Проект "Учимся писать стихи"
проект
Данный проект предполагает работу с обучающимися по развитию навыков стихосложения, знакомство с теоретико-литературными понятиями по данной теме, развитие творческих способностей обучающихся, воспитание бережного отношения к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_stihi.doc | 157.5 КБ |
uchimsya_pisat_stihi.pptx | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Фруктовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Малочуева Олега Григорьевича"
Проект по теме "Учимся писать стихи"
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Богданова Л. И.
План работы
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Стихотворение и стих.
1.2 Что такое стихосложение?
1.3 Чем отличается стих от прозы?
1.4 Чем отличается стих одного языка от стиха другого языка?
2. Практическая часть.
Заключение.
Литература.
Введение
«Поэзия – великая держава.
Она легка на много верст и лет.
Строга, невозмутима, величава
Распространяет свой спокойный свет.»
В наше время, к сожалению, с нарастающей быстротой падает интерес к словесному творчеству, слову в самом широком смысле , к художественной литературе, в частности. Глубоко убеждена, что интерес и внимание к слову закладываются в самом раннем детстве и закрепляется в школе. Если радость от встречи со словом не коснётся души ребёнка в школьные годы, вряд ли это произойдёт в более позднем возрасте. Поэтому вижу свою задачу - привить творческое отношение к слову, вкус к работе к созданию детьми самостоятельных художественных работ. Поэтому мы с детьми учимся писать стихи.
Поэзия – особая, насыщенная смыслом организованная речь. В ней каждое слово значимо, весомо, объёмно, несёт большую смысловую эмоциональную нагрузку.
Работая с определенной литературой, слушая и читая стихотворения на различные темы, мы приобщились к миру поэзии. Поэзия- это словесное творчество, произведения, написанные стихами.
Ее идеалом был и остается человек, честный, добрый, отзывчивый, благородный и умный человек.
Изучение лирики на начальной ступени литературного образования — дело нелёгкое в силу специфики этого рода литературы. Постижение художественного содержания поэтического произведения, проникновение в мир лирического героя неотделимо от восприятия формы стихотворения, начиная с его ритмической структуры и заканчивая многообразием средств поэтической изобразительности и выразительности.
Знакомство с лирическими произведениями происходит в начале 5-го класса, когда учащиеся учатся узнавать и называть настроение, господствующее в стихотворении, наблюдать за его изменением, соотносить предмет изображения со способами выражения лирического чувства. Именно тогда ученики убеждаются в том, что основой звучания стихотворения, его музыкой является ритм.
Поэзия – мир подчас очень сложный, трудный для восприятия, требующий определенной подготовки и культуры.
Целью данной работы является развитие поэтических навыков, в общем, развитие человека.
Объектом данной работы выступит самостоятельный поисково – исследовтельный процесс на уроках литературы, индивидуальных занятиях.
Предметом стали проблемы развития поэтических способностей и оптимальные условия их развития.
Приступая к данной работе, я исходила из того, что процесс развития поэтических способностей - часть целой системы знаний по стихосложению.
Высказанные сообщения позволили мне выдвинуть гипотезу.
Гипотеза - если в школьном возрасте заронить зерна стихосложения, то в конечном итоге формируется творческое мышление, которое помогает свободно ориентироваться в очень сложном и интересном мире, развивает интерес к изучению литературы, формирует творческое мировосприятие.
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру работы в ее теоретической и практической частях:
- Изучить научную, специальную, энциклопедическую литературу;
- Проанализировать вопрос, что есть стих и стихосложение в области творческого мышления
- Изучить основу понятия стихосложение.
- Представить образцы стихосложения.
- Сделать вывод о необходимости применения данного понятия с целью повышения уровня поэтических способностей.
1. Теоретическая часть.
1.Стихотворение и стих.
Учащиеся овладевают такими понятиями, как Ритм, рифма, строфа, стопа, знакомятся с двусложными и трёхсложными стихотворными размерами (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), имеют представление о Пиррихии и Спондее, о различных схемах рифмовки
Зачастую мы принимаем слова стихотворение и стих за слова синонимы, заменяя одно другим. Это ошибочное мнение. Ведь стихотворение – это написанное стихами литературное произведение сравнительно небольшого размера. В этом самом широком смысле стихотворениями именуются оды, баллады, сонет и другие.
