Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине ФИЗИКА: Студенческое научное объединение «Умник»
рабочая программа на тему

Ковалева Елена Павловна

Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине "Физика": Студенческое научное объединение "Умник" разработана в соответствии с Федеральным законом " Об образовании в Российской федерации", в соответствии с требованиями ФГОС СПО, ФГОС основного общего образования, а также с учетом " Положения о внеурочной деятельности в ГБПОУ ВО "Бутурлиновский механико- технологический колледж" и Рабочей программы учебной дисциплины "Физика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_progr_kruzhok.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж»

                                          «Утверждаю»:

                                                                     Заместитель директора      

                            по учебно-методической                                                                                                                                       работе_________  /Искра О. Ю

Рабочая программа внеурочной деятельности

 по дисциплине ФИЗИКА:

Студенческое научное объединение «Умник»

Разработчик:  Ковалева Е. П. – преподаватель физики  IКК ГБПОУ  ВО  «БМТК»

2018

                       

    Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине Физика: Студенческое научное объединение «Умник»  разработана  в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учетом Положения о Внеурочной деятельности  в ГБПОУ ВО БМТК и Рабочей программы дисциплины «Физика».

    Разработчик: Ковалева Е. П. – преподаватель физики  IКК ГБПОУ  ВО  «БМТК»

Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии  общеобразовательных дисциплин

Протокол № 1 от 31.08.2018 г.

Председатель комиссии_____________   /Мазаева О. Н./

Содержание

Содержание        3

Пояснительная записка        4

Цели и задачи рабочей программы        4

Режим занятий        5

Система отслеживания и оценивания результатов обучения обучающихся        6

Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу        6

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности        8

Содержание курса        8

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса        10

Приложения к программе                                                                                     11

Пояснительная записка.

 Актуальность   программы определена тем, что сама дисциплина «Физика» является важнейшей пред профильной подготовкой для таких специальностей колледжа, как: 15.02.01«Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», 09.02.02 «Компьютерные сети».

   Умение качественно решать   физические задачи разного уровня сложности является необходимым условием для профессионального развития, построения профессиональных планов, а также формирования профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена.

   Студенты могут   углублять полученные на основных уроках знания, дополнительно занимаясь на курсе внеурочной деятельности, решая задачи различного уровня сложности и разными методами, тем самым глубже постигать сущность физических явлений и закономерностей, совершенствовать знание физических законов.

       Цели, решаемые при реализации рабочей программы:

- расширение, углубление, систематизация и обобщение знаний и умений   студентов по физике.

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний.

       Задачи предлагаемого курса:

- развивать технику решения задач по физике;

- формировать физические знания и учебные умения;

- развивать интуицию в работе с заданиями по физике;

- способствовать интеллектуальному развитию студентов, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию;

В результате освоения программы внеурочной деятельности: Студенческое научное объединение «Умник»  

студенты должны знать:

    основные понятия и основные  законы физики, смысл физических величин (скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения и т. д.), физические явления и свойства тел (электромагнитная  индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект, свойства газов, жидкостей и твердых тел, свойства электрического поля и т. д.),

студенты должны уметь:

   производить расчеты по физическим формулам, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи различного уровня сложности, решать качественные и графические задачи, «снимать» все необходимые данные с графиков, правильно оформлять решение задачи, работать в паре, в группе, прислушиваться к мнению окружающих, владеть методами самоконтроля и самооценки, использовать приобретенные знания и умения в практической, профессиональной   деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности 

Данный курс предназначен для студентов 1 курса специальностей: 15.02.01«Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», 09.02.02 «Компьютерные сети».

 Режим занятий:

Общее число часов в год: 10

Занятия проводятся 1 раз (1 час) в месяц в кабинете №407                                                          

Основной вид занятий- практическое занятие.

Программа поможет сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; использовать приобретенные знания и умения в практической, профессиональной  деятельности.

Программа построена таким образом, что возможны различные формы занятий: консультация преподавателя, подробное объяснение примеров решения типовых задач, самостоятельное решение задач студентами по изученному алгоритму, коллективная и групповая формы работы при решении комбинированных и качественных задач, систематизация, углубление и расширение знаний при работе с научной информацией (просмотр видеофильмов научного содержания).

Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы внеурочной деятельности:

Личностные:

  • умение установить связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • повышение мотивации учебной деятельности;
  • развитие нравственно-этического оценивания содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
  • развитие навыков самопознания и самоопределения:
  • формирование идентичности личности;
  • развитие самоорганизованности и личной ответственности за результаты своей деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Профессиональные:

  • расширение и углубление предметных знаний;
  •  расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
  •  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  •  получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования;
  • применение полученных знаний в своей профессиональной    деятельности.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения обучающихся

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. — ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Формы и виды контроля: 

-Неделя ООД (открытое мероприятие, выставка лучших творческих работ студентов;

- Районная олимпиада по физике;

-  Участие в дистанционных международных олимпиадах проекта videouroki.net

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности:

п/п

Тема

Кол-во

час

Перечень компетенций

Вид деятельности обучающихся

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Организационное, вводное занятие. Деление членов СНО на оперативные группы.

