Проблемы формирования мотивации при обучении английскому языку
статья по теме
Одна из наиболее часто встречающихся проблем, с которой приходится сталкиваться учителю - отсутствие мотивации у студентов. Решение данной проблемы является одной из самых главных задач, которую ставит перед собой учитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdunarodnaya_konferentsiya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы формирования мотивации при обучении английскому языку
Бурим Юлия
Учитель английского языка
ГБОУ № 523 Колпинского района города Санкт-Петербурга
Одна из наиболее часто встречающихся проблем, с которой приходится сталкиваться учителю - отсутствие мотивации у студентов. Решение данной проблемы является одной из самых главных задач, которую ставит перед собой учитель. Из-за отсутствия мотивации страдает дисциплина, и проблема обучения становится все серьезнее.
Мотивация ребенка к изучению иностранного языка:
По моему мнению, стоит использовать центрированный на ученике подход, а значит самой главной задачей, является максимальное раскрытие личностного потенциала ребенка на уроках и занятиях, развитие его самостоятельности, когда учитель для него не хозяин или мастер, а скорее лишь партнер по общению, он не ставит ученика в строгие рамки общения. Для того чтобы поддерживать интерес ребенка необходимо изучить его интересы: посмотрел новый фильм, пусть напишет об этом сочинение; открылось новое кафе, в котором он побывал, попросите его рассказать о меню на английском языке и т.д.
Поскольку в мотивации ребенка должен принимать участие и родитель, существует несколько способов для достижения этой цели в домашних условия : интересуется ли ребенок компьютерными играми, устанавливайте ему эти игры с английским меню; ему нравится смотреть ролики, клипы или мультфильмы, покажите ему ,что это можно делать также и обучаясь на образовательных сайтах.
Кроме личных интересов необходимо учитывать и возрастные особенности ученика. Есть несколько важных возрастных периодов, которые можно выделить. Например, младший школьный возраст характеризуется готовностью ребенка испытывать себя в новой роли – роли ученика. Ученики начальной школы хотят и стремятся учиться, поэтому этот возраст считается наиболее благоприятным для начала изучения иностранного языка. Для того чтобы ребенок в процессе начала обучения не потерял к нему интерес, необходимо проводить занятия в игровой беспереводной форме с преобладанием устного общения.
Средний школьный возраст характеризуется как переходный от детства к взрослости. Часто этот период выявляет психологические перемены в ребенке, которые не всегда протекают гладко. Именно в этот период у ребенка наблюдается повышенная потребность в общении, поэтому и обучение английскому стоит строить на коммуникативном принципе. Например, стоит попытаться ввести общение с носителями ,социальные сети в современное время делают ту задачу выполнимой, давать слушать и смотреть песни, фильмы и передачи на языке оригинала. Также, не стоит все время контролировать выполнение заданий и «стоять над душой», необходимо помнить, что необходимо поддерживать стремление подростка к самостоятельности.
Старшеклассники уже стараются определиться с будущей профессией. У них достаточно тяжелый период, период сомнений и страха, ведь впереди их ждет решение, которое определит всю их будущую жизнь, поэтому важно подготовить их к этому. Английский язык и тут приходит на помощь. Полезно просить детей поискать необходимую информацию в интернете, журналах и газетах на английском языке, читать статьи, заметки, изучать теле-и радиопередачи, ролики о том, что ребенку интересно. Нужно просить учеников делиться мыслями, как решить заявленную проблему, выразить мнение по ней. Упражнения и задачи подобного рода помогут ученику быстрее осознать, что взрослый человек всегда выражает собственное мнение, и, что пользоваться английским языком нужно в своих личных интересах, а не только ради пятерки в журнале!
Рассмотрим несколько примеров, связанных с мотивацией :
Данная ситуация произошла со мной в прошлом году. Это был новый для меня 9 класс, дети, с которыми я не встречалась ранее. У одного из мальчиков были очень низкие оценки по английскому языку в течение предыдущего года, но когда у нас было аудирование, я услышала, что у него есть замечательная способность воспроизводить звуки, слова и предложения. Я сказала ему, что у него очень хороший слух и поощрила его слушать и читать больше. Он стал очень активным, к концу четверти он был одним из лучших учеников класса. На совещании, посвященном концу четверти и подведению итогов, я была удивлена услышать, что по другим предметам он либо не успевал, либо имел не больше трех баллов. Я позвала мальчика и спросила, как это могло произойти. Он улыбнулся мне и сказал: “Вы были единственной, кто похвалил меня, все, что мне всегда говорили другие, это то, что я бесполезен, и я решил сосредоточить все мои усилия на английском языке! ”
Какие выводы можно сделать из этого случая:
• Ученик может проявить себя, если любит своего учителя, интересуется предметом и получает достаточно поддержки от взрослого.
• Хотя это не находится в нашей должностной инструкции, мы, вероятно, должны обратить внимание на оценки наших лучших и худших учеников в других предметах.