2.Что такое стихосложение?
Стихосложение – способ организации звукового состава стихотворной речи, изучаемой стиховедением. Изучение стихосложения позволяет ответить на вопросы:
-чем отличается стих от прозы?
2.1. Чем отличается стих от прозы?
Стих (в переводе с греческого значит stichos – порядок; его латинский синоним versus –поворот)– возвращение к началу ряда. А проза – в переводе с латинского означает «речь», которая движется вперед.
Стих, прежде всего, речь, четко разделенная на относительно короткие отрезки, соотносимые между собой.
Каждый из таких отрезков тоже называется «стихом» и на письме обычно выделяется в отдельную строку.
„Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя”.
Содержание стихов поступает в наше сознание как бы смысловыми порциями, каждая порция - стих.
2.2. Чем отличается стих одного языка от стиха другого языка?
Именно теми мерками, которыми соизмеряются строки. Мы можем вести счет длине строк или словами, или слогами, или группами слогов – стопами.
В зависимости от этих мерок различают следующие системы стихосложения:
Тоническую - (от греч. tonos – ударение; ведь в стихе сколько слов, столько и ударений). Тоническое стихосложение – это такое, в котором длина стиха определяется количеством полноударных слов. Стихи называются 2-, 3-, 4-ударными Тоническое было, например, древнее стихосложение германских языков.
Силлабическое стихосложение – это такое, в котором длина стиха определяется количеством слогов; стихи называются 4-, 5-, 6- -сложными.
Силлабо-тонические развилось из силлабического. Явилась потребность выделять ударением некоторые слоги как опору для голоса и слуха – сперва перед концом стиха, а потом и внутри стиха через одинаковые промежутки. Выделенные слоги называются «сильными местами», промежуточные между ними «слабыми местами». Сильные места ударные, слабые – безударные.
Чередование сильных и слабых мест называется метром (от греч. «мера»); повторяющиеся сочетание сильного и слабого места – стопой.
Основных метров в силлаботонике пять: если сильные места чередуются через один слог (двусложные) - ямб и хорей, если через два слога (трехсложные стопы) – дактиль, амфибрахий и анапест.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что стих – это особый тип художественной речи, отличный о прозы. Определяющий признак стиха является его строгая ритмическая организация.
В стихотворной речи – ритм является заранее заданным и более или менее отчетливо обозначенным при помощи правильного чередования ударных и безударных слогов, рифмы, окончаний стихотворных строк, пауз, графического оформления текста.
2.3. Чем же отличаются стих одного стихотворения, от стиха другого.
Во – первых, строением строки – метром. Во – вторых, длиной строки – размером.
В – третьих, окончанием строк – мужским, женским, дактилическим, гипердактилическим.
Предлагаю рассмотреть подробнее.
Строение строки – метр (от греческого Merton –мера). Остановимся на ямбе и хорее. В русской поэзии господствуют строфы простые. Самая элементарная – двустишие. Особая разновидность – шестистопный ямб.
Ямб (от греческого jambos - восходит к названию музыкального инструмента) – это двусложный размер, где ударения падают на четные слоги (2й, 4й, 6й, 8й)
Хорей (от греческого choros - хор) – двусложный размер, где ударение приходится на нечетные слоги (1й, 3й, 5й, 7й…)
Хорей, так же как и ямб, размер очень популярный в поэзии и употребляется с 18 века.
Мы сказали о стихе: «… отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой». Что значит соотносимые?
Когда мы читаем стихи, то в конце каждой строки живо вспоминаем концы предыдущих строк, (особенно когда они отмечены рифмой).
Рифма (от греческого rhythmos- соразмерность) повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк. В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах рифму различают:
Точную – повторяющиеся звуки - Очи – ночи;
Неточную – с несовпадающими звуками.
Рифмы различают простые – одно слово;
Составные – включающие в созвучие два, три слова.
Например: подружка – кружка,
Окошка – кошка
Очи – ночи…
С большой радостью ученики включаются в игры со словами и рифмами
В поэзии каждый стих существует не изолированно от других. В зависимости от характера связи между стихами стихотворения делятся на строфические и нестрофические.
В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы делятся на мужские рифмы – с ударением на последний слог строки.
„Сказку я люблю читать,
Рисовать и понимать,
Потому что в ней добро
Побеждает всегда зло.
