«Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника».
материал на тему

Бакиева Раушания Камильевна

«Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника».

Скачать:


Предварительный просмотр:

       МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №2»

                    Выступление на педагогическом совете по теме:

«Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника».

Выступила воспитатель группы                                                                                                                                                                                              продлённого дня

                                                                                  Бакиева Раушания Камильевна

                                                                                1квалификационной категории

АРСК 27.03.2018.

Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника.

Школа после уроков - это мир творчества и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего внутреннего потенциала. Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать детей занятиями после уроков, чтобы школа стала для них вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Выготский Л.С. отмечал: «Человек воспитывает себя сам. А взрослые, воспитатели лишь создают особое воспитательное пространство, в котором у ребенка формируется нравственное отношение к себе и окружающим».

Заинтересованность современной школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность кроме образовательных призвана решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; снизить учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

На сегодняшний день внеурочная деятельность представляет собой особый вид деятельности, который осуществляется по пяти путям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы; который направлен на решение конкретных образовательных задач, исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС); который способствует проявлению активности обучающихся; и, который, реализуется разными категориями педагогических работников в разных формах работы вне урока.

В соответствии с индивидуальными способностями ребёнка формируются условия для развития личности, создается его познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, осуществляется процесс социализации.

Внеурочная работа, как считает Ш. А. Амонашвили, это составная часть учебно - воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Понятие «внеурочная деятельность» не выступает абсолютно новым в педагогической теории и практике. Еще В.А. Сухомлинский говорил о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками».

 Главной формой игровой деятельности является игра с ролевым акцентом, социального творчества - форма социальной пробы, коллективного -творческого дела, социально - образовательного проекта и т.д. Занятия в спортивных секциях, беседы о здоровом образе жизни, участие в оздоровительных процедурах, организация походов, экскурсий, использование на уроках игровых моментов, физкультурных минуток, участие в городских и районных соревнованиях выступают формами спортивно - оздоровительной деятельности.

В современном образовательном пространстве имеет место несколько моделей в организации внеурочной деятельности. В нашем случаи используется модель «школы полного для»

Модель «школы полного дня».

Основой для модели «школы полного дня» выступает реализация внеурочной деятельности в основном воспитателями групп продленного дня. Эту модель характеризует:

  • формирование условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении на протяжении дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделением разно акцентированных пространств;
  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в границах воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
  • создание здоровье сберегающей среды, которая включает рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по созданию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • формирование условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика нахождения ребенка в образовательном учреждении;
  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Внеурочная деятельность в виде проведения праздников, экскурсий, всевозможных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и укрепляет союз «Семья-школа».

Особого внимания требует работа с детьми со сниженной мотивацией к обучению, с отклонениями в поведении. Включение таких учеников в социально значимую деятельность, дает возможность увеличить их мотивацию и самооценку, укрепить положение в школьном коллективе. Важным аспектом осуществления программ внеурочной деятельности выступает достижение ее результатов.

Посещая кружки и секции, младшие школьники хорошо адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе, которая проводиться педагогом, более глубоко изучается материал. Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса. Помимо того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство начальной школы. В данной сфере знакомство младшего школьника с ценностями культуры осуществляется с учетом его личных интересов, его микросоциума. На сегодняшний день в системе начального образования выработались и сложились общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы, хотя каждый из этих видов организации деятельности учащихся за пределами учебных занятий имеет свои отличительные особенности.

Соответственно, вся система внеурочной деятельности призвана объединить в общий процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач начальной школы, служить формированию гибкой системы для осуществления индивидуальных творческих интересов личности младшего школьника.

Таким образом, организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения представляет собой довольно сложную технологию модернизации условий развития ребенка во внеурочное время, направленное на удовлетворение культурно-образовательных, спортивно-оздоровительных, социально значимых потребностей личности в самоактуализации и самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочной деятельности

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...

ПЕРЕЧЕНЬ заданий для проведения экзамена по ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Для студентов по специальности 050715 Корр

ПЕРЕЧЕНЬзаданий для проведения экзаменапо ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обр...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкий химико-технологический колледж")

  В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как  утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, а в ближайшие...

Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры.

Тема занятия: «Знакомство со спортивными играми с мячом с использованием имитации технических элементов». Цель: Научиться представлять и имитировать элементы спортивных игр без мяча и с мячом. ...

Развитие индивидуальности младшего школьника на занятиях в группе продлённого дня

Одним из основных смыслов детства является поиск «самости» при выборе своего социокультурного образца. Созидая самих себя, дети в процессе общения создают ценности, культуру будущего взрослого обществ...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Произведения духовно-нравственной тематики как средство формирования личностных качеств младших школьников

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Произведения духовно-нравственной тематики как средство формирования личностных качеств младших школьников...