Механика. Правила и приемы решения физических задач.

 

Молекулярная физика и термодинамика.

Электродинамика.

Оптика.

Квантовая физика

Итоговое занятие

1

1

2

2

1

2

1

ОК1, ОК6

ОК2, ОК3

ОК4, ОК2

ОК6, ОК4,ОК1

ОК6, ОК2

ОК3, ОК6

ОК5, ОК7

Знакомятся с планом работы СНО, определяются цели и задачи будущей деятельности, осуществляется подбор темы поисковой, научно-исследовательской работы.

Систематизируют общие требования, правила и приемы решения задач по разделу, выясняют типичные недостатки при оформлении решения физической задачи.

Актуализируют решение качественных, количественных и прикладных задач по разделу. Получают консультации по выполнению научных проектов и исследовательских работ.

Закрепляют ЗУН при решении качественных, экспериментальных, занимательных задач, задач с техническим содержанием. Получают консультации по выполнению научных проектов и исследовательских работ.

Принимают участие в групповом и коллективном решении задач, составляют задачи на заданные объекты или явления.

Применяют метод взаимопроверки решаемых задач. Закрепляют ЗУН при решении комплексных задач на применение основных понятий раздела.

Обсуждают, подводят итоги поисковых, научно- исследовательских работ, выступают с докладами и презентациями.

Итого:

10

Содержание курса внеурочной деятельности:

Организационное, вводное занятие. Правила и приемы решения физических задач (1 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления, формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

Механика (1 ч)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. Координатный метод решения задач по механике. Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. Задачи релятивистской механики.  Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.

Молекулярная физика и термодинамика (2 ч)

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа и свойств паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния вещества. Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

Электродинамика (2 ч)

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения типовых задач. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.  Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием. Углубление и расширение знаний при работе с научной информацией (просмотр видеофильма научного содержания).

Оптика (1 ч)

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: линзы, зеркала.

 Групповое и коллективное решение задач. Решение задач несколькими способами. Углубление и расширение знаний при работе с научной информацией (просмотр видеофильма научного содержания).

Квантовая физика (2 ч)

Комплексные задачи на применение основных понятий раздела: фотоэффект, фотон, гипотеза Планка о квантах, уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта, строение атома и атомного ядра, энергия связи и расщепления атомного ядра. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач.

Итоговое занятие (1 ч)

Обсуждение, подведение итогов поисковых, научно- исследовательских работ студентов. Защита творческих проектов.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса:

Литература для преподавателя:

  1.    Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский: под ред Н.А. Парфентьевой. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 416с.: ил.
  2.   Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин: под ред Н.А. Парфентьевой. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 432с.: ил.
  3.   Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, М: «Форум», 2009 -559 с.
  4.  Гладкова Р. А. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983.       5. Олейник А.П., Физика. Решение задач, «Дрофа», 2014- 105с.
  1.  Законы, формулы, алгоритмы решения задач. А.Е.Марон, Д.Н.Городецкий, «Дрофа»,2008

7.    Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М: Владос., 2004.

 

Литература для обучающихся:

1.   Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский: под ред Н.А. Парфентьевой. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 416с.: ил.

2.  Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин: под ред Н.А. Парфентьевой. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 432с.: ил.

3.   Пинский А. А., Граковский Г. Ю., Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования, М: «Форум», 2009 -559 с.

4.   Гладкова Р. А.. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983

  1. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001
  2.   Гладкова Р. А.. Сборник задач и вопросов по физике, М: Наука, 1983.
  3. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.                                                                                      

Техническое обеспечение:

Ноутбук;

Медиапроектор;

Экран

Интернет – ресурсы:

Приложения к программе:

Приложение1:

Цели и задачи проектно- исследовательской деятельности:

    Представленные темы проектов и исследовательских работ по физике будут интересны обучающимся, которые увлекаются трудами известных физиков, любят проводить эксперименты, не равнодушны к механике, электронике, оптике, акустике и другим разделам физики. При выполнении проектов и научно- исследовательских работ, студенты могут проявить фантазию и неординарный подход к процессу. Работа над проектом позволяет автору углублённо исследовать выбранную тему, а также применить полученные знания на уроках физики.  Экспериментируя и углубляясь в аспекты исследования с помощью различных методов практического анализа, обучающийся откроет для себя новые грани курса физики.

