ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья
Главной особенностью подготовки будущих медицинских работников среднего звена является комплексный характер подхода к формированию общих и профессиональных компетенций и повышению уровня познавательной деятельности. Использование ИКТ повысит мотивацию у студентов к изучению диспциплин, будет способствовать формированию понимания и социальной значимости своей будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivatsii_k_obucheniyu.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С ПОМОЩЬЮ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Есаулкова О.В., преподаватель информатики
ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж»
«Всякое знание остается мертвым, если в учащемся
не развивается инициатива и самостоятельность».
Н.А. Умнов
В современных условиях, когда развиваются информационно-коммуникационные технологии и ускоряется процесс обмена информацией, возрастает потребность в формировании у студентов образовательных учреждений, в частности студентов медицинских колледжей, мотивации к обучению.
Напомню, что мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей. Согласно Стратегии развития информационного общества, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – один из приоритетов в образовании. В этой связи повышается актуальность разработки новых методов мотивации студентов к обучению и усвоению новых знаний.
Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель любой дисциплины мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время преподавателя и студента. Он позволяет обучающемуся работать в своем темпе, а преподавателю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Главной особенностью подготовки будущих медицинских работников среднего звена является комплексный характер подхода к формированию общих и профессиональных компетенций и повышению уровня познавательной деятельности.
Использование ИКТ повысит мотивацию у студентов к изучению диспциплин, будет способствовать формированию понимания и социальной значимости своей будущей профессии.
Наряду с формированием специальных знаний существует еще и одна из основных – это задача развития профессионально значимых личностных качеств студента, воспитания у него потребности в творческой деятельности, формирования способности находить индивидуальный подход к пациенту, сочувствия, эмпатии.
Одним из возможных путей стимулирования учебной деятельности будущих медиков на теоретических и практических занятиях является совершенствование методики проведения занятий, нацеленных на активную и осмысленную работу студентов.
Преподавание может обходиться и без информационных технологий, но они позволяют наиболее эффективно решать педагогические задачи. Однако нельзя ограничиваться только заменой рутинной работы интересными слайдами. С помощью ИКТ можно также изучать:
- теоретический материал,
- моделировать различные процессы,
- составлять планы,
- проекты и многое другое.
Вид работы зависит от поставленных преподавателем на занятии задач (проверка знаний, закрепление материала, объяснение новых тем и др.)
Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют получить доступ к практически неограниченным объемам информации, хранящейся в виртуальном информационном пространстве. Это предоставляет возможность при организации учебного процесса опираться на самые новые достижения науки и педагогические технологии, материалы, размещенные преподавателем на своих личных страницах, либо на сайте образовательного учреждения.
Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.
Специфика использования учебного материала в электронном виде предполагает вовлечение участников учебного процесса в совместное "проживание" учебно-познавательных и эмоциональных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения. При таком обучении становится естественным наличие как бы двух центров: преподавателя и студента, взаимодействующих на основе партнерства и взаимного уважения.
Материал занятий, на которых используются интерактивные доски и мультимедийный проектор, становится более наглядным, интересным, доступным для студентов. Учебный материал врезается в память, что способствует более легкому его усвоению.
(пример применения интерактивной доски)
Благодаря использованию ИКТ на занятии можно показывать схемы, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу медицинского оборудования и экспериментальных установок, можно обратиться к интерактивным лекциям и обеспечить яркое представление учебного материала, использовать возможности интернета (видеоролики), облачных технологий.
К наиболее эффективным способам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Их использование возможно на любом этапе урока, что позволяет оперативно применять разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению студентами учебного материала.
Подготовка презентации дает возможность студенту проявить индивидуальный творческий подход к изучаемой теме. Для студентов медицинского колледжа крайне актуальным является практическое применение медицинских знаний и умений. Студенты сами могут создавать мультимедийные презентации и использовать их в своих ответах во время аудиторных занятий или участвовать во внеаудиторных мероприятиях, обеспечивая интерактивный процесс обучения.
Обращение к электронным информационным ресурсам позволяет решить следующие задачи:
- использовать графическую, видео, анимационную и программную поддержку в подготовке элементов, применяемых в электронных образовательных ресурсах;
- увеличить количество и разнообразие источников учебной информации, доступных студентам;
- уменьшить затраты времени на выполнение рутинных операций;
- решать поисковые творческие задачи, в процессе чего формируются новые знания;
- усилить роль самостоятельной работы учащихся, в процессе которой более активно формируются необходимые умения и творческий подход к решению проблем;
- повысить оперативность и объективность контроля результатов учебной работы учащихся;
- организовать обучение по индивидуальным учебным планам.
Еще одним важным пунктом формирования мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью современных информационно-коммуникационных технологий является исследовательская деятельность.
К исследовательской деятельности можно привлекать учащихся для того, чтобы научить их креативному мышлению, навыкам анализа и систематизации изучаемого материала, работе в команде, что крайне актуально в будущей профессиональной деятельности медицинских работников. Участие в исследовательской работе способствует формированию у студентов общих и профессиональных компетенций.
Методы исследовательской работы позволяют студентам-медикам овладеть умением построения последовательности: от идеи через задачи, через мозговой штурм до реализации и обоснования законченного проекта. В основе исследовательской деятельности студентов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно анализировать и систематизировать процессы окружающего мира, ориентироваться в информационном пространстве, находить пути решения и в итоге решать проблемы. Все это является ключевым условием для построения фундаментальной картины мира у студентов медицинского колледжа.
Исследовательская деятельность студентов колледжа – это новая современная технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса воздействия субъекта (преподавателя) на обучающихся к их самостоятельной работе на занятиях, а также стимулировать развитие разумной инициативы у будущего медицинского работника.
Повышение скорости передачи информации неизбежно требует внедрения новых современных информационно-коммуникационных технологий в обучении. Для этого необходим комплексный подход и требуются как технологические меры – оснащение новой техникой, интерактивными материалами и программами, так и личная заинтересованность, и активность студентов.
Изменение отношения студентов колледжа к учебе от инертного к активному и самодостаточному является условием для создания микросреды по мотивации к обучению на уровне колледжа, групп обучающихся и отдельных студентов. Все это укладывается в создание мотивации к учению при помощи современных информационно-коммуникативных технологий.
Таким образом применение ИКТ для студентов-медиков:
1. Источник дополнительной информации по изучаемым предметам;
2. Способ повышения интереса к обучению;
3. Способ самоорганизации учебного труда и самообразования;
4. Возможность реализации личностно – ориентированного подхода
5. Способ расширения индивидуальной активности и социализации человека.
Миссия преподавателя в данном случае – выступить катализатором этих процессов. Это требует не только повышения материальной оснащенности медицинского колледжа современной компьютерной техникой, но и создания механизмов независимого мониторинга и контроля мотивации студентов к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования
Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Мотивация играет значительную роль в обучении иностранным языкам в профессиональной школе. Особая роль отводится внутренней и внешней мотивации в обучении. Она повышает роль иностранного языка в форми...
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....
"Формирование коммуникативной компетенции у студентов медиков"- выступление на ЦМК
Анализ исследования по коммуникативным компетенциям среди студентов медиков первых и четвертых курсов....
Доклад на городской конференции преподавателей "Применение профессиональных задач на уроках математики для мотивации студентов-медиков"
Данный доклад был представлен на городской конференции преподавателей "Личностно-ориентированное обучение: опыт, проблемы"...
Формирование мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью информационно-коммуникационных технологий
Формирование мотивации к обучению у студентов-медиков с помощью информационно-коммуникационных технологий...