Методическая разработка классного часа - Общероссийские дни защиты от экологической опасности
классный час на тему

Мирошниченко Татьяна Витальевна

 

Классный час «Общероссийские дни защиты от экологической опасности» предназначен для использования студентам первого курса всех отделений техникума. Цель проведения классного часа – формирование нравственного поведения, опираясь на собственный опыт переживаний, постигать логику человеческих чувств и учиться навыкам жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дни защиты от экологической опасности

Автор: Мирошниченко Т. В., преподаватель, классный руководитель группы ОБ-1601

Цель: привить стремление жить в согласии с природой, не загрязнять и беречь её.

Задачи:

  • развивать у обучающихся кругозор, память, внимание;
  • воспитывать неравнодушие и желание узнать больше об экологической обстановке в мире;
  • прививать стремление к экологическому образованию и просвещению.

Оборудование: телевизор, компьютер

Ход классного часа:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и задач классного часа (1 слайд)
  3. Основная часть:

Слайд

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1 слайд

В средине весны стартовали Общероссийские дни защиты от экологической опасности, ставшие сегодня ежегодной экологической акцией. Как и почему возникла идея проведения Общероссийских Дней защиты от экологической опасности? В этом нам предстоит сегодня разобраться.

Слушают преподавателя

2 слайд

В повседневной суете, в стремлении к сиюминутному успеху, мы порой забываем о вечных ценностях, которые являются фундаментом нашей жизни. Такая не переходящая ценность – окружающая нас природа. Она предоставила нам все необходимое для развития жизни.

Природа оказывает нам, причем бесплатно, основные услуги, без которых человеческий род не смог бы выжить. Озоновый слой защищает нас от ультрафиолетовых солнечных лучей, которые вредны для здоровья людей, животных растений. Растения очищают воздух, которым мы дышим, и воду, которую мы пьем.

Чего только люди не выдумали, чтобы облегчить себе жизнь: удобрения - для сбора богатых урожаев и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых, вредителей полей; научились из недр Земли добывать огромное количество полезных ископаемых; на реках построили плотины, на месте бескрайних лесов появились города и заводы.

Люди, увлекаясь благоустройством своей жизни, заметили, но поздно, что рыбы в реках стало меньше, птицы по весне не поют как прежде по весне. Воздух стал грязнее, из-за большого количества выхлопных газов автомобилей и дыма заводских котельных, труднее стало дышать.

Слушают преподавателя

3 слайд

А сколько мусора можно встретить вдоль дорог в лесах и по берегам рек?

А жизнь на Земле стала хуже.

Леса топорщатся, и степь клубится,

Жара изводит, и снега блестят

Богаты мы!..

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят

Дрожит камыш

На считанных озерах,

и считанные рыбы

ждут в реке.

И восковые

Считанные зерна

Неслышно зреют

В малом колоске.

Над запахом таежной земляники

Полночный филин

Ухает из тьмы

Неужто, внуки

Лишь по красной книге

Узнают.

Как богаты были мы ?!

/Р. Рождественский/

Слушают преподавателя

4 слайд

Бурное развитие экологического образования и просвещения во второй половине XX, начале XXI вв. стало реакцией мировой общественности и специалистов на ухудшение экологической обстановки в мире, быстрое истощение природных ресурсов. Экологический кризис побудил человечество к поиску решения проблем загрязнения окружающей среды. По словам выдающегося учёного В.И.Вернадского важнейшая задача каждого жителя Земли состоит в том, чтобы научиться «управлять собой в отношениях с природой».

Экологическое образование и просвещение получили международное признание как важнейшие средства решения проблем охраны природы. Эти вопросы отражены в целом ряде международных научных конференций, в том числе в решениях Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), к которым присоединилась и Россия.

Слушают преподавателя

5 слайд

Общероссийская акция «Дни защиты от экологической опасности» ежегодно проходит с 15 апреля по 5 июня. Идея проведения Общероссийских Дней защиты от экологической опасности родилась в 1993 году, инициаторами которой выступили общественные организации. По представлению Министерства природных ресурсов инициативу поддержало Правительство России, и в тот же год акция стартовала 15 апреля и прошла в 40 субъектах России. Через два года в Днях участвовали все субъекты РФ. В 1996 году общественная инициатива была закреплена на уровне Правительства Постановлением от 11 июня 1996 года «О проведении Дней защиты от экологической опасности». Ведущей целью Дней защиты было определено укрепление взаимодействия государственных органов и общественных объединений в проведении эффективной экологической политики. В эти же годы российским опытом заинтересовались за рубежом. В 1996 году были проведены «Первые Дни экологической безопасности на Чешской земле» и «Первые Дни экологической безопасности на Китайской земле», а затем и во многих других странах и вскоре Дни стали Международными.