Следующий случай произошел с моей коллегой, Кристиной Л. Она преподавала английский язык, разделенный на аспекты, а именно грамматику и письмо 10 классу гимназии, в то время как другой учитель преподавал английский, чтение и аудирование, этому же классу. На совещании их спросили, почему по одному предмету у класса были хорошие и превосходные отметки, в то время как по другим аспектам ребята этого же класса имели только удовлетворительные и плохие оценки. Кристина Л. объяснила, что ребята из этого класса были очень талантливыми, вдохновляющими и восторженными детьми; ее коллега сказала, что подростки были “самым немым классом в ее жизни! ” Когда Кристина Л. спросила класс об этом, они засмеялись, “Несомненно, разве вы не знали, что мы – самый немой класс!” Она сказала им, что может дать им список упражнений и текстов, которые можно прочитать, перевести и послушать летом. Тем временем, она захватывала на своих уроков не только свои аспекты ,но и аспекты своей коллеги, готовя ребят к наступающим тестам и экзаменам. В действительности, она делала работу своего коллеги ,чтобы те дети спокойно закончили школу и получили приличный аттестат. Другой учитель фактически хвастался своим успехом. Кристина Л. не комментировала и не обсуждала происходящее. Почему? Она знала упомянутого учителя хорошо, за сорок лет обучения у нее были только "немые" ученики.
Какие выводы можно сделать из этого случая:
• Детям никогда нельзя говорить, что они не могут сделать чего- то хорошего, что они не способны на большее.
• Мы не можем изменить наших коллег, но мы можем попытаться изменить плохую ситуацию.
• Если мы слышим уничижительное или пренебрежительное мнение о классе от коллеги, мы можем попробовать научить действовать по-другому, поощрять и поддерживать детей.
Как заинтересовать и мотивировать к учебе одаренных и слабых учеников:
Представьте, что имеете дело с очень занятыми и в то же время одаренными подростками, которые часто отсутствуют из-за большого количества соревнований, конференций, олимпиад, но при этом, с теми, кто может выполнить любой сложный тест, разработанный для целого сорокапятиминутного урока, через пять минут ровно. В то же самое время, это может быть ученик, который явно имеет некоторые проблемы изучения, является дислектиком или просто достаточно медлительным. Статистические данные учат нас, что у 15% детей есть некоторые психологические проблемы. Таким образом, мы должны иметь дело и с этим.
Какие выводы можно сделать из таких случаев:
• Очень трудно работать с одаренными детьми, когда они - часть обычного класса. Нужно всегда быть готовым к непредсказуемым моментам и иметь особые высокоуровневые задачи для них.
• Очень трудно работать с детьми, у которых есть некоторые проблемы связанные с развитием, когда они - часть обычного класса. Всегда нужно быть готовым к неожиданными поворотами и иметь более простые упражнения для них.
• Когда мы уверены, что у ребенка есть некоторые психологические проблемы, мы должны попросить о помощи администрацию школы, которая может связаться с родителями, органами образования и медицинскими работниками, если нужно.
• Нет такого понятия, как “обычный класс ”.
Во время исследования темы мотивации для конференции, я создала анкетный опрос и отослала его (посредством электронных писем) некоторым своим коллегам, а также попросила поучаствовать в нем и своих учеников. Одним из вопросов, на который они должны были ответить лишь одним словом или фразой был, «Какое слово ассоциируется у вас с понятием «мотивация»?». Основными ответами были : активный и творческий подход в обучении, баланс, понимание, коммуникация, компромисс, сотрудничество, рвение, энергия, энтузиазм, забава, целенаправленность, тяжелая работа, идеи, воображение, улучшение, вдохновение, интерес, радость, знание, взаимное обязательство, участие, страсть, личный интерес, удовольствие, положительное отношение, прогресс, цель, связь, навыки, шаг вперед в жизни, стимул, сильное желание преуспеть, успех, цель. Слово, которое неоднократно использовалось - это энтузиазм. Следовательно, учитель должен обладать данным качеством для того, чтобы мотивировать к обучению детей любого возраста.
Первое что необходимо сделать, начиная работать с классом, это узнать класс и выучить имена учеников и всегда называть их только по имени, не обращаясь к ним местоимениями «ты» или «вы». Проявите уважение к детям, и они будут смотреть на вас с доверием и заинтересованностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Мотивация играет значительную роль в обучении иностранным языкам в профессиональной школе. Особая роль отводится внутренней и внешней мотивации в обучении. Она повышает роль иностранного языка в форми...
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....
Формирование мотивации на уроке английского языка.
Формирование мотивации на уроке английского языка....
"Мотивация на занятиях английского языка в колледже как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста"
Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, так как современный специалист должен обладать профессиональными и общими компетенциями. Иностранные языки становятся одним из главных факторо...
Статья "Проблемы обучения английскому языку в колледже".
Данная статья отражает актуальные проблемы обучения английскому языку в средних профессиональных учебных заведениях. Выделяются ключевые трудности в обучении, и предлагаются пути...
Проблемы формирования мотивации учебной деятельности у студентов колледжей.
Аннотация: В статье анализируются основные мотивации обучающихся в колледже студентов, дается классификация побудительных мотивов к учебной деятельности. Предлагаются рекомендации по формировани...