Женские рифмы – с ударением на второй с конца строки слог
„Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…”
И.З. Суриков
Дактилические – с ударением на третий от конца слог.
(Приложение№6)
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила…”
С.Есенин
Рифма делится на следующие виды:
- Парные (смежные) – связывающие две соседние строки ААбб
- Перекрестные – созвучные первая и третья, вторая и четвертая строки АбАб
- Охватные (опоясанные или кольцевые), в которых рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки. АббА
Работая над данной темой, я изучила следующие особенности стихотворения и встретилась с понятием анафора.
Анафора – (от греческого anaphora – вынесение вверх) повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки. Анафора часто встречается в стихотворениях Тютчева. А вот пример из стихотворения обучающегося:
Где снежный сугроб под окошком?
Где льдинок узор на окне?
Где иней на ветках берёзки
Играет , горит в серебре?
Также существует разновидность стихотворения - это акростих (от греческого akros - крайний Stichos – стих) – стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образует какое – лидо слово, чаще всего – имя. Акростих известен ещё в VI веке до н.э. у греков. Акростих встречается редко и художественного значения, как правило, не имеет.
Например:
Я взяла свою фамилию , вот что получилось.
Вечером.
Было разное такое,
Озорное, игровое
Горевали мы с тобою,
Думали о том, о сём.
А потом решили вместе,
Новую сложить мы песню.
Очень радостную песню
В этот вечер пропоём.
А потом в кроватке сладко замечательно уснём.
В своем исследовании я охватила наиболее интересные для меня приемы стихосложения. Свой труд считаю началом работа по проблеме стихоложения.
В результате работы с обучающимися по теории стихосложения был составлен сборник стихотворений «Волшебное перо», в который были включены стихотворения детей разных возрастов, написанные ими в период с 2010 по 2017 годы. К некоторым стихотворениям сами обучающиеся подготовили иллюстрации. Предполагается, что работа по составлению поэтических сборников обучающихся будет продолжена.
Заключительная часть
Моя работа подтверждает положение о том, что все дети обладают разнообразными потенциальными творческими способностями.
Таким образом, в процессе работы:
1. найдены и приведены в систему важные для развития поэтических способностей приёмы стихосложения.
2. выявлена тенденция развития поэтических способностей в процессе исследования, отсюда следует, что цели и задачи моей работы были полностью реализованы.
Необходимо развивать творческие способности, а именно сочинение стихотворений. Приобщение детей к поэзии развивает творческое и бережное отношение к слову.
Стихотворения обучающихся Колосовой А., Котовой К., Богдановой Д., Головановой Д., Татарой А. вошли в первый поэтический сборник "Волшебное перо".
Использованная литература:
1. Л. В. Чернец «Школьный словарь литературоведческих терминов».
(«Просвещение 2002г.)
2. Н. Шульговский «Занимательное стихосложение»
(«ИДМ» 2009 г.)
3. В. Кожинов «Как пишут стихи. О законах поэтического творчества»
(«Алгоритм» 2001 г.)
Практическая часть
Проба пера.
Предлагаю Вашему вниманию стихотворения, которые сочинили обучающиеся Колосова А., Богданова Е., Котова К. в разные возрастные периоды:
1) 2010-2011 уч.год
2) 2012-2013
3)2015-2016 уч. годМихайловские рощи
И снова осени поблёкшие картины
Рисует кисть природы за окном.
Повсюду голые , пустынные равнины,
И грусть прощальная звенит в пейзаже том.
Мне видятся Михайловские рощи,
И барский дом всё тот же на холме,
И сад осенний, краски растерявший,
И тихий шёпот листьев на земле.
По тем дорожкам, много повидавшим,
Идёт поэт, ступая на листы.
И вереница образов неясных
Спускается незримой стаей с высоты.
Ах осени унылая картина,
Как вдохновенно бьётся сердце вновь.
Какая тайна здесь вдали от мира
Рождает жизнь и слёзы, и любовь.
А мы порой браним обыкновенно
Дни поздней осени и слякоть на душе.
Краса увядшая, блистая так смиренно,
Нам гений Пушкина рождала в тишине.
Богданова Л. И.
2017
Приложение
Приложение №1
Стих, как отдельная строка.
„Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя”.
А.С.Пушкин
Приложение №2
Ямб – это двусложный размер, где ударения падают на четные слоги
(2й, 4й, 6й, 8й….).
„Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга…”.
А.С.Пушкин
Приложение №3
Хорей – двусложный размер, где ударение приходится на нечетные слоги
(1й, 3й, 5й, 7й…)
„Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы…”
А.А.Фет
Приложение №4
Мужские рифмы – с ударением на последний слог строки.
„Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так ,
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош"...
В. Высоцкий
Приложение №5
Женские рифмы – с ударением на второй с конца строки слог.
„Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…”
И.З. Суриков
Приложение №6
Дактилические – с ударением на третий от конца слог.
„Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила…”
С.Есенин
Приложение №7
Парные (смежные) – связывающие две соседние строки ббАА
„Нынче степь в одежде голубой
Звонкой заливается трубой.
Теплый май встречает птичьим хором,
Птенчиков выводит по озерам…”
С .Мауленов
Приложение №8
Перекрестные – созвучные первая и третья, вторая и четвертая строки бАбА
„В небе тают облака,
И, лучится на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное”
Приложение №9
Охватные (опоясанные или кольцевые) - рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки. АббА .
„Я хочу, чтоб в целом мире
Затрубили журавли
И напомнить всем могли
О погибших в Хиросиме”.
Приложение №10
Шестистишия чаще всего распадаются на две части- 2+4 к примеру ВВбААб.
„Мама! Глянь-ка из окошка-
Знать вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело,
Видно есть мороз…”А.А.Фет
Приложение №11
Стих, как отдельная строка. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя”.А.С.Пушкин
Поэзия
Стих
в переводе с греческого значит stichos – порядок;
латинский синоним versus –поворот-
возвращение к началу ряда
Стихосложение
способ организации звукового
состава стихотворной речи,
изучаемой стиховедением
Системы стихосложения
Тоническое, силлабическое,
Силлабо - тоническое
Ритм
Метр
От греческого Mertoh – мера
Чередование сильных и слабых мест
Рифма
от греческого rhythmos- соразмерность повтор звуков,
связывающих окончания двух или более строк.
Анаформа
от греческого anaphora – вынесение вверх
повтор созвучий или одинаковых слов в начале
стихотворной строки.
Акростих
от греческого akros - крайний
Stichos – стих стихотворение,
в котором начальные буквы каждой строки,
читаемые сверху вниз, образует
какое – либо слово, чаще всего – имя.
Ямб (от греческого jambos -
восходит к названию
музыкального инструмента) –
это двусложный размер, где
ударения падают на четные
слоги (2й, 4й, 6й, 8й….).
„Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными снегами
На потопленные луга”.
А.С. Пушкин
Хорей (от греческого choros - хор)
двусложный размер, где ударение
приходится на нечетные слоги
(1й, 3й, 5й, 7й…)
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы…
А.А. Фет
Двухсложный
Трехсложный
Дактиль
Амфибрахий
Анапест
Стих, как отдельная строка.
„Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя”.
А.С.Пушкин
Клаузулы
Стиховые окончания
Строфа
от греческого strophe поворот –
сочетание стихов, образующее
единство
Мужские рифмы –
с ударением на последний
слог строки.
„Сказку я люблю читать,
Рисовать и понимать,
Потому что в ней добро
Побеждает всегда зло.
Соколов А.
Женские рифмы –
с ударением на второй с конца
строки слог.
„Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…”
И.З. Суриков
Дактилические –
с ударением на третий
от конца слог.
„Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила…”
С.Есенин
Парные (смежные) –
связывающие две соседние
строки ббАА
„Нынче степь в одежде голубой
Звонкой заливается трубой.
Теплый май встречает птичьим
хором,
Птенчиков выводит по озерам…”
С.Мауленов
Перекрестные –
созвучные первая и третья,
вторая и четвертая строки
бАбА
„В небе тают облака,
И, лучится на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное”
Охватные
(опоясанные или кольцевые) -
рифмуются первая и четвертая,
вторая и третья строки АббА.
„Я хочу, чтоб в целом мире
Затрубили журавли
И напомнить всем могли
О погибших в Хиросиме”.
Шестистишия чаще всего распадаются на две части-
2+4 к примеру ВВбААб.
„Мама! Глянь-ка из окошка-
Знать вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело,
Видно есть мороз…”
А.А.Фет
„Поэзия – великая держава.