Слушают преподавателя

6 слайд

Дни защиты проводятся ежегодно под девизом: «Экология – Безопасность – Жизнь». Их проведение стало доброй традицией, которая отражает стремление миллионов людей жить в согласии с природой. Время проведения мероприятий выбрано весьма удачно: именно на апрель и май приходится основная часть «зеленых» (экологических) дат календаря. Весна – наиболее подходящее время для проведения очистки парков и скверов, садов и лесопосадок. Наш город не остается в стороне от этого движения: хорошей традицией стало устраивать трудовой десант по очистке улиц и дворов города, городского парка культуры и отдыха от мусора, скопившегося за зиму. Но мусора от этого меньше не стало. Не надо забывать – “чисто не там, где убирают, а там, где не сорят”.

Дни защиты от экологической опасности охватывают период с середины марта по июнь месяц ежегодно.

Слушают преподавателя

7 слайд

В это время отмечаются даты, связанные с жизнью природы и человека:

Слушают преподавателя

8 слайд

22 марта – Всемирный День Воды. Отмечается по инициативе Международной ассоциации водопользователей с 1994 года.

«Вода, у те6я нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама – Жизнь» /Антуан де Сент – Экзюпери/

Преклонение перед водой обусловлено её уникальными свойствами, как компонента природной среды: ее незаменимостью, присутствием во всех сферах Земли

Слушают преподавателя

9 слайд

Во многих местах чистая пресная вода воспринимается как нечто само собой разумеющееся, в других местах ее не хватает либо по причине скудности водных ресурсов, либо из-за загрязнения.

Около трети населения мира проживает в странах, где наблюдается умеренная или сильная нехватка пресной воды.

Слушают преподавателя

10 слайд

Около 1.1 млрд. человек или 18 % населения мира не имеют доступа к чистой воде.

Пресная доступная вода занимает всего лишь 0,3% всей пресной воды Земли. Мировые запасы пресной воды не могут быть увеличены, а число ее потребителей постоянно растет. Причем вода становится все грязнее и грязнее.

Отбор воды из природных источников в некоторых регионах привел к серьезным негативным последствиям для окружающей среды.

Слушают, отвечают

11 слайд

К 2025 году две трети населения Земли будут жить в странах, испытывающих серьезную нехватку воды.

Россия занимает первое место в мире по запасам пресной воды. У нас сосредоточено более 20% мировых ресурсов пресной воды. Но какой она станет через несколько лет?

Слушают преподавателя

12 слайд-

22 Апреля – День Земли. Этот день предложили отмечать жители небольшого городка в США Санта-Барбара. В 1969 году из скважины возле этого курортного городка разлилась нефть. Она покрыла толстым слоем все прибрежные пляжи. Все живое погибало от пленки гниющей нефти. Жители городка собрались вместе и очистили пляжи, решив этот день назвать Днем Земли.

Слушают преподавателя

13 слайд

26 апреля отмечается трагическая дата – День Памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. В этот день на Чернобыльской атомной электростанции произошла крупнейшая в мире техногенная катастрофа. Было выброшено в атмосферу около 190 тонн радиоактивных веществ. Опасные радиоактивные вещества выделялись в окружающую среду из-за пожара, длившегося почти две недели. Население Чернобыля подверглось облучению в 90 раз большему, чем население Хиросимы после взрыва атомной бомбы.

Слушают преподавателя

14 слайд

1июня – День Защиты Детей. Учреждён в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин, впервые отмечался в 1950 году.

Слушают преподавателя

15 слайд

5 июня – Всемирный День защиты окружающей среды. Поводом к послужило знаменитое обращение, поступившее 11 мая 1971 года генеральному секретарю ООН, которое подписали 2200 деятелей науки и культуры из 23 стран мира. Они предупреждали человечество о беспрецедентной опасности, угрожающей ему в связи с загрязнением окружающей среды. "Либо мы покончим с загрязнением, либо оно покончит с нами", - так был поставлен вопрос в этом обращении. А год спустя, в Стокгольме состоялась всемирная конференция по защите окружающей среды, на которой присутствовали представители 113 государств мира. Участники конференции и приняли решение о ежегодном проведении Всемирного дня окружающей среды.

