Развитие индивидуальности младшего школьника на занятиях в группе продлённого дня
статья на тему
Одним из основных смыслов детства является поиск «самости» при выборе своего социокультурного образца. Созидая самих себя, дети в процессе общения создают ценности, культуру будущего взрослого общества. Только давая возможность детям свободно развиваться в условиях своей самобытной субкультуры, мы можем говорить о современном подходе к процессу воспитания. В статье рассмотрены принципы работы в группе продлённого дня с учётом индивидуальных особенностей и склонностей детей через принцип личностно ориентированного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_individualnosti_mladshego_shkolnika.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие индивидуальности младшего школьника на занятиях в группе продлённого дня
Автор: воспитатель ГПД
ГБОУ СОШ№ 20
Невского района
Мизик Н.В.
Санкт – Петербург
2017
Для повышения эффективности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста следует позаботиться прежде всего о развитии их индивидуальности. Индивидуальность – это самобытность человека, которая реализуется в выборе и проектировании своего жизненного пути. Детское общество отличается от взрослого по своей субкультуре и жизненным задачам. Одним из основных смыслов детства является поиск «самости» при выборе своего социокультурного образца. Созидая самих себя, дети в процессе общения создают ценности, культуру будущего взрослого общества. Только давая возможность детям свободно развиваться в условиях своей самобытной субкультуры, мы можем говорить о современном подходе к процессу воспитания.
Группы продлённого дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей. Задача воспитателя состоит не только в том, чтобы организовать самоподготовку уроков учащихся, заполнить их свободное время, но и организовать мероприятия, которые содержали бы формы творческой продуктивной деятельности для развития индивидуальности каждого учащегося. При этом воспитатель должен знать и учитывать, что у младших школьников наблюдаются достаточно выраженные различия в предпосылках таких способностей, как соотношение художественного и мыслительного типов деятельности.
Для детей художественного типа характерно преобладание конкретно-образного мышления над абстрактным. Они воспринимают действительность в целом, не измельчая её на части. Они имеют развитое воображение, любят сочинять и фантазировать, экспериментировать. Таких детей отличает ярко выраженная эмоциональность, импульсивность, хорошая непроизвольная память. Дети художественного типа с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, вязанием, пением, танцами, сценическими постановками.
Дети мыслительного типа характеризуются преобладанием абстрактно-логического мышления над предметно-образным. Они стремятся анализировать информацию, дробить её на части, а затем объединить в целостную систему. Для таких детей характерен высокий уровень саморегуляции, более успешной у них является и произвольная память. Дети такого типа любят конструировать и моделировать, играть в шашки и шахматы, участвовать в интеллектуальных играх, викторинах и турнирах.
Представители художественно-мыслительного типа характеризуются примерно одинаковой активностью двух видов мышления.
Индивидуальные различия младших школьников проявляются и в особенностях темперамента. Нервная система ребёнка 6 – 9 лет, его темперамент ещё недостаточно подчиняются способам саморегуляции. Дети не могут сдерживать свои эмоциональные проявления, они не научились ещё произвольно концентрировать внимание, справляться с утомлением. Поэтому непослушание, невнимательность, эмоциональные срывы не всегда являются следствием невоспитанности детей. Действия воспитателя должны помочь ребёнку найти способы компенсации нежелательных проявлений темперамента, опоры на позитивные свойства личности. Важно помнить, что одним из условий успешного развития индивидуальности детей младшего школьного возраста является тёплое и благожелательное общение со взрослым.
Включая детей в творческую деятельность с учётом их индивидуальных склонностей и интересов, воспитатель реализует принцип личностно ориентированного подхода к учащимся, создавая при этом ситуацию успеха. Каждый ребёнок получает возможность не только опробовать себя в разных видах деятельности, но также раскрыть и освоить собственные способы и средства осуществления деятельности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы поддержать усилия детей в поиске себя. Тот, кто не силён в математике, окажется, например, интересным сочинителем и рассказчиком или удивит всех своими физическими способностями в спортивных конкурсах и эстафетах. А тот, кто испытывает трудности по русскому языку и чтению, поразит ребят своими оригинальными поделками и рисунками или своим неповторимым исполнением известной песни. При таком подходе в организации творческой продуктивной деятельности исчезает граница между детьми: они не делятся на успевающих и неуспевающих.
Рассмотрим некоторые примеры занятий творческой продуктивной деятельностью в группе продлённого дня для детей разного типа:
Художественного типа
- Аппликация (бумага, картон, ткань, солома, кожа и др.)
- Оригами
- Поделки из природного материала
- Плетение (бумага, нитки, тесьма, шнуры, верёвка)
- Мягкая игрушка и шитьё
- Вязание крючком и вышивание
- Лепка (пластилин, глина, тесто)
- Работа с бросовым материалом (старые и ненужные вещи)
- Изобразительное искусство (краски, карандаши, фломастеры, цветные и восковые мелки)
- Сочинительство сказок, загадок, небылиц, считалок
- Театрализованные сценки, пантомима
- Песенные, танцевальные конкурсы, праздники, КВН
- Спортивные соревнования, эстафеты
- Выпуск стенгазет, изготовление книжек-самоделок
Мыслительного типа
- Игры в шашки и шахматы
- Работа с конструктором «LEGO»
- Моделирование (бумага, картон, бросовый материал)
- Интеллектуальные конкурсы, турниры, викторины, брейн- ринг, КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»
- Придумывание и составление своих авторских головоломок, ребусов, шарад, кроссвордов, задач-шуток, загадок, фокусов
- Настольные детские игры интеллектуального содержания
Каждый ребёнок проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему раскрыть свои способности. Для ребёнка школа является источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа, учителя, воспитатели являются определяющим фактором в развитии личности ребёнка, ведь большую часть времени он проводит именно в школе. Если ребёнку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника».
laquo;Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника»....
Организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения
Одним из направлений развития современной школы является отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Таким образом, учителю придется решать проблему оказани...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе на тему: «Солнечные лучики»
Цель: закрепление представлений детей о весне, ее признаках....
Статья "Особенности обучения младших школьников правилам дорожного движения в группе продлённого дня"
Обучение младших школьников правилам дорожного движения необходимо проводить с учетом их психологических и физиологических особенностей. В силу возраста дети не всегда могут объективно оценить реальну...
Развитие речи младших школьников на логопедических занятиях
Речевому развитию детей способствуют, в частности, логопедические занятия. Но, в основном, эта работа не требует особого времени, поскольку может проводиться на всех уроках, так как речь — это н...
Дифференцированное обучение как средство реализации индивидуального подхода и повышения учебной мотивации младших школьников
Дифференцированное обучение является одним из средств реализации индивидуального подхода и повышения учебной мотивации школьников. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для...
Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития речи младших школьников»
Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Развивая артикуляционный аппарат ребенка, играя с ним в разные игры с использованием потешек и ст...