тема 8.1. Источники, причины и виды конфликтов

Содержание учебного материала

1

1

Понятие «конфликт», его сущность. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

2

2

Структура и динамика конфликта.

3

Источники и причины, возникновения конфликтов. Формулы конфликта.

4

Основные виды классификации конфликтов.

Практическое занятие. «Конфликтные ситуации и формулы конфликта» (тестирование и решение ситуационных задач).

2

2

Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение тестовых заданий по теме 8.1.«Источники, причины и виды конфликтов». Предложение мероприятий, способствующих профилактики и регулированию конфликтов в деловых отношениях и общении. Полученные результаты оформить в виде отчета.

1

3

Тема 8.2. Способы разрешения конфликтов

Содержание учебного материала

1

2

1

Формы завершения конфликта. Критерии разрешенности конфликта. Условия и факторы разрешения конфликтов.

2

Стратегии и способы разрешения конфликтов.

3

Этические моменты при разрешении конфликтов.

Консультация обучающимся.

2

2

Итоговый дифференцированный зачет.

2

3

Всего:

42

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Материально-техническое  обеспечение

Учебная  дисциплина реализуется в  учебном кабинете «Метрологии, стандартизации и сертификации».

Оборудование учебного кабинета:

  • комплект таблиц по темам дисциплины;
  • плакаты по темам дисциплины;
  • комплект карточек – заданий по темам;
  • комплект инструкций для проведения практических занятий  по темам;
  • видеоматериалы для уроков;
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: 

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • принтер;
  • сканер;
  • мультимедиапроектор;
  • экран.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Ефимова, Н. С. Психология общения : практикум по психологии, учебное пособие / Н. С. Ефимова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 192 с. (Серия: Профессиональное образование). – Текст : непосредственный.
  2. Аминов, И. И. Психология делового общения : учеб. пособие / И. И. Аминов. - 7-е изд. стер. – Москва : Омега-М, 2019. – 304 с. – Текст : непосредственный.
  3. Панфилова, А. П. Теория и практика общения: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / А. П. Панфилова. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2019. – 288 с. (Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений СПО). – Текст : непосредственный.
  4. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. П. Кошевая, А. А. Канке. – Москва : ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. – 304 с. (Серия: Профессиональное образование). (Рекомендовано Министерством образования РФ). – Текст : непосредственный.
  5. Леонтьев, А. А. Психология общения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Леонтьев. – Санкт Петербург .: Смысл, 2019. – 368 с. (Серия: Учебники и практикумы). – Текст : непосредственный.
  6. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия / Р. Вердербер, К. Вердербер. – Санкт Петербург ; Москва : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2019. - 416 с. – Текст : непосредственный.
  7. Практикум по психологии общения : Диагностический инструментарий; Тренинг профессионального общения / Е. Н. Арбузова, О. В. Шатровой, А. И. Анисимов. – Санкт Петербург : Речь, 2019. – 272 с. – (Психологический тренинг). – Текст : непосредственный.

Дополнительные источники:

  1. Волкова, А. И. Психология общения / А. И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 446 с. (Высшее образование). – Текст : непосредственный.
  2. Кипнис, М. Ш. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями : Тренируем общение, способность влиять и убеждать / М. Ш. Кипнис. – Москва : Прайм - Еврознак, 2019. – 224 с. -  5,68 МБ (PDF).  - URL: http:// www.mirknig.com/page/1935 (дата обращения : 10.05.2020). – Текст : электронный.
  3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – 17-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 672 с. – (Высшее образование). – Текст : непосредственный.
  4. Психология и этика делового общения : учебник для студентов вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 415 с. (Серия: Золотой фонд российских учебников). – Текст : непосредственный.
  5. Резник, С. Д. Организационное поведение (практикум : деловые игры, тесты, конкретные ситуации) : учеб. пособие / С. Д. Резник, И. А. Игошина; под ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 256 с. (Высшее образование). – Текст : непосредственный.
  6. Деловая культура и психология общения : учебник для начального профессионального образования; учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. М. Шеламова; изд. 3-е, доп. / 4-е, стереотип. – Москва : Академия, 2019. – 160 с. (Серия        Профессиональное образование. Этика и психология). – Текст : непосредственный.
  7. Психология делового общения : учебное пособие / В. С. Кукушин; изд. 2-е испр. и доп. – Москва : ИЦ МарТ; Ростов н/Дону: Феникс, 2019. – 364 с. (Серия: Новые технологии). – Текст : непосредственный.

Перечень Интернет-ресурсов

  1. Психология общения: [сайт]. - URL: http://www.abe. com.ua/action/ open/progams_logistika?&sitemap (дата обращения : 10.05.2020). – Текст : электронный.
  2. Деловой этикет: [сайт]. - URL: http://masteretik.ru (дата обращения : 10.05.2020) – Текст : электронный.
  3. Психология общения: [сайт КнигоМер]. - URL: http://knigomer. ru/?p=277 (дата обращения : 10.05.2020). – Текст : электронный.
  4. Психология: [сайт]. - URL: http://www.Psychology.ru (дата обращения : 10.05.2020). – Текст : электронный.
  5. Открытый класс: сетевые образовательные сообщества. - URL: http: //www.openclass.ru (дата обращения : 10.05.2020). – Текст : электронный.
  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL: http: //www.school-collection.edu.ru (дата обращения : 10.05.2020). – Текст : электронный.
  7. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: http: //www.festival.1september.ru (дата обращения : 10.05.2020). – Текст : электронный.
  8. «ГАРАНТ» - информационно-правовой портал». - URL: http: //www.base.garant.ru (дата обращения : 10.05.2020). – Текст : электронный.
  9. Российский исторический иллюстративный журнал «Родина». - URL: http: //www.istrodina.com (дата обращения : 10.05.2020). – Текст : электронный.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

- применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности;

Организация и проведение текущего контроля в форме: устного индивидуального, фронтального, группового опросов, тестирования, работы  с Интернет-ресурсами; контролирование деятельности студентов; самостоятельной работы, защиты практических работ; сдачи дифференцированного зачета, оценивание результатов их деятельности.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины.

- использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Усвоенные знания:

- взаимосвязь общения и деятельности;

Организация и проведение текущего контроля в форме: устного индивидуального, фронтального, группового опросов, тестирования, работы  с Интернет-ресурсами; контролирование деятельности студентов; самостоятельной работы, защиты практических работ; сдачи дифференцированного зачета, оценивание результатов их деятельности.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины.

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета.

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.