16 слайд

За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за 2-3 миллиона лет.

В атмосферу выбрасываются сера, азот, калий, ядовитые вещества

Слушают преподавателя

17 слайд

Загрязнение воздуха на 43-45% повинно в ухудшении здоровья населения.

18 слайд

В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25% птиц и 44% зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица земли уже исчезли 118 видов млекопитающих и 127 видов птиц.

Слушают преподавателя

19 слайд

Несмотря на имеющиеся опыт и достижения, существуют некоторые объективные и субъективные факторы, затрудняющие проведение Дней защиты. Среди них: частые реорганизации природоохранных органов, которые ведут к потере квалифицированных кадров; постоянные изменения экологического законодательства; некоторое снижение интереса общества к проблемам экологии по сравнению с временами начала перестройки; снижение общего уровня культуры в обществе и как следствие — снижение экологической культуры.

Прослеживается тенденция последовательного ограничения организаторских функций, а также полномочий по экологическому контролю органов государственной власти субъектов Российской Федерации и некоторые расширения полномочий органов местного самоуправления при явном дефиците их нормативно-правовой базы и недостаточных финансовых возможностях.

При изменении базовых экологических нормативно-правовых актов приоритет отводится не охране и восстановлению природных ресурсов России, а созданию условий для их ускоренной приватизации. В связи с этим роль Дней защиты, как эффективного механизма по охране окружающей среды ещё более возрастает.

Наиболее перспективным направлением дальнейшего развития Дней защиты является гармоничное сочетание вопросов экологии и культуры, имеющих самое прямое отношение к формированию нового сознания и мышления россиян XXI века.

Принципиальное значение приобретает разрушение старых, укоренившихся в сознании людей стереотипов потребительского отношения к природе. Экологические образование и просвещение служат основой формирования гуманистически ориентированного мировоззрения людей и должно стать всеобщим и непрерывным.

В случае широкого развития системы экологического образования и просвещения прогнозы развития человеческой цивилизации, данные академиком РАН А. Л. Яншиным, могут стать реальностью: «Верится, что широкое экологическое образование будет способствовать превращению биосферы в сферу человеческого разума — ноосферу, при вступлении в которую всё человечество поймет, что оно есть часть этой ноосферы, и будет стремиться не к уничтожению, а к расширению и умножению природных богатств».

Дни защиты от экологической опасности, образно говоря, играют роль своеобразного камертона в процессе формирования экологического мышления.

Слушают преподавателя

20 слайд

«Мы имеем один экземпляр вселенной и не можем над ним экспериментировать» (доктор физико-математических наук, профессор Виталий Лазаревич Гинсбург)

«Не надо чистить воду и воздух, гораздо важнее не загрязнять их» - Алекса́ндр Никола́евич Несмея́нов — организатор советской науки. Президент Академии наук СССР, ректор Московского университета.

Слушают преподавателя

21 слайд

(Роберт Рождественский)

Кромсаем лёд,

меняем рек теченье,

твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы ещё придём

просить прощенья

у этих рек,

барханов

и болот,

у самого гигантского

восхода,

у самого мельчайшего

малька...

Пока об этом

думать неохота.

Сейчас нам не до этого

пока.

Аэродромы,

пирсы

и перроны,

леса без птиц

и земли без воды...

Всё меньше -

окружающей природы.

Всё больше -

окружающей среды.

Мы должны помнить, что Земля у нас одна на всех.

Какая она есть, какая она будет, все зависит от нас.

Слушают преподавателя

22 слайд

Спасибо за внимание!

Слушают преподавателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа на тему "Курительные смеси - серьезная опасность"

Методическая разработка классного часа на тему "Курительные смеси - серьезная опасность"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа «У опасной черты»

Как сказал известный писатель Чингиз Айтматов,  «…люди победили чуму, малярию, тиф…Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джины, терзают человечество…»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ТЕМА «ПРЕДМЕТ ПОВЫШННОЙ ОПАСНОСТИ – ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ (ПЕРОЧИННЫЕ НОЖИ, КУХОННЫЕ НОЖИ, ЭЛЕКТРОШОКЕРЫ И Т.П.)

Познакомится, какие посторонние предметы могут причинить вред здоровью участников образовательной деятельности.Ознакомить студентов с отдельными пунктами ПРАВИЛ внутреннего распорядка обучающихся ГАПО...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...

Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»

Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток     приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...