Исследуя определённую тему исследовательской или проектной работы, руководителю стоит обратить внимание на инструктаж для обучающегося по основам оформления и плана работы, что немаловажно в проектной деятельности, а также будет учитываться во время защиты. Таким образом, студент повторит правила оформления проекта и не допустит структурных ошибок в дальнейшем.

Немалые трудности после выбора темы проекта по физике у студента возникают при определении актуальности исследования, при точной формулировке объекта и предмета исследования. Наставник в течение всего времени выполнения проекта корректирует работу обучающегося, консультирует насчет надлежащего оформления или по другим возникающим вопросам.

Приложение 2:

Темы проектов по физике:

Абсолютно твердое тело и виды его движения.
Анизотропия бумаги.
Влияние магнитных бурь на здоровье человека.
Выращивание кристаллов медного и железного купороса в домашних условиях и определение их плотности.
Защита транспортных средств от атмосферного электричества.
Изготовление самодельных приборов для демонстрации действия магнитного поля на проводник с током.
Принцип работы пьезоэлектрической зажигалки.
Вещество в состоянии плазмы.
Влияние атмосферы на распространение электромагнитных волн.
Влияние внешних факторов на зрение.
Влияние магнитных бурь на здоровье человека.
Влияние обуви на здоровье человека.
Влияние спиртосодержащих напитков на внутренний водородный показатель среды pH человека.
Влияние ультразвуковых и звуковых волн на рост и развитие растений.
Влияние электрического тока на организм человека.
Вода знакомая и незнакомая.
Вынужденный колебательный резонанс.
Движение тел под действием силы тяжести.
Диффузия в природе и технике.
Диффузия вокруг нас.
Из истории открытия радиоактивности.
Измерение времени реакции подростков и взрослых.
Измеритель статического электричества
Инфракрасное излучение – окно в невидимый мир.
Исследование зависимости эффективной мощности дизельного двигателя от температурного режима.
Исследование поверхностного натяжения растворов стиральных порошков.
Исследование радиационного фона γ-излучения на приусадебном участке.
Исследование свойств электромагнитных волн в различных средах.
Исследование теплопроводности различных материалов.
Исследование шумового фона в помещении и на улице
История развития электрического освещения.
Магнитные носители информации.
Мыльный пузырь – непрочное чудо.

Приложение 3:

Темы исследовательских работ по физике

Изучение моющих средств. Физика мыла.
Поверхностное натяжение мыльного пузыря. Маленькое чудо у вас дома.
Магнитные поля, их измерения и воздействие на живые организмы.
Исследование влияния различных факторов на рост кристаллов.
Исследование колебаний пружинного маятника. Цифровая регистрация и обработка данных.
Исследование сопротивления тела человека.
Механика деформируемых тел. Механические свойства твердых тел.
Мобильный телефон с точки зрения физики.
Наука на страже здоровья. Влияние ультразвука на организм человека и ультразвуковая диагностика.
Неблагоприятные экологические последствия работы тепловых двигателей.
Неньютоновская жидкость
Передаточные механизмы и их виды.
Прибор для демонстрации газовых разрядов.
Равновесие твердых тел. Виды равновесия.
Разработка генератора электромагнитных волн и его использование на уроках физики.
Силы в механике. Деформация и сила упругости.
Силы в механике. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести
Силы в механике. Сила трения.
Термочувствительные материалы.
Полупроводники, их прошлое и будущее.
Поляризация света и ее применение.
Производство энергии.
Российские лауреаты Нобелевской премии в области физики.
Скорость света.
Современная энергетика и перспективы ее развития.
Тепловое расширение тел и его учет.
Физика и архитектура.
Физика и живопись.
Физика и музыка.
Физика и приметы погоды.
Физика и спорт.
Физические характеристики и свойства снега.
Формирование полярных сияний.
Что такое генератор.
Экологическое состояние моего дома.
Электрический ток в жидкостях.
Электродвигатели и их применение.
Явление электризации. Электризация на производстве и в быту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» Специальности: 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров; 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.Программа отвечает современным требо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»("Естествознание") по специальности СПО 19.01.17 «Повар, кондитер

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 41.1 Общая характеристика учебной дисциплины «Естествознание». 51.2 Область применения и место учебной дисциплины в учебном плане. 71.3 Результат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» для специальности СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Физика». 61.1. Общая характеристика учебной дисциплины «Физика». 61.2. Область применения и место учебной дисциплины в учебном ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» для специальности СПО 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Физика». 61.1. Общая характеристика учебной дисциплины «Физика». 61.2. Область применения и место учебной дисциплины в учебном ...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» разработана на основе: ФГОС СОО по дисциплине «Физика», утвержденный приказом Министерства образования и ...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Физика ОДБ.02 ФИЗИКА Профессии: 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов

Рабочая программа для профессии судостроитель - судоремонтник металлических судов, обязательная учебная аудиторная нагрузка обучающегося - 224 часа....