Она легла на много верст и лет.
Строга, невозмутима, величава
Распространяет свой спокойный
свет”.
Словесное творчество,
произведения в стихах
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Поэзия – великая держава. Она легла на много верст и лет. Строга, невозмутима, величава. Распространяет свой спокойный свет».
Целью данной работы является развитие поэтических навыков, в общем, развитие человека. Объектом данной работы стал самостоятельный поисково – исследовательский процесс на уроках литературы, индивидуальных занятиях. Предметом стали проблемы развития поэтических способностей учащихся и оптимальные условия их развития.
Гипотеза - если в школьном возрасте заронить зерна стихосложения, то в конечном итоге формируется творческое мышление, которое помогает свободно ориентироваться в очень сложном и интересном мире, развивает интерес к изучению литературы, формирует творческое мировосприятие.
Изучить научную, специальную, энциклопедическую литературу. Проанализировать вопрос, что есть стих и стихосложение в области творческого мышления. Изучить основу понятия стихосложение. Представить образцы стихосложения. Сделать вывод о необходимости применения данного понятия с целью повышения уровня поэтических способностей.
Стихосложение – способ организации звукового состава стихотворной речи, изучаемой стиховедением. Изучение стихосложения позволяет ответить на вопросы: -чем отличается стих от прозы? -чем отличается стих одного языка от стиха другого языка?
Стих в переводе с греческого значит stichos – порядок ; латинский синоним versus –поворот- возвращение к началу ряда Стихосложение способ организации звукового состава стихотворной речи, изучаемой стиховедением
Тоническая, силлабическая, Силлабо – тоническая - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Ритм задаётся правильным чередованием ударных и безударных слогов Метр от греческого Mertoh – мера Чередование сильных и слабых мест Рифма от греческого rhythmos - соразмерность повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.
Ямб - -́́ «Ангел чудный, ангел светлый, Освети любовью мир…» (Богданова Е.) Хорей - ́- «И снова осени унылые картины Рисует кисть природы за окном…»
Дактиль -́ - - «Царствует осень в обличье своём, Капает дождик в окне за стеклом». (Котова К.) Амфибрахий - - ́- «Где снежный сугроб под окошком? Где льдинок узор на окне?» (Голованова Д.) Анапест - - -́́
Рифма С большой радостью ученики включаются в игры со словами и рифмами. «Весна сменяет зиму, Чудесная пора, Проснулись все равнины, Уходят холода». (Голованова Д.)
Мужские рифмы – с ударением на последний слог строки. « Мама - самый близкий человек. Сердце мамы не состарится вовек. Для неё важнее счастья нет, Лишь бы слышался детишек её смех». ( Татарой А.)
Женские рифмы – с ударением на второй с конца строки слог. « Ранним утром на берёзку Прилетели две синички. У моей сестрёнки Даши Вдруг подпрыгнули реснички». ( Богданова Е.)
Парные (смежные) – связывающие две соседние строки ббАА «Царствует осень в обличье своём, Капает дождик в окне за стеклом, Тучи по небу плывут друг за другом, Смело бегут ручейки по округам». (Котова К.)
Перекрестные – созвучные первая и третья, вторая и четвертая строки бАбА «Ах осени унылая картина, Как вдохновенно бьётся сердце вновь, Какая тайна здесь, вдали от мира, Рождает жизнь, и слёзы , и любовь» Охватные (опоясанные или кольцевые) - рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки. АббА .
повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки. «Где снежный сугроб под окошком? Где льдинок узор на окне? Где иней на ветках берёзки Играет , горит в серебре?» (Голованова Д.)
Стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образует какое – либо слово, чаще всего – имя. Акростих встречается редко и художественного значения, как правило, не имеет. Вечером. Было разное такое, Озорное, игровое Горевали мы с тобою, Думали о том, о сём. А потом решили вместе, Новую сложить мы песню. Очень радостную песню В этот вечер пропоём. А потом в кроватке сладко, З амечательно уснём. (Богданова Е.)
Ангел-хранитель У каждого свой. Посланник небесный Повсюду со мной. Он мне помогает, От зла бережёт, Во всём направляет И к Богу ведёт. Я знаю: молитву Услышит всегда. Ты только лишь верь И минует беда. 2012г. (Голованова Дарья, 6 класс)
Царствует осень в обличье своём, Капает дождик в окне за стеклом, Тучи по небу плывут друг за другом, Смело бегут ручейки по округам, Шлёпают дети по лужам, смеясь. Осень! Ах, осень! И ты дождалась В гости прийти, показать красоту. Каждое время прекрасно в году. Лето, зима и весна, ах и осень, Повремени хоть немного, мы просим. (Котова Ксения 7 класс)
Ничто не забыто, никто не забыт. Слова эти помнит не только гранит. Но все мы, чьи юные прадеды, деды Шагали сквозь пули к салютам победы. Мой прадед, он тоже в начале войны, Шагнул в эту бездну из крови и тьмы. Ему тогда шёл двадцать пятый всего, Но выпало горе на долю его. Случилось погибнуть ему в сорок первом. Мой прадед Егор без вести пропал. Но долгу солдата остался он верен, За Родину жизнь молодую отдал. (Колосова Алина 8класс)
Ранним утром на берёзку Прилетели две синички. У моей сестрёнки Даши Вдруг подпрыгнули реснички. Новый день её встречает, Свет потоком в окна льётся, В ожиданье всё затихло. Скоро Даша засмеётся. Скоро смех её задорный В нашем доме разольётся, Зазвучит, и заиграет, И рассыплется повсюду. В этот день всё как обычно, Я опять с ней рядом буду. (Богданова Е. 7 класс)
Мама - самый близкий человек. Сердце мамы не состарится вовек. Для неё важнее счастья нет, Лишь бы слышался детишек её смех. Лишь бы дом чист и уютен был, Чтоб ребёнок в дом дорогу не забыл, Даже улетев из-под её крыла, Чтоб любить она его всегда могла. Нет, нам не нужно богатства и славы, Лишь бы вечно билось сердце мамы. Лишь бы чувствовать рук её тепло. Только с мамой мне всегда светло. 2010г. ( Татарой Анастасия, 5Б класс)
И снова осени поблёкшие картины Рисует кисть природы за окном. Повсюду голые , пустынные равнины, И грусть прощальная звенит в пейзаже том. Мне видятся Михайловские рощи, И барский дом всё тот же на холме, И сад осенний, краски растерявший, И тихий шёпот листьев на земле. По тем дорожкам, много повидавшим, Идёт поэт, ступая на листы. И вереница образов неясных Спускается незримой стаей с высоты. Ах осени унылая картина, Как вдохновенно бьётся сердце вновь. Какая тайна здесь вдали от мира Рождает жизнь и слёзы, и любовь. Богданова Л. И. 2017 г.
Таким образом, в процессе работы: 1) найдены и приведены в систему важные для развития поэтических способностей приёмы стихосложения. 2) выявлена тенденция развития поэтических способностей в процессе исследования. Необходимо развивать творческие способности, а именно сочинение стихотворений. Приобщение детей к поэзии развивает творческое и бережное отношение к слову.
Использованная литература 1. Л. В. Чернец «Школьный словарь литературоведческих терминов». («Просвещение 2002г.) 2. Н. Шульговский «Занимательное стихосложение» («ИДМ» 2009 г.) 3. В. Кожинов «Как пишут стихи. О законах поэтического творчества» («Алгоритм» 2001 г.) - ' - -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация обучающейся на тему" Досыл и возврат писем и бандеролей с объявленной ценностью"
Организации и физические лица отправляют письменную корреспонденцию с объявленной ценностью. Но не все адресаты получают почтовые отправления, поэтому опер...
Как научиться писать эссе на английском языке
Вы умеете четко и грамотно формулировать и излагать свои мысли на английском языке. Воспользуясь данной статьей Вы научитесь структурировать необходимый материал по определенной теме....
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему....
Писать или не писать - вот в чем вопрс
Изучение надписей на партах техникума, характеризующих менталитет авторов их уровень и психологию....
Правила написания деловых писем на английском языке с примерами и пояснениями
Данный материал дает студентам общее представление о требованиях к написанию делового письма и содержит образцы дело...
Как писать конспект по матемматике Методическая разработка
Как писать конспект по матемматике Методическая разработка...
Методическая разработка "Учимся писать сочинение"
Предлагаемая методическая разработка даёт возможность познакомиться с разными видами и типами сочинений, поможет разобраться во всём жанровом своеобразии школьных сочинений. Здесь